Огромный потенциал российских курортов, в том числе и туристского продукта, по-прежнему востребован далеко не полностью. Причинами этого являются, во-первых, спад экономического развития в условиях кризиса; во-вторых, многих не устраивает непомерно высокая стоимость услуг и, в-третьих, недостаточная эффективность рекламной кампании.
Одним из направлений исследования эффективности современной экономической системы санаторно-курортного и туристического комплекса (СКТК) Кавминводского особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации в условиях мирового финансово-эконо-мического кризиса является определение особенностей функционирования его организаций, что выражается в поиске путей не только увеличения финансовых результатов, но также и повышения финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, интенсивности использования фондов и поиска путей справедливого ценообразования, повышения качества обслуживания и конкурентоспособности.
Известно, что на конкурентоспособность организаций СКТК, в том числе и Кавминвод, влияет множество факторов, определяющих силу бизнеса, способность организации держаться на плаву и оперировать, в текущих финансово-экономических и политических условиях, в том числе решение налоговых проблем, финансовая устойчивость и независимость, оснащение материально-технической базы, ее износ, организация деятельности по всем направлениям - финансовой, хозяйственной, сбытовой, аналитической, обслуживающей и т.д. Но эти факторы определяют только одну сторону конкурентоспособности организаций этого комплекса.
В этой связи её надо рассматривать с точки зрения двух ее составляющих - конкурентного потенциала и конкурентной позиции. Конкурентный потенциал организации складывается из ряда возможностей: финансовых, технических и организационных, а конкурентная позиция - это позиция организации на рынке сбыта санаторных услуг. Относительное превосходство конкурента может быть обусловлено также внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы: цели и стратегия СКО, издержки производства, жизненный цикл СКП, организация процесса ценообразования. Внешние факторы: соотношение спроса и предложения, конкуренция, госрегулирование, потребители с его выбором услуг и их стоимостью.
Конкурентное превосходство западных внешних и внутренних факторов санаторного и туристского обслуживания граждан может быть подтверждено рядом показателей. Так, число въехавших в Россию туристов из-за рубежа в 2007 г. составило 2213,5 тыс.чел., а число выехавших в страны дальнего зарубежья российских граждан - 9368 тыс. чел., т.е.в 4,1 раза больше, чем въехало; число иностранных туристов на 1000 человек в мире составляло 297,8, в Великобритании - 5251, а в России лишь 161,3; доля туризма в ВВП в 2007 г. в мире составляла 9.7%, в США - 9,9%, а в России 6,6%; доля туризма в занятости в мире составляла 8%, в США 10,1%, а в России 5,6%1. Это говорит о ещё больших неиспользуемых резервах.
Надо отметить, что в докризисный период, в регионе Кавминвод приступили к реализации «Стратегии социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды до 2020 г.». Так, в минувшем 2008 году, впервые за последние 10 лет регион принял на отдых и лечение 715,0 тысяч человек, что говорит о росте востребованности услуг курортов Кавминвод2.
Необходимо отметить, что правительство Ставропольского края определило несколько кластеров регионального и федерального уровня, среди которых «...первый кластер - туристско-рекреационного типа... однако, имея существенный потенциал в области оздоровительного и познавательного туризма, Кавминводы привлекают пока ограниченный контингент отдыхающих, проигрывая лечебно-оздоровительным курортам некоторых других стран. Нам необходимо активизировать маркетинговую политику, политику в области привлечения инвесторов для создания новых крупных объектов туристско-рекреа-ционного комплекса и объектов современной инфраструктуры»3.
Тем более, что мировой экономический кризис существенно сказался и на развитии региона КМВ. Мы с коллегами, уже писали в своих статьях о путях повышения конкурентоспособности нашей санаторно-курортной и туристической сферы в условиях кризиса. Предлагалось осуществлять государственное регулирование ценообразованием санаторно-курортных услуг через снижение фиксированных цен и увеличение размеров дотаций на путевки, государственным органам страны потребовать от соответствующих министерств принятия неотложных мер по снижению налогов на лечебные и оздоровительные услуги и тарифов на коммунальные услуги, прежде всего, в учреждениях здравоохранения и санаторно-курортном и туристическом комплексе. а также снижения тарифов на проезд или перелёт на курорт по путёвке, о снижении стоимости путёвок в санатории, особенно принадлежащие Федеральному Совету Независимых Профсоюзов России, и др.
К сожалению, и сейчас в 2009 году, положение не улучшилось. На пресс-конференции Российского союза туриндустрии 28 июня 2009 г. приводились такие цифры: в июне 3-х-звёздный отдых в Анапе с 3-х-разовым питанием обходился россиянам на 19,6% дороже, чем в Турции; в июле: турпакет «всё включено» в Египте на 61,9% дешевле, чем отдых с проживанием и 3-х-разовым питанием в Анапе, и на 27,5% дешевле, чем в Сочи. По сравнению с Турцией, Сочи в июле дороже на 16,2%, Анапа - на 28,4%. В августе Сочи будут дороже Турции на 17,3%, Египта - на 23,7%. Сочи ближе всего к Болгарии - дороже всего на 3,6%, но в Болгарии нашим туристам предлагают за эти деньги - «всё включено», а в Сочи - лишь 3-х-разовое питание. Анапа в августе будет дороже Турции на 23,9%, Египта - на 29,8%, Болгарии - на 9,4% (а ещё и перелёт). На этой пресс-конференции руководитель Комиссии по внутреннему туризму РСТ генеральный директор компании «Ориент» (НТК «Интурист») Анатолий Гусев заявил: «Цены на российских курортах по сравнению к 1998 году выше выездных цен на 20-30%, чего никогда не было, то есть ситуация неблагоприятная1. А президент РСТ Сергей Шпилько заявил: «Мы устали слушать о том, что россияне этим летом переориентируются на отечественные курорты. Цены на отдых в России сейчас таковы, что можно говорить не о росте потока, а его снижении»
В своих статьях мы уже приводили положительные примеры деятельности некоторых санаториев КМВ (Ессентукский санаторий - ООО «Санаторий Металлург» (собственность Магнитогорского металлургического комбината), Ессентукским санаторием Центросоюза (Струк-тура сродни ФСНПР) и других, руководители и коллективы в которых разработали и внедрили традиционные и новейшие лечебные и диагностические методики в оборудованных передовой техникой кабинетах, переоборудовали и благоустроили корпуса, причём на средства, заработаны самими коллективом, снизили цены на некоторые категории путёвок, без снижения заработной платы работников, т.е. сохранили и выручку и клиента.
При формировании ценовой стратегии, особенно в условиях мирового экономического кризиса, необходимо учитывать названные и другие особенности, влияющие на процесс ценообразования санаторно-курортных услуг в такой важной сфере экономики, как санаторно-курортный и туристический комплекс.
1 Почему в России отдыхать дороже и как изменить эту ситуацию? М,// «Туризм ППП», 05,,2009, Стр..15-16.
2 См.:Вышинский В.Н. Стратегическая перспектива особо охраняемого региона в научном издании «Актуальные экономические и экологические проблемы стратегии развития КМВ», Пятигорск, Изд.во Пятигорского государственного лингвитстического университета 2009, Стр.11..
3 См.: «Потенциал есть. Краевое правительство намерено усилить позиции региона.», Ставрополь, «Ставропольский бизнес», №24, Стр.1.
Библиографическая ссылка
Литвяк Б.И., Александров В.В., Коваленко А.А. О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1355 (дата обращения: 10.05.2025).