Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Клочко И.Л. 1 Старкова Г.П. 1 Малько Т.В. 1
1 ФБГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
Эффективность и ценность инновационных процессов не являются равнозначными для отдельной организации в сегменте рынка предпринимательских структур. Значимость таких процессов определяется в контексте стратегии развития компании и оценивается категорией инновационной активности. Инновационная активность стратегического характера характеризуется показателями качества инновационной стратегии конкуренции, уровнем мобилизации инновационного потенциала, количеством привлеченных инвестиций, культурой при проведении инновационных изменений и обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности. Обобщив существующие подходы российских и зарубежных исследователей к оценке и интерпретации инновационной активности предприятий, разработана и представлена в табличной форме номенклатура данных качественных характеристикам показателей для проведения комплексной оценки внедрения инноваций.
показатель инновационной активности
предпринимательская структура
инновационная активность
1. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – М.: Издательство Юрайт, 2011.
2. «Глобальный рейтинг инноваций-2012» // WIPO. Новости и события. Режим доступа: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2012/article_0014.html
3. Инновационное развитие – основа модернизации экономики России: Национальный до-клад. – М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. – 168 с.
4. Проект стратегии инновационного развития России до 2020 г. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/tnews/3467/proekt_strtegii_innovacionnogo_razvitiya_rossii_do_2020_g (25 сен. 2011).
5. Реутов А. Ю. Разработка методики комплексной оценки инновационной активности орга-низации // Управление экономическими системами. – 2011. – № 10.
6. Старкова Г. П., Клочко И. Л., Фалько Л. Ю. Инновационный подход к формированию ас-сортиментной политики предприятий малого и среднего бизнеса в сфере услуг // Электрон-ный журнал "Современные проблемы науки и образования". – 2012. – № 6.
7. Стерлигов И. А. Что мешает инновациям? // Открытая экономика. – 2009. – № 4.
8. Терновский Д. Н. Инновационные банковские продукты в кредитовании малого и сред-него бизнеса: Автореферат дисс. … канд. экон. наук. – Тольятти, 2012.
9. Шаляпина О. А. Таможенная политика в отражении угроз экономической безопасности России: Автореферат дисс. … канд. экон. наук. – СГУЭиФ, 2009.

Введение

Перспективным направлением реорганизации российской экономики является развитие различных форм предпринимательских структур, что позволит насытить потребительский рынок товарами и услугами нового качества, создать дополнительные рабочие места на предприятиях малого и среднего бизнеса. Такие предприятия, как правило, обладают наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и позволяют внедрять новые формы хозяйствования и технологий. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам развития малых и средних предприятий в контексте организации инновационных процессов по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, внедрению технологий по производству инновационного продукта и формированию инновационного стиля поведения предпринимателей [8,9].

На данный момент можно констатировать, что в нашей стране есть отдельные точки инновационного роста, есть территории, где развиваются инновационные процессы, отдельные инновации, но в целом инновационная система не сложилась [7], не имеет четкой структуры с позиций показателей оценки проводимых инноваций.

Инновационные проекты в России реализуются и продвигаются очень сложно. Это подтверждает тот факт, что доля инноваций в экономике страны составляет всего 3-5 %. Общественные установки в отношении ноу-хау и инновационного развития достаточно слабые. Деловых людей не интересуют новые идеи, потому они предпочитают создавать бизнес, который бы работал по менее рискованной схеме - например, перепродажа недвижимости или товаров. В стране если и существуют заказчики, которых могут заинтересовать инновации, то их нельзя назвать достаточно крупными, чтобы данные инновации были массово воплощены в жизнь [3].

Совсем другая ситуация складывается в Европе и США, где инновации ценят и они могли бы стать примером для нашей страны. Согласно отчету «Глобальный рейтинг инноваций-2012: Более тесные связи в сфере инноваций в целях роста мировой экономики» второй год подряд Швейцария, Швеция и Сингапур занимают лидирующее положение по общим результатам деятельности в сфере инноваций. В соответствующих регионах лидерами являются следующие страны: в Европе - Швейцария, в Северной Америке - США, в Юго-Восточной Азии и Океании - Сингапур, в Северной Африке и Западной Азии - Израиль, в Латинской Америке и Карибском бассейне - Чили, в Центральной и Южной Азии - Индия и в странах Африки к югу от Сахары - Маврикий. Среди стран с экономикой низкого уровня доходов лидирует Кения [2].

В России разработаны собственные инновационные традиции и стандарты, которые позволяют широкомасштабно использовать нововведения в экономическом процессе. А главное - есть талантливые и изобретательные люди, которые генерируют такие идеи. Но, увы, пока можно говорить лишь о том, что инновационная инфраструктура, в которую традиционно входят ведомственные и академические институты, исследовательские центры и университеты, предприятия и технопарки, даже на 50 % не отвечает тому уровню, в котором нуждается современная инновационная отрасль [4].

Цель исследования

Исследование признаков инновационной активности предпринимательских структур с позиции комплексной оценки качественных характеристик показателей в условиях воздействия факторов внешней и внутренней среды.

Методы исследования

Методологическую основу исследования составили адаптационный подход, информационно-аналитический метод, а также метод включенного наблюдения.

Результаты исследования

Российская экономика медленно, но уверенно движется к инновационной составляющей и, возможно, достаточно скоро сможет называться экономикой будущего, главные компоненты которой - инновации и инвестиции в качественно новую продукцию. Не последнюю, а может, и определяющую роль в этом процессе играют предприятия малого и среднего бизнеса со своими стратегиями развития, где ключевое место занимают креативные и мобильные предприниматели.

На сегодняшний день в малом бизнесе инноваторов крайне мало, даже среди тех, кто занимается высокотехнологичным бизнесом. Важная роль в интенсификации инновационного процесса принадлежит малым и средним предприятиям, что обусловлено их гибкостью, инициативностью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям. В условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства они призваны обеспечивать результативное освоение новых технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции [6]. Однако анализ многочисленных литературных источников, посвящённых вопросам исследования различных сторон и аспектов инновационной деятельности, позволяет говорить о том, что эффективность и ценность инновационных процессов не являются равнозначными для отдельной организации в сегменте рынка малых предпринимательских структур. Их значимость может быть определена и возрастать только в контексте конкретной стратегии развития компании, и оцениваться категорией инновационной активности (ИА).

Инновационная активность позволяет оценить характер инновационной деятельности, которая отличается содержанием, структурой и составом конкретных действий, совершаемых по определённой технологии. Инновационная активность - это характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и её результатами. Ведь инновационная деятельность может дать как положительный, так и отрицательный результат. Очень часто при одних и тех же стратегиях, целях, планах, ресурсном потенциале у разных руководителей различных предприятий совершенно разные результаты. Именно различия в инновационной активности позволяют объяснить неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных позициях.

В свою очередь, ИА стратегического характера определяется показателями качества инновационной стратегии конкуренции, уровнем мобилизации инновационного потенциала, количеством привлеченных инвестиций, культурой, при проведении инновационных изменений и обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности [8].

Как известно, на результат эффективности функционирования предприятия любой сферы деятельности оказывают влияние внешняя и внутренняя среды, имеющие свои группы факторов, подлежащих в процессе воздействия возможной коррекции.

Управление ИА предполагает подробное рассмотрение и оценку факторов влияния, как внешних, так и внутренних. Обобщив существующие подходы российских и зарубежных исследователей к оценке и интерпретации инновационной активности предприятий, разработана номенклатура исходных данных для проведения комплексной оценки ИА с выделением ресурсного и результативного показателей.

Фактор группы среды, влияющий на показания результата (количественного, качественного) признака инновационной активности, может иметь отклонения как в положительную, так и в отрицательную стороны в зависимости от препятствий и возможностей организации инновационного процесса заданной среды.

В табличной форме представлены взаимосвязь качественных характеристик ИА, а так же проблемы , которые препятствуют развитию и мобильности предпринимательских структур. При оценке ИА использован практический опыт руководителей малых и средних предприятий, применяющих в своей деятельности технологии для создания инновационных продуктов и услуг, что позволило выявить качественные характеристики признаков ИА.

Заключение

Результаты, представленные в таблице, в должной степени демонстрируют качественные характеристики признаков, которые формируют инновационную активность предприятий малого и среднего бизнеса и те препятствия и угрозы, которые являются ограничительным моментом в их развитии. В таблице приведены лишь наиболее значимые характеристики, которые по итогам ранжирования находятся на верхних позициях рассматриваемого перечня.

В России, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Даже у крупных компаний заметно снизился интерес к интеллектуальной составляющей инновационного процесса. В перспективе это может привести к ухудшению качества и уровня новизны инноваций, к дальнейшему замедлению ИА [1].

Инновационная активность предпринимательских структур должна поддерживаться государством на всех уровнях деятельности. Если будет решена проблема конкурентоспособности инновационно активных малых и средних предприятий, то это во многом обеспечит перспективное развитие экономики России.

Таблица. Препятствия и возможности развития признаков инновационной активности в малом секторе экономики

Группа факторов

Фактор группы

Признак ИА, на показатель которого влияет фактор

Угрозы и препятствия развития признака ИА

Возможности развития показателей ИА

Внешняя среда

Экономические

Уровень инфляции

Уровень привлеченных инвестиций

- доходность вложений не превышает темпы инфляции;

- отсутствие залогового потенциала со стороны предприятия заемщика

- привлечение иностранного капитала;

- снижение кредитных ставок для предприятий малого и среднего бизнеса;

- оценка интеллектуальной собственности в качестве залоговой

Платежеспособность предприятий

- краткосрочное финансирование инновационных проектов

- увеличение собственного оборотного капитала;
- привлечение долгосрочных источников финансирования.

Бюджетный дефицит

Балансовый дефицит страны

Положение отрасли , куда входит предприятие

- кризисные явления в экономике;

- ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- нарушение экономических связей

- направление инвестирования бюджетных средств в сторону малых предприятий;

- более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства

 

Государственные пошлины

Налоговая политика

Таможенная политика

Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности

- увеличение налогового бремени;

- усложненный порядок процедур и сроки рассмотрения и оформления документов по внешнеэкономическим операциям

- снижение ставок налога на добавленную стоимость на ввозимое оборудование, новые технологии, комплектующие материалы и сырье, технику, не производящиеся в России и используемые в собственном производстве;

- введение специального налогового режима;

- прогнозирование экономической ситуации в целом

Политические

Нормативные акты местных и центральных органов власти

Уровень мобилизации инновационного потенциала

- недостаточная эффективность механизмов властной поддержки на местном и региональном уровнях

- создание легитимных и авторитетных общественных организаций, представляющих широкие слои мелких предпринимателей

Политический климат в стране

Соответствие реакции фирмы характеру стратегической ситуации

- деятельность власти и общее направление развития страны

- диалог бизнеса и власти, оправдание ожиданий

Международные соглашения по тарифам и торговле

Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности

- тарифные барьеры

- количественные ограничения (импортные квота и субсидии)

- содействие со стороны государственных структур справедливым условиям торговли

Правовое регулирование экономики государством

- современное состояние законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности

- стабильное обеспечение правовой базы функционирующего рынка

 

Ограничения со стороны государства на доступ к ресурсам

- отсутствие государственных методов регулирования доступа к ресурсным фондам

 

- эффективное распределение ресурсов между отраслями;

- разработка механизмов обеспечения свободы доступа к природным ресурсам

Антимонопольная политика

Качество инновационной стратегии конкуренции

- неравные условия конкуренции;

- ограничение конкуренции со стороны исполнительной власти

- антимонопольное государственное регулирование;

- совершенствование инструментария антимонопольной политики

Кредитная политика

- дефицитом финансовых институтов для обеспечения непрерывности инновационного цикла;

- низкая капитализация банков

-направление вектора государственной политики в сторону кредитования инновационной деятельности;

- решение задач стимулирования предложения кредитов для инновационных производственных структур

Рыночные

Демографическая ситуация

Уровень мобилизации инновационного потенциала

- демографический кризис;

- неравномерная территориальная концентрация населения;

- снижение качества жизни населения

- системные реформы повышения рождаемости;

- стимулирование населения для переезда в малонаселенные территории

Уровень доходов населения

 

- социальная нестабильность

- безработица

- повышение уровня жизни населения

 

Уровень конкуренции в отрасли

Качество инновационной стратегии конкуренции

- изменения влияния движущих сил отрасли;

- внедрение новых товаров и услуг

- использование стратегического планирования, отслеживание стратегий конкурентов;

- применение современных маркетинговых технологий

Жизненный цикл товаров и услуг

Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности

- зависимость спроса от этапа жизненного цикла товара или услуги

- выстраивание маркетинговой стратегии предприятия;

- внедрение новых товаров и услуг;

- выстраивание концепции ребрендинга

Количественные и качественные характеристики рынка, на котором действует предприятие

- наличие барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости;

- неравномерность численности продавцов на анализируемом сегменте рынка

- государственное регулирование монополий на рынке;

- координация коэффициентов концентрации рынка

Технологические

Технологические инновации

Изменения в технологии производства

Прогресс в использовании сырья и материалов

Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности

- поддержка со стороны государства избранных производств;

- отсутствие экспертизы инновационного продукта

- интеграция результатов инновационной деятельности и поддержки государства;

- распределить рисков и прибыли между государством и бизнесом;

-поддержка и стимулирование инновационного рынка

Социальные

Социальные ценности, установки

Уровень методов, культуры и ориентиров, использованных при проведении инновационных изменений

- отрицательные результаты социально- политических и экономических процессов в обществе

- поддержка и развитие ценностных ориентаций в обществе

Отношение между национальностями и национальными образованиями

- расслоение общества;

- присутствие межнациональных разногласий и конфликтов

- выстраивание отношений между различными национальными образованиями, как на региональном, так и государственном уровнях;

- поддержка национальной культуры отдельного образования

Отношение населения к предпринимательству

- формировавшийся годами негативный образ предпринимателя;

- активное расслоение общества;

- низкий уровень культуры отношений

- активное участие предпринимательства в социально-экономической жизни общества;

- формирование положительного имиджа предпринимателя государством

Движение в защиту прав потребителей

- активное развитие потребительского экстремизма

- потребительское воспитание;

- выстраивание конструктивных диалогов между потребительским сообществом и бизнесом

Изменение роли менеджеров и их социальные установки

- изменение социальных ценностей;

- руководство бизнесом без учета социальных установок

- увеличение роли тайм-менеджмента в инновационных процессах предприятий;

- инновационный менеджмент

Международные

Возможности выхода на международные рынки

Зарубежные конкуренты и их оценка

Анализ зарубежных рынков

Качество инновационной стратегии конкуренции

- монополия на локальном рынке;

- отсутствие маркетинговых стратегий;

- отсутствие механизмов нейтрализации внешних угроз за счет сильных сторон предприятия;

-неравноправное научно-техническое сотрудничество

- профессиональная оценка качественных и количественных показателей макросреды;

- использование в полной мере возможностей стратегического менеджмента;

- использование современных маркетинговых технологий

Таможенная и протекционистская политика

- нестабильность национальной экономики;

- сложная структура внешней торговли

 

- эффективная таможенная система

 

Внутренняя среда

Организационные

Миссия и стратегия

Уровень методов и культуры, использованных при проведении инновационных изменений

 

 

 

Мотивация персонала, формирование инновационного стиля поведения предпринимателей

- отсутствие стандартов организационной культуры и структуры предприятия;

- особенности наличия ментальных признаков культурного пространства предприятия;

- отсутствие и несоблюдению внутрикорпоративных стандартов

- формирование инновационной стратегии и миссии предприятия;

- ориентация на ценности и миссию организации

Кадровый потенциал

- демографическая составляющая региона;

- отсутствие мотивации к саморазвитию у сотрудников;

- повышенный риск профессионального стресса

- повышение квалификации персонала;

- формирование коллектива с учетом мотивационных типов сотрудников

Организационная структура

-формальное распределение ролей и функций внутри организации;

- бюрократизация структуры

- сокращение иерархических уровней и каналов общения;

- расширенный объем полномочий руководству на местах

Технология производства

Уровень мобилизации инновационного потенциала, в т.ч. его латентной части

- риски организационно-технологического характера

- разработка скриптов технологических линеек предприятия

Имидж организации

- отрицание психодиагностических характеристик при исследовании внутреннего и внешнего имиджей организации;

- непринятие современных технологий формирования имиджа руководством организации

- профессиональный подход к формированию или совершенствованию положительного имиджа организации на основе глубокого исследования качественных и количественных характеристик существующего имиджа

 

Рецензенты:

Петухов Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор, заместитель директора Инженерной школы Дальневосточного федерального университета по инновационному развитию, г. Владивосток.

Ембулаев Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры математики и моделирования Института информатики, инноваций и бизнес-систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Клочко И.Л., Старкова Г.П., Малько Т.В. КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9828 (дата обращения: 18.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074