Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Асаева И.Н.
Статья посвящена анализу существующей современной ситуации системы дошкольного образования. Обозначены основные направления развития данной системы. Показана необходимость развития кадрового потенциала дошкольных учреждений в связи с углублением противоречия между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей, способствующей реализации важнейших профессиональных функций. Разрешение данного противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения. Определены недостатки современной системы повышения квалификации воспитателей и основные направления ее развития.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования. Активно внедряются в практику работы группы кратковременного пребывания детей, центры дошкольного образования (физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др.) [5].

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации «О проекте методических рекомендаций по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» предлагается расширить список видов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с потребностями практики [6]. Так, с учетом увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, развивается сеть дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную работу с детьми. Кроме того, сегодня практически не разработан механизм осуществления инклюзивного образования, которое предполагает совместное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей. В связи с этим возникает потребность в организации особого вида дошкольных образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование. При разработке нормативных основ и содержания функционирования таких дошкольных учреждений могут быть использованы разработанные в отечественной педагогике модели инклюзивного образования, предусматривающие различные степени интеграции: полную, комбинированную, временную и частичную.

Наметившаяся тенденция к увеличению числа родителей, стремящихся как можно раньше «устроить» ребенка в детский сад по разным причинам (материальные трудности, сохранение рабочего места и др.) свидетельствует о необходимости открытия таких видов дошкольных учреждений, как детский сад для детей раннего возраста.

В 2004 году выходят Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования. Содержание Концепции направлено на решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста, при поступлении в школу. Предлагается акцентировать внимание педагогов на следующих принципах работы с детьми:

- уход от школьного типа обучения;

- использование цикличности и проектной организации содержания обучения;

- широкое использование методов, активизирующих поисковую деятельность детей;

- формирование детского сообщества и др.

На Всероссийском совещании по дошкольному образованию в апреле 2007 года, подчеркивалось, что главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. В связи с чем, необходимо:

- обновить содержание психолого-педагогической подготовки специалистов в учреждениях СПО, ВПО с целью формирования потребностно - мотивационной сферы в развитии профессионального мышления педагога;

- формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей различных моделей дошкольного образования;

- обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации, аттестации педагогических работников[1,С.5].

Таким образом, современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение компетенций, востребованных современной практикой. В целях создания необходимых условий для достижения современного качества дошкольного образования необходимо разработать технологии, направленные на изменение внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового определения как необходимого условия для принятия и развития новых педагогических идей. Необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, внедрения различных моделей неизбежно приводит к обновлению функционала воспитателя детей дошкольного возраста.

В связи с этим в теории, а также в практике дошкольного и дополнительного профессионального образования вопрос о современных технологиях развития профессиональной компетентности является одним из самых неразработанных и трудоемких, что объясняется:

- во-первых, тем, что в истории и развитии дошкольного образования на различных исторических этапах преобладали разнообразные и зачастую прямо противоположные методологические подходы и концепции развития дошкольников, а значит и к профессиональной компетентности воспитателей;

- во-вторых, представлением практических работников о том, что развитие дошкольников должно строиться на основе предметно-информационной модели обучения в однотипных образовательных учреждениях.

Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в квалификационной характеристике воспитателя. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности [4].

Все это свидетельствует о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.

 Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности воспитателя.

Вопросы развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации представлены в работах Б.С. Гершунского, О.Е. Докучаевой, Л.И. Звавич, Т.Г. Калугиной, В.А. Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса, Л.И. Маркушевой, А.М. Моисеева, И.В. Павловой, М.М. Поташника, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова и др.

Анализ современных научных исследований дает основание полагать, что в рассматриваемых работах внимание акцентируется, в основном, на проблемах основного и профессионального образования. Исследований, обращенных к развитию профессиональной компетентности дошкольных работников в условиях повышения квалификации, явно недостаточно. Сегодня для работников системы дошкольного образования есть формы и способы повышения квалификации, но отсутствуют научно-методические и ресурсные центры, советы. Повышение квалификации воспитателей не объединено на уровне целеполагания, не подчинено задачам обеспечения профессиональной компетентности современным требованиям, предъявляемым к дошкольному образованию.

Анализ предлагаемых системой дополнительного профессионального образования программ повышения квалификации для работников дошкольного образования показал, что воспитателям предлагаются готовые программы повышения квалификации. Данный факт свидетельствует о недооценке активной роли воспитателя при разработке образовательных программ. Результаты аттестации воспитателей в центре квалификационных испытаний при Ревдинском государственном педагогическом колледже показали, что остается большой процент педагогов, не имеющих курсовой подготовки в течение длительного времени, а воспитатели, не имеющие специального образования, не обеспечиваются оптимальными условиями для переподготовки.

Кроме того, курсовое повышение квалификации воспитателей идет от требований развивающейся науки. И чем глубже воспитатели погружаются в процесс усвоения новых теоретических знаний, тем больше они «выпадают» из пространственно-временного контекста своих дошкольных учреждений. Освоив знания из области современной педагогики, они оказываются неспособными к решению проблем в конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, существующая модель повышения квалификации воспитателей обнаружила ряд серьезных недостатков:

- цели деятельности повышения квалификации воспитателей не формируются работодателями, а задаются самой системой. Не работают механизмы согласования запросов педагогов и предложения системы;

- содержание повышения квалификации не соответствует запросам воспитателей и конкретным видам дошкольных образовательных учреждений;

- технологии и методы повышения квалификации не всегда адекватны современным требованиям;

- существующие формы повышения квалификации, при всех своих несомненных достоинствах, имеют ряд несовершенств: эпизодичность учебы, слабая ориентированность на целостность и индивидуальность процесса формирования профессиональной компетентности;

- в сложившейся практике преобладает подход скорее вузовский, а порою и просто «школьный». Для обучения же взрослых, предметом рефлексии становятся в первую очередь смыслы и свойства собственной профессиональной позиции. Педагоги анализируют значение компетентностей, способствующих или мешающих эффективности их работы [2];

- интеграция науки, образования и производства влияет и на систему повышения квалификации, к основным функциям которого относится: компенсаторная, адаптационная, корректирующая, развивающая, инновационная, интегративная. Современная же система повышения квалификации в большей мере ориентирована на первые три функции. Большинство распространенных форм повышения квалификации ориентировано на рост теоретического уровня, а не на развитие профессиональной компетентности.

Реализация новых требований в системе повышения квалификации видится в формировании принципиально новых конструкторов образования: компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств. Введение в содержание профессионального образования этих конструкторов означает, что знания и умения переходят в ранг тактических образовательных единиц, а компетентности и компетенции становятся стратегическими понятиями обновления профессионального образованиями. Такие конструкторы широкого радиуса использования имеют отчетливо выраженную практико-ориентированную, деятельностную направленность, действительно обеспечивая конкурентноспособность работника [3].

С 2005 года в педагогическом колледже г. Ревды осуществлялось исследование, направленное на организацию системы повышения квалификации воспитателей детей дошкольного возраста, ориентированной на современные потребности дошкольного образования. В процессе исследования были установлены сущностные признаки профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения, определена структура, выделены критерии и показатели ее развития. Апробирована следующая технологичная модель:

- оценка сформированности компетенций, необходимых конкретным воспитателям и виду дошкольного учреждения (компетенции нуждаются в развитии, компетенции эффективны, компетенции высокоэффективны); построение модели компетенций;

- развитие профессиональной компетентности воспитателей в процессе реализации совместно разработанных модульных программ и интерактивных методов обучения;

- анализ результативности профессиональной компетентности воспитателей, ее влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Имеющиеся данные свидетельствуют, что воспитатели наиболее нуждаются в развитии таких компетенций, как: решение проблемных ситуаций, работа с профессиональной информацией, осуществление профессионального саморазвития, осуществление целостного педагогического процесса в соответствии со спецификой дошкольного учреждения (76,2%) от общего числа опрошенных. Для довольно значительной части респондентов необходимо развить способность к профессиональным коммуникациям, проектирования объекта педагогической деятельности, организации взаимодействия с семьей и др. социальными партнерами (41,3%). Менее четвертой части ответивших испытывают потребность в развитии способности к оценке эффективности объекта педагогической деятельности, выбора форм, методов и средств образования детей дошкольного возраста (22,9). Кроме того участникам опроса необходимы умения по разработке методического сопровождения (15,7%), по проектированию профессиональной карьеры (13,55) и руководству различными видами детской деятельности дошкольника (11,2%).

Критерии эффективности результатов исследования нами рассмотрены с двух позиций:

- во-первых, критерии эффективности связаны с ее результатами, выражающимися в уровне квалификации педагогов;

- во-вторых, критерии эффективности связаны с влиянием уровня квалификации педагогов на результаты педагогической деятельности, выражающиеся в качестве образованности детей.

В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к развитию своей профессиональной компетентности нами выделены:

- высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;

- адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг);

- способность выйти на надситуативный уровень в решении педагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей профессионально-педагогической деятельности и поиску способов их решения посредством планирования педагогических задач;

- способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;

- умение анализировать собственную профессионально-педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;

- умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации;

В ходе проведенного нами исследования выяснилось, что у преобладающей части респондентов (94,5%), в роли которых выступали воспитатели различных видов дошкольных учреждений, потребность в повышении квалификации при педагогическом колледже существует.

Система повышения квалификации в педагогическом колледже сегодня имеет возможность:

- оперативно обновлять содержание и образовательные технологии;

- учитывать потребности конкретного дошкольного учреждения, конкретных воспитателей и их различный уровень сформированности профессиональных компетенций;

- объединять кадровые и методические ресурсы;

- соединять научно-исследова-тельскую, образовательно-проектную и информационно-аналитическую деятельность.

Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система повышения квалификации воспитателей должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры. Современный воспитатель должен быть способен к освоению новых функций, востребованных социально-экономическими тенденциями дошкольного образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Всероссийское совещание «Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. - С 5.

2.  Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов. - 2005. - № 7. - С.56-58

3.  Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход//Образование и наука.-2004.-№3. - С.27.

4.  Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. - СПб.,2003.

5.  Комплекс мер по развитию дошкольного образования//Дошкольное воспитание №1- 2007.

6.  Письмо Министерства образования и науки Российской федерации, от 31 мая 2007г. № 03 - 1213 « О проекте методических рекомендаций по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».


Библиографическая ссылка

Асаева И.Н. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=981 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252