Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ WEB-ПРОГРАММИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА

Слугина Н.Л. 1 Трофимов М.В. 1
1 ГОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В настоящее время на рынке труда ИТ-специалистов являются востребованными профессии, связанные с разработкой, созданием и сопровождением интернет-проектов. В связи с развитием интернет-технологий и укрупнением интернет-проектов происходит усложнение требований к специалистам в данной области и сужение специализаций. Наиболее востребованы, на сегодняшний день, web-программисты. В этих условиях деятельность высших учебных заведений по подготовке специалистов, обладающих необходимой квалификацией, становится важнейшей задачей, обеспечивающей потребности электронного бизнеса. В статье представлен анализ требований к специалистам в области web-программирования и web-дизайна на рынке труда. Выявлены компетенции, которыми должны обладать данные специалисты. Сделаны выводы о наиболее востребованных технологиях и соответствующих программных средствах в области разработки и создания web-сайтов. Представленные результаты могут быть использованы кафедрами при планировании учебного процесса с целью повышения качества подготовки специалистов соответствующих направлений.
подготовка ИТ специалистов
технологии создания сайтов
компетенции
рынок труда
web-дизайн
web-программирование
1. Ваши ставки, господа? Сайт Rabota.RU (Работа.РФ) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rabota.ru/research/stati_i_kommentarii/vashi_stavki_gospoda_.html. Дата обращения: 20.04.13.
2. Информационный портал Дальнего востока Farpost. – [Электронный ресурс] http://primorskii-krai.farpost.ru/. Дата обращения – февраль-март 2013.
3. О новых профессиях Интернета. Сайт «Помощь бизнесу». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bishelp.ru/rich/karier/0706_newprof.php Дата обращения: 19.04.13.
4. Слугина Н. Л., Гриняк В. М. Повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий на базе центра компетенций // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/105-7246 (дата обращения: 25.04.2013).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 783).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес информатика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 27).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 25).
8. Характеристики ИТ-профессий. Сайт Информационно-аналитической компании ПРОИнфоСистем. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proinfosystem.com/professional.html. Дата обращения: 25.04.13.

Настоящее время характеризуется постоянным развитием интернет-технологий, что влечет за собой появление потребности рынка труда в специалистах нового профиля. Укрупнение и развитие интернет-проектов, усложнение инструментария приводит к тому, что специалистам, работающим в данной области, нужно знать все больше тонкостей и специфических нюансов. В связи с этим происходит сужение специализации. Если раньше в обязанности веб-мастера или администратора сайта входили и верстка, и дизайн, и контент, и безопасность, и продвижение сайта, то сейчас тенденция такова, что каждой функцией или комплексом сходных функций занимается определенный специалист [2].

По мнению специалистов ведущих кадровых агентств, в число профессий, которые будут востребованы в ближайшие пять лет, вошли следующие профессии, связанные с проектированием, созданием и сопровождением веб-сайтов: web-программисты, SEO-оптимизаторы, менеджеры интернет-проектов, web-архитекторы, web-developers, контент-менеджеры, креативные специалисты по развитию web-ресурсов [1].

Для того чтобы качество подготовки выпускников ИТ-направлений соответствовало возрастающим потребностям электронного бизнеса, необходимо учитывать указанные тенденции в процессе обучения ИТ-специалистов.

Одним из основных направлений подготовки в области интернет-технологий на сегодняшний день является обучение дисциплинам, связанным с web-программированием и web-дизайном. К обязанностям web-программиста относятся: разработка программного обеспечения, оптимизация кода, написание и доработка дополнительных модулей, новых сервисов и скриптов. В обязанности web-дизайнера входит дизайн основной и типовых страниц сайта [8].

С целью выявления компетенций специалистов в области web-программирования и web-дизайна, востребованных на рынке труда Приморского края, была проанализированы требования работодателей на сайте farpost.ru в разделе Вакансии для Приморского края [4]. Анализ вакансий показал, что специалисты в области проектирования, создания и сопровождения веб-сайтов востребованы в различных отраслях. К таким отраслям относятся: информационные технологии, телекоммуникационные услуги, консалтинговые услуги, интернет-торговля, производство, туризм, банки, образование.

Выявленные в результате анализа компетенции представлены в таблице 1.

Таблица 1. Компетенции специалистов в области web-программирования и web-дизайна, востребованные на рынке труда

Направление

Компетенции

Web-программирование

Знание HTML, PHP, JavaScript и других языков создания сайтов.

Знание популярных framework’ов.

Знание технологий: jQuery, MySQL и др.

Знание технологий 1С-Битрикс.

Понимание и умение применять на практике принципы объектно-ориентированного программирования.

Настройка/установка CMS.

Навыки работы с реляционными СУБД и SQL.

Web-дизайн

Дизайн интерфейсов.

Работа с базовыми графическими редакторами.

Работа с Flash, Silverlight, баннерами.

Знание HTML4 и CSS2

Знание азов юзабилити, основ фонтографики и колористики.

В результате проведения анализа требований работодателей к специалистам по созданию веб-сайтов также были выявлены наиболее популярные и востребованные технологии. Результаты анализа представлены в таблице 2 и на рисунках 1–2.

Таблица 2. Технологии, используемые при создании веб-сайтов, запрашиваемые работодателями в вакансиях

Технология

Количество запросов работодателей

(всего вакансий 47)

Процентное соотношение запроса

Программные средства

Язык PHP и фреймворки на его основе

37

79 %

Язык Python и фреймворки на его основе

1

2 %

Язык Ruby и фреймворк Ruby on Rails

2

4 %

Платформа Java

2

4 %

Платформа ASP.Net (Язык С#)

5

11 %

Язык JavaScript (включая Ajax)

16

34 %

Библиотека jQuery (Язык JavaScript)

21

45 %

Библиотека MooTools (Язык JavaScript)

1

2 %

Языки разметки HTML4, XHTML1, HTML5

38

81 %

Язык XML

5

11 %

Язык CSS

30

64 %

СУБД

СУБД MySQL

28

60 %

СУБД MS SQL

3

6 %

СУБД Oracle

3

6 %

СУБД PostgreSQL

2

4 %

Системы, используемые для разработки ПО

Системы контроля версиями (GIT, Subversion)

5

11 %

Система полнотекстового поиска Sphinx

1

2 %

Система кеширования Memcached

2

4 %

Были выделены три группы технологий, запрашиваемых работодателями: программные средства, СУБД и системы, используемые для разработки и создания программного обеспечения.

Рисунок 1. Программные средства, используемые при создании веб-сайтов, запрашиваемые работодателями

Из представленных на рисунке 1 данных видно, что наиболее популярными и высоко востребованными на предприятиях Приморского края программными средствами, используемыми при создании веб-сайтов, являются:

  • язык HTML;
  • язык PHP;
  • язык CSS;
  • JavaScript-библиотека jQuery;
  • Язык JavaScript (включая Ajax).

Работодатели в большинстве случаев требуют от специалистов знание HTML/XHTML 4 (HTML 5 – новый стандарт для разметки страниц) и CSS, т.к. данные языки являются базовыми для создания веб-сайтов. Также популярным и высоко востребованным является язык PHP. На сегодняшний день чаще всего используются наборы библиотек и фреймворков, написанных на языке PHP, позволяющие ускорить разработку. В базе вакансий на сайте vladivostok.farpost.ru работодатели чаще всего включают в состав требований на вакансию web-программиста фреймворки Symfony и Zend Framework.

Для клиентской разработки (создание интерфейса пользователя) очень часто используется JavaScript-библиотека jQuery.

Рисунок 2. СУБД, используемые при создании веб-сайтов, запрашиваемые работодателями

Из представленных на рисунке 2 данных видно, что наиболее популярной и востребованной на предприятиях Приморского края СУБД, используемой для создания веб-сайтов, является СУБД MySQL.

Анализ вакансий также показал, что от специалиста часто требуется знание по одной из систем контроля версий кода – SVN или Git, что можно объяснить тем, что разработка и создание Web-сайта является коллективной.

Среди систем управления сайтом (CMS) наиболее востребованы 1C-Битрикс (проприетарная), Joomla, UMI.CMS (проприетарная) и Drupal. Данные CMS базируется на технологиях разработки с помощью языка PHP и СУБД MySQL. В большинстве веб-проектов используется JavaScript-библиотеки jQuery (например, в 1C-Битрикс).

К специалистам на должность «веб-дизайнер» предъявляются требования знания пакетов векторной и растровой графики, в основном – Photoshop, а также знания для создания анимации с помощью технологии Flash.

Исходя из специфики рассматриваемого направления и учитывая требования рынка труда к специалистам нового профиля, были проанализированы три направления подготовки высшего профессионального образования, для которых актуально введение в процесс обучения дисциплин, направленных на изучение web-программирования и web‑дизайна. К таким направлениям относятся:

1) Прикладная информатика.

2) Бизнес информатика.

3) Информационные системы и технологии.

С целью выявления компетенций, которые могут быть сформированы введением в процесс обучения дисциплин рассматриваемого направления, были проанализированы соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты [5–7]. Результаты проведенного анализа стандартов приведены в таблице 3.

Таблица 3. Компетенции, формированию которых может способствовать введение дисциплин, направленных на изучение web-программирования и web-дизайна

Область профессиональной деятельности

(согласно стандарту)

Компетенции

Прикладная информатика

Создание информационных систем в прикладных областях, реализация проектных решений с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и технологий программирования.

· способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК8);

· способность ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК4);

· способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);

· способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11).

Бизнес информатика

Стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием и организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием.

К объектам профессиональной деятельности относятся методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент.

· управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-7);

· проектировать архитектуру электронного предприятия (ПК-17);

· разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и Интернет-ресурсов (ПК-18).

 

Информационные системы и технологии

Исследование, разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий и систем.

· владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий (ОК-6);

· способность проводить техническое проектирование (ПК-2);

· способность проводить рабочее проектирование (ПК-3);

· способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности (ПК18);

· готовность адаптировать приложения к изменяющимся условиям функционирования (ПК-34).

С целью формирования указанных в таблице 3 компетенций для студентов всех трех направлений может быть сформировано учебное задание на разработку, создание, внедрение и сопровождение интернет-проекта, с учетом специфики каждого направления. Интернет-проектом может быть корпоративный сайт, интернет-магазин, тематический портал, сервисный сайт, социальная сеть и др. При построении учебного процесса, направленного на поэтапное выполнение задания, на каждом этапе работы над проектом в процесс изучения включаются соответствующие технологии. Таким образом, в ходе выполнения задания будут изучены и применены на практике наиболее востребованные на рынке труда технологии; сформированы компетенции, связанные с исследованием, разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем, а также проектные компетенции.

В результате проведенного исследования требований к специалистам в области web-программирования и web-дизайна были выявлены технологии, наиболее востребованные на рынке труда. Также были проанализированы стандарты ИТ-направлений подготовки высшего профессионального образования и выявлены компетенции, формированию которых может способствовать включение в учебный процесс выявленных технологий в рамках дисциплин, направленных на изучение web-программирования и web-дизайна. Результаты исследования могут быть использованы при планировании работы кафедры с целью повышения уровня подготовки специалистов ИТ-направлений в рамках реализации программы стратегического развития университета [4].

Рецензенты:

Мазелис Лев Соломонович, доктор экономических наук, директор Института информатики, инноваций и бизнес систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.

Кривошеев Владимир Петрович, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры Информационных систем и прикладной информатики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Слугина Н.Л., Трофимов М.В. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ WEB-ПРОГРАММИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9340 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674