Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Карпушина Л. П. 1
1 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
В статье рассматривается сущность этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования, обеспечивающего формирование у них готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде на основе освоения музыки своего и русского народов, а также народов России и мира. В статье отмечается важность формирования у школьников гражданской и этнической идентичности, толерантности, способности к межэтническому и межкультурному общению, этномузыкальной культуры в ходе этномузыкального образования, представляющего собой специально организованный процесс общения личности с родным, русским музыкальным искусством и музыкальным искусством других народов, обеспечивающий становление гражданина России, представителя этноса и мира, сохранение этномузыкальных традиций.
этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений
готовность к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде
гражданская и этническая идентичность
толерантность
способность к межэтническому и межкультурному общению
этномузыкальная культура
этномузыкальное образование.
1. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования): автореф. дис… д-ра пед. наук / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 41 с.
2. Михайлова Л. И. Социология культуры: учеб. пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 232 с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения): в 2 ч. – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – Ч. 2. – 231 с.
4. Соколова П. Ю. Сотрудничество семьи и школы как фактор социализации младших школьников в условиях этнокультурной образовательной среды // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2. – С. 46-49.
5. Якунчев М. А., Горшенина С. Н. Этноэкологические традиции в педагогической культуре народа // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 5 – С. 25-30.

В определении современных стратегических направлений развития России важное место занимает вопрос об укреплении единого государства, обеспечении стабильности геополитического пространства с учетом сохранения самобытности этносов в совокупности с формированием гражданской идентичности у их представителей, направленности на сохранение единства российской нации. В связи с этим в настоящее время очень актуален этнокультурный подход к общему образованию и социализации. Этнокультурный подход к образованию и социализации учащихся общеобразовательных учреждений - это, по нашему мнению, педагогическая стратегия, представляющая собой совокупность принципов этнокультурности, природосообразности, культуротворчества, диалога культур, толерантности, реализующихся в образовательном процессе и обеспечивающих на основе освоения этнических культур становление школьника как гражданина своей страны, представителя этноса и мира, готового к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде [1, с. 10].

Одним из общественных институтов, способствующим реализации этнокультурного подхода к образованию и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, является музыкальное образование.

Музыкальное образование является неотъемлемой частью этнокультурного образовательного процесса в целом, направленного на формирование культурной личности, знающей этнокультурные традиции, способной к их ретрансляции и развитию. Особо значимым является рассмотрение проблемы использования этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования. Данный подход учитывает основные идеи этнокультурного подхода к образованию и социализации и ведущие идеи музыкального образования. Музыкальное образование является сложным, интегрированным процессом передачи подрастающему поколению музыкальных ценностей, музыкального опыта прошлого и настоящего, направленного на формирование музыкальной, эстетической, духовной культуры личности, способной к созидательной музыкально-творческой деятельности. Под социализацией учащихся в музыкальном образовании мы понимаем процесс и результат усвоения школьниками в ходе музыкального образования духовных ценностей, социокультурного опыта на основе постижения ими музыкального искусства, обеспечивающих их становление и деятельность в социуме.

Этнокультурная направленность музыкального образования интересовала и интересует многих фольклористов, педагогов-музыкантов (Ю. Б. Алиев, Т. И. Бакланова, С. С. Балашова, Л. С. Беляева, В. В. Васильева Л. Л. Куприянова, Е. В. Николаева, Г. М. Науменко, В. С. Попов, Л. В. Шамина, Н. В. Ширяева и др.). Однако стоит отметить, что, несмотря на многочисленность работ, посвященных теоретическому и практическому осмыслению музыкального образования на основе народной музыкальной культуры, с учетом народных музыкальных традиций, этнокультурный подход как фактор социализации учащихся в процессе музыкального образования до настоящего времени не разработан, хотя определенная потребность в обеспечении этнокультурной направленности социализации школьников в ходе музыкального образования существует. Так, в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения», созданной в рамках ФГОС общего начального образования второго поколения, сказано, что в рамках преподавания различных предметов, в частности предмета «Музыка», у обучающихся будут «воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к истории и духовным традициям России; музыкальной культуре ее народов» [3, с. 67], они смогут «ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве; в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции» [3, с. 68], «оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира» [3, с. 69]. Таким образом, стоит отметить, что этнокультурная социализация учащихся в процессе общего музыкального образования представляет собой процесс и результат усвоения ими социокультурного и этнокультурного опыта, духовно-нравственных ценностей на основе постижения родной, русской народной музыкальной культуры, музыки народов России и мира, обеспечивающий направленность личности на межэтническое и межкультурное взаимодействие и сотрудничество в этнокультурной и поликультурной среде.

Основываясь на вышеизложенном, мы определяем этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования как реализацию принципа этнокультурности, природосообразности, культуротворчества, диалога культур, толерантности, обеспечивающих формирование у них готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, показателями которой являются гражданская и этническая идентичность, толерантность, способность к межэтническому и межкультурному общению, этномузыкальной культуры на основе освоения музыки своего и русского народов, а также народов России и мира.

Одна из важнейших ценностей современного общества и образования - это Родина, поэтому в свете этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся в процессе музыкального образования одной из приоритетных задач является воспитание гражданской идентичности, патриотизма у учащихся, формирование гражданина России, который любит свою большую и малую Родину, уважает государство и его законы, стремится работать на его благо, для ее процветания, гордится достояниями страны, своего народа. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять их действия, вселять веру в будущее России, в ее процветание, желание защищать Отчизну. Особенно интенсивно формирование патриотизма возможно на основе народного музыкального искусства, так как эмоциональное исполнение песен своего народа, своей страны вызывает отклик в душе каждого человека и помогает воспитывать любовь к малой и большой Родине, гражданскую идентичность.

Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся в процессе музыкального образования предполагает воспитание у подрастающего поколения этнической идентичности (А. Д. Карнышев, Г. У. Солдатова и др.) на основе народного музыкального искусства, которое обеспечивает осознание личностью своей принадлежности к какому-либо этносу. Этническая идентичность передается через культуру, через систему духовных и материальных ценностей, традиций, нравов, фольклора и др. [5, с. 25], поэтому народное музыкальное искусство является очень важным фактором данного процесса. Однако этническая идентичность должна формироваться не только на основе родной музыки, но и музыки народов России, мира, так как только в сравнении видится как этническое своеобразие музыкальной культуры, так и ее интонационно-смысловые, общие для всех культур корни.

Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся в процессе музыкального образования направлен на воспитание у детей и подростков толерантности. В формировании данного качества большое значение имеет постижение людьми музыки разных народов, так как именно музыка стирает языковые барьеры в общении; она имеет в своей основе единые «протоинтонации», которые принимаются представителями разных этносов; она заражает эмоциями, которые едины по своей природе у всех людей, независимо от национальности. По нашему мнению, этнокультурная толерантность (в аспекте приобщения народного музыкального искусства) - это качество личности, позволяющее уважительно относиться к музыке разных народов, проявлять интерес к ее этническому своеобразию, к духовно-эстетическим постулатам, традициям, отраженным в лучших образцах музыкального фольклора, понимать ценность музыкальной культуры народов как части мировой музыкальной культуры, находить объединяющие музыку разных народов ценностные и интонационные моменты в ходе диалога и полилога.

В рамках этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся в процессе музыкального образования формируется способность к межэтническому и межкультурному общению. В ходе межкультурного общения учащиеся видят свою музыкальную культуру через призму музыкальных культур народов России и мира, что не допускает самоизоляции. Межкультурный диалог как педагогический принцип - основа формирования способности к межэтническому и межкультурному общению. С одной стороны, от глубины освоения смыслов и значений родной музыкальной культуры зависит качество понимания иной культуры, с другой - от максимального количества контактов с другими музыкальными культурами зависит этнокультурная социализация, формирование толерантности, возможность включения в культурный контекст на российском и мировом уровнях. Таким образом, способность личности к межэтническому и межкультурному общению (в аспекте музыкального образования с опорой на народную музыкальную культуру) представляет собой направленность представителей различных этносов на позитивное общение, коммуникацию на основе различных этномузыкальных традиций, в ходе и результате которых происходит социальное становление личности, духовное взаимообогащение людей, формируется толерантное, гуманное отношение к людям, гармонизируются межэтническое и межкультурные взаимоотношения, осуществляется консолидация этносов, что обеспечивает устойчивое развитие гражданского общества, гражданский мир и межнациональное согласие.

Большое значение в аспекте этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся в процессе музыкального образования имеет этномузыкальная культура личности, которая позволяет индивиду активно включаться в социальное взаимодействие с другими на основе народного музыкального искусства. Этномузыкальная культура - интегрированное качество, позволяющее личности воспринимать, воспроизводить и создавать музыкальные ценности на основе народного музыкального искусства и социализироваться в процессе его постижения.

Этномузыкальная культура личности включает в себя:

- опыт эмоционально-ценностных отношений к действительности (отражающие социальную, духовную жизнь этноса в музыкальном фольклоре);

- этномузыкальные знания, умения и навыки (знания, умения и навыки, определяющие готовность и способность человека к исполнительской этномузыкальной деятельности);

- опыт этномузыкально-творческой деятельности (опыт, демонстрирующий готовность и способность человека к музыкальному творчеству в рамках Традиции);

- этномузыкальные способности: а) этномузыкальный слух, включающий в себя интонационное чутье, интонационно-попевочный слух и др.; б) этномузыкальное мышление; в) этномузыкальная память, в которой важную роль играют: «кладовая бессознательного»; «кладовая памяти» (в том числе интонационно-попевочный словарь); г) чувство этностиля, формирующееся на основе этнонационального музыкального искусства и включающее в себя стилевую установку, эталоны этносвоеобразной манеры народного пения, инструментального музицирования, эталоны этномузыкального языка.

Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся в процессе музыкального образования реализуется посредством этномузыкального образования, которое представляет, по нашему мнению, специально организованный процесс общения личности с родным, русским музыкальным искусством и музыкальным искусством других народов с целью формирования у нее любви к малой и большой Родине, готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, личностной этномузыкальной культуры, обеспечивающих становление гражданина России, представителя этноса и мира, сохранение этномузыкальных традиций.

Этномузыкальное образование как педагогическая категория включает в себя такие понятия, как «этномузыкальное обучение», «этномузыкальное воспитание», «этномузыкальное развитие». Рассмотрим эти понятия подробно.

По нашему мнению, этномузыкальное обучение представляет собой целенаправленный педагогический процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на освоение музыкальных ценностей родной, русской музыкальной культуры и музыкальной культуры других народов России и мира, приобретения на их основе опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, этномузыкальных знаний, умений, навыков, опыта этномузыкально-творческой деятельности и формирование на их основе готовности к успешной деятельности в этнокультурной, поликультурной среде и личностной этномузыкальной культуры.

Большое значение в процессе этномузыкального обучения школьников играет приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, к миру, природе, к себе подобным и самому себе в ходе освоения народного музыкального искусства. Молодое поколение должно освоить этнические духовные, социальные и эстетические ценности, представляющие отношение этноса к окружающему миру, обществу, людям, имеющее непреходящую значимость и определяющее во многом мировоззрение и поведение людей данного этноса. В сознании человека образуется запас типичных эмоциональных откликов, образов, свойственных тому или иному народу. Также не менее важно формировать в ходе этномузыкального обучения этномузыкальные знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование способности человека к исполнительской этномузыкальной деятельности, готовности к успешной деятельности в этнокультурной, поликультурной среде и личностной этномузыкальной культуры, а также способствовать приобретению опыта этномузыкально-творческой деятельности.

Таким образом, этномузыкальное обучение будет способствовать приобретению эмоционально-ценностного и этномузыкально-творческого опыта, этномузыкальных знаний, умений и навыков, что послужит более глубокому освоению школьниками народной музыкальной культуры как своего народа, так и других народов нашей страны, мира и социализации их на этой основе.

Мы считаем, что в рамках этнокультурного подхода к образованию и социализации учащихся этномузыкальное воспитание можно трактовать как целенаправленный процесс воспитания у учащихся гражданской и этнической идентичности, духовно-нравственных качеств, чувства любви и уважения к малой и большой Родине, к родному народу и его музыкальной культуре, интереса к музыке других народов страны, мира, толерантности, способности к межкультурному и межэтническому общению в ходе освоения народных музыкальных традиций и ценностей, обеспечивающих их социальное становление.

Народное музыкальное искусство впитало в себя нравственно-эстетические, социальные идеалы народа, отразило его особое мировосприятие и мировоззрение, демонстрирующее чувство гармонии с окружающим миром, природой, и это нравственное, социальное, поддержанное ярко выраженными эмоциями, окрашенное эстетическими чувствами, превратилось в обладающую огромной силой воздействия социально-нравственную эстетическую субстанцию. В ходе освоения народного музыкального искусства воспитываются такие качества, как любовь к близким, верность, доброта, смелость, честность, уважение к труду, семье, роду, общине, Родине, природе, земле, гуманное отношение к людям. Душа народа, его жизнь, история, обычаи, отраженные в народной музыке и естественно воспринятые детьми и подростками, станут частью их души, будут способствовать успешной социализации, формированию духовно-нравственных качеств.

Этномузыкальное воспитание тесно связано с процессом социализации. Воспитание и социализация на основе народной музыкальной культуры позволяет освоить определенные социальные нормы и модели поведения, духовно-нравственные ценности, заложенные в народных песнях, играх; в ходе общения во время фольклорных музыкальных игр вырабатываются гуманные отношения к другим людям, уважительные отношение к мужчине и женщине, к представителям различных этносов.

Этномузыкальное развитие представляет собой процесс формирования у учащихся этнической и этнокультурной идентичности на основе народного музыкального искусства, развития этномузыкальных способностей (этномузыкального слуха, этномузыкального мышления, памяти, этномузыкальных творческих способностей, этномузыкального сознания), позволяющих воспринимать и создавать этномузыкальные ценности и смыслы в русле музыкальных традиций как своего, так и других народов, обеспечивающих их успешную социализацию в этнокультурной и поликультурной среде.

В ходе этномузыкального развития формируется этнокультурная идентичность. Идентичность (от лат. «iden» - тот же самый) - это качество, позволяющее самоотождествить свое «Я» с чем-либо (полом, возрастом, социальной ролью и т. п.). Идентификация позволяет чувствовать свою принадлежность к той или иной социальной группе, общности, являющейся носителем культурных ценностей [2, с. 164]. Важным средством идентификации являются социокультурные образцы, в качестве которых могут выступить ценности, нормы, идеалы, образы отдельных людей [2, с. 166]. Народная музыкальная культура несет определенные социальные нормы, музыкальные и духовные ценности, поэтому в ходе ее освоения осуществляется этнокультурная идентификация, формируется определенная этнокультурная идентичность. Этнокультурная идентификация (на основе народного музыкального искусства) - это процесс усвоения индивидом ценностей и смыслов определенной народной музыкальной культуры, становление на этой основе этнокультурной идентичности. Этнокультурная идентичность (формируемая на основе народного музыкального искусства) представляет собой качество, позволяющее личности соотнести себя с какой-либо народной музыкальной культурой, чьи социальные и нравственные ценности и смыслы ей близки, которое проявляется в любви и интересе к народному музыкальному искусству, осознании связи через народное музыкальное искусство со своим этносом, с его мировоззрением, духовной культурой. Этнокультурная идентичность позволяет личности отождествлять себя с определенной народной музыкальной культурой как на «бессознательном» уровне, так и осознанно. Этнокультурная идентичность формируется к 11 - 15 годам в ходе приобщения к миру музыкальной культуры своего народа, а также той музыкальной культуры, в которой подросток вырос.

Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся предполагает осуществлять этномузыкальное образование как культуросозидающий процесс, процесс воспроизводства и созидания этномузыкальных ценностей современной народной музыкальной культуры, и как процесс социализации личности. В современных условиях, когда семья перестала быть транслятором родной музыкальной культуры [4, с. 46], только этномузыкальное образование способно сохранить и передать будущим поколениям народную музыкальную культуру как важный фактор успешной этнокультурной социализации.

Таким образом, стоит отметить, что этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования обеспечивает в процессе освоения музыкального искусства своего народа, народов России и мира формирование у школьника этномузыкальной культуры, готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде и реализуется посредством этномузыкального образования.

Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств мероприятия 2 «Модернизация научно-исследовательского процесса инновационной деятельности (содержание и организация) Программа стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры инновационной России».

Рецензенты:

Якунчев М. А., д-р пед. наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск.

Винтин И. А., д-р пед. наук, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики, зам. директора историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Карпушина Л. П. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8798 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252