Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МЕКСИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аяпергенов Р.К. 1
1 ФГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»
Проведено исследование в области внешней политики Мексики. Роль Мексики в регионе Латинская Америка в последние десятилетия значительно выросла. Конечно, это связано с тем, что страна относится к экономически развитым в Латинской Америке, уступая лишь Бразилии. Близость к США, а также членство в НАФТА имеет для страны как минусы, так плюсы. Внешняя политика Мексики находится в общем русле развития с другими странами Латинской Америки, безусловно, страна претендует на лидерство в данном регионе, но на данный момент значительно уступает Бразилии и Аргентине. В новейшее время Мексика заявила о себе как о стороннике укрепления солидарности латиноамериканских и других развивающихся стран, последовательно выступала в пользу мира и всеобщего разоружения. Мексика стала инициатором создания в Латинской Америке безъядерной зоны. Современная внешняя политика Мексики и мексиканская дипломатия основываются на формировании сбалансированной системы международных отношений, интенсификации многостороннего сотрудничества при строгом соблюдении международного права и баланса интересов.
международные отношения.
внешняя политика
Мексика
1. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zonazakona.ru/law/abro/717/ (дата обращения: 19.03.13).
2. Основные направления внешней политики Мексики и ее позиция по международным проблемам. МИД РФ. 26.06.2006 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mid.ru/ (дата обращения: 19.03.13).
3 Павлова Е. Б. Латинская Америка в современных международных отношениях // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sir.spbu.ru/rus/profs/58.shtml (дата обращения: 15.03.13).
4. Устав ООН // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.un.org/ru/ documents/charter/index.shtml (дата обращения: 23.11.12).
5. Яковлев П. И. Мексика: сложные проблемы восходящей державы // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=93247 (дата обращения: 15.03.13).
6. Consejo Nacional de la Población // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.conapo.gob.mx/00cifras/proy/RM.xls (дата обращения: 15.03.13).
7. Initiative für bezahlbare Lebensmittel starten. 19.05.2008// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bundeskanzlerin.de/Content/DE/Reiseberichte/mx-merkel-calderon-mexiko.html?nn=75644 (дата обращения: 23.11.12).
8. Plan Nacional de Desarrollo 2007-2012. Eje. 5 Democracia efectiva y política exterior responsable. C. 293-295 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pnd.calderon.presidencia.gob.mx/ (дата обращения: 23.11.12).

Введение

На рубеже веков в мире и на политической карте мира произошли существенные геополитические изменения, которые в свою очередь влияют на сложившийся баланс сил. Наиболее важными, конечно же, являются распад СССР и объединение Германии. Отголоски этих событий оказывают влияние и сегодня. Для Латинской Америки 90-е годы стали десятилетием качественных сдвигов в политической и экономической области, существенно повлиявших на международную деятельность государств этого региона. 

Мексика - индустриально-аграрная страна, одна из наиболее экономически развитых в Латинской Америке. По добыче нефти, природного газа Мексика занимает одно из ведущих мест не только в Латинской Америке, но и в мире. По  численности населения Мексика занимает 11-е место в мире (оценка на июль 2010 составляет 112,5 млн чел. [6]), уступая в своем регионе лишь Бразилии. По объективным показателям - размерам ВВП, объему промышленного производства и внешней торговли - страна способна претендовать на видную роль в процессе глобального регулирования.

При этом следует признать тот факт, что, обладая богатой историей и огромным потенциалом, Мексика не является активным актором международных отношений. К примеру, бывший президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва начал постепенно превращать свою страну в регионального лидера, пытался даже способствовать урегулированию кризиса вокруг ядерной программы Ирана. Или лидер Венесуэлы Уго Чавес, на слуху у мировых СМИ. Имена президентов Мексики известны лишь небольшому кругу специалистов по испаноговорящим странам.   

Также сегодня Латинская Америка занимает важное место на политической арене мира, являясь регионом, экономические ресурсы и возможности которого привлекают  все ведущие экономические силы. США, Европейский Союз и АТР конкурируют между собой в регионе, пытаясь завоевать доверие латиноамериканских государств. Первенство США здесь неоспоримо. Это связано, конечно, прежде всего, с географической близостью и с последовательностью политики США, уже давно сотрудничающих с государствами региона. Латинская Америка представляет собой самое слабое звено в экономической сети Запада, но в то же время нет сомнений, что ее рынок является крайне привлекательным для главных действующих сил современной экономики США, ЕС и АТР. Поэтому именно сейчас развернулась главная борьба за сотрудничество  с Латинской Америкой [3].

В эпоху глобализации внешняя политика больше, чем когда бы то ни было, становится мировой внутренней политикой. Государства, общества, экономические пространства объединяются в сети. Мексика занимает особое место на мировой политической карте.

Мексиканцы прошли сложный и во многом уникальный исторический путь с крутыми поворотами.

14 сентября 1821 г. страна получила независимость, но уже в 1848 г. в результате войны с США Мексика потеряла больше половины своей территории, а именно современные американские штаты Техас, Нью-Мексико, Аризона, Калифорния и др.

В середине 1860-х гг. Мексика стала объектом вооруженной агрессии со стороны Франции, войска которой свергли законное правительство президента Бенито Хуареса, провозгласили страну империей и вручили корону австрийскому эрцгерцогу Максимилиану. Только упорная борьба мексиканского народа позволила изгнать захватчиков и восстановить национальный суверенитет [5].

В новейшее время Мексика заявила о себе как о стороннике укрепления солидарности латиноамериканских и других развивающихся стран, последовательно выступала в пользу мира и всеобщего разоружения. Мексика стала инициатором создания в Латинской Америке безъядерной зоны -  Договор Тлателолко 1967 г. [1], неоднократно демонстрировала самостоятельную позицию в международных делах.

Изменение внешнеполитического дискурса произошло в 1990-х гг. как под воздействием мировых событий (распад СССР, резкое усиление влияния США, развертывание процессов глобализации), так и в силу внутренних факторов, главными из которых стали проведение неолиберальных реформ и курс на торгово-экономическую интеграцию с Соединенными Штатами и Канадой. Мексиканские правящие круги рассчитывали, что стратегический «поворот на север» решит проблемы социально-экономического развития страны, обеспечит ее переход в группу высокоразвитых государств. Действительность оказалась сложнее. Приоритетное сближение с северными соседями сопровождалось обострением внутриполитической обстановки, а мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. задел Мексику особенно сильно, обнажив уязвимость ее положения в глобальной экономике [5].

Современная внешняя политика Мексики и мексиканская дипломатия основываются на формировании сбалансированной системы международных отношений, интенсификации многостороннего сотрудничества при строгом соблюдении международного права и баланса интересов [2].

При администрации Винсента Фокса (2000-2006) предпринимаются активные шаги по закреплению за Мексикой роли инициатора крупных многосторонних решений, дальнейшему усилению влияния страны в мировых делах. Мексика твердо высказывается в пользу укрепления центральной роли ООН в системе международных отношений, особенно в разрешении международных кризисов, адаптации организации к оперативному реагированию на новые вызовы и угрозы. Также мексиканское руководство при президенте Фоксе содействовало продвижению международных инициатив по универсализации Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, развитию образования по вопросам разоружения.

Мехико придает большое значение укреплению международного антитеррористического сотрудничества, подписало Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма [2].

В центре внешнеполитической активности администрации В. Фокса остается проблема прав и свобод человека.  Мехико принимает активное участие в реализации программ борьбы с производством и трафиком наркотических веществ.

Руководство Мексики активно реагирует на ближневосточные события, неоднократно осуждало как террористические акты на израильской территории, так и репрессалии со стороны Тель-Авива. Признавая безусловное право любого государства на мирное использование атома, Мехико выступает за реализацию ядерной программы Ирана исключительно под эгидой МАГАТЭ. Мексиканцы оказывают существенную гуманитарную помощь Гаити. Одним из важнейших условий стабилизации социально-экономической обстановки в стране мексиканская дипломатия считает объединение усилий основных доноров Гаити - США и ЕС с латиноамериканскими государствами через различные региональные структуры [2].

Основным официальным документом, определяющим внешнюю политику, является «Национальный план развития Мексики на 2007-2012 гг.», которое составлено в годы президентства Фелипе Кольдерона, чьи полномочия заканчиваются 30 ноября 2012 года. Согласно данному плану, внешняя политика провозглашается как «рычаг для содействия развитию человеческого потенциала. Это означает использовать внешнюю политику как для улучшения уровня жизни мексиканцев внутри страны, так и для поддержки диаспоры за рубежом. Кроме того, включение Мексики в «Концерт наций» требует решительных действий, для создания привлекательного и безопасного инвестиционного климата, что в свою очередь будет способствовать созданию рабочих мест»[8].

Внешняя политика правительства Мексики основывается на верховенстве принципов Международного права, закрепленные в Конституции государства.

Таким образом, основные принципы внешней политики Мексики полностью совпадают с 10 принципами международного права, которые закреплены в Уставе ООН [4], например:

- принцип равноправия и самоопределения народов;

- принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

- принцип разрешения международных споров мирными средствами;

- принцип неприменения силы и угрозы силой.

Данные принципы, а также принцип международного сотрудничества с другими членами Организации Объединенных наций для сохранения мира и безопасности во всем мире являются основополагающими во внешней политике Мексики.

Внешняя политика Мексики основана на защите национальных интересов, во-первых, на защите всех граждан Мексики. Во-вторых, в интересах благосостояния мексиканцев Мексика в условиях глобализации должна стать активным участником международных отношений. Поэтому на внешнюю политику  государства возложены большие задачи. Национальная безопасность страны побуждает к активной внешней политике, которая предполагает превентивные методы  для определения возможных рисков, угроз и вызовов современности.

Внешняя политика также должна активно защищать и отстаивать права общин мексиканцев, проживающих за рубежом [8].

Следующий параграф «Плана развития Мексики» в области внешней политики посвящен определению положения страны в мире, а также обозначены основные стратегические направления.

Согласно данной официальной публикации правительства, в настоящее время то место, которое занимает Мексика на международной арене, не соответствует возможностям страны. Речь идет об экономическом потенциале, богатстве природными ресурсами и привилегированному положению на континенте, которые предопределяют тот факт, что Мексика может и должна занять достойное место в международном сообществе.

В течение короткого промежутка времени Мексика смогла диверсифицировать, по сути, закрытую экономику, открыв рынок для международных потоков товаров и капиталов, значительно увеличив ВВП с 263 млн долл. в 1990 г., до 840 млн долл. в 2006 г. Мексика подписала 12 соглашений о свободной торговле с 42 странами в Северной Америке, Европе, Южной Америке и Азии. Страна является активным участником большинства международных организаций. Также по размеру взноса в ООН Мексика является десятым по величине вкладчиком в мире и первым среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна (2,25 % - 61,3 млн долл) [8].

Главное направление во внешней политике Мексике занимают страны Латинской Америки и Карибского бассейна, ввиду географической близости, общности истории и культурных ценностей. Поэтому выстраивание добрососедских отношений всегда будет в приоритете. Мексика также признает свою ответственность перед соседями в Южной и Центральной Америке, в частности, в целях содействия социально-экономическому развитию региона. Также содействует в решении общих проблем, таких как бедность, маргинализация и огромные потери человеческого капитала путем миграции.

Следующее стратегическое направление связано с Северной Америкой. Северная Америка является регионом мира, которая имеет большее влияние для благосостояния и будущего Мексики как с экономической, так и политической точки зрения. Участие Мексики в НАФТА в течение десяти лет доказало свою эффективность в развитии и диверсификации экономики страны. Также данное направление, а именно взаимоотношения с США являются приоритетным направлением, ввиду проблемы миграции и проживании многочисленной испанской диаспоры в США.

Для Мексики сотрудничество с Европейским странами является третьим стратегическим направлением. Существует множество предпосылок и возможностей для развития торговли, туризма и привлечения инвестиций. Европа является естественным источником знаний, технологий и передовых методов управления во многих областях. Например, Мексика, является одним из важных торговых партнеров ФРГ и занимает 4 место, после США, Китая и Японии. Товарооборот составляет около 10 млрд евро. В Мексике более 10 тысяч фирм с немецким участием. Помимо этого Германия содействует в решении ряда проблем, среди которых бедность, борьба с коррупцией [7].

Также правительство Мексики в определении основных внешнеполитических векторов отводит немаловажное значение развитию отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. 

В заключение хотелось бы отметить, что в последние два десятилетия в Мексике произошли качественные экономические и политические перемены, изменившие ее роль на мировой арене. Страна является членом ОЭСР и «Большой двадцатки» и претендует на место в группе так называемых «восходящих гигантов», новых крупных мировых игроков. Но процесс мексиканского восхождения протекает непросто [5].

Рецензенты:

Якуб Алексей Валерьевич, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, г. Омск.

Попов Дмитрий Иванович, доктор исторических наук, профессор, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Аяпергенов Р.К. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МЕКСИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8739 (дата обращения: 26.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252