Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Арзамасцева Н.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет"
В настоящее время перед нашим обществом стоит серьезная задача воспитания образованной, конкурентоспособной личности. В современной России особенно актуальными становятся проблемы этнокультурного характера. Положительный эффект в решении данной проблемы оказывает процесс формирования этнокультурной компетентности личности и развитие этнического самосознания молодежи. Решение этой задачи не может быть достигнуто без улучшения качества образования, модернизации методов обучения. Высшее образование должно переориентироваться на студентов, их потребности, вовлекать их в активную учебную деятельность, приобщать к культуре и ценностям своего народа. Нами была разработана модель формирования этнического самосознания личности студента, которая включает в себя три важнейшие сферы: образовательную, социально-воспитательную и практическую. Развитие этнического самосознания будущих педагогов – сложный многоуровневый процесс, направленный на развитие личностных качеств, включающий знания, умения, которые позволяют свободно использовать накопленный опыт в этнокультурной среде.
этническое самосознание
этнокультурная компетентность
1. Адольф, В. А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей / В. А. Адольф // Педагогика. – 1998. – № 1.– С.72-73.
2. Байбородова, Л. В. Воспитательный процесс в современной школе / Л. В. Байбородова, М. И.Рожков. – Ярославль, 1998. – 380 с.
3. Бирюкова, Н. А. Особенности реализации функций классического университета в современных условиях / Н. А. Бирюкова // Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева. – 2010. – №3 (67). – Т.2. – С.33-39.
4. Волчкова, А. А. Этносоциальная культура молодежи в условиях большого города / А. А. Волчкова. – Самара, 2005. – 145 с.
5. На пути в Единое европейское пространство высшего образования: Учебное пособие / Под. ред. А. О. Гудзинского. – Н.Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011. – 163 с.

В настоящее время перед нашим обществом стоит серьезная задача воспитания образованной, конкурентоспособной личности. Современная Россия является полиэтническим государством, в связи с этим особенно актуальными становятся проблемы этнокультурного характера, такие как предотвращение межнациональных конфликтов, учет специфики региона в процессе воспитания, проблема толерантности и др. Положительный эффект в решение данной проблемы оказывает формирование этнокультурной компетентности личности и развитие этнического самосознания молодежи. Целью нашего исследования стало формирование этнического самосознания будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Решение этой задачи не может быть достигнуто без улучшения качества образования, модернизации методов обучения.

Компетентность определяется нами как способность действовать в ситуации неопределенности, умение применять универсальные методы деятельности на практике [4, c.8]. Мы стоим на позиции, что этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде.

Этнокультурная компетентность личности включает в себя такие характеристики, как: готовность к ее проявлению; владение знанием ее содержания; опыт проявления компетенции в стандартных и нестандартных ситуациях; отношение к содержанию данной компетенции; эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетенции.

Этническое самосознание рассматривается нами как показатель сформированности этнокультурной компетентности личности. Волчкова А. А., Тишков В. А. и др. считают, что в отношении структуры этнического самосознания на сегодняшний день научное сообщество не выработало единого взгляда. Этническое самосознание подразумевает изучение взглядов на свою нацию, ее характер, роль в обществе, представлений о национальном характере, выявление национальных идеалов и осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения [3, c.37] .

Определяя структуру этнического самосознания, Бромлей Ю. В. выделяет следующие элементы: представления о типичных чертах своей общности; представления об общности исторического прошлого народа; представление о территориальной общности; осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации. Хотинец В. Ю. выделяет следующие признаки этнического самосознания: историческое прошлое этноса, этническая территория, язык, религия, экономика, культура. Волчкова А. А. выделяет следующие компоненты структуры этнического самосознания личности: осознание особенностей этнокультурной среды; осознание тождественности с этнокультурной реальностью; осознание себя в качестве субъекта этнической общности; социально-нормативная оценка этнической реальности.

С целью выявления уровня сформированности этнического самосознания студентов нами было проведено анкетирование студентов Марийского государственного университета. Студентам предлагалось ответить на 12 вопросов.

Вопрос 1. Выскажите мнение о важности этнической принадлежности?

Результаты показали, что для большинства студентов (60 %) чувство этнической принадлежности является малозначимым, остальные считают национальную принадлежность важной и необходимой.

Вопрос 2. Респондентам было предложено самим определить свою этническую принадлежность, в результате были получены следующие данные:

40 % студентов считают себя россиянами, 35 % представителями своего этноса (мари, татары, чуваши), остальные (25 %) затрудняются ответить.

Вопрос 3. Назовите определяющие признаки национальности?

Большинство (80 %) студентов выделили следующие признаки: культура, язык, быт, национальность родителей, традиции.

Вопрос 4. Нами были представлены факторы, формирующие этническую идентификацию, студентам предлагалось выбрать наиболее важные для них. 20 % студентов выбрали фактор - ущемление прав людей моей национальности; 40 % студентов выбрали фактор - народные праздники; 30 % - чтение национальной литературы, 5 % считают, что главным фактором является религия, остальные отмечают историческое прошлое своего народа.

Вопрос 5. Ощущаете ли вы трудности в общении с людьми других национальностей?

65 % студентов ответили, что не испытывают никаких трудностей; 35 % считают, что иногда испытывают трудности в общении с людьми другой национальности.

Вопрос 6. Ваше отношение к смешанным бракам?

87 % студентов ответили, что национальность человека не может стать препятствием для заключения брака, остальные (13 %) считают, что основой счастливого брака является принадлежность партнеров к единой этнической группе.

Вопрос 7. Стоит ли проводить в образовательных учреждениях республики Марий- Эл мероприятия, посвященные культуре и национальным традициям народов, проживающих на территории нашего региона?

70 % студентов считают, что такие мероприятия проводить надо, это сближает и роднит людей; 25 % молодежи против; 5 % затрудняются ответить.

Вопрос 8. Возникают ли конфликты на национальной почве в Республике Марий-Эл?

90 % учащихся ответили, что в нашей республике нет национальных конфликтов, 10 % не знают, о чем идет речь.

Вопрос 9. Определите ваш уровень интереса к телевизионным и радиопередачам об обычаях и традициях народа мари.

65 % опрошенных ответили, что им не интересны такие передачи, и их они не смотрят; 15 % молодежи ответили, что вместе с родителями постоянно следят за местными новостями на марийском языке; остальные 20 % ответили, что и понятия не имели о таких передачах.

Вопрос 10. Владеете ли вы национальным языком? Где вы приобрели знание языка?

Следует отметить, что всего лишь 20 % студентов являются носителями национального языка, все они овладели им в семье, в кругу родителей и родственников. Никто из молодых людей не назвал школу местом приобщения к национальной культуре и языку.

Вопрос 11. Посещаете ли вы национальные концерты и спектакли?

75 % студентов ответили, что не посещают, потому что не хватает свободного времени; 15 % посещают часто, остальные затрудняются ответить.

Вопрос 12. Посещаете ли вы национальные и религиозные праздники?

Все отвечающие (100 %), ответили, что с удовольствием посещают национальные праздники, проводимые в Республике Марий-Эл. Празднование национальных праздников, как правило, сопровождается приготовлением блюд национальной кухни, и наши студенты показывают неплохие знания и в этом вопросе.

Таким образом, результаты анкетирования студентов позволяют сделать вывод, что общая этносоциальная ситуация в вузе пока достаточно бесконфликтная, благополучная. Следует отметить, что у молодежи нет негативного отношения к людям другой национальности. Анализ проведенного нами анкетирования позволил нам составить модель формирования этнического самосознания личности студента, которая включает в себя три важнейшие сферы: образовательную, социально-воспитательную и практическую.

Область образовательной деятельности складывается из трех взаимосвязанных компонентов - изучение педагогических дисциплин, участие в научно-исследовательской работе, что дополняется изучением специальных дисциплин или дополнительных образовательных программ по выбору студента. Университет выполняет функции коррекции, обогащения, развития и совершенствования опыта человека, способствует превращению его в реальное знание. Основным компонентом образовательной системы является учебный процесс.

Формирование этнического самосознания будущих педагогов осуществляется в процессе четко организованной учебной работы, где важнейшими факторами являются лекции и семинары. Следует отметить, что современная лекция должна меняться как по содержанию, так и по направленности и по форме. Современная лекция превращается из информационно-репродуктивной в структурно-нацеливающую или проблемно-поисковую. Семинарские занятия являются одной из важных форм учебно-образовательной деятельности университета. Они позволяют студентов логически мыслить, анализировать явления и обобщать факты. Семинары способствуют активизации самостоятельной работы личности, формированию собственного отношения к предмету.

Семинарские занятия по педагогике часто проводятся нами в нетрадиционной форме. Они строятся с учетом интересов будущих педагогов, их знаний и жизненного опыта. Например, в практической деятельности большое место занимают семинарские занятия в форме КВН, уроков-экскурсий, «Круглых столов», викторин и т.д.

Большое значение в формировании этнического самосознания будущих педагогов отводится изучению дополнительных спецкурсов: «Этнопедагогика», «Культура межнационального общения» и др. Программы дополнительных спецкурсов строятся на основе современных требований к профессиональной подготовке специалистов, основными задачами которых становятся формирование устойчивого интереса к изучению особенностей национальных культур в области воспитания. Наш опыт показал, что внедрение в образовательную деятельность вуза подобных спецкурсов позволяет качественно изменить данный процесс.

Второй важной областью формирования этнического самосознания будущих специалистов является социально-воспитательная деятельность университета. Социально-воспитательная система вуза предполагает культурно-педагогическую работу со студентами, в основе которой лежат особенности профиля, возможности и традиции учебного заведения. Она способствует развитию культурной и активной личности специалиста, которая происходит только в условиях педагогизации окружающей среды и при условии тесного взаимодействия с другими социальными институтами. Кроме общеинститутских мероприятий на каждом факультете проводится своя воспитательная работа, которая планируется в зависимости от специфики данного факультета, его особенностей и традиций.

Важное значение в организации воспитательной работы в университете приобретает вопрос о составляющих компонентах данной деятельности, которые обеспечивали бы развитие этнического самосознания личности. К ним относятся:

  1. Образовательно-научная деятельность, целью которой является воспитание активной, творческой деятельности студента.
  2. Профессионально-трудовая деятельность предполагает вовлечение студентов в общественно-полезный труд с целью приобщения к будущей профессии, знакомства с ее спецификой, развитию педагогического мышления.
  3. Социально-общественная работа содействует социализации личности, формирует ее гражданскую и этническую культуру. Положительное влияние на развитие данной деятельности оказывают встречи студентов с политическими деятелями, писателями, юристами.
  4. Культурно-эстетическая работа способствует развитию культуры личности студента, приобщает ее к духовным ценностям, воспитывает потребность видеть, ощущать прекрасное. Обучение и воспитание студентов по этому направлению осуществляется по следующей схеме: вуз - библиотека - музей - концертный зал - дискотека.
  5. Спортивно-оздоровительная работа предполагает приобщение студентов к здоровому образу жизни, что неразрывно связано с воспитанием культуры и духовных ценностей личности.
  6. Досуговая деятельность включает студентов в различные досуговые мероприятия.

В системе профессиональной подготовки будущих педагогов важная роль принадлежит педагогической практике. Она обеспечивает соединение теоретической подготовки будущих педагогов с их практической деятельностью. Учебная практика дополняет и углубляет теоретические знания, прививает интерес к профессии, развивает творческие способности личности.

Задачи педагогической практики будущих педагогов сводятся к: осуществлению педагогической деятельности с высокой степенью творческой активности личности; совершенствование умений отбирать и использовать наиболее эффективные формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми, с учетом вариативных программ; формирование умений и навыков работы с детьми различной национальности; совершенствование теоретических знаний в процессе изучения дисциплин общекультурного блока. В ходе практики будущие педагоги выполняют следующие виды деятельности: самостоятельно организуют работу с детьми; проводят педагогический эксперимент или творческую исследовательскую работу с целью углубления теоретических знаний, профессиональных умений и навыков; активно участвуют в деятельности педагогического коллектива; оказывают помощь педагогу.

Развитие этнического самосознания будущих педагогов - сложный многоуровневый процесс, направленный на развитие личностных качеств, включающий знания, умения, которые позволяют свободно использовать накопленный опыт в этнокультурной среде. С введением национально-регионального компонента в систему образования исследуемый вопрос стал наиболее актуальным. Опыт нашей работы убеждает в эффективности использования описанных выше форм работы, применяемых в процессе усовершенствования профессиональной подготовки будущих учителей, а также в необходимости постоянного творческого поиска путей развития уровня этнического самосознания студентов.

Рецензенты:

Комелина Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Лежнина Лариса Викторовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Арзамасцева Н.Г. РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8741 (дата обращения: 16.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252