Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Еремина Л.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
В статье аргументирована необходимость творческого развития студентов в процессе организации совместного творчества. Показывается влияние коллективной творческой деятельности на формирование креативности студентов. Раскрываются принципы, характеристики, условия организации совместной творческой деятельности как предпосылки формирования креативности студентов. Обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования, раскрываются условия и особенности использования методики коллективной творческой деятельности в работе со студентами, описаны этапы (технология) работы. Дается сущностная характеристика понятий креативность, совместная творческая деятельность. Рассматриваются различные формы коллективной творческой деятельности, способствующие успешному формированию креативности студентов: праздники, конкурсы, викторины, защита творческих проектов, аукционы, дискуссии, презентации и пр.
коллективное творческое воспитание
совместная творческая деятельность
формирование креативности
креативность
1. Гавреева Г. С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы: Автореф. дис… канд. психол. наук. – М.: ГУУ, 2008. – 21 с.
2. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 1. – С. 3-21.
3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика. 1989. – 208 с.
4. Лебедева Л. Д., Бибикова Н. В. Креативность младших школьников: контекст «развитие»: монография. – Ульяновск: УлГПУ, 2004. – 194 с.
5. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / перевод с англ. А. М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 432 с.
6. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176 с.
7. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения задач // Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – С. 279-295.

Актуальность исследования проблемы формирования креативности личности в совместной творческой деятельности определяется усложнившимися требованиями к готовности студентов владеть эвристическими методами и приемами работы, применять технологии креативного развития в профессиональной деятельности, к степени развития самостоятельности и умения работать в команде, готовности к поиску и реализации нестандартных, оригинальных решений. Совместная творческая деятельность способствует обогащению опыта студента к жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими; создает условия для формирования способности к творчеству, для саморазвития и самореализации; для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

В научных исследованиях оформилась тенденция к дифференциации понятий «творчество» и «креативность», где креативность занимает место одной из основных составляющих, как самой категории «творчество» (данное понятие шире, поскольку не сводится только к способностям), так и ее производных.

Отмечая сходство и различие понятий «творческие способности» и «креативность» (общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку), следует выделить, что: 1) они могут рассматриваться «как синонимы, если речь идет только об общей творческой способности» [4, с. 49]; 2) «творческие способности» шире, так как включают в себя и общие, и специальные способности; 3) креативность определяется как характеристика любой способности к деятельности (рассматривая различные виды способностей, креативность видится в них как содержательный компонент).

Креативность формируется и проявляется в деятельности. Следовательно, целенаправленно организуя деятельность студентов в процессе организации совместного творчества, мы можем формировать способность к творчеству.

Анализ литературы показывает, что в последние время преобладание индивидуальной творческой деятельности сменилось исследованием коллективных, командных, групповых форм проявления креативности личности (Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Г. С. Гавреева, Ч. М. Гаджиев, А. Л. Журавлев, П. В. Малиновский, Т. А. Нестик, Я. А. Пономарев, Д. Харрингтон, М. Чиксентмихайли и др.).

Так, А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик, проанализировав основные теоретические подходы к изучению креативности как группового феномена, отмечают, что изучение индивидуального творчества привело исследователей к выводу о том, что креативность невозможна вне социального взаимодействия, то есть является не только индивидуально-психологической, но и социально-психологической характеристикой. По мнению авторов, вне социального поля, вне взаимодействия с другими людьми (пусть даже в форме внутреннего диалога, автокоммуникации) творчество невозможно [2].

Согласно Я. А. Пономареву и Ч. М. Гаджиеву, механизм, лежащий в основе решения творческой задачи, выступает основой и совместного творчества. Однако здесь складывается особая коллективная форма преобразования побочных продуктов, которые возникая в действии одного, могут быть использованы в качестве подсказки любым членом группы и регулировать действия других участников совместного решения [7].

Вместе с тем Г. С. Гавреева [1] рассматривает креативность как устойчивую групповую характеристику, определяя групповую креативность как комплексное свойство группы, позволяющее ей в совместной профессиональной деятельности генерировать оригинальные идеи, инновационные предложения, а также находить способы нестандартного решения проблем, инициативно относиться к делу, стремиться к высоким профессиональным достижениям. Автор указывает, что в совместном творчестве помимо внутренней мотивации и высокой вовлеченности участников весомую роль играет характер лидерства, поддерживающего творческие групповые ценности и особую групповую идентичность.

По мнению Б. Ниджстеда, Э. Ритцшеля, В. Штребе, можно выделить четыре основных принципа совместного творчества: 1) креативный потенциал участников группы (чем выше разнообразие состава, тем выше креативный потенциал); 2) эффективный обмен идеями и знаниями, готовность и желание участников группы делиться информацией друг с другом; 3) доступность высказанных ранее идей и накопленных знаний для всех членов команды; 4) эффективное согласование мнений, способность отбирать лучшие идеи, избежав эффектов «группового мышления» [2].

Считаем, что использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации совместного творчества студентов способствует формированию креативности. В организации совместной творческой деятельности студентов акцент был сделан на технологию коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов).

Коллективное творческое воспитание (по И. П. Иванову) - диалог всех возникающих точек зрения; уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире; социальная направленность деятельности; коллективная деятельность как средство создавать мощное творческое поле; использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности; создание условий для проявления и формирования черт творческой деятельности [3].

Ядром коммунарской методики, по словам С. Д. Полякова, является такая организация совместной деятельности воспитателей и воспитанников, при которой все члены участвуют в планировании и анализе его жизни, причем эта деятельность носит характер коллективного творчества [6].

Коллективная творческая деятельность как средство создания творческого поля жизнедеятельности студенческой учебной группы с целью использования феномена группового влияния на формирование индивидуальных способностей личности; создания условий для проявления и формирования черт творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность как взаимодействие преподавателей и студентов по формированию креативности включала в себя организацию совместной деятельности воспитателей и воспитанников, при которой все члены участвовали в планировании и анализе его жизни, причем эта деятельность носила характер совместного творчества.

Отметим, что технология КТД (при организации коллективного дела) и технология ЧТП (чередование традиционных поручений при организации жизнедеятельности учебной группы) в их взаимосвязи и являлись «методикой, методическим уровнем коллективного творческого воспитания» [6].

Алгоритм организации и проведения коллективной творческой деятельности включал в себя следующие этапы работы: предварительная работа учебной группы (диагностика, целеполагание), коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективное подведение итогов, стадия ближайших последствий (реализация решений). Нами были выделены педагогические идеи, пронизывающие данные этапы: совместная деятельность преподавателя и студентов, сотворчество; ориентация педагога на стремление личности студента к творчеству и самовыражению; выбор временной творческой группы; вклад каждого в творческое дело и признание ценности мнений; применение методик групповой работы и игровых технологий.

Условиями проведения КТД выступали: творческая атмосфера (творческое воодушевление), открытость, дружелюбие участников, позитивный настрой; четкость в технологии проведения КТД; эффективность разделения обязанностей; увлеченность и поглощенность деятельностью участниками.

По мнению И. П. Иванова, актуальность, современность, эмоциональность, юмор и сатира - основные критерии эффективности коллективной творческой деятельности.

Особое место в коллективных творческих делах занимали временные творческие группы, которые создавались для разработки проекта из представителей микрогрупп учебной группы студентов.

В нашем эмпирическом исследовании во временной творческой группе выделялись позиции «генератора» (хотя бы одного, но лучше несколько), «активатора» («резонатора») и «информатора» (идея Ч. И. Гаджиева). Каждый член группы мог выступить в данной роли. «Генератор» - человек, у которого возникают новые идеи. «Активатор» - человек, который умеет переформулировать новую идею, вскрыть ее суть, придать ей адекватное выражение. «Информатор» - человек, который снабжает студентов новой и полезной информацией.

Студенты высказывали творческие идеи чаще всего вслух, велась запись на диктофон или на бумаге. Студентам разъяснялось, что «своя» идея у него возникала в результате коллективного обсуждения вопроса, в нее в качестве «сырья» входили высказывания и идеи сокурсников.

При осуществлении коллективной творческой деятельности важна была определенная позиция преподавателя, а именно установки: на воспитанника (искренний интерес к внутреннему миру студента, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков); на себя как педагога (установка на самоанализ своей деятельности и значимость своей личности как средства педагогической работы); на способ работы (стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для саморазвития ее участников).

Спектр тактических позиций преподавателя в зависимости от индивидуальных особенностей студентов в ходе опытно-экспериментальной работы смещался в сторону «психолога», «координатора», «товарища». Важным являлись для отношений преподавателя со студентами не данные роли, а стремления педагога оказать помощь в решении возникающих проблем.

В ходе реализации программы опытно-экспериментальной работы по формированию креативности студентов в совместной творческой деятельности нами были выделены следующие особенности использования методики КТД в работе со студентами: 1) идея «общей заботы», которая приобретала форму осознаваемой самими студентами идеи творческого развития участников; 2) преобладание дискуссионных форм работы и КТД, рассчитанных на импровизацию; 3) стимулирование самостоятельности, активности и инициативности студентов.

Каждое организуемое КТД было направлено на комплекс определенных педагогических задач, однако в каждом деле можно было выделить значимую ведущую задачу. Приведем пример проведенного коллективного творческого дела «Творческий день» в период обучения студентов на 1 курсе.

Педагогическая задача творческой направленности: создание возможностей творческого проявления студентов на основе самоопределения в отношении групп и деятельности.

Этапы (технология) работы.

Первый этап включал в себя предварительную работу учебной группы. На данном этапе осуществлялась диагностика. С помощью анкет, бесед, наблюдений за студентами преподаватель узнавал об интересах, увлечениях своих воспитанников. Проводилось обсуждение того, как сделать так, чтобы личные интересы, увлечения стали общими. При этом большое значение имело то, как студенты учебной группы понимали цель совместной деятельности, вовлекались ли они в ее формулировку и уточнение. На данном этапе поддерживались идеи: 1) значимость всякого минимального положительного интереса; 2) нахождение такой формы работы, чтобы каждый мог принять участие в КТД.

На втором этапе, коллективного планирования, создался банк идей о проведении КТД через работу временной творческой группы и индивидуальные предложения.

Третий этап - коллективная подготовка. На данном этапе созданный сообща проект КТД воплощался отдельными частями в микрогруппах, при этом учитывались все предложения. Со стороны преподавателя нельзя было допускать давления на студентов, так как воспитанники переставали считать КТД «своим», теряли к нему интерес.

Четвертый этап - это проведение коллективного творческого дела. Временная творческая группа определяла общую схему дня, работа осуществлялась по студиям: танцоры, художники, артисты, дизайнеры, ораторы, имиджмейкеры, «ниначтонепохожие». Группам предлагалось создать творческий проект. В работе были возможны тайм-ауты, когда участники могли при желании посмотреть работу других студий. Преподаватель увлекал воспитанников личным примером, бодрым настроением, доброй шуткой. Итогом являлась презентация творческого проекта от каждой студии.

Пятый этап включал коллективный анализ проведенного КТД. После презентаций происходило обсуждение и анализ проделанной работы. Основными вопросами были: «Как мы организовали «Творческий день»? Что лично тебе дало участие в дне? Что было интересного? Почему?» Важно было, чтобы каждый участник размышлял об опыте творческой деятельности.

Педагогический подтекст обсуждения - это придание значимости в глазах студентов всякого позитивного интереса и увлечения, подчеркивание важности для человека ответственного выбора в своих интересах себя и интересах других людей.

Шестой этап - стадия ближайших последствий. В ходе обсуждения студенты высказывали свои предложения, делились впечатлениями и своими переживаниями, говорили о приобретенном опыте, о том, как и где его можно использовать в дальнейшей работе.

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию креативности студентов в совместной творческой деятельности использовались такие формы коллективной творческой деятельности, как: праздники («Масленица», «День смеха», «Последний звонок», «Творческий день», обрядовость «Студенческая свадьба» и др.); конкурсы (первокурсников, педагогического мастерства, психологов и др.); викторины («Счастливый случай», «Турнир знатоков» и др.); аукционы (творческих идей, творческих заданий, оригинальных предметов и др.); дискуссии («Открытая кафедра», «Дискуссионные качели», «Творческий стол», «Свободный разговор» и др.); презентации («Калейдоскоп уроков», «Творческий взгляд», «Интересные моменты моей практики» и др.); защита творческих проектов («Мое коллективное творческое дело», «Маски», «Творческая игра», «Урок Творчества» и др.).

Таким образом, коллективная творческая деятельность - это реальное обучение студентов творческому взаимодействию в учебной группе, способствующее накоплению социального опыта; заряд энергии, творчества и оптимизма. Совместное творчество студентов в учебной группе позволяло каждому попробовать разные способы деятельности, работать в разных позициях и групповых ролях в зависимости от решаемой задачи, обогатиться приемами работы, что способствовало организации жизнедеятельности и обучению творческому взаимодействию студентов в учебной группе.

Выделим следующие характеристики организации совместного творчества как предпосылки формирования креативности студентов: соблюдение принципов организации совместного творчества; соотнесение содержания совместного творчества реализуемой программе исследования; насыщенность и разнообразие совместного творчества, обеспечивающие занятость каждого субъекта; ориентация на творческие возможности и индивидуальные особенности каждого участника совместного творчества.

По мнению А. Г. Маслоу, креативность как естественное свойство самоактуализирующейся личности потенциально присутствует в каждом человеке, но большинство людей теряют это качество в результате «окультуривания» в авторитарной среде [5]. Следовательно, формированию креативности студентов способствует педагогическое содействие безопасности, атмосферы защищенности и психологической комфортности, благоприятному эмоциональному фону взаимоотношений субъектов в совместной творческой деятельности. Для человека важно и необходимо окружение, позволяющее чувствовать, что его принимают таким, каков он есть. В таком социально-психологическом климате он может почти всю свою энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям (по А. Г. Маслоу).

Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект №13-16-73004 а(р)).

Рецензенты:

Поляков Сергей Данилович, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск.

Шубович Марина Михайловна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Еремина Л.И. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8895 (дата обращения: 26.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252