Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА ДАГЕСТАНА

Гасанова Ж.Т. 1
1 ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
В данной статье рассмотрены теоретические, образовательные, воспитательные аспекты эстетического воспитания школьников средствами фольклора. Подробно проведен анализ теоретико-методологической, психолого-педагогической проблемы эстетического воспитания школьников, выявлены эффективные средства использования духовной, культурной ценности фольклора народов Дагестана. Здесь определена роль фольклора в современной жизни и использование его педагогического потенциала в развитии духовно- нравственной эстетической культуры учащихся школ. Показано, что сосредоточение в произведениях фольклора разнообразного систематизированного ценностного материала, изучение и определение его теоретических и специфических возможностей считается первоочередным в процессе эстетического воспитания школьников. Статья Гасановой Ж. Т. ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория эстетического воспитания школьников средствами произведений фольклора Дагестана. Дается интересный анализ современному этапу проблемы, здесь также представлены разные точки зрения по рассматриваемому вопросу. В статье сделан серьезный и нужный шаг в направлении изучения проблемы эстетического воспитания школьников средствами произведений фольклора народов Дагестана.
художественное образование.
эстетика
учащиеся школ
традиции
фольклор
эстетическое отношение
эстетическое воспитание
1. Волков Н. Н. Восприятие живописи и культуры. - Л., 1971. - С. 186.
2. Кириенко В. И. Психология способностей изобразительной деятельности. - М., 1959. - С. 21.
3. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: Уч. пособ. по спец. курсу для студентов. - М., 1985. - С. 76.
4. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. - М.: Изд. АН СССР, 1963. - С. 67.
5. Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе. Теоретически обоснованные системы обучения и воспитания, пути ее реализации: диссертация ... доктора педагогических наук. - М., 1988. - С. 34.

Введение

Сегодня возникает естественная необходимость разработки концепции эстетического воспитания школьников средствами народного творчества как фактора оптимального интенсивного развития личности школьника, самообогащения и самосовершенствования его внутренних - духовных и творческих резервов. Обоснование научной концепции рассматриваемой нами проблемы базировалось на изучении соответствующей теоретической литературы и практического опыта преподавателей как общеобразовательных, так и других образовательных учреждений разного типа. Обращение к трудам философов, эстетиков и педагогов позволило выявить, что в понятие «эстетическое отношение» органически входит ценностное духовно-нравственное отношение к миру природы, народной культуры и искусства. Это достаточно ярко и убедительно отмечают в своих произведениях такие яркие выдающиеся исследователи, как Г. Гегель, М. С. Каган, М. Я. Биленский, Н. Г. Чернышевский, Н. И. Крючковский, Д. Б. Кабалевский, В. А. Разумный и др.

Изучение и анализ, теоретико-методологический, психолого-педагогической проблемы позволил наметить пути и определить средства стимуляции развития эстетического отношения учащихся школ к народному творчеству, музыке, изобразительному искусству. В этой связи следует назвать такие заслуженные имена ученых, как С. А. Аничкин, Д. К. Бусурашвили, Л. Г. Коваль, Б. Т. Лихачев. Обстоятельному изучению поступательного развития эстетических способностей посвятили свои труды В. А.Елисеев, В. Е. Квятковский, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова и др. В их работах привлекает внимание возрастающий интерес к поиску методов и форм повышения качества усвоения школьниками знаний об эстетическом, о мире прекрасного, воспитания у них умения видеть, воспринимать и ценить красоту мира, народного творчества, окружающей действительности вообще.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется, прежде всего, с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, в природе, в окружающей жизни и в поведении людей.

В нашем исследовании обращено особое внимание тот вопрос, какое место сегодня занимает фольклор в эстетическом воспитании и художественном образовании подрастающего поколения? Какую роль народный фольклор играет в нашей повседневной жизни? От чего, от какого комплекса чувств зависит наша способность воспринимать, чувствовать и в некоторых случаях понимать народное творчество как средство эстетического воспитания. Задача каждого преподавателя гуманитарных дисциплин - четко определить, как использовать все ее разновидности в эстетическом воспитании учащихся. В первую очередь, здесь важно выявить и подчеркнуть эстетическую ценность произведений народного творчества.

Правильное и естественное понимание красоты, эстетики произведений народного творчества может прийти лишь при условии активной мыслительной, интеллектуальной деятельности ребенка и подростка, поскольку красота - явление по своей сущности весьма сложное и многогранное. Поэтому развитие у детей способности к правильным эстетическим суждениям и оценкам представляет собой одну из эстетических задач обучения, процессу познания и посильного понимания народного творчества. Фольклорное наследие является наиболее образно-выразительной час­тью духовной культуры, своеобразной формой интеллектуального, художественного, эстетического и морально-этического самовыражения народа. Вырабатывавшееся веками национальное художественное самосознание да­гестанцев, мировоззренческие концепции, категории этики и морали, ценно­стные ориентации, уровень этнического самосознания в значительной степе­ни складывались и формировались под непосредственным влиянием фольк­лорных произведений, отражающих специфику мышления и художественно­го творчества дагестанских горцев.

Роль фольклора в современной жизни и использование его потенциала в развитии духовно-нравственной культуры учащихся делают проблему изучения фольклора в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. Сосредоточение в произведениях фольклора разнообразного систематизированного ценностного материала, изучение и определение его теоретических и специфических возможностей считается первоочередным в процессе эстетического воспитания школьников.

Однако на настоящий момент приходится с глубоким сожалением констатировать, что фольклор не осознается в полной мере как специфическое явление культуры. Он не стал неотъемлемым органическим элементом системы, как общего эстетического воспитания, так и конкретного художественного образования учащихся средней общеобразовательной школы, тогда как воспитательный потенциал фольклора безграничен.

Благодаря своей необычной емкости народное искусство представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, cоциологической и научной точек зрения. Знания истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры народа. По утверждению Б. Т. Лихачева, культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области, оставаясь невежественным в другой. Уважение к различным сторонам культуры, к разным ее формам - вот черта истинно культурного человека [3; С. 76].

Педагогические исследования убедительно свидетельствуют о весьма положительном развивающем влиянии использования народного творчества в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства соответствующего регионального компонента художественной педагогики.

Что касается педагогического аспекта, то как свидетельствуют теория и практика, эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни детей и подростков. Естественно и логично, что самая приоритетная позиция в общей системе эстетического воспитания по праву принадлежит художественно-эстетическому образованию, т.е. циклу учебных дисциплин соответствующего профиля.

Теоретические, методологические основы общей системы художественного образования и эстетического воспитания в общеобразовательной школе, достаточно подробно разработанные Т. Я. Шпикаловой, стали базисными в поисках и определении оптимально действенных методических подходов к стимулированию творческой активности учащихся средствами народного искусства. Естественно, эту методику следует применять, тщательно сообразуясь с конкретной спецификой данного региона, соотнося ее с культурно-историческими аспектами, внимательно следуя традициям нации, народа или локальной этнической группы [5, С.34].

Проблемы психологических аспектов эстетического воспитания рассматриваются в работах В. Г. Асеева, Л. И. Божович, B. C. Ильина, В. Н. Мясишева, И. С. Кона, К. К. Платонова и др. Психолог Кириенко В. Г.: «Если воспитатели только восхищаются, не вмешиваясь в дело ребенка, то детская непосредственность в рисунках вскоре превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь» [2, С. 21].

Образность в творческой деятельности школьников принято считать отличительной особенностью данного возраста. Присутствие образной характеристики какого-либо объекта рассматривается исследователями творческой деятельности детей З. В. Денисовой, В. А. Езикеевой, Е. И. Игнатьевым, В. С. Кузиным как творческие возможности развивающейся личности в качестве критерия развития общего уровня ученика. И здесь уместно напомнить, что развитие эстетического восприятия и познания не ограничивается только частью культурного наследия - народным искусством.

Сохранить эмоциональную живую атмосферу на уроке при ознакомлении с картиной - также одна из важнейших задач учителя. Сказка и игровые приемы и в этом случае позволяют не погасить эмоциональную жизнь ребенка, вызвать богатый спектр ассоциаций, помогающих проникнуть идеей произведения, понять образ. Об этом Н. Н. Волков пишет: «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу» [1; С. 186].

Образная содержательность детских рисунков является показателем уровня развития и одним из условий формирования творческих способностей школьника. Большое теоретическое значение в поиске решения затронутых нами проблем имеют идеи и рекомендации ученых, занимающихся вопросами эстетики творчества. По мнению психолога В. И. Кириенко, искусствоведов Л. Г. Юлдашева, В. В. Бычкова, Ю. У. Фохт-Бабушкина, эстетика изобразительного творчества раскрывает зависимость изобразительной деятельности ребенка в первую очередь от его духовного мира. Специфика предмета изобразительного искусства в школе заключается в том, что, во-первых, ученик, активно приобретая навыки в рисовании, одновременно получает знания об окружающем его мире, формирует умения и выражает свое понимание мира; во-вторых, в том, что нормально развивающие дети способны рисовать, и рисование не вызывает у них затруднений. Ребенок активно участвует в процессе познания мира, «любит рисовать и петь, лепить и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать».

В программе школьного курса произведений искусства первостепенное внимание следует уделять творческой работе учащихся, это написание сочинений, создание сказок, сбор фольклорного материала, инсценировки различных обрядов на занятиях устного народного творчества, проведение смотров, фестивалей, народных праздников.

Необходимо отметить функции и воспитательный потенциал фольклора.

Во-первых, фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».

Во-вторых, с помощью фольклора усваиваются нравственно-поведенческие культурные нормы и ценности, закрепленные в культуре дагестанских народов. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и к другим этническим культурам. Изучая фольклор, школьник осознает, что народ - творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор - многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Школьник чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Фольклор народов Дагестана занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции:

1) эстетическая;

2) воспитательная;

3) познавательная.

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у школьников художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства школьника с окружающим миром.

При надлежащей постановке эстетического воспитания средствами фольклора знакомство школьников с художественным творчеством различных стран и народностей, с неизвестными в данном регионе жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства способствует не толь­ко расширению кругозора и приобретению определенной суммы знаний, но и активизирует ассоциативный стимул на уроках изобразительного искусст­ва, способствует новому видению незамеченных ранее явлений.

«Современный народный фольклор - сложный конгломерат старого и нового репертуара, коллективного, коллективного и индивидуального творчества, традиций и новаторства. Современный фольклор включает в себя богатое традиционное наследие, и вместе с тем новый или обновленный фольклор, новые песни, частушки, ритуалы новых праздников, новые народные представления и игры, порожденные современной действительностью» [4. С. 67]. Эти слова Э. В. Померанцевой можно отнести также и к дагестанскому современному фольклору. На территории Дагестана традиционное народное творчество в его основных жанрах сохранилось на достаточно высоком уровне. Создаются новые произведения с новой тематикой, с новым содержанием, живет и развивается народное творчество в различных жанрах и художественных формах. Народное творчество пользуется такими жанрами традиционного наследия, как лирическая песня, четверостишие, пословица и поговорка, загадка, сказка, анекдот, устный рассказ.

Основное внимание мы уделяем изучению процессов, происходящих в современном народном творчестве народов Дагестана. Называя фольклор современным, мы не отрываем его от традиционного наследия, стремимся показать место и роль традиционного творчества в эстетическом воспитании школьников. Бесспорны успехи в изучении этнографии и фольклора народов Дагестана. Здесь оставили свой след такие признанные исследователи, как Е. М. Шиллинг, М. Е. Косвен, А. Ф. Назаревич, традиции которых продолжает целая плеяда дагестанских этнографов во главе с С. Ш. Гаджиевой и фольклористов - Х. М. Халилов, У. Б. Далгат и др. Оговоримся, что здесь нас интересует больше всего фольклористика в целом, исторический фольклор, которые связаны определенной общностью - они дают возможность изучать остатки исторического прошлого в современном быту народов Дагестана и бытующем доныне устном художественном наследии.

Историческая этнография и фольклористика уже дали достаточно богатый и ценный материал для исследования древнего и средневекового периодов истории Дагестана. Без использования его не обходится практически ни одна работа обобщающего характера, касающаяся далекого прошлого Страны гор.

Между тем нам кажется, что именно сегодня фольклор переживает свой критический период, и потому ему следует уделить особое внимание. Дело в том, что в наши дни как никогда раньше технический и общественный прогресс вторгается во все сферы жизни и быта населения Дагестана. Этот процесс можно только приветствовать, но мы не можем не заметить и вытеснение из быта многих духовных и вещных деталей, унаследованных от прошлого, и, как это не огорчительно, постепенное сужение круга непосредственных носителей исторического фольклора и традиций, т. е. людей старшего поколения. Между тем и возможности сбора историческо-фольклорных материалов далеко не исчерпаны. Не останавливаясь подробно на общеизвестной деятельности профессионалов-фольклористов, приведем пример из практики работы Дагестанского университета. В нем на филологическом факультете вот уже свыше десяти лет действует студенческий научно-исследовательский институт фольклора и литературы (НИИФЛИ), созданный по инициативе А. Ф. Назаревича. В этой самодеятельной организации собран огромный фонд фольклорных и других материалов (100 тыс. единиц хранения) - песен, пословиц, загадок, топонимики, сказок, преданий, содержащих огромную информацию о прошлом Дагестана.

Дагестанский народный фольклор, как свидетельствует жизненная практика, занимает важное место среди разно­образных средств воспитания. К таким средствам воспита­ния относятся подготовка и проведение таких мероприятий, как: выступления художественной самодеятельности, различ­ных межшкольных конкурсов, где присутствуют элементы старины, телевизионная программа «Истоки», встречи с ува­жаемыми людьми - мастерами и знатоками народных традиций, педагогически организованное участие школьников в народ­ных праздниках, традиционных делах, рисование образов, составление эскизов на основе фольклорных песен, обрядов, ритуальных народных праздников и т. д. Характер построения школьной программы должен позволять обращаться к другим видам искусства (музыка, литература), фольклору, вызывая при пластическом воплощении в образах, рисунках, в скульптуре и конструировании адекватных образов. Народный фольклор в школе находится еще на началь­ном этапе и испытывает определенные трудности. Тем не менее, возможности фольклора как предмета школьного изу­чения и как средства художественно-эстетического разви­тия школьников далеко не исчерпаны.

В настоящее время можно считать, что общая методика преподавания изобразительного искусства в достаточной сте­пени разработана. Тем не менее, теоретические аспекты, творческий потенциал фольклорных традиций в учебно-воспитательной работе в школе в достаточной степени еще не учтены и не использованы. Современное художественно-педагогическое образование отнюдь не предполагает полного отказа от наследия произведений народного творчества, фольклорных традиций, которыми еще на школьном этапе обучения и воспитания овладел каждый конкретный учащийся. Дело в том, что необходимо скорректировать и дополнить его теоретический, практический и индивидуальный опыт в роли воспитателя народного духа и дать стимул к возбуждению творческого интереса, особенно к народному творчеству, в рассматриваемом случае -фольклору.

Рецензенты:

Алиева Бика Шапиевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики ДГУ, г. Махачкала.

Магомедов Абдурахман Магомедович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «ДГПУ», г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Гасанова Ж.Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА ДАГЕСТАНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9152 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674