Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОДЕЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРА ПРОЕКТА «СЕМЬЯ»

Пупышева Л.Н. 1
1 МОАУ "Гимназия имени Александра Грина" г. Кирова
Моделирование просветительской деятельности на основе проектной деятельности в современном обществе – самая эффективная технология работы с родительской общественностью. За последние годы в Гимназии накоплен опыт работы по организации родительского всеобуча на основе проектной деятельности. В течение 12 лет успешно апробируется проект «Семья». Функции всеобуча многообразны: информационная, просветительская, обучающаяся, профилактическая, консультационная. Виды родительских собраний: организационные, общешкольные, тематические (текущие), итоговые, групповые. Из проекта «Семья» представлена модель учебно-тематического плана публичной просветительной работы с родителями первоклассников и второклассников «Воспитание личности в семье», соответствующая Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, общегимназический план всеобуча за последние три года. Общее родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения, средством повышения качества учебно-воспитательного процесса.
проект «Семья»
родительское собрание
учебное учреждение
1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Родительские собрания. Начальная школа. 1–4 класс / сост. Н. И. Дерклеева. – М.: ВАКО, 2005. – 254 с.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6683 (дата обращения 14.03.13).
4. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки / Под ред. Е. Н. Степанова, М. А. Александровой, Н. А. Алексеевой. – Вып. 4. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 176 с.
5. Фалькович Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.

Просветительская деятельность Гимназии является одним из основных направлений проекта «Семья» - программы развития образовательного учреждения. Моделирование просветительской деятельности на основе проектной деятельности в современном обществе - самая эффективная технология работы с родительской общественностью. На протяжении многих лет в Гимназии в системе осуществляет просветительный родительский всеобуч.

Общешкольное родительское собрание является важнейшей формой работы всего педагогического коллектива с семьей ученика, средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, формой взаимодействия и сотрудничества семьи и учебного заведения. Функции всеобуча многообразны. Одна из первых функций это - информационная, которая обеспечивает родителей информацией об учебно-воспитательном процессе, учебных курсах и программах, внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках, знакомит с нормативными актами в сфере образования, новыми уставными документами, итогами работы. Вторая функция всеобуча - просветительская. Её значение определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей. В основе обучающей функции лежит обработка практических навыков родителей по оказанию помощи ребёнку в освоении программ, эффективному общению с ним и защите его прав в различных ситуациях. Профилактическая функция - одна из важных функций всеобуча. Предупредить проблемы и трудности семейного воспитания, связанные с кризисом взросления учащихся, снижения мотивации к учёбе, проблемами в общении. Консультационную функцию отличает индивидуальная работа.

«Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся... Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы» [3].

Современная педагогическая наука выделяет несколько видов родительских собраний. Определяются эти виды по тем конкретным задачам, которые решаются на собрании. Организационные собрания составляют и утверждают планы работы, избирается родительский комитет, распределяются поручения. Тематические собрания посвящены обсуждению актуальных вопросов воспитания и развития учащихся. Итоговые собрания - это подведение итогов за определённый период. Групповые собрания - для определенной группы родителей.

Рассмотрим опыт работы Гимназии по организации просветительного родительского всеобуча в рамках проекта «Семья». В течение учебного года проводится четыре общих родительских собрания в каждой параллели (один раз в четверть). На классном родительском собрании продолжается работа над темой общего собрания через диалог классного руководителя с родителями. Рекомендуется проводить еще два классных родительских собрания (организационное и итоговое). Для определения тематики родительского всеобуча проводится изучение современных нормативных документов, актуальных проблем семейного воспитания, социальный запрос родительской общественности, анкетирование учащихся, родителей, педагогов. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в рамках Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России рекомендуют образовательному учреждению разработать программу повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Воспитание личности в семье». В рамках проекта «Семья» разработаны данные программы для 1 классов и 2 классов. Предлагаем познакомиться с тематическим планом просветительной работа с родителями первоклассников «Воспитание личности в семье» Гимназии имени А. Грина.

Тематический план просветительной работы с родителями 1 классов (2011-2012 год).

Октябрь. «Роль родителей в успешности первоклассника (участие в различных конкурсах, олимпиадах и исследовательской деятельности). Результаты школьной адаптации».

Декабрь. «Учимся разговаривать с ребенком (стили общения). Как влияют культурные ценности семьи на дальнейшую судьбу ребёнка».

Февраль. «Поощрение и наказание детей в семье. Проблемы повышенной тревожности и агрессивности в младшем школьном возрасте».

Апрель. «Роль родителей и значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка».

Содержание курса «Воспитание личности в семье»

Цель: развитие воспитательного и образовательного потенциала педагогов и родителей.

1.«Роль родителей в успешности ребенка (участие в различных конкурсах и исследовательской деятельности). Результаты школьной адаптации»:

-показать родителям составляющие и приемы благополучной адаптации ребенка к школе;

-дать рекомендации по развитию самостоятельности ребенка, как одной из главных составляющих успешности;

-научить родителей грамотно организовать режим дня младшего школьника, как одно из условий высокой успеваемости и сохранения здоровья;

-предоставить тематику и графики различных олимпиад, конкурсов и исследований;

-проанализировать результаты школьной адаптации.

2. « Учимся разговаривать с ребенком (стили общения)»:

-показать родителям, что существуют разные стили воспитания и общения с ребенком;

-объяснить, как разные стили влияют на личность ребенка, его развитие, психологическое благополучие;

-помочь родителям найти правильный стиль общения с детьми.

3. «Поощрение и наказание детей в семье. Проблемы агрессивности младшего возраста»:

-раскрыть смысл понятий «поощрение» и «наказание»;

-объяснить различие между наказанием и насилием;

-показать адекватные приемы поощрения и наказания ребенка;

-дать понятие агрессивности ребенка, ее основные черты, характеристики агрессивности;

-помочь родителям найти способы предупреждения и коррекции агрессивности ребенка.

4. «Роль родителей и значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка»:

-дать общее представление о памяти как познавательном процессе;

-показать родителям результаты работы памяти в учебной деятельности;

-помочь родителям найти подходящие методы и приемы развития памяти детей.

Тематический план просветительной работы с родителями 2 классов (2012-2013 год)

Октябрь. «Роль родителей в подготовке второклассника к различным конкурсам, олимпиадам и исследовательской деятельности. План научно-исследовательского общества «Эврика». Литература Вятского края и духовно-нравственное развитие личности».

Декабрь. «Роль родителей в развитии творческого мышления детей. (Роль родителей в развитии творческих способностей детей.)»

Февраль. «Возможности ребёнка. Пути их развития на уроке, во внеурочной деятельности».

Апрель. «Влияние питания, режима дня и выполнения домашнего задания на умственное развитие и самостоятельность ребёнка. Летняя занятость».

Содержание курса «Воспитание личности в семье»

Цель: развитие воспитательного и образовательного потенциала педагогов и родителей.

1. «Роль родителей в подготовке второклассника к различным конкурсам, олимпиадам и исследовательской деятельности. План научно-исследовательского общества «Эврика»:

-объяснить важность участия в различных конкурсах, олимпиадах и исследованиях;

-показать роль родителей в подготовке учащихся к различным конкурсам, олимпиадам и исследовательской деятельности, приемы и способы работы;

-воспитать нравственные качества на примере произведений вятских писателей.

2. «Роль родителей в развитии творческого мышления и творческих способностей детей»:

-выявить представления родителей о способностях детей;

-познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;

-показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;

-научить выявлять и развивать творческие способности у детей.

3. «Возможности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности»:

-дать краткую характеристику отличительных особенностей учебной деятельности, внеурочной деятельности»;

-дать общее представление об учебных возможностях учащихся;

-показать родителям приемы и способы развития учебных возможностей ребенка.

4. «Влияние питания, режима дня и выполнения домашнего задания на умственное развитие и самостоятельность ребёнка. Летняя занятость»:

-показать родителям важность грамотной организации режима дня, правильного питания и выполнения домашнего задания; влияние на физиологическое и психическое здоровье;

-рассказать, каким образом режим дня и грамотное организация выполнения домашнего задания влияет на самостоятельность и умственное развитие ребенка;

-дать рекомендации по организации режима дня школьника, выполнения домашнего задания и правильного питания.

В конце текущего учебного года творческой группой во главе с заместителем директора по воспитательной работе составляется тематический план всеобуча на следующий год. Проводится следующая предварительная работа: анкетирование, диагностика, выявление социального заказа родителей, современных веяний общества, анализ статистики, образовательной, воспитательной, исследовательской работы за год, выявление типичных проблем.

Из опыта работы Гимназии на примере проекта «Семья» представляем за последние три года учебно-тематические планы публичной просветительной работа с родителями.

Тематический план просветительной работы Гимназии с родителями (2010-2011 год).

Сентябрь: 1-11 класс. «Организационные собрания по классам».

Октябрь: 1 класс. «Что такое отцовство и материнство? Результаты школьной адаптации».

2-4 класс. «Влияние психофизиологических особенностей ученика на процесс обучения».

5-8 класс. «Роль самоуправления. Детская общественная организация "Гринландия"».

9-11 класс. «Влияние психофизиологических особенностей ученика на процесс обучения».

Декабрь: 1-4 класс. «Роль семьи в развитии интеллектуальных способностей ребёнка».

5-8 класс. «Влияние возрастных психофизиологических особенностей на процесс обучения».

9-11 класс. «Проблемы ранней алкоголизации. Пропаганда здорового образа жизни».

Февраль: 1-4 класс. «Развитие познавательного мышления».

1-4 класс. «Мастер-класс победителей конкурса «Самая читающая семья».

5-6 класс. «Что такое ложь? Причины. Профилактика. Ложь и здоровье».

7-8 класс. «Проблемы ранней алкоголизации, курения. Пропаганда здорового образа жизни».

9-11 класс. «Способы сохранения психического здоровья».

Апрель: 1 класс. «Стили семейного воспитания».

2-3 классы. «Развитие визуального и математического мышления».

4 класс. «Переходим в 5 класс. Проблемы преемственности».

5-6 класс. «Способы сохранения психического здоровья».

7-8 класс. «Что такое ложь? Причины. Профилактика. Ложь и здоровье».

9-11 класс. «Инструктаж по экзаменам. Подготовка к экзаменам. Экзаменационная тревожность старшеклассников. Пути преодоления».

Май: 1-11 класс. «Итоговые классные собрания "Вот и стали мы на год взрослей"».

Тематический план просветительной работы Гимназии с родителями (2011-2012 год).

Сентябрь: 1-4 класс. «Организационные собрания по классам. Родительские собрания по недопущению жестокого обращения с детьми, детской агрессии в учебном учреждении».

5-11 класс. «Организационные собрания по классам. Родительские собрания по недопущению жестокого обращения с детьми и между детьми в учебном учреждении».

Октябрь: 1 класс. «Роль родителей в успешности первоклассника (участие в различных конкурсах, олимпиадах и исследовательской деятельности). Результаты школьной адаптации».

1-4 класс. «Роль родителей в подготовке ребёнка к различным конкурсам, олимпиадам и исследовательской деятельности. План научно-исследовательского общества "Эврика"».

5-8 класс. «Роль родителей в подготовке ребёнка к олимпиадам и исследовательской деятельности. План научно-исследовательского общества "Парус"».

9-11 класс. «Роль родителей в подготовке подростка данного возраста к олимпиадам и исследовательской деятельности, ЕГЭ. План научно-исследовательского общества "Парус"».

Декабрь: 1 класс. «Учимся разговаривать с ребенком (стили общения). Как влияют культурные ценности семьи на дальнейшую судьбу ребёнка».

2-4 классы. «Как использовать ресурсы современной библиотеки в воспитании интеллектуальной и нравственной личности. Обзор новой литературы о воспитании».

5-6 классы. «Как использовать ресурсы современной библиотеки в воспитании интеллектуальной и нравственной личности. Обзор новой литературы о воспитании».

9-11 класс. «Профилактика экстремизма, неформальных и других молодёжных формирований. Старшеклассник и правила дорожного движения».

Февраль: 1 класс. «Поощрение и наказание детей в семье. Проблемы повышенной тревожности и агрессивности в младшем школьном возрасте».

2-4 класс. «Способности ребёнка и роль семьи в их развитии».

5-6 класс. «Профилактика курения и раннего употребления спиртосодержащих жидкостей». 7-8 класс. «Профилактика употребления спиртосодержащих жидкостей и наркотических средств, суицидных проявлений в молодёжной среде».

9-11 класс. «Положение об итоговой аттестации выпускников, вопросы профориентации. Профилактика употребления спиртосодержащих жидкостей и наркотических средств, суицидных проявлений в молодёжной среде».

Апрель: 1 класс. «Роль родителей и значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка».

2-3 класс. «Влияние режима дня и выполнения домашнего задания на умственное развитие и самостоятельность ребёнка. Летняя занятость детей».

4 класс. «Переходим в 5 класс. Проблемы преемственности. Летняя занятость детей».

5-6 класс. «Жизненные цели подростков. Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Летняя занятость детей».

7-8 класс. «Влияние семьи на социальную зрелость подростка. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Летняя занятость детей».

9-11 класс. «Инструктаж по экзаменам. Подготовка к экзаменам. Экзаменационная тревожность старшеклассников. Пути преодоления. Новые профессии».

Май: 1-11 класс. «Итоговые классные собрания «Перелистывая страницы учебного года».

Тематический план просветительной работы Гимназии с родителями (2012-2013 год).

Сентябрь: 1-4 класс. «Организационные собрания. Итоги летней кампании. Планы на новый учебный год. О недопущении жестокого обращения с детьми и детской агрессии».

5-11 класс. «Организационные собрания. Итоги летней кампании. Планы на новый учебный год. Родительские собрания по недопущению жестокого обращения с детьми, детской агрессии в учебном учреждении, предупреждение суицидных проявлений в подростковой среде».

Октябрь: 1 класс. «Роль родителей в успешности первоклассника (участие в различных конкурсах и исследовательской деятельности). Результаты школьной адаптации».

2 класс. «Роль родителей в подготовке ребёнка к различным конкурсам, олимпиадам и исследовательской деятельности. План научно- исследовательского общества "Эврика"».

3-4 класс. «Роль родителей в подготовке ребёнка к различным конкурсам, олимпиадам и исследовательской деятельности. План научно-исследовательского общества "Эврика"».

5-8 класс. «Роль родителей в подготовке подростка к олимпиадам и исследовательской деятельности. План научно-исследовательского общества "Парус"».

9-11 класс. «Роль родителей в подготовке подростка к олимпиадам и исследовательской деятельности, ГИА, ЕГЭ. План научно-исследовательского общества "Парус"».

Декабрь: 1 класс. «Учимся разговаривать с ребенком (стили общения). Как влияют культурные и нравственные ценности семьи на дальнейшую судьбу ребёнка».

2 класс. «Роль родителей в развитии творческого мышления детей».

3-4 класс. «Как научиться правильно пользоваться информацией средств массовой информации, телевидения и Интернета. Информационные ресурсы Гимназии».

5-8 класс. «Как научиться правильно пользоваться информацией данного возраста, телевидения и Интернета. Информационные ресурсы Гимназии».

9-11 класс. «Профилактика экстремизма, влияния сект, неформальных молодёжных формирований, негативных сайтов Интернета. Старшеклассник и правила дорожного движения».

Февраль: 1 класс. «Поощрение и наказание в семье. Проблемы повышенной тревожности».

2 класс. «Возможности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности».

3-4 класс. «О трудностях учения. Как научить ребёнка быть самостоятельным».

5-6 класс. «Профилактика курения и раннего употребления спиртосодержащих жидкостей и курительных смесей. Влияние режима дня на формирование здорового образа жизни».

7-8 класс. «Профилактика курения, употребления алкоголя, токсических и наркотических средств. Влияние режима дня на формирование здорового образа жизни».

9-11 класс. «Положение об итоговой аттестации выпускников, вопросы профориентации. Профилактика курения, употребления спиртосодержащих жидкостей, токсических и наркотических средств. (Женский пивной алкоголизм и проблема репродуктивного здоровья.)»

Апрель: 1 класс. «Роль родителей и значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка»

2-3 класс. «Влияние питания, режима дня и выполнения домашнего задания на умственное развитие и самостоятельность ребёнка. Летняя занятость детей».

4 класс. «Переходим в 5 класс. Проблемы преемственности. Летняя занятость детей».

5-8 класс. «Соблюдаем правила дорожного движения! Воспитание сознательной дисциплины в учебном заведении и вне учебного учреждения. Летняя занятость детей».

9-11 класс. «Инструктаж по экзаменам. Подготовка к экзаменам. Экзаменационная тревожность старшеклассников и пути преодоления. Выбор профессии».

Май: 1-11 класс. «Итоговые классные собрания "Вот и стали мы на год взрослей"».

Таким образом, работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Одним из самых эффективных и современных методов работы Гимназии с родительской общественностью является проект «Семья». Общешкольное родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения, средством повышения качества всего учебно-воспитательного процесса.

Рецензенты:

Александрова Н. С., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Помелов В. Б., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Пупышева Л.Н. МОДЕЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРА ПРОЕКТА «СЕМЬЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8842 (дата обращения: 21.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074