Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Пешкова В.П. 1
1 НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
Статья посвящена исследованию влияния социально-культурной среды образовательного учреждения на формирование социальных установок и мировоззрения молодого человека, его ценностных ориентаций, стереотипов и моделей поведения, на формирование корпоративной культуры молодых специалистов. Базируясь на опыте Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов по организации социально-культурной среды, определены роль и значение социально-педагогических функций корпоративной культуры студенческого сообщества в социокультурном пространстве вуза. Социокультурная среда понимается как жизненное пространство человека, которое обладает мощным педагогическим потенциалом и способно востребовать эффективные технологии и средства воздействия на сознание и поведение личности, как результат творческой активности личности. В результате проведенных исследований показано, что особую роль в педагогизации социально-культурной среды играют духовно-нравственные референты, которые создают поле «культурного напряжения», в котором человек ощущает полноту бытия, познает себя через другого человека, расширяет сферу реального общения. Создание духовно насыщенной среды способствует социализации личности и самореализации творческих способностей, овладения подростками опытом культуросообразного поведения, обретения «культурной самоидентификации личности».
гуманитарное образование; студенческая корпоративная культура; социально-педагогические функции; социально-культурная среда; образовательное учреждение.
1. Белова Л. И. Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа: на примере Южно-Уральского государственного университета: Автореф. дис. ... канд. культурологии. - Челябинск, 2009.
2. Бородкина Т. А. Педагогические условия личностно-профессионального становления специалистов социальной сферы в образовательной среде современного вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2009.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1934; Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. - М.: Новые ценности образования: Культурные модели школ, 1997. - С. 177-185.
4. Запесоцкий А. С. Воспитание и образование / А. С. Запесоцкий // Высшее образование в России. - 2004. - № 2.
5. Запесоцкий А. С. Философия и социология культуры: избранные научные труды. - СПб.: СПБГУП: Наука, 2011. - 816 с.
6. Кравченко А. И. Культурология: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. - 3-е изд., М.: Академический проект, 2002. - 496 с.
7. Кудрявцев В. Т. Психическое развитие ребенка: креативная доминанта / В. Т. Кудрявцев. // Магистр. - 1998. - № 3. - С. 68.
8. Кутепов А. А. Формирование профессиональной этики студентов туристского вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
9. Лазаренко С. В. Управление процессом формирования профессиональной культуры студентов экономического направления: Автореф. дис... канд. социол. наук. - Москва, 2011.
10. Федотова Н. А.. Рекреативные функции СМИ: содержание и стратегии реализации: Автореф. дис... канд. филол .наук. - М., 2010.
11. Сотников И. М. Дифференциация студенческой субкультуры в современном российском обществе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2009.
12. Черкашина Т. Т. Формирование коммуникативного лидерства в диалоговой системе высшего менеджмент-образования: Автореф. дис... д-ра пед. наук. - М., 2011.
13. Чижикова Е. С. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
14. Эрзанукаева Л. Р. Роль современного российского телевидения в формировании культуры повседневности студенческой молодежи: Дис. ... канд. социол. наук. - М., 2009.

Введение

Характер и динамика личностного развития во многом определяются качеством социально-культурной среды жизнедеятельности - зоны ближайшего развития личности. В этом контексте становление личности понимается как опосредованный общением процесс освоения и присвоения индивидом ценностей культурного пространства, которое для личности становится условием ее социализации и самореализации культуры [3].

На ранних этапах онтогенеза значимой социокультурной средой жизнедеятельности является семья, выступающая важнейшей формой организации личного быта и средой трансляции социокультурных ценностей. Именно в семье происходит процесс первичной социализации, осваиваются нормы этики и морали - здесь ребенок приобретает первый опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, получает навыки обращения с деньгами. Воспитательной доминантой в развитии ребенка становится его становление в качестве самостоятельной и творческой личности - преобразуя ресурсы социокультурной среды, ребенок не только осваивает содержание «зоны ближайшего развития», но и инициативно расширяет возможности своего индивидуального опыта в диалоге с «миром взрослых». Это придает начальному этапу социализации личности изначально творческий, креативный характер [7].

Однако в студенческом возрасте доминирующая роль семьи уходит на второй план, уступая ре­фе­рент­ным группам, средствам массовой информации, Интернету, субкультурным сообществам, которые начинают оказывать формирующее воздействие на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Наиболее влиятельным фактором личностного развития становится социально-культурная среда образовательного учреждения, которая вносит существенный вклад в формирование социальных установок и мировоззрения молодого человека, его ценностных ориентаций, стереотипов и моделей поведения. Именно среда формирует корпоративную культуру молодых специалистов - как значимое коммуникативное пространство, оптимизирующее процессы социальной интеграции и индивидуализации молодежи, способствующее личностному развитию в гармонии с формированием основ профессиональной этики [13] .

Корпоративную культуру студенчества в рамках образовательного учреждения как педагогическую систему и предмет целенаправленного регулирования следует рассматривать как совокупность ценностей, норм и способов внешней презентации определенного социального сообщества, которая проявляется в предметной символике, характере межличностного взаимодействия и особенностях социально-психологического климата. Она предоставляет молодому человеку дополнительное ролевое, смысловое и деятельностное пространство для развития личностных и профессиональных качеств, необходимых будущему специалисту, гармонизует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности, обеспечивая социализацию в единстве с самореализацией [11], формирование личностной и профессиональной идентичности, гармонизацию представлений о себе и социуме.

Педагогический потенциал студенческой корпоративной культуры зависит от качества культурно-образовательного пространства, его смысловых и символических составляющих, играющих роль ориентира в ценностных предпочтениях, формирующих чувство корпоративности, «семейной близости», «родственности» составляющих его людей, мотивирующих характер и формы поведения людей. Следовательно, культурно-образовательная среда должна быть предметом целенаправленного руководства, приоритеты и задачи которого определяются образовательными и воспитательными функциями высшей школы. Сегодня образовательные институты, выполняя заказ общества, формируют личность в соответствии с требованиями социума и рынка труда, обучают и воспитывают студенческую молодежь с максимальным учетом тех социальных условий, в которых ей придется жить и работать [14]. Образование обеспечивает гуманизацию и всестороннее развитие личности, ее общественное признание и самоутверждение. В число наиболее значимых и востребованных рынком труда характеристик современной личности, обусловливающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности, входят: целеустремленность, познавательная активность, трудолюбие, критичность, креативность, способность к риску, стрессоустойчивость, лидерство.

Особое значение проблема формирования корпоративной культуры будущих специалистов имеет в гуманитарном университете. Во-первых, в гуманитарных профессиях социально-коммуникативной направленности ценности корпоративной культуры являются составной частью профессиональной этики. В этой связи особая роль в гуманитарном образовании принадлежит духовно-нравственному развитию личности. Образование, решающее только задачу передачи максимального объема знаний и освоения социальных технологий без учета духовно-нравственного развития, влечет за собой сужение предметного поля педагогики, деформируя её цели и задачи. При этом основное содержание и цели гуманитарного образования в его наиболее сущностных функциях определяются гуманитарной культурой, которая задает основные параметры образа личности и обеспечивает его формирование.

Во-вторых, корпоративная культура гуманитарного вуза становится условием реализации базовых функций гуманитарного университета, который, наряду с подготовкой кадров высшей квалификации, обеспечивает трансляцию духовно-нравственного опыта, сохранения ценностно-нормативного ядра национальной культуры. Гуманитарное образование - важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией. Диалектическая взаимосвязь культуры и образования заключается в возможности последнего оказывать существенное влияние на состояние духовной атмосферы в обществе [4]. Образование образует «почву» для культуры, реализует ее основную задачу - формирование личности, передачу накопленного поколениями социокультурного опыта [1].

Таким образом, целью исследования стало - теоретическое обоснование роли и значения социально-педагогических функций студенческой корпоративной культуры в профессиональном и личностном становлении молодого человека и определение условий их практической реализации в социально-культурной среде вуза.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели была сформулирована концепция формирования студенческой корпоративной культуры на основе реализации педагогического потенциала социально-культурной среды вуза. Основная идея предложенной концепции - раскрытие и актуализация личностного потенциала молодого человека. Вузовская среда по своим качественным параметрам приближается к культурно-образовательному пространству, в котором представлен весь универсум ценностей культуры и культурных форм жизни, необходимых для профессионально-личностного становления и саморазвития студента, за счет: единства обучения и воспитания, социализации и самореализации личности, организации воспитательного процесса; преемственности деятельности различных социальных институтов (семьи, школы, вуза), воздействующих на личность студента; оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности студента; реализации личностно-ориентированной методологии организации образовательного процесса.

Корпоративная культура студенческого сообщества представляет собой систему, состоящую из ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых и поддерживаемых большинством студентов и определяющих способы взаимодействия как внутри студенческого сообщества, так и вне его. В структуре студенческой корпоративной культуры можно выделить несколько подсистем: а) ценностно-нормативная подсистема (ценности, разделяемые в студенческой среде, корпоративные нормы и правила поведения); б) коммуникационно-поведенческая подсистема формальных и неформальных отношений (структура власти и лидерства, роли, статусы, социально-психологический климат); в) знако-символическая подсистема этической идентификации (мифы и легенды, корпоративные предания); г) ритуально-деятельностный пласт корпоративной культуры, представленный системой социально-культурных университетских мероприятий; д) подсистема внешней презентации (имиджевые проекции и рекламные атрибуты, фиксирующие значимую профессиональную символику) [13].

Важнейшее значение в процессе формирования личности имеет аксиологический ресурс корпоративной студенческой культуры, который составляют: мировоззрение личности как система представлений о мире, детерминирующая отношение человека к другим людям, обществу и природе; корпоративные ценности и значимые явления организационной жизни членов сообщества; институциональные нормы как совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых вузом и обеспечивающих сохранение и развитие корпоративного сообщества. Для формирования личностной идентичности значимым элементом среды общения выступает социально-психологический климат профессионального сообщества, формирующий коммуникативное поле общности «мы» и особую духовную атмосферу. Корпоративная культура способствует включению студента в жизнь образовательного учреждения, особенно на стадии его адаптации, т.к. фиксирует сведения о нормах, правилах, идеалах, стандартах деятельности, традициях, обычаях, ритуалах образовательного учреждения. В процессе совместной учебной и внеучебной деятельности студентов накапливается социальный опыт, основными элементами которого выступают знания, умения, навыки, культурная компетентность, социальные роли и функции, эмоционально-ценностное отношение к действительности.

Педагогическая сущность корпоративной культуры проявляется в взаимодополняющих функциях, имеющих ключевое значение для профессий социально-гуманитарной направленности (и специфичных для гуманитарного университета), а именно: образовательно-воспитательной, функции инкультурации личности (погружение в мир традиционных и исторически устойчивых духовных ценностей отечественной культуры - через тексты и референтные образы личностей, ценностно-нормативной, коммуникативной, социально-интеграционной (включая адаптацию к меняющимся условиям, профессиональную социализацию), рекреативной. Каждая из этих функций находит отражение в конкретных формах и видах деятельности.

Образовательно-воспитательная функция студенческой корпоративной культуры реализуется как в процессе учебной деятельности, так и при помощи специально формируемой для этих целей социально-культурной среды, позволяющей оптимизировать условия развития личности и процесс формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. В определенном смысле социально-культурная среда образовательного учреждения становится условием личностного развития и ключевым фактором формирования студенческой субкультуры, выполняющей важнейшие функции в системе формирования корпоративной культуры. В контексте педагогического знания социокультурная среда понимается как результат активности личности, освоения и творения человеком его жизненного пространства в органическом единстве социально-психологических, духовно-нравственных, функциональных и предметно-чувственных условий своей жизнедеятельности. Она воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания и пространством личностного развития. Содержание социокультурной среды определяет не только характер социализации, но и спектр возможностей самореализации личности. Реализация образовательно-воспитательной функции опирается на методологию средового и личностно-ориентированного подходов, которые повышают индивидуализацию и личностно-ориентированную направленность педагогического воздействия, изменяют интеграционные взаимосвязи субъектов образовательного процесса.

Эффективность реализации образовательно-воспитательной функции зависит от уровня использования в учебном процессе инновационных педагогических технологий; применения средств и методов обучения, реализующих требования личностно-ориентированного подхода; создания атмосферы творческого сотрудничества; расширения спектра направлений творческой деятельности студентов для проявления творческих способностей во внеучебное время (клубы, кружки, секции, движения, организации, волонтерская деятельность); создания комфортной образовательной среды; интеграции развивающих компонентов среды вуза, порождающих социальную активность студентов, их включение в социально-значимую деятельность, разработку и реализацию социальных проектов [2].

Сущность функции инкультурации состоит в погружении личности в мир традиционных и исторически устойчивых духовных ценностей отечественной культуры - через тексты и референтные образы личностей. Институт образования не имеет себе равных в решении задач инкультурации, в формировании в сознании человека целостной социокультурной картины мира, поэтому содержание образования, представляя собой часть культуры, одновременно выступает способом сохранения ее ценностно-нормативного ядра. Процесс инкультурации - это комплекс целенаправленных взаимодействий субъектов образовательного процесса на основе интериоризации духовных и материальных ценностей культуры, результатом которых становится мировоззрение личности и освоение всей совокупности ценностей, культурное развитие и духовное совершенствование личности.

Ценностно-нормативная функция заключается в формировании основ профессиональной этики, являющейся важным компонентом профессиональной культуры любого специалиста. Традиционно профессиональная культура представляет собой совокупность норм, правил и моделей поведения людей, знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда [6]. Профессиональная этика выстраивает свои отношения на общих, морально-этических нормах и ценностях общества, определяя при этом профессионально значимые приоритеты для конкретных видов профессиональной деятельности [8]. Особую значимость профессиональная этика приобретает в контексте профессий социально-гуманитарной направленности (специфичных для гуманитарного университета), объектом которых является человек - содержание труда у представителей данных профессий непосредственно связано с человеком (клиентом, пациентом, зрителем). В связи с этим процесс выполнения служебных обязанностей приобретает определенную специфику. В дополнение к универсальным нравственным трудовым ценностям, характерным для любой профессиональной деятельности (ответственность, исполнительность, старательность и др.), появляются дополнительные требования: тактичность, высокий уровень профессиональных коммуникаций в соответствии с нормами профессиональной этики и делового этикета, гуманность, профессиональное самообразование и самомотивация, положительный профессиональный имидж [9]. Нравственность здесь становится профессиональным ресурсом, позволяя решать проблемы и устранять противоречия, возникающие в процессе принятия решений и выполнения профессиональных обязанностей.

Корпоративные ценности, влияя на мировоззрение студенческой молодежи, становятся личностно значимыми или вступают с ними в конфликт. В частности, для современных студентов на первом месте - антропоцентрические ценности: самореализация, самовыражение, саморазвитие, индивидуальность, личностное самоопределение, профессиональная компетентность и др. Далее следуют ценности культуры и образования. На третьем месте - социоцентрические ценности, к которым относятся: свобода, патриотизм, демократия, государство и др. Особую ценность для студентов среди субъектных свойств имеют такие качества, как ответственность, самостоятельность, сила воли, интеллект, чувство собственного достоинства. Экономический фактор обусловливает приток в студенческую среду новых ценностей и норм, адекватных времени: собственный престиж, высокое материальное положение, активные социальные контакты, сохранение собственной индивидуальности, независимости, неповторимости.

Реализация ценностно-нормативной функции студенческой корпоративной культуры возможна, если в культурно-образовательной среде вуза осуществляется ценностное самоопределение будущего специалиста (семья, любовь, дружба, личная жизнь, работа, знания, карьера); в образовательном процессе вуза предусмотрена актуализация ценностного содержания образования; реализована аксиологическая функция производственной практики, в результате которой происходит отбор ценностей; усвоение фундаментальных знаний и современных информационных технологий осуществляется на основе коммуникативных, интеллектуальных и креативных умений студента. В результате реализации ценностно-нормативной функции образовательной деятельности происходят качественные изменения в отношении студентов к образованию и культуре.

Осуществляя передачу социального опыта от поколения к поколению, институт образования выполняет функцию социализации, осуществляя трансляцию социального опыта, формируя у студентов не только общие и профессиональные компетенции, но и принятые в обществе особенности мышления и стили поведения. Общение в вузовской среде с высококвалифицированными специалистами, признанными носителями профессионального опыта, и характер коммуникации с ними являются мощными факторами профессиональной и личностной социализации будущего специалиста, который выбирает свою среду, творит свое жизненное пространство, строит жизненные отношения и, соответственно, личностно-профессиональный опыт.

Кроме явных, формализованных знаний, вуз (университетские преподаватели, администрация, практика на предприятиях и т.д.) передает неявное, неформальное знание - информацию о культурных характеристиках, свойственных данному профессиональному сообществу или обществу в целом, при этом происходит сравнение реального поведения студента или студенческой группы с принятыми в данном образовательном учреждении нормами культурного поведения. В результате такого сравнения можно говорить о гуманных и негуманных действиях, позитивных и негативных, прогрессивных и консервативных.

Качество подготовки специалистов, формирование гражданских черт, ценностных установок и мировоззрения завтрашней интеллигенции во многом зависят от способности молодого специалиста адаптироваться к меняющимся условиям социума. В связи с этим первостепенное значение в системе высшей школы имеет профессиональная социализация, понимаемая как процесс, в результате которого формируется ведущий специалист, профессионал, усвоивший соответствующие знания и овладевший профессиональными умениями и навыками, способный действовать с учетом социальных норм и правил, принятых в его профессиональном сообществе. Среди признаков, консолидирующих студенчество, указывают осознание себя как группы, набор ритуалов (посвящение в студенты, защита диплома, первая сессия), магические представления и связанные с ними ритуальные действия (приметы, поведенческие и ритуальные табу), личностные характеристики (умение выживать в любых условиях, повышенная работоспособность, особенно, во время сессии, подверженность суевериям), студенческий лексикон, так называемый сленг.

Коммуникативная функция корпоративной культуры, реализуясь через ценности, принятые в вузовском сообществе, нормы поведения и другие элементы культуры, удовлетворяет потребность студенческой молодежи в общении и идентификации себя с определенной социальной общностью (университетом, факультетом, группой), способствует культурной социализации личности и ее самореализации, самооценке и демократическому стилю лидерства. Коммуникация обеспечивает не только самостоятельное включение студента в образовательный процесс при помощи взаимодействия с преподавателем, студенческой группой и предметным миром знаний, но и помогает осваивать креативные образовательные технологии, позволяющие «интенсифицировать творческий поиск», способствующий решению профессиональных задач, демонстрируя склонность к сотрудничеству [12].

Рекреативная функция корпоративной культуры проявляется в ее способности создать условия для снятия напряжения, восстановления сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности [10]. Дело в том, что в результате жесткой регламентации и регуляции образовательного процесса происходит ограничение свободы личности, подавление ее желаний и влечений, что может привести к развитию скрытых конфликтов и психологических напряжений. Корпоративная культура успешно решает задачу создания организованных и относительно безопасных способов разрядки студенческой молодежи, не нарушающих социальной стабильности, но способствующих физической и духовной реабилитации в процессе осуществления досуговых мероприятий.

Результаты исследования и их обсуждения

Методологическую основу формирования корпоративной культуры составляет культуроцентристская концепция образования, базирующаяся на культурно-исторической теории Л. С. Выготского [5]. В рамках этой теории развитие личности понимается как опосредованный общением процесс освоения и присвоения индивидом ценностей культуры, как параллельный и взаимодополняемый процесса культурогенеза (филогенеза) и антропогенеза (онтогенеза). При этом богатство индивидуальности определяется и обеспечивается влиянием исторически развивающейся культурой - «зоной ближайшего развития». Интериоризируя и оперируя знаками, языком как «орудиями» культуры, человек в процессе взаимодействия с другими людьми преобразует психические функции в образования высшего уровня развития, формирует собственный «мир культуры». Рождаясь в системе социального общения, взаимодействия, «высшие функции» переходят в интрапсихическую плоскость. Особую роль в педагогизации социально-культурной среды играют духовно-нравственные референты, которые создают поле «культурного напряжения», в котором человек ощущает полноту бытия, познает себя через другого человека, расширяет сферу реального общения. Создание духовно насыщенной среды способствует социализации личности и самореализации творческих способностей, овладения подростками опытом культуросообразного поведения, обретения «культурной самоидентификации личности» (Е. В. Бондаревская). Насыщение образовательной среды «духовными референтами» - важнейшее условие эффективности педагогического процесса: идентификация с образами личностей, персонифицирующих духовно-нравственные ценности, является ключевым условием саморазвития, понимания человеком своего профессионального призвания и долга.

Корпоративная культура формируется посредством всей совокупности совместной деятельности студентов и педагогов и прежде всего через содержание образовательного процесса, который направлен не только на усвоение фундаментальных научных и профессиональных знаний, но и предполагает духовно-нравственное развитие личности. Как известно, институты образования не являются локальной сферой педагогической деятельности - они выступают базовой составляющей общекультурного процесса. Огромная роль в формировании корпоративной культуры принадлежит внеучебной социально-культурной деятельности, участие в которой способствует формированию коммуникативной компетентности студенческой молодежи, формированию качественных моделей делового общения. Культурно-досуговая деятельность оптимизирует условия личностного развития студентов при помощи конкретных социально-культурных технологий: информационных, игровых, спортивных, художественно-прикладных и т.д. Через досуговую деятельность студенческая молодежь привыкает соотносить свои индивидуальные ценности с общественными. В результате формируется нравственная культура личности и конкретной социальной группы, которая определяется тем, как соотносятся действия личности с общественными моральными нормами и требованиями: мотива и поведения, единством слова и дела; нравственной активностью субъекта. Ценностно-нормативное единство как ключевая составляющая корпоративной культуры обеспечивается вербальными способами, невербальным общением, организацией пространственно-предметной среды (оформление рекреации портретами ученых, общественных деятелей), общением в неформальной обстановке с крупными учеными, известными артистами, писателями, которые становятся для студентов духовно-нравственными образцами, идеалом для подражания. Объектом целенаправленного руководства становятся внешние формы презентации элементов корпоративной культуры, включая характеризующие студенческое сообщество стили поведения, специфические ритуалы и церемонии, язык общения и символика, обладающая особым смыслом для студенческого сообщества.

Заключение

Корпоративная культура гуманитарного вуза как полифункциональное явление осуществляет важнейшие социально-педагогические функции, играя ведущую роль в профессиональном и личностном становлении молодого человека, в формировании стандартов поведения и ответственности за их соблюдение. В этом качестве она выступает инструментом и основополагающим средством решения стратегической задачи любого вуза - подготовки высокопрофессионального и адаптированного к современным социально-экономическим условиям специалиста.

Рецензенты:

Марков Александр Петрович, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор кафедры философии и культурологии СПбГУП, г. Санкт-Петербург.

Каракозов Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Пешкова В.П. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9283 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674