Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Клюсова В.В. 1 Яркова Г.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»
Важнейшим условием успешного освоения профессии и гармоничного вхождения в трудовую деятельность является опережающая профессиональная ориентация. Оптимизация профессионального самоопределения молодого человека в соответствии с его желаниями, склонностями, способностями и индивидуально-личностными особенностями, скорректированными с учетом общественных потребностей, выявленных на рынке труда молодежи, в настоящее время необходима. Эффективность профессиональной ориентации школьников повысит организация целенаправленной, систематической работы вуза при взаимодействии с образовательными учреждениями с учетом особенностей региона. Перед вузами стоит проблема обогатить традиционные направления профориентационной работы со школьниками современными инновационными методами и формами. В статье показан опыт организации профориентации школьников по основным направлениям деятельности. Дистанционная олимпиада – доступная и привлекательная форма профессиональной ориентации школьников.
методы и формы профориентации
направления профессиональной ориентации
олимпиада
профориентационная работа
профориентация школьников
1. Зулунова Г. В. Профориентационная работа в школе // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 31-34.
2. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. N 1 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант».2012. - URL: http://base.garant.ru/136694/ (дата обращения: 15.11.2012).
3. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учебное пособие. - М.: АКАДЕМИЯ, 2010. - 496 с.
4. Яркова Г. А., Шебанова Л. П. О проблемах комплексного подхода к профессиональному ориентированию учащихся // Проблемы профориентационной деятельности и самоопределения учащихся в условиях региона: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной очно-заочной научно-практической конференции (Тобольск, 22-23 ноября 2012 г.) / Под общей редакцией Г. А. Ярковой и Л. П. Шебановой. - Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. - С. 147-150.
5. Яркова Г. А. Сотрудничество образовательных учреждений региона в системе профориентационной деятельности и самоопределения молодежи // Молодежь в социокультурном пространстве: материалы IV региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (25 октября 2012 г.). - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. - С. 88-91.

Большинство людей, начиная с определенного возраста, оказываются включенными в ту или иную деятельность, а значительная часть юношеского возраста ориентирована на подготовку к ней, что требует не только овладения знаниями, но и выбора вида деятельности, в наибольшей степени соответствующей индивидуальным особенностям личности и запросам рынка труда. Это становится важнейшим условием успешного освоения профессии и гармоничного вхождения в трудовую деятельность, и, как следствие, подчеркивает необходимость определения воспитывающего развивающего подхода к личности школьника с целью его подготовки к социальному выбору профессии.

Профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии [1]. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору будущей профессии. Практическая реализация этой цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и мотивов деятельности: воспитание уважительного отношения к различным видам труда, становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Данная проблема комплексная, включающая социальные, экономические, психологические, педагогические, медико-физиологические аспекты, которые действуют одновременно и взаимосвязано.

Во всем мире накоплен богатый опыт по проблемам профориентации. Опережающая профессиональная ориентация направлена на оптимизацию профессионального самоопределения молодого человека в соответствии с его желаниями, склонностями, способностями и индивидуально-личностными особенностями, скорректированными с учетом общественных потребностей, выявленных на рынке труда молодежи.

В Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации определено, что профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

- профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально- квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

- профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

- профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

- профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [2].

Сегодня проблема профориентации школьников приобретает особый вес, так как условия жесткой конкуренции на рынке труда затрудняют адаптацию молодежи в обществе.

По-нашему мнению, условием эффективности профессиональной ориентации школьников является организация целенаправленной, систематической работы с учетом особенностей региона. Согласно выделенным направлениям профориентационной работы можно использовать различные методы и формы ее организации. Выделяют четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и 4) принятии решения [3].

К первой группе методов мы отнесли составленные на электронном носителе профессиограммы, краткие описания профессий; регулярно проводимые экскурсии по факультетам вуза, познавательные лекции, профориентационные уроки и организованные рекламы и агитацию.

Вторая группа методов направлена на самопознание - это закрытые и открытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам, личностные опросники, игры и тренинги. С помощью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков, можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия. Результаты позволяют прогнозировать будущее профессиональное поведение школьника.

Третья группа методов нацелена на создание групп общения. Тренинги общения позволяют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые на экзаменах, в межличностных и деловых контактах. Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии помогают осознать смысл выбираемой деятельности и способствовать самоопределению школьников. Данные методы в профориентационной деятельности используют только специалисты-профконсультанты Центра психологической помощи академии. Профконсультант, опираясь на игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения повышает уверенность школьника в правильном решении его проблем, связанных с будущей профессией.

Четвертая группа методов направлена на построение последовательности действий, реализующих намеченную цель.

В этом году профориентационная работа в ТГСПА им. Д. И. Менделеева включала следующие формы деятельности:

1) проведение дня открытых дверей, в т.ч. выездных;

2) форум на страницах газеты «Менделеевец.RU»;

3) заключение договоров со школами о сотрудничестве;

4) проведение городских и районных ярмарок учебных мест;

5) организация подготовительных курсов;

6) организация исследований по профпригодности школьников;

7) проведение мастер-классов для школьников преподавателями-предметниками;

8) организация различных конкурсов для абитуриентов.

Охарактеризуем каждую форму деятельности по профессиональной ориентации.

1. Проведение дня открытых дверей. В целях информирования школьников сотрудники академии применяют современные PR-технологии. Так, для оповещения школьников о Дне открытых дверей каждому ученику вручается индивидуальная пригласительная открытка. В холле школ имеются специальные стенды Академии, на которых вывешиваются красочные информационные плакаты.

Школьники активно знакомятся с преподавателями и студентами, они могут получить справочную и рекламную продукцию о факультетах, кафедрах, направлениях подготовки и профилях, узнать о научных и творческих конкурсах.

Организаторы мероприятия проводят концертные выступления, театрализованные представления. Школьники вовлекаются в творческую жизнь Академии.

Выездной день открытых дверей является инновационным PR-методом профориентационной работы в Академии, что дает возможность школьникам познакомиться с вузом, правилами и условиями приема, не покидая стен своей школы.

2. Каждый месяц на страницах газеты «Менделеевец.RU» проходит форум по обсуждению особенностей студенческой жизни. В помощь абитуриенту здесь представлена интересная и своевременная профориентационная информация.

3. Договор со школами о сотрудничестве заключается с целью создания условий для устойчивого взаимодействия вуза и учреждений образования в профориентационной деятельности и самоопределения учащихся.

В рамках взаимодействия предполагается:

1) взаимный учет интересов и информирование по вопросам, затрагивающим интересы партнеров, обмен опытом в рамках оговоренной тематики;

2) разработка и реализация совместных программ в сфере современного подхода к профориентационной деятельности учащихся с различными социально-педагогическими, психологическими особенностями и ограниченными возможностями здоровья;

3) использование информационно-образовательных ресурсов, разработанных и внедренных на базе академии: автоматизированный комплекс психологической диагностики и тестирования учащихся и др.;

4) организация совместной деятельности по профориентационной работе и целевому приему абитуриентов на направления подготовки (специальности) высшего и среднего профессионального образования, реализуемые в академии;

5) реализация совместных научно-исследовательских программ, в том числе подача заявок на гранты в рамках оговоренной тематики;

6) проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, олимпиад, конкурсов, выставок в рамках оговоренной тематики;

7) использование дистанционных форм подготовки учащихся к ЕГЭ;

9) организация совместной деятельности по выявлению одаренных детей, их приему в академию и обучению;

10) участие, в том числе дистанционное, в научно-практических конференциях с публикацией статей и тезисов в сборниках и учебных пособиях.

4. Ярмарки учебных мест в масштабе городов и районов показали свою эффективность в профориентационной работе. На ярмарках школьники встречаются с представителями различных образовательных учреждений области, где большинство выпускников школ осуществляют свой важный выбор.

5. Подготовительные курсы организовываются на базе академии по спектру направлений, что позволяет привлекать школьников к получению необходимых знаний для профессионального самоопределения.

6. В школах региона ежегодно проводятся исследования по профпригодности школьников с целью выявления мотивов поступления в вуз.

7. Проведение мастер-классов для школьников преподавателями академии направлено на поднятие престижа педагогической профессии.

8. Организация различных конкурсов привлекательна для школьников особенно тогда, когда они сами являются активными участниками.

В Академии проводятся разнообразные конкурсы научных работ, викторины, олимпиады.

Приведем пример дистанционной олимпиады по профориентации и самоопределению учащихся 10-11 классов.

Основные задачи олимпиады:

- выявление ориентированности школьников в профессиональной среде;

- формирование у школьников представлений о профориентационной деятельности;

- выявление ориентированности у школьников в актуальных и перспективных профессиях;

- выявление школьников, желающих обучаться в академии.

Олимпиада проводилась дистанционно. Регистрация участников осуществлялась по электронной почте. Оргкомитет высылал подтверждение о регистрации участников, а также рекомендации по проведению олимпиады.

Олимпиада проводилась в 2 тура.

I тур - теоретический (тестирование по вопросам профориентации).

II тур - творческий, который проводился в два этапа:

1 этап - конкурс эссе, раскрывающий одну из современных проблем профессиональной ориентации (до 2 страниц);

2 этап - конкурс презентаций, раскрывающих одну из проблем профессионального самоопределения, знания профессий, реклама востребованных профессий региона. Презентация должна быть подготовлена в программе PowerPoint (не более 7 слайдов).

Первые 5 школьников, набравшие максимальное количество баллов, получили дипломы победителей и приоритет при поступлении в академию. Каждый участник олимпиады получил сертификат.

Приведем примеры заданий теоретического тура олимпиады.

1. Узнайте понятие по данной формулировке:

... - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

2. Продолжите определение:

«Профессиональная ориентация - это система мер, направленных на ...».

3. Определите, какие из указанных словосочетаний являются важнейшими направлениями профессиональной ориентации:

а) профессиональная информация,

б) профессиональная консультация,

в) профессиональный подбор,

г) профессиональная и социальная адаптация.

Выбрать из предложенных ответов один правильный: 1) все; 2) а, б, в; 3) а, б.

4. Раскройте содержание и сущность понятий «педагог», «учитель», «воспитатель», «преподаватель».

5. Выберите из предложенных ответов один правильный:

Должность - это...

а) профессия;

б) специальность;

в) призвание;

г) служебная обязанность.

6. По каждому направлению назовите профессии:

а) социально-значимые профессии;

б) престижные профессии;

в) высокооплачиваемые профессии.

Охарактеризуйте самые востребованные из них.

7. Все профессии можно отнести к пяти типам: Человек - человек; Человек - техника; Человек - знаковая система; Человек - художественный образ; Человек - природа.

К какому типу относится профессия учителя?

Назовите примеры профессий для каждого типа.

8. Назовите профессии, которые будут востребованы в скором будущем в нашем регионе. Обоснуйте ответ.

9. С какими профессиями связаны учебные предметы, изучаемые в школе: математика, география, биология и физика?

10. Правильно выбранная профессия - это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование. Сформулируй собственную формулу выбора профессии.

Таким образом, в вузе сложилась определенная система профориентационной работы, которая позволяет школьникам определиться в выборе будущей профессии. Для того чтобы школьник сделал правильный выбор профессии из всех возможных, соответствующих его способностям и стремлениям, недостаточно диагностической работы, поэтому необходимо помочь ему узнать особенности той или иной профессии, включая школьника в творческие мероприятия по различным направлениям деятельности.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления образования и науки Тюменской области».

Рецензенты:

Епишева Ольга Борисовна, д-р пед. наук, профессор, кафедра математики и теории и методики обучения математике федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тюмень.

Яркова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, зав кафедрой педагогики и социального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева», г. Тобольск.


Библиографическая ссылка

Клюсова В.В., Яркова Г.А. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8989 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674