Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СТУДЕНТОЦЕНРИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС ВПО

Палихова Н.А. 1
1 ГОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
В статье рассматривается пути совершенствования содержания высшего профессионального педагогического образования посредством организации студентоцентрированного обучения как основополагающего принципа болонских реформ в высшем образовании, предполагающего смещение акцентов в образовательном процессе с преподавания на учение как активную образовательную деятельность студента. Формирование компетентностной модели выпускника вуза возможно при условии достаточно высокой степени ее обобщенности, так как компоненты модели будут отличными в зависимости от направления подготовки. Студентоцентрированный подход к обучению включает в себя различные отношения между учителем и учащимся, в силу чего учитель становится помощником-фасилитатором. Роль преподавателя становится направляющей на достижение конкретных, четко поставленных целей и сопровождающей для приобретения определенных компетенций в области управления образовательным учреждением.
студентоцентрированное образование /обучение; компетентностный подход; компетенции; педагогические технологии; управление образовательными системами.
1. Байденко В. И., Селезнева Н. А. Учебно-методические объединения вузов России: новые задачи // Высшее образование в России. - 2008. - № 5.
2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. - М.: ИЦПКПС, 2005. Изд.2-е. - 114 с.
3. Грищенко В. Н. Концепция компетентностного подхода и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - 2008. - № 2.
4. Каспржак А., Митрофанов К. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
5. Сазонова З. С., Сидякина Н. Ю. Подготовка менеджеров высоких технологий: студентоцентрированный подход // Высшее образование в России. - 2010. - № 4. - С. 27-33.
6. Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. - 2008. - № 1.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» и конкурса научно-исследовательских проектов среди аспирантов, молодых ученых и научных коллективов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» по проекту: «Система организации студентоцентрированных интерактивных курсов с использованием информационно-коммуникативных, дистанционных технологий обучения для реализации программ магистратуры и организации научных стажировок в рамках внедрения ФГОС ВПО». Цель данной статьи - рассмотреть возможности использования студентоцентрированного подхода на примере реализации программы «Педагогические технологии в управлении образовательным учреждением».

Определяя сущность компетентностно-ориентированного подхода, необходимо в первую очередь определить те характеризующие его свойства, которые присущи в большей мере именно компетентностному подходу, т.е. «отношения», которые позволяют определять его как важнейшее направление в смене образовательных парадигм.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить следующие сущностные признаки компетентностного подхода:

  • приоритетная ориентация на цели (векторы) образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [3];
  • «результатоцентрированность» [1];
  • cтудентоцентрированость;
  • cоздание благоприятной развивающей среды [2];
  • обновление содержания образования (практико-ориентированное содержание) [5].

Переход от традиционной к компетентностной парадигме ФГОС ВПО предполагает:

  • перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, что должно оправдываться усилением его студентоцентрированной направленности;
  • отражение в стандартах доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, а не планирование содержания образования, особенно в том, что касается его фундаментальной направленности;
  • увеличение степеней свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий;
  • отход от унификации, включение ресурсов автономности, достижение академических свобод, либерализм в области проектирования содержания образования [4].

Формирование компетентностной модели выпускника вуза возможно при условии достаточно высокой степени ее обобщенности, так как компоненты модели будут отличными в зависимости от направления подготовки.

Определяя профессиональную компетентность педагога как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, и придерживаясь мнения о том, что: «В сфере высшего педагогического образования регулирующей образовательной ценностью является профессиональная компетентность, которая в идеале предполагает владение специалистом всей совокупностью культурных и профессиональных образцов, известных к настоящему времени в данной сфере человеческой деятельности. Сложной задачей выступает ранжирование и отбор этих образцов (знаний, умений, способностей, интеллектуальных, знаковых и технических средств)» [6].

В соответствии с заявленным подходом профессиональную компетентность учителя кратко можно охарактеризовать как его готовность к реализации различных алгоритмов педагогической деятельности, а формирование профессиональной компетентности следует рассматривать в качестве главной задачи высшего педагогического образования.

Студентоцентрированное обучение поможет студентам сформировать компетенции, необходимые им на меняющемся рынке труда, и позволят стать активными и ответственными гражданами [4]. Студентоцентрированный подход к обучению включает в себя различные отношения между учителем и учащимся, в силу чего учитель становится помощником-фасилитатором. Процесс обучения является не только передачей знаний, но и более глубоким пониманием и формированием критического мышления, способствует развитию смешанных обучающих моделей, где обучение предполагается в течение всей жизни [4].Это должно повлечь за собой развитие методического, организационного и технологического обеспечения, а также изменение роли преподавателя.

Содержание дисциплины «Педагогические технологии в управлении образовательным учреждением» основывается на том, что современная социокультурная ситуация требует подъема образовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является модернизация сложившейся модели управления этой системой. В современных условиях, управление образованием - это, прежде всего, управление его развитием на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая конкретным образовательным учреждением, а не только управление учреждениями и людьми. Кроме того, управление образованием в современных условиях должно быть ориентировано на конечный результат.

Будущему учителю в своей профессиональной деятельности необходимо иметь полное и четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими (образовательными) системами. Это должно помочь легко войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессионально-деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.

Дисциплина «Педагогические технологии в управлении образовательным учреждением» носит междисциплинарный характер и тесно связана с другими дисциплинами («Психология управления»), изучаемыми параллельно. Проблемы педагогического менеджмента являются не только актуальными, но и личностно значимыми для каждого будущего специалиста сферы образования. Целью дисциплины является содействие становлению специальной профессиональной компетентности специалиста в области осуществления управленческой деятельности в современных социально-экономических условиях.

Организацию работы и управление образовательным учреждением в современных условиях важно рассматривать с позиций менеджмента как сплава науки и искусства управления людьми и социальными процессами.

В содержании курса «Педагогические технологии в управлении образовательным учреждением» представлен комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования.

Будущий учитель может выступать и как руководитель, и как организатор своего дела, и как педагог, который должен уметь построить отношения с учащимися, организовать свою профессиональную деятельность как процесс интеллектуального и духовного взаимообогащения с коллегами и воспитанниками.

По каждой теме представлены лекции, планы семинарских и занятий и литература к ним, перечень заданий и вопросов для самостоятельной работы.

Стандарт названного курса должен быть полностью ориентирован на подготовку выпускника высшей педагогической школы, способного успешно адаптироваться в «информационном обществе» будущего. Иными словами, курс «Педагогические технологии в управлении образовательным учреждением» должен быть «прогностичным».

Содержание и структура образовательной области адекватны содержанию одноименной научной дисциплины, а отбор содержания должен производиться на основе известных дидактических принципов (научности, доступности и т.п.).

Успешное воплощение содержательных линий курса должно обеспечить формирование у студентов профессиональных позиций, необходимых для:

  • анализа своих ограничений;
  • определения своего стиля профессиональной деятельности;
  • осуществления самоконтроля;
  • планирования и организации своей деятельности;
  • стимулирования своей деятельности и деятельности окружающих;
  • развития коммуникативных способностей.

При этом цели обучения должны быть заданы жестко, а их дидактические интерпретации должны быть принципиально диагностируемы.

В процессе освоения программы обучающиеся могут развить следующие компетенции:

  • оперировать основными понятиями и закономерностями в области компетентностного подхода и современных образовательных технологий; в области управления образовательными учреждениями;
  • освоить общий подход (на уровне конкретных действий) к выбору и конструированию образовательных технологий;
  • быть способным выступать инициатором совершенствования образовательной деятельности.

В настоящее время контроль и оценка знаний студентов по программе «Педагогические технологии в управлении образовательным учреждением» производятся нами практически в ходе экзамена, на котором студент должен ответить на два вопроса по следующим темам:

  • Технология управленческой деятельности.
  • Технологические основы планирования.
  • Проектирование программ развития школы.
  • Технологии в работе с педагогическими кадрами.
  • Технология составления расписания.
  • Мониторинг эффективности системы управления образовательным учреждением.

Следует заметить, что совокупность указанных тем далеко не в полной мере отражает те идеи и принципы, что были названы ранее.

Включение раздела «Программа развития школы, класса. Технология разработки программ развития» представляет собой определенный шаг в развитии проектного мышления будущего учителя. Заметим, что в педагогической литературе необходимость указанного включения в большинстве случаев обосновывается тем, что изучение названного раздела способно раскрыть студентам специфику реализации известных дидактических принципов. Не отрицая этого обстоятельства, мы, тем не менее, должны подчеркнуть, что второй важнейшей функцией данного раздела является раз­витие проектного мышления будущего учителя.

Суммируя все сказанное выше, приведем разработанную нами программу «Педагогические технологии в управлении образовательным учреждением» в следующем виде.

Система образования в России и перспективы ее развития. Из истории создания в России образовательных систем и управление ими.

Сущность понятий «система», «образовательная система». Типология образовательных систем. Государственно-общественный характер управления системой образования. Федеральная программа развития образования как организационная основа государственной политики в области образования.

Технология управленческой деятельности.

Технология выполнения функций управления. Целеполагание. Технология процедуры постановки цели. Технология анализа и прогноза в управлении.

Технологические основы планирования

Теоретические и технологические аспекты планирования. Из истории планирования работы в школе. Методика Ганта.

Программа развития школы, класса. Технология разработки программ развития.

Программа развития и ее роль в процессе управления школой. Структура программы.

Технологии в работе с педагогическими кадрами.

Педагогический совет. Типология педагогических советов. Характеристика технологий проведения педагогических советов.

Этапы процесса подготовки управленческого решения. Технология контроля.

Технология составления расписания.

Структурные элементы системы учебного расписания.

Мониторинг эффективности системы управления образовательным учреждением.

Мониторинг эффективности системы управления школой. Понятие эффективности работы школы (ресурсная, социально-психологическая, эффективность управления). Проблемы оценивания эффективности управления школой. Показатели эффективности. Критерии оценки показателей.

Успешность реализации программы невозможно обеспечить без пересмотра содержания учебных дисциплин профессионального цикла.

Наряду с объективно закономерным расширением сферы образовательных услуг в рамках непрерывного образования указанная трансформация общеобязательного образования обусловит дальнейшую гуманизацию сферы образования на основе широкого применения информационных и коммуникационных технологий, открывающих новые и практически не ограниченные возможности гармонизации индивидуальных ментальностей и ментальностей социумов на основе свободного и осознанного личного выбора индивидуума, обеспечивающих если не полную отмену «информационной блокады» индивидуума в процессе обу­чения, то реальную возможность ее прорыва, не отмену насилия в рамках общеобязательного образования, но его снижение.

Рецензенты:

Яркова Татьяна Анатольевна, д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.

Егорова Галина Ивановна, д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», филиала «Тобольского индустриального института», г. Тобольск.


Библиографическая ссылка

Палихова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СТУДЕНТОЦЕНРИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС ВПО // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9115 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674