Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СОРАЗВИТИЯ РФ И КНР В ПРОСТРАНСТВЕ ПРИГРАНИЧЬЯ

Абрамова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»
В связи с возрастающей ролью приграничных регионов России и Китая назрела необходимость комплексного изучения их региональных практик в формировании трансграничного социокультурного пространства. Требуется анализ форм приграничного сотрудничества с целью выявления инновационных механизмов их реализации. В качестве предмета исследования выступают региональные практики Российской Федерации (РФ) и Китайской Народной Республики (КНР) разного уровня. Представлены формы государственно-частного партнерства в осуществлении проектов соразвития. Охарактеризован межгосударственный инвестиционный проект создания русской промышленной экономической зоны в приграничье КНР. Выявлены тенденции международной кооперации, реализуемые в укрупненных субъектах сотрудничества – Байкальском регионе РФ, Северо-Восточном регионе КНР. Анализ социокультурного потенциала региональных практик является значимым для реализации стратегий соразвития РФ и КНР в пространстве приграничья.
туристический бренд
институализация
проект
социокультурное развитие
региональные практики
соразвитие
сотрудничество
приграничный регион
1. Аналитический доклад (Проект на 3 сентября 2012 года) Актуальные проблемы развития Байкальского региона и Дальнего Востока. Создание международного транспортного коридора «Европа - Россия - АТР». М., 2012. С.6.
2. Горевой И. Г. Туристическое сотрудничество в региональных и пограничных районах // Сборник выступлений на Китайско-Российском Форуме по сотрудничеству в сфере туризма. Пекин: Изд-во туризма и образования, 2012.9. С. 177.
3. Информация о городе Маньчжурия Автономного района Внутренняя Монголия как экспериментальной площадке «Развития и Открытости». Режим доступа: http://минмсвэст.забайкальскийкрай.рф/news/2013/01/14/6380.htm
4. Китайско-российское межрегиональное сотрудничество набирает силы для дальнейшего развития. Режим доступа: http://russian.cri.cn/841/2012/12/24/1s452690.htm
5. Маньчжоули бао = Маньчжурская газета. № 515. 2 февраля 2012. С.1.
6. Международный инвестиционный проект «Русская промышленная экономическая зона» в КНР (пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия) получил статус ключевой экспериментальной зоны в г. Маньчжурия (АРВМ, Китай), беспрецедентные правительственные льготы и преференции. Режим доступа: http://www.chemico-group.com/ru/
7. На северо-востоке КНР строится новый транспортный узел. Режим доступа: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/74137/
8. Осипов Г. В. Мегапроект «Интегральная Евразийская транспортная система» (социальные и геополитические аспекты) // Аналитический вестник Совета Федерации. М., 2011. № 18.
9. Путин В. В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. 27 февр.
10. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года, № 2094-р.

Стратегический характер отношений между Россией и Китаем, неизменная внешнеполитическая координация действий наших стран на международной арене создают политические условия для многоформатного сотрудничества. При анализе современной модели отношений между РФ и КНР большинство российских и китайских ученых выделяют основные уровни межстрановых взаимодействий: глобальный, региональный и уровень межрегиональной кооперации между российскими приграничными территориями Сибири, Дальнего Востока и китайским Северо-Востоком.

В течение длительного времени Россия, реализуя свои национальные интересы, традиционно осуществляла сотрудничество на глобальном уровне российско-китайских отношений, в основе которого на современном этапе лежат разделяемые обеими сторонами общечеловеческие интересы: обеспечение мира как главного условия возрастания комплексной мощи каждой страны и создание необходимых условий для соразвития.

Глобальные процессы детерминируют постепенное смещение политических и экономических интересов России на восток. Это обусловлено многими факторами, среди которых доминантным является динамичное развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), усиление экономической активности в этой части мира, что побуждает переосмысливать роль Байкальского региона и Дальнего Востока в общем сценарии подъема России. Поэтому на данном этапе особое значение придается разработке перспективной инновационной модели развития российского Дальнего Востока, Байкальского региона, «предполагающей оптимальную диверсификацию экономики с упором на развитие человеческого капитала и стимулирование новых видов деятельности» [1].

В последние годы в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года Правительство Российской Федерации приняло ряд стратегически важных решений, направленных на развитие данных территорий и их пространств с целью формирования более эффективных интеграционных механизмов со странами АТР [10]. В 2011 году учрежден Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона для содействия реализации инвестиционных проектов в общеэкономической, социальной областях, для формирования соответствующего социокультурного пространства, создания сферы инноваций, защиты окружающей среды.

Очевидно, что главным стратегическим партнером для нашей страны является, несмотря на замедление темпов экономического ростра, развивающийся Китай, возвышение которого многим видится как угроза российским национальным интересам. Однако «рост китайской экономики - отнюдь не угроза, а вызов, несущий в себе колоссальный потенциал делового сотрудничества... в целях хозяйственного подъема Сибири и Дальнего Востока» [9]. Речь идет о необходимости более активной кооперации, ведущей к спецификации формата взаимодействий между РФ и КНР в аспекте регионального и приграничного сотрудничества.

На уровне двусторонних отношений соразвитие между нашими странами на современном этапе реализуется через разработку и осуществление крупных проектов, способных в значительной степени повлиять на социокультурное развитие участников этого процесса. Инновационным сценарием комплексного подъема Сибири и Дальнего Востока является проект, разработанный коллективом отечественных ученых под руководством академика РАН Г. В. Осипова «Интегральная Евразийская транспортная система» [8]. Авторы проекта уверены, что эта система способна соединить трансконтинентальными хозяйственными связями Азию, Европу, США, что позволит ей приобрести статус центра обновленной архитектоники экономического и социокультурного пространства мира. Кроме того, реализация проекта усилит положение России в геополитическом пространстве мира, которое будет объединено транспортным мостом между крупнейшими экономическими зонами, укрепит территориальную целостность и связность страны, придаст импульс социокультурному развитию азиатского пространства России.

Стратегически важным можно назвать разработку и осуществление межгосударственного инвестиционного проекта по созданию «Русской Промышленной Экономической Зоны» в Китайской Народной Республике (пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия), который будет осуществляться на условиях государственно- частного партнерства. Весьма значимым в проекте является предложение комплексной модели наднационального объединения, способного стимулировать рост не только России, но и стран Северо-Восточной Азии [6]. В содержание проекта входит организация комплексного индустриально-логистического парка на базе имеющейся инфраструктуры на территории Маньчжурии для производства нефте-, углехимической продукции и лесопереработки, складской обработки металлической руды, минеральных удобрений, химической продукции и опасных грузов. Кроме того, планируется создание соответствующей инфраструктуры в г. Забайкальск РФ и г. Маньчжурия КНР. Общая сумма инвестиций проекта составляет 26,510 миллиардов юаней, численность рабочего населения, в том числе русского - 7080 человек. Планируемый сбытовой оборот проекта - не менее 38,317 миллиардов юаней в год.

Реализации проекта предшествовало его юридическое оформление. На VI Российско-Китайском экономическом Форуме (г. Пекин, октябрь 2011 г.) был подписан Договор о сотрудничестве по созданию «Русской Промышленной Экономической Зоны» в Китайской Народной Республике (пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия) и развитию на период до 2020 года. Сторонами, подписавшими Договор, являются Международный Конгресс промышленников и предпринимателей, Народное Правительство Китайской Народной Республики (г. Маньчжурия) и Группа компаний «Chemico Limited».

Главная задача проекта - организация единого международного интермодального восточного транспортного коридора, который позволит значительно сократить финансовые и временные издержки при движении товарных потоков из Китая в Россию, Белоруссию, Казахстан и далее в страны Европы, а также из стран СНГ через Россию в Китай. Реализация проекта позволит переформатировать имеющуюся транспортную логистику в этих странах для увеличения пропускной и провозной способностей железных дорог, перераспределить грузооборот из восточной части России на китайские сети. Предполагается создание единой системной производственной и сбытовой политики России, Белоруссии и Казахстана в Китае, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Важным является намерение организовать плановую реализацию в Китае продукции из России, Белоруссии и Казахстана в соответствии с его 5-ти летними сбалансированными планами производства и потребления за счет вхождения в имеющиеся партнерские сбытовые и производственные сети. Учитывая интересы КНР, предполагается скоростная доставка и реализация товарных потоков из Китая в Россию, Белоруссию, Казахстан и далее в страны Европы. Возможен отход от продажи сырьевых ресурсов из России, Белоруссии и Казахстана за счет организации на территории «Русской Промышленной Экономической Зоны» в Китае многопередельного производства полуфабрикатов и продукции с высокой добавленной стоимостью с использованием китайских и др. высокотехнологичных производств, инноваций и дешевых финансовых ресурсов.

Несмотря на явную экономическую направленность проекта, его реализация неизбежно повлечет трансформацию всего социокультурного пространства региона и его уровней: территориальной организации, процессов воспроизводства, ресурсного потенциала, культуры. Рассматривая проект в качестве стратегического фундамента, созданного государственно-частными структурами обеих стран, можно заключить, что его осуществление придаст мощный импульс практикам соразвития РФ и КНР, особенно в пространстве приграничья.

В КНР качеству социокультурного пространства приграничья придается особое значение. Так, утверждена Программа по развитию г. Маньчжурия (АРВМ) - крупнейшего в Китае сухопутного контрольно-пропускного пункта (пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия), через который ежегодно осуществляется 65 % грузооборота между Китаем и Россией. В рамках создания в г. Маньчжурии экспериментальной площадки «Развития и Открытости» (2010 г.) началось строительство 120 объектов инфраструктуры (2011 г.). В перспективе здесь планируется создать пять функциональных зон: зоны логистики и обслуживания международной торговли, приграничного экономического сотрудничества, обработки ресурсов и «образцовую зону» экологического строительства. Наряду с управленческими инновациями, которые будут внедрены в процесс функционирования этих зон, большое внимание в Программе уделено развитию региональных практик сотрудничества с РФ по социальным и культурным вопросам [3].

В целом, как указывается в Программе, идеология развития китайского приграничного «пояса» базируется на «интеграции пяти»: экономики, политики, культуры, общества, экологии, всестороннее и сбалансированное развитие которых является необходимым для процветания [5]. Этому способствует значительная активизация региональных практик культурного соразвития. В г. Маньчжурия ежегодно проводятся китайско-российско-монгольские выставки по науке, технике и инновационным технологиям, международный праздник льда и снега, международный конкурс красоты, российско-китайский форумы по развитию туризма между регионами Сибири и Дальнего Востока РФ и Северо-Востока КНР, В рамках проведения «Годов туризма» (2012, 2013 гг.) организованы «Дни г. Читы в Маньчжурии», планируется проведение «Дней Маньчжурии в г. Чите», рекламные, торгово-экономические, культурные и другие мероприятия (июль 2013).

Фактором, обеспечивающим развитие регионального сотрудничества в международном контексте, является ресурсная, социально-экономическая взаимодополняемость наших стран. Приграничные регионы северо-восточного Китая все более ориентируются на Россию, которая, в свою очередь, усиливает освоение Байкальского и Дальневосточного регионов, непосредственно граничащих с КНР.

В марте 2012 г. Госсовет КНР утвердил «Программу подъема экономики Северо-Восточного Китая на период 12-й пятилетки (2011-2015 гг.)», в соответствии с которой разрабатывается «Программа освоения и открытия полосы приграничных регионов провинции Хэйлунцзян и восточной части Автономного района Внутренняя Монголия». Эти территории являются стратегически важными для соразвития России и Китая. Поэтому наряду с крупными инвестиционными проектами, связанными с созданием русской промышленной зоны Маньчжурия-Забайкальск, в планах и КНР формирование «Китайской показательной зоны международного сотрудничества в районе р. Тумэньцзян». Она займет площадь около 90 кв. км, включая Хуньчуньскую зону экономического сотрудничества Китая, КНДР и России и станет важным региональным транспортным узлом, крупным центром региональной торговли [7].

Тенденция международной кооперации между нашими странами реализуется посредством укрупнения субъектов сотрудничества. Для более эффективной реализации планов соразвития с Россией на китайской стороне происходят объединительные процессы. Китайские провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и Автономный район Внутренняя Монголия на уровне председателей правительств подписали документ (август 2012 г.), призванный содействовать их совместному сотрудничеству с Россией в девяти сферах.

Одна из них - сотрудничество в сфере туризма. Китайское правительство определило туристическую индустрию стратегически опорной, разработав меры по ее стимулированию и повышению внешней открытости. Перспективы отрасли связываются с развитием уже имеющихся туристических брендов и формированием новых, так называемых точек роста. Так, заметным явлением в провинции Хэйлунцзян стала установка камня, символизирующего «самую северную точку Китая». Только в 2011 г. здесь побывал миллион китайских туристов. Создание тематического парка русской культуры и истории в г. Маньчжурия - еще один бренд привлечения туристов не только из внутренних регионов КНР, но и Тайваня. Примером активного развития приграничья через туристические социокультурные практики является г. Хуньчунь (провинция Цзилинь), расположенный в трансграничном пространстве: Россия, Китай, Южная Корея. Местные власти продвигают планы по "закольцеванию" безвизового туризма КНР - Ю. Корея - Россия. С этой целью на российской территории в Приморском крае завершается строительство 8-полосного автоперехода Хуньчунь - Краскино. Аналогичный переход уже построен в районе Хуньчуня. Такие проекты осуществляются благодаря активному освоению различных туристических продуктов, которые предлагает Китай в этом трансграничном регионе.

На территории России в приграничном г. Благовещенске разрабатывается программа «Золотая линия», включающая три уникальных бренда - месторождение динозавров, крупнейший в России космодром, строительство тематических парков: парк Юрского периода и парк технических одиссей. Дополнением к этому проекту будет сооружение первой трансграничной воздушной канатной дороги через реку Амур. Амурская область намерена к 2020 году увеличить количество китайских туристов с 20 тысяч до 1 миллиона, доведя долю туризма в региональной экономике с нынешних 0,5 % до 8 % [2].

Брэндом для развития трансграничного туризма, инструментом регионального развития, культурных и торговых обменов является проект «Великий Чайный путь» (Россия - Китай - Монголия), который по предложению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» может получить статус проекта, реализуемого под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

В условиях активизации практик соразвития назрела необходимость выработки институциональных механизмов регионального сотрудничества РФ и КНР в разных сферах. На китайской стороне эта идея функционирует и оформляется на уровне Академии общественных наук КНР. На сегодняшний день созданы Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), международные ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье», «Сибирское соглашение», Российско-Американское Тихоокеанское Партнерство (РАТОП). Дополнением к этому служит механизм регулярных встреч глав правительств Китая и России. Так, в совместном коммюнике по итогам 17-й встречи (декабрь 2012 г.), на которой председатели правительств двух стран достигли важного соглашения по вопросу углубления межрегионального сотрудничества, обе стороны обнародовали информацию о начале регулярных встреч руководителей регионов двух стран для конкретизации и расширения сотрудничества на местах. Эта идея была подтверждена и на состоявшемся 21 декабря 2012 г. 13-м заседании Китайско-российского координационного совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству (КРКС), проведение которого носит постоянный характер [4].

Для реализации конкретных социокультурных практик формируются соответствующие институциональные механизмы. Например, в Иркутске создается Ассоциация междуна­родного сотрудничества «Чайный путь», цель которой - привлечение инвестиций в проекты, способствующие инфраструктурному и социально-экономическому развитию, в частности, Байкальского региона.

Таким образом, активизация соразвития РФ и КНР осуществляется через реализацию различных региональных практик. Появляются формы государственно-частного партнерства в развитии экономики и инфраструктуры, что можно рассматривать как инновацию в сотрудничестве, осуществляемом в пространстве приграничья наших стран. В целях более эффективной международной кооперации укрупняются субъекты сотрудничества (Байкальский регион РФ, Северо-Восток КНР), постепенно формируется структура институтов управления региональными практиками соразвития.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0977.

Рецензенты:

Фомина Марина Николаевна, доктор философских наук, профессор, проректор по инновационному образованию ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.

Бернюкевич Татьяна Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии, теории и истории культуры, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.


Библиографическая ссылка

Абрамова Н.А. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СОРАЗВИТИЯ РФ И КНР В ПРОСТРАНСТВЕ ПРИГРАНИЧЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8883 (дата обращения: 16.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252