Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гончарова Е.В.

Гуманистические тенденции современного образования обуславливают необходимость осмысления новой социально-экологической функции дошкольного образования. Наше исследование выполнено в контексте концепции личностно-ориентированного образования социокультурного типа, где утверждаются самоценность человека и природы, ценностное отношение и созидательная деятельность личности в природной среде, ответственность общества за свои действия в природоохранной деятельности, здоровье, обеспечивающееся благодаря равновесию системы «человек-природа». Культурологический подход актуализирует проблемы социально-экологического развития дошкольников, обуславливает необходимость осмысления социально-экологических проблем и процесса социально-экологического образования дошкольников. Подобный подход к созданию системы социально-экологического образования осуществляется впервые.

Основные понятия и принципы гуманистической модели культуросообразного типа, содержание которых развивается в научной школе Е.В.Бондаревской, положены нами в качестве методологической основы социально-экологического образования социокультурного типа: культурная идентификация личности (осознание своей принадлежности к определенной культуре, интернализация ее ценностей, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, поведения); методологизм (ориентация не только на трансляцию и освоение культуры, но и на ее воспроизводство и развитие в новых условиях); природосообразность (отношение к ребенку как к части природы, его развитие в единстве и согласии с природой и забота об экологически чистой природной среде его обитания, воспитание личной ответственности детей за состояние окружающей их среды);интеграция (интеграция содержания образования определяется необходимостью формирования целостной картины мира, запуска развития и саморазвития сущностных природных свойств ребенка в их единстве и целостности).

Осмысление социально-экологических проблем в контексте личностно-ориентирован-ного образования дает новый взгляд на экологическую ситуацию, в которой общая культура становится системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы. Особенность культурологического подхода заключается в том, что отношения «человек - природа» рассматриваются в конкретно-историческом контексте и развиваются в рамках определенной культурно-исторической эпохи. Большинство концепций экологического образования, существовавших ранее, направленные на природоохранную деятельность, оптимизирующую воздействие человека на «испорченную» им природную среду, не учитывали, что современное общество, наука, техника непрерывно развиваются. Природа также находится в постоянном развитии. В связи с этим современные концепции экологического образования дошкольников предполагают формирование культуросообразных форм и методов воздействия человека на природу как часть единой ноосферной культуры.

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. Существует множество наук, занимающихся изучением культуры, и множество концепций. Анализ позволил выявить наиболее существенные концепции культуры, на которые мы опирались в разработке методологических и теоретических положений нашего исследования. Аксиологическая концепция раскрывает культуру как явление, отражающее духовную природу человека, духовные ценности и нравственные нормы человечества. Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной креативной и разумной природы человека. Личностная (или поведенческая) концепция представляет культуру как актуализацию социальной природы человека: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе. Социологизаторская концепция характеризует культуру как определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного народа, социума. Каждая из концепций культуры по-своему интересна. Но культура не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование. Разнообразные культуроведческие науки и концепции сходятся в следующем: культура отличает человека от других живых существ; через культуру происходит социальное исследование, связь поколений, культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки. Мы видим возможность интеграции культуры и природы, как факторов, обеспечивающих содержание социально-экологического образования и развития личности ребенка дошкольного возраста.

В каком бы аспекте мы ни анализировали культуру, мы везде обнаружим присутствие человека. Все культурные процессы проистекают из одного продуктивного источника - из человека и существуют только потому, что значимы для него. Выделение подсистемы «человек» в качестве отдельного системного элемента образовательной модели является принципиальным и существенным моментом, подчеркивающим тот факт, что в общей целостной гуманитарной социокультурной образовательной системе человек выступает субъектом по отношению к культуре и образованию. Именно соотношение культуры и человека во многом определяет ту необходимую совокупность условий, которые, составляют содержательную и процессуальную основу «очеловечивания» образования, т.е. его гуманитаризацию: целостную аксиологическую основу как единство ценностных ориентаций отдельного человека и системно-структурную организацию культурных ценностей человечества в целом. Социокультурный подход к образованию обеспечивает формирование представлений о закономерностях развития человека как существа природного, социального и духовного.

Гуманистическое образование актуализирует проблемы не только культуры, природы и социума, но и отдельного человека. Личность становится центром внимания научной и педагогической мысли, что позволяет говорить о становлении концепции человека. Человек настолько многообразен, что разные науки обнаруживают в нем прямо противоположные человеческие свойства. Варианты аспектов изучения человека бесконечны, но при этом сегодня становится очевидней: человек - сверхсложный, неисчерпаемый, во многом загадочный предмет познания. Термин «человек» употребляется как собирательный, т.е. обозначающий обобщенного представителя Homo sapiens. Основными характеристиками человека как всякого живого существа являются его активностьпластичность, динамичность, социальность, разумность, духовность, креативность,целостность.

Человек - существо, единственное из всех живых существ неразрывно, органично связывающее в себе свои биологическую и социальную сущности, свою разумность и духовность. Перечисленные выше видовые особенности присущи человеку с самого рождения. Педагоги и психологи, изучая личность ребенка дошкольного возраста, создают «социальный, психологический, физиологический, личностный, возрастной, индивидуальный портрет ребенка» (Л.И.Божович, Р.С.Буре, А.В.Запорожец, С.А.Козлова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина и др.). Они утверждают, что каждый ребенок целостен, связан с Космосом, земной природой и обществом. Он рождается биологическим организмом, индивидной индивидуальностью, членом общества, потенциальным носителем культуры, создателем межличностных отношений. Однако ребенок-дошкольник проявляет свою человеческую природу иначе, чем взрослые. Он более чувствителен к космическим и природным явлениям, а возможности его вмешательства в земную и космическую природу минимальны. В то же время ребенок максимально активен в освоении окружающего и созидании внутреннего мира, себя самого. Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшим уровнем способности к изменению, т.е. он наиболее динамичен. Преобладание в детстве тех психических процессов, связанных не с корой больших полушарий, а с другими структурами мозга, обеспечивает большую впечатлительность, непосредственность, эмоциональность, неспособность ребенка к самоанализу в начале жизни и стремительное его развертывание по мере созревания мозга. В силу психических особенностей и отсутствия жизненного опыта, научных знаний, ребенок больше, чем взрослый, привержен к воображаемому миру, игре. Но это не означает, что взрослый умнее ребенка или что внутренний мир взрослого гораздо беднее детского. Просто психика ребенка иная, чем психика взрослого. С нашей точки зрения, ребенок - это: космобиопсихосоциокультурное, пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии; активно осваивающее и созидающее общественно-исторический опыт и культуру; самосовершенствующееся в пространстве и времени; имеющее относительно богатую духовную жизнь; проявляющее себя как органическая, хотя и противоречивая целостность.

Вышесказанное о человеке и ребенке позволяет нам убедиться в необходимости и возможности «окультуривания природы ребенка», его социализации средствами природы и культуры. Социально-экологическое образование ребенка-дошкольника может выступать оптимальным условием развития личности в целом и социально-экологическом в частности.


Библиографическая ссылка

Гончарова Е.В. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=998 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074