Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Торопова Е.А. 1
1 ГБОУ СПО «Нижегородский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского»
В статье раскрывается проблема интеграции гуманитарных дисциплин в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Предлагаются теоретические и практические рекомендации применения интеграции гуманитарных дисциплин. Автор формулирует понятия «интеграция», «гуманность», «гуманитарные дисциплины», «интеграция гуманитарных дисциплин». В статье представлен подробный теоретический анализ следующих понятий: «восприятие искусства», «восприятие художественного образа», «осознание музыкального образа», «мышление», «пафос», «эмоция интереса». Предлагаются оптимальные средства и формы обучения, которые стимулируют мотивацию к профессиональной деятельности студентов педагогического колледжа: использование компьютерных технологий, объединение дидактического материала в единую тематическую линию, через восприятие видов искусства, наличие творческих заданий по созданию интегрированных композиций. В статье представлены презентация и результаты социологического опроса о воздействии гуманитарных дисциплин на восприятие музыкальных произведений будущими воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
интеграция гуманитарных дисциплин.
гуманитарные дисциплины
гуманность
интеграция
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства : учеб. пособие для пед. ин-тов, ун-тов и психол.-пед. колледжей. - М. : ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Бонфельд М.Ш. Музыка – мышление - музыка // Музыка начинается там, где кончается слово. Книга для учителя / сост. П.С. Волкова; под общ. ред. Л.Н. Казанцевой. – Астрахань : МНТЦ «Консерватория». – С. 1995-202.
3. Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. - СПб. : Питер, 2000. - 84-85 с.
4. Мелик-Пашаев А.А Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. - М. : Олимп ; ООО «Издательство АСТ», 2000. – 816 с.
5. Петрушин В.И. Музыкальная психология : учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.
6. Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 10.07.2012). ст.14. // Собр. законодательства РФ. – 1996. – № 3. – ст. 150.; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» п.2.4. // Российская газета от 5 марта 2010 г. – Вып. № 5125; Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собр. законодательства РФ. – 2010. – № 19. Ст. 2291.
7. Философский словарь. – М., 1997. – 571 с.

Знания и идеи, сообщаемые науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь

К.Д. Ушинский

Актуальность публикации в полной мере соответствует требованиям президента РФ, высказанным им в ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации 12.12.2012. Особое внимание он обратил на совершенствование форм и методов дошкольного образования, поскольку именно в этот период времени закладываются основы физического, нравственного и духовного формирования личности. Принятая программа гуманитаризации образования играет важную роль в процессе подготовки современного специалиста в системе профессионального образования. Рассматривая особенности интеграции гуманитарных дисциплин в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, считаем целесообразным раскрыть понятия «интеграция», «гуманность», «гуманитарные знания», «гуманитарные науки- дисциплины», «интеграция гуманитарных дисциплин». В словаре социальной психологии Абраменкова В.В. представляет понятие «гуманность» следующим образом: Гуманность [лат. humanus - человечный] - 1) обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи; 2) свойство характера, при котором все природное для человека имеет личностный смысл. Содержание понятия «гуманность» как социальной установки раскрывается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, альтруизмом и так называемым помогающим поведением, хотя к ним не сводится. Гуманитарное знание – это, прежде всего, изучение человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности; понятие широкое, включающее в себя гуманитарные дисциплины. Гуманитарные дисциплины направлены на осознание студентом процесса обучения, на осознание себя и окружающего мира, на осознание взаимосвязи «Я» с окружающим миром. Гуманитарные дисциплины сегодня важны своими знаниями, но еще более ценны для развития умений и навыков, а именно: помогают формировать и развивать способности к творчеству; незаменимы в развитии коммуникативных, общекультурных и профессиональных компетенций. Одной из актуальных задач модернизации системы дошкольного образования является разработка интегрированного обучения в системе профессионального образования будущих воспитателей. Процесс интеграции (от лат. integration - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимосвязанности и взаимодополняемости [7]. Данный факт отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа на усиление внимания к проблеме педагогической интеграции [6]. Таким образом, необходимость интеграции гуманитарных дисциплин в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений является как нормативно обоснованной, так и необходимым инструментом для создания новых программ. По словам К.Д. Ушинского, дети «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе». Интеграция трех предметов (музыка, литература и изобразительная деятельность) способствует формированию целостной научной картины мира, приобретению профессиональных компетенций в профессиональном образовании. Особенность интеграции гуманитарных дисциплин заключается в обобщенном отношении между структурными компонентами целостного образования. Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета, обобщенные компоненты знаний межпредметного характера, обобщенные умения, сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной и практической деятельностями. Интеграция гуманитарных дисциплин в обучении позволяет нам выполнить развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности студента, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию. Учитывая понимание современного процесса обучения как условия формирования профессиональных компетенций, мы полагаем, что интеграция гуманитарных дисциплин предполагает интегрированное обучение, а именно моделирование воспитательно-образовательного процесса таким образом, когда оно построено на соединении содержания разных предметных областей, с использованием сопряженных материалов, отражающих целостную картину мира, направленных на развитие и воспитание личности студента. В рамках избранной темы под интеграцией гуманитарных дисциплин следует подразумевать интеграцию видов искусства, частично или полностью используемой по предмету «Музыка» в профессиональном образовании будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В связи с чем принципиальное значение имеют взгляды ученых относительно понятия «восприятие искусства», его специфических черт и значимости для формирования современного специалиста. Доктор психологических наук А.А. Мелик-Пашаева дает следующее понятие восприятию искусства: «Восприятие искусства - узнавание, понимание, эмоционально-эстетическая оценка художественных произведений читателем, зрителем, слушателем. Восприятие искусства - не пассивный процесс, а сотворчество с автором. Содержание произведения искусства не преподносится в виде однозначной информации; его надо восстановить, "вычитать" в созданной автором выразительной форме. Восприятие искусства – это всегда интерпретация, подобная той, которая осуществляется в исполнительном искусстве. Развитие восприятия искусства является важнейшей задачей педагогики искусства в массовой школе, которая готовит не только профессионалов в области искусства, но и должна воспитывать людей, способных понимать искусство, наследовать хранимые им ценности. Передовой педагогический опыт показывает, что работу по восприятию пафоса художественных произведений в соответствующих возрасту формах можно с успехом вести уже с дошкольного возраста» [4]. Обращаясь к этой теме, В.И. Петрушин констатирует, что все исследования проблем музыкального восприятия тесно связывают ее решение с интерпретацией самого музыкального произведения. При этом утверждается, что основным его содержанием следует признать чувства, эмоции и настроения [5]. Эмоционально-чувственный подход к пониманию сущности музыкальных произведений [5] оценивается исследователями в качестве исходного начала в разработке многих других аспектов проблемы восприятия. Важным выводом, базирующимся на указанной структуре восприятия, является положение о том, что глубину и содержание музыкального произведения можно понять только в контексте того времени, в котором жил композитор, зная его взгляды на жизнь, отношение. В самом деле, чувства, эмоции и переживания, переложенные на музыку и ассоциативно выраженные в музыкальных интонациях того или иного произведения, по существу всегда являются производными отношениями автора к конкретным событиям и явлениям той исторической эпохи, в которой он жил. Именно поэтому обращение исполнителя или слушателя к другим источникам знаний, выходящих за рамки музыки, являются условием углубленного познания музыкального произведения, к людям, природе, к искусству [5]. Помимо исследователей – психологов, свое видение на эту проблему имеют и специалисты в области музыкального мышления. В этом смысле первостепенного внимания заслуживают отдельные высказывания Мориса Бонфельда о соотношении музыки и логического мышления, о сущности эмоционального воздействия музыкальных интонаций на личность слушателя, о месте музыки среди других родственных видов искусства и по ряду других вопросов [2]. Излагая свои взгляды по этим вопросам, Морис Бонфельд отмечает, что мышление в музыке отличается, прежде всего, повышенной требовательностью к вниманию слушателя. Максимальное внимание требуется для того, чтобы воспринимать малейшие изменения начального импульса – события и последующих, поскольку каждое событие нуждается в тщательной расшифровке, «абстрактной» семантики субзнакового слоя, и углубленного переживания высказываемых событий и эмоций. Ощущение личностной напряженности непрекращающегося тока мысли придает такой музыке черты «чистого» мыслительного процесса, возвышающегося над миром реальных объектов и событий. Обращая внимание на сложность мыслительного процесса, автор вместе с тем полагает, что это обстоятельство не лишает его особой глубинной эмоциональности. Признание эмоциональных начал в процессе музыкального мышления указывает на существование между ними тесной и неразрывной связи. Вне тока «умных» эмоций – указывает Морис Бонфельд, нет и тока музыкальной мысли; полноценное же восприятие такого мышления - это одновременно приобщение к особому миру духовно-эмоциональной жизни [2]. Принципиально важным, на наш взгляд, является утверждение автора о том, что музыка всегда может быть подвергнута анализу, базирующемуся на логические категории мыслительной деятельности: изложение тезиса, возникновение альтернативы, усложнение или упрощение исходной мысли, интеграция (обобщение), либо дифференциация (дробление), прием pars pro toto (часть вместо целого) и т.д. На основании этого автор рекомендует оценивать музыку как аналог мыслительного процесса, то есть рассматривать ее как мышление. В этой связи самого пристального внимания заслуживают отдельные теории, предложения и версии, изложенные в ряде учебных пособий и научных публикаций. Особую актуальность среди них приобретают теоретические положения и выводы, сформированные в работах одного из создателей теории дифференцированных эмоций, знаменитого психолога Кэррола Э. Изарда [3]. С позиций избранной темы исследования, принципиальное значение имеет вывод о том, что процесс восприятия у взрослого человека не ограничивается простым преобразованием сенсорной информации. Воспринимая и ощущая комплекс стимулов, человек привносит в это ощущение нечто иное, трактуемое обычно как функция прошлого опыта. Ознакомившись с рядом проведенных экспериментов, автор констатирует, что восприятие никогда не бывает абсолютно точным отражением того, что есть на самом деле. Иными словами, мы воспринимаем мир исходя из своих желаний, потребностей, целей; а наши желания, потребности и цели – это наши эмоции или их производное. Анализируя механизм избирательного восприятия, воздействующих на нас стимулов, автор утверждает, что саму избирательность следует трактовать как функцию аффекта, исходным началом которого, его детерминантом, является эмоция интереса. По степени интенсивности она может быть как очень слабой, так и чрезвычайно высокой. Таким образом, в механизме восприятия поступающей к нам информации центральное место занимает эмоция или комплекс эмоций. Они всегда предшествуют восприятию предметов, явлений или людей. Их влияние на процесс восприятия заключается в том, что они фильтруют и моделируют сенсорную информацию, поступающую в сознание от рецепторов. В результате такого взаимодействия с сознанием человека уже на этапе приема сенсорной информации ощущения не регистрируются в сознании в «чистом виде. Эмоция трансформирует зрительные, слуховые, соматические и даже вкусовые и обонятельные ощущения». Такова в общих чертах позиция ученого относительно механизма восприятия поступающей к нам разнообразной информации. Отсюда следует, что механизм использования в учебном процессе немузыкальных материалов имеет много общего с механизмом восприятия музыкальных произведений. В связи с вышесказанным следует, что интеграция гуманитарных дисциплин представляет естественный процесс взаимодействия и корреляции таких предметов, как музыка, литература, живопись. Экспериментальная программа по данному курсу включает в себя известные произведения искусства. Раскрывая тему урока «Сказочные образы в произведениях искусства», а именно «Образ лебедя в произведениях искусства - реальность и фантазия», мы используем интернет-технологии.

В ходе урока следует предоставить информацию о композиторах, писателях, поэтах и художниках, которые посвящали этой теме свои произведения. Использование CD «П.И. Чайковский. Жизнь и творчество» (компания «Кирилл и Мефодий»), создание и просмотр компьютерных презентаций значительно расширяют педагогическое поле деятельности при объяснении нового материала. Студенты получают возможность самостоятельно познакомиться с дополнительной информацией по теме; а также закрепить пройденный материал и проверить знания. Использование дидактического материала может выглядеть следующим образом: Музыка. Слушание - П.И. Чайковский, фрагменты из балета, «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»; Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных». Пение. Детская песня О. Буйновской «Лебедь» с использованием детских музыкальных инструментов (ДМИ). Изобразительная деятельность. М. Врубель «Царевна Лебедь». Литература. К. Бальмонт «Лебедь», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (3 чуда), русская народная сказка «Гуси-лебеди». Студенты создают собственные творческие работы «Образ Лебедя» в виде рисунков, прослушивают музыкальные произведения, подбирают стихи, музыкальные мелодии и песни. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу и студентам через интернет-ресурсы создавать презентации по заданной теме, прослушать произведения П.И. Чайковского, Сен-Санса, познакомиться с репродукциями М. Врубеля, художественным оформлением детской сказки «Гуси-лебеди».

 

Представляем пример презентации по названной теме.

В качестве домашнего задания можно расширить и усложнить задачи интернет-поиска, например: найти произведения известных русских художников, детские рассказы и стихи, детские песни, посвященные образу «Лебедя». Все задания выполняются студентами с большим желанием, так как имеют отчасти соревновательный характер, в котором представляют: «кто нашел большее количество примеров? Или более интересную информацию о произведениях и их авторах?». Являясь активными пользователями Интернета, будущие воспитатели имеют возможность расширять самостоятельно свое информационное поле, что, несомненно, увеличивает объем знаний и способствует успешному интегрированному обучению студентов. В завершение для получения более полного и яркого впечатления необходимо посмотреть балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро», после чего провести письменный опрос и рефлексию о том, как и какими средствами в произведениях искусства великими авторами создаются сказочные образы, о восприятии сказочных образов, восприятии искусства. Промежуточные результаты экспериментальной деятельности доказывают высокую степень эффективности использования интеграции гуманитарных дисциплин в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, тем не менее вывод о неоднозначном подходе к привлечению произведений искусства находит свое подтверждение в результатах социологических исследований, проведенных в Нижегородском педагогическом колледже. На вопрос о том, произведения каких видов искусств, по вашему мнению, наилучшим образом способствуют восприятию музыки, студенты избрали следующее: изобразительное искусство – 41%, произведения литературы – 25%, художественная фотография – 15,3%, произведения киноискусства - 12,8%, видеоклипы - 5,1%. Приведенная констатация тождества и близости рассматриваемых материалов по многим аспектам их взаимодействия с индивидуумом является важным аргументом, доказывающим целесообразность широкого привлечения и использования интеграции гуманитарных дисциплин, которые являются объектом внимания при интегрированном обучении в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В качестве примера представляем презентацию «Сказочные образы в произведениях искусства», образ лебедя глазами художников, поэтов и композиторов. Основные вопросы, обращенные студентам: «Почему образ лебедя так привлекает деятелей искусства во все времена?». А также народное творчество - русские сказки обращаются к этому образу? Их родство и отличие в идее и исполнительстве? «Мое отношение к этому образу? Чем понравился образ лебедя?» Результаты контрольного среза «Сказочные образы в произведениях искусства». В данном эксперименте участвовало 55 человек, из них 25 человек в группе 311 (3 курс), и 30 человек в группе 418 (4 курс). Средний балл по 3 курсу составляет 3,4 балла, в то время как средний балл по 4 курсу составляет 4,1 балла. Этот факт свидетельствует о том, что студенты 4 курса более грамотно и осознанно подходят к поставленным задачам, проявляя большую заинтересованность, обученность, эмоциональную отзывчивость, обладая комплексом знаний, и профессиональной компетентностью. Промежуточные результаты экспериментальной деятельности доказывают высокую степень эффективности использования интеграции гуманитарных дисциплин в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в Нижегородском педагогическом колледже.

Рецензенты:

Шестакова Лариса Анатольевна доктор педагогических наук, профессор НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород.

Щербакова Елена Геннадьевна доктор педагогических наук, профессор ННГАСУ, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Торопова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8929 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252