Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВАЛИДАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛГУ

Тарасова О.В. 1 Хорошева Е.Р. 1 Мельникова Е.П. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»(ВлГУ)
Описан практический опыт ВлГУ по валидации образовательной деятельности в соответствии со стандартами ГОСТ ISO 9001-2011 и ISO 9001:2008. В ВлГУ установлены критерии, измеряемые показатели, методы измерения и анализа, записи и периодичность валидации процессов образовательной деятельности как демонстрации способности образовательной деятельности достигать запланированных результатов на этапах проектирования ООП, реализации ООП, итоговой государственной аттестации выпускников. Процедура валидации образовательной деятельности (Pv), являющаяся обязательной составляющей СМК вуза, представлена в виде кортежа: Pv = ‹ К,meti, re, Pr, Iсмк ›, где K – критерии валидации; met – методы измерения и анализа; re – средства достижения цели; Pr - обратная информация, принятая на этапах валидации; Iсмк – обработка информации, принятая в СМК. Процедура валидации позволяет ВлГУ выполнять требования потребителей и демонстрировать способность образовательной деятельности достигать запланированных результатов.
СМК ВлГУ.
процедура валидации образовательной деятельности
1. Белякова Е. А., Тарасова О. В., Хорошева Е. Р. Оценка качества образовательных услуг вуза / Междунар. науч.-практ. конф. «Механизмы гарантии качества образования: системы, технологии, инновации». – Барнаул: Изд. АлтГТУ, 2009. – С.275-277.
2. Глоссарий. Что такое «валидация»?// Качество образования. – 2010. – № 11. – С.54-57.
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/2882/файл/1406/12.11.22-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf (дата обращения 19.02.13).
4. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». – М.: Стандартинформ, 2012. – 27 с.
5. Прангишвили И. В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления». – М.: СИНТЕГ, 2000. – 528 с.

Модернизация российской экономики неразрывно связана с повышением качества профессионального образования. В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы отмечается, что одним из долгосрочных приоритетов государственной политики в сфере профессионального образования является «пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, студентов, а также с учетом прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития» [3]. С вступлением России в Болонский процесс и введением в действие федеральных образовательных стандартов, вузы получили большую степень свободы в построении образовательных программ. Выбор систем и методов управления качеством образования делается каждым вузом самостоятельно, с учётом сложившихся традиций, политики и целей в области качества.

Эффективным инструментом повышения качества образовательной деятельности Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ) является система менеджмента качества, сертифицированная Международным органом Bureau Veritas Certification на соответствие СМК российскому стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и международному стандарту ISO 9001:2008 с аккредитацией в ГОСТ Р (Россия), ANAB (США), UKAS (Великобритания). Основные процессы СМК ВлГУ охватывают образовательную и научно-исследовательскую деятельность ВлГУ [1].

В межгосударственном стандарте «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ГОСТ ISO 9000-2011 содержится следующее определение валидации: «подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены» [4]. Некоторыми вузами и специалистами в области качества образования под валидацией процессов образовательной деятельности понимается только процедура государственной аккредитации или другого образовательного аудита, когда «эксперт должен провести валидацию процедур и критериев оценивания, применяемых вузом при проведении экзаменов и итоговой государственной аттестации» [2].

Стандарты ГОСТ ISO 9001-2011 и ISO 9001:2008 устанавливают требования к системе менеджмента качества, в том числе к валидации проекта и разработки (п.7.3.6) и валидации процессов производства и обслуживания (п.7.5.2). В межгосударственном стандарте «Системы менеджмента качества. Требования» ГОСТ ISO 9001-2011 содержится требование к валидации проекта и разработки (п.7.3.6): «Где это практически возможно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции». В ВлГУ валидация образовательной деятельности осуществляется не только при процедуре государственной (общественно-профессиональной, профессионально-общественной) аккредитации, а постоянно, на этапах проектирования основных образовательных программ (ООП), реализации ООП, итоговой государственной аттестации выпускников.

Способность процессов образовательной деятельности ВлГУ достигать запланированных результатов подтверждается посредством ведения соответствующих записей, применения методов измерения качества, соответствующего оборудования и квалификации персонала, регламентируемых документами системы менеджмента качества (СМК) университета на этапах образовательной деятельности:

1. Валидация на этапе проектирования ООП осуществляется: путём утверждения целей ООП и проектируемых результатов обучения на предприятиях (организациях) – работодателях; при рецензировании учебно-методических комплексов дисциплин работодателями; при заключении договора о прохождении студентами практики на предприятиях (в организациях).

2. Валидация на этапе реализации ООП осуществляется: при прохождении студентом преддипломной практики, когда руководитель практики от предприятия в своем отзыве оценивает уровень готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности по выбранной специальности (направлению подготовки); в процессе рецензирования выпускных квалификационных работ, при осуществлении которого рецензент подтверждает уровень качества подготовки выпускника, а также делает заключение о его готовности к работе на предприятии по выбранной специальности (направлению подготовки); внедрением результатов выпускных квалификационных работ на предприятиях, подтверждаемым актами (справками) о внедрении.

3. Валидация на этапе итоговой государственной аттестации выпускников осуществляется: внедрением результатов выпускных квалификационных работ на предприятиях, подтверждаемым актами (справками) о внедрении; в процессе сдачи выпускником государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта, магистерской диссертации), когда ГАК (ГЭК), а также ее члены, являющиеся представителями предприятий-работодателей, делают заключение о степени готовности выпускника к профессиональной деятельности.

4. Валидация на всех этапах образовательной деятельности осуществляется: при государственной аттестации и аккредитации ВлГУ Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки; при независимой общественно-профессиональной аккредитации направления подготовки (специальности); при независимой профессионально-общественной аккредитации работодателями направления подготовки (специальности).

В ВлГУ установлены критерии, измеряемые значения, методы измерения (анализа), записи и периодичность валидации процессов образовательной деятельности как демонстрации способности образовательной деятельности достигать запланированных результатов на этапах проектирования ООП, реализации ООП, итоговой государственной аттестации выпускников (таблица 1).

Таблица 1

Валидация образовательной деятельности ВлГУ

№ п/п

Демонстрация способности образовательной деятельности достигать запланированных результатов

Критерий подтверждения

Измеряемое значение

Методы измерения

и анализа

Записи

Периодич-ность валидации

Периодич-ность повторной валидации

Валидация проекта и разработки (п.7.3.6 ГОСТ ISO 9001-2011 и ISO 9001:2008) на этапе проектирования ООП

1.

Путём утверждения целей ООП на предприятиях (организациях)-работодателях

Соответствие целей ООП и проектируемых результатов обучения требованиям работодателей

Наличие предприятий (организаций), утвердивших цели ООП

Сопоставление

Протокол утверждения целей ООП

1 раз в 4 года для ООП бакалавриата,

1 раз в 2 года для ООП

магистратуры

Возможна при внесении изменений в ООП

2.

При рецензировании учебно-методических комплексов дисциплин работодателями

Соответствие проектируемых профессиональных и общекультурных компетенций требованиям работодателей

Наличие положительной рецензии

Сопоставление

Рецензия на УМК дисциплины

1 раз в год

Возможна при внесении изменений в УМК

3.

При заключении договора о прохождении студентами практики на предприятиях (в организациях)

Соответствие программы и графика прохождения практики потребностям предприятия

Наличие договора

Сопоставление

Договор о прохождении студентами практики

1 раз в год

Возможна при внесении изменений в программу и график прохождения практики

 

Валидация процессов производства и обслуживания (п.7.5.2 ГОСТ ISO 9001-2011 и ISO 9001:2008) на этапе реализации ООП

1.

При прохождении студентами практики на предприятии:

-производственной;

-технологической;

-преддипломной

Уровень готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности по выбранной специальности (направлению подготовки)

Количество студентов, сдавших зачет на «хорошо» и «отлично»

Подсчет

Отчет о прохождении практики студентов

1 раз в год

 

 

В соответствии с графиком учебного процесса

 

Наличие заключения руководителя практики от предприятия о готовности студента к самостоятельной профессиональной деятельности

Сопоставление

Отзыв руководителя практики от предприятия в дневнике практики

2.

Внедрением результатов ВКР на предприятиях, подтверждаемых справками о внедрении

Степень готовности выпускника к профессиональной деятельности

Процент ВКР, рекомендованных к внедрению, подтверждаемых справками о внедрении

Расчет

Отчет председателя ГАК (ГЭК) с рекомендациями для улучшения

2 раза в год

При аккредитации направления

подготовки

3.

В процессе рецензирования ВКР

Уровень профессиональных компетенций

Количество оценок «хорошо» и «отлично», поставленных рецензентами

 

Подсчет

Рецензия на ВКР;

Протокол заседания ГАК (ГЭК)

2 раза в год

При аккредитации направления подготовки

Валидация процессов производства и обслуживания (п.7.5.2 ГОСТ ISO 9001-2011 и ISO 9001:2008) на этапе итоговой государственной аттестации

1.

В процессе сдачи выпускником государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР)

 

Уровень компетенции выпускника

Степень готовности выпускника к профессиональной деятельности

Процент ВКР с отличием

Процент ВКР, рекомендованных к внедрению

Расчет

Отчет председателя ГАК (ГЭК) с рекомендациями для улучшения

2 раза в год

При аккредитации направления подготовки

Валидация проекта и разработки, валидация процессов производства и обслуживания на всех этапах образовательной деятельности

1.

При процедуре государственной аккредитации ВУЗа

Степень готовности выпускника к профессиональной деятельности

Процент ВКР, рекомендованных к внедрению

Экспертная оценка.

Расчет аккредитацион-

ных показателей

Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе ВлГУ;

Отчет эксперта по показателям деятельности образовательного учреждения;

Модуль сбора данных

 

 

1 раз в 6 лет

 

Возможна

в случае невыполнения критерия аккредитации

2.

При процедуре общественно-профессиональной аккредитации

Соответствие требованиям органа по аккредитации (АККОРК, АЮР, АИОР)

Показатель аккредитацион-

ной экспертизы

Экспертная оценка

Свидетельство об общественно-профессиональной государственной аккредитации

1 раз в 3-5 лет

Возможна

в случае невыполнения критерия аккредитации

3.

При процедуре профессионально-общественной аккредитации

Соответствие требованиям общественных объединений работодателей

(«Опора России» «Ассоциация рестораторов и отельеров»)

Показатель аккредитацион-

ной экспертизы

Экспертная оценка

Свидетельство о

профессионально-общественной аккредитации

1 раз в 3-5 лет

Возможна

в случае невыполнения критерия аккредитации

4.

В процессе трудоустройства

выпускников ВлГУ

Востребованность выпускников на рынке труда

 

Процент нетрудоустроен-

ных выпускников

Расчет

Сведения о выпускниках ВлГУ, состоящих на учете в центре занятости населения

3 раза в год

Возможна при повышении удельного веса нетрудоустроенных выпускников

СМК ВлГУ является целеориентированной системой и может быть представлена следующей концептуальной моделью [5]:

Sсмк = ‹ a, St, Ps, CO, ti ›,

где a – цель СМК ВлГУ; St – структура СМК ВлГУ;

CO – условия достижения цели;

ti – время достижения цели (целевых ориентиров);

Ps Pсмк– множество процессов и процедур СМК, которые реализуются посредством методов и средств обработки и анализа информации, принятых в СМК ВлГУ.

Процедура валидации образовательной деятельности (Pv), являющаяся обязательной составляющей СМК вуза, может быть представлена в виде кортежа:

Pv = ‹ К, meti, re, Pr, Iсмк ›,

где K– критерии валидации (например, соответствие целей ООП и проектируемых результатов обучения требованиям работодателей; соответствие требованиям органа по аккредитации);

met – методы измерения и анализа (например, расчет, сопоставление, экспертная оценка);

re – средства достижения цели (например, образовательные, информационные, финансовые ресурсы, персонал);

Pr – обратная информации, принятая на этапах валидации (например, сведения о выпускниках ВлГУ, состоящих на учете в центре занятости населения; обратный отчет органа по аккредитации);

Iсмк – обработка информации, принятая в СМК (например, показатели процессов ИК-2.5-2012 «Реализация основных образовательных программ»; ИК-2.2-2012 «Проектирование и разработка основных образовательных программ»; отчет «Анализ СМК со стороны руководства»).

Обработка информации Iсмк, принятая в СМК ВлГУ, связана с достижением цели – непрерывное повышение качества образовательных услуг (достижения целевых ориентиров на 2015 г. в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности).

Условия (СО) должны способствовать достижению цели и учитывать предысторию и последствия, связанные с достижением цели, а также требования, из которых надо исходить, обстоятельства, от которых зависит достижение цели, исходные данные (например, по результатам самооценки руководителями процессов «обеспечение процессов СМК ВлГУ ресурсами» (ноябрь 2012 г.) при планировании ресурсов на 2013 г. учтены приоритетные направления образовательной и научно-исследовательской деятельности ВлГУ: общественно-профессиональная аккредитация ООП, мониторинг качества ООП, оценка уровня квалификации ППС).

Время (ti ) определяется таким образом, чтобы обеспечить выполнение целевых ориентиров СМК ВлГУ на 2015 г. В качестве времени выделяется интервалы, на которых совершается необходимая деятельность для достижения целевых ориентиров в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности ВлГУ (например, определены временные периоды для осуществления общественно-профессиональной аккредитации 10 ООП: апрель – июль 2012г (5 ООП), сентябрь-декабрь 2012г.(2ООП), март-сентябрь 2013г. (2ООП); февраль-июль 2014г. (1 ООП); январь-июнь 2015г. (1 ООП)).

Система менеджмента качества (Sсмк Sсмок) является управляющей компонентой системы мониторинга и оценки качества образования ВлГУ.

Рецензенты:

Жигалов И. Е., д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Информационные системы и программная инженерия», ВлГУ, г. Владимир.

Монахов М. Ю., д-р техн. наук, профессор, проректор по информационным технологиям и безопасности, ВлГУ, г. Владимир.


Библиографическая ссылка

Тарасова О.В., Хорошева Е.Р., Мельникова Е.П. ВАЛИДАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛГУ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8811 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674