Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА ПЕДАГОГОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ

Говорухина А. А. 1 Щербакова А. Э. 1 Попова М. А. 2
1 ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
2 ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры»
Проблема аффективных расстройств у жителей Северных регионов стоит особенно остро. Специфика трудовой деятельности на Севере вносит определенный вклад в развитие тревожных и депрессивных состояний. В первую очередь это относится к представителям педагогических профессий, чья профессиональная деятельность связана с хроническими психоэмоциональными перегрузками. Особого внимания заслуживает психоэмоциональная сфера отдельных групп населения с учетом их северного стажа и возраста. В статье представлены результаты исследования особенностей тревожных и депрессивных характеристик личности педагогов с учетом их северного стажа и возраста. Установлено, что личностная тревожность не имела четко выраженной тенденции в зависимости от северного стажа, при наличии четкой динамики в сторону увеличения с возрастом. Реактивная тревожность снижалась в группе педагогов с северным стажем более 35 лет. Средние показатели депрессии по шкале Бека характеризовались наличием легкой степени депрессии в трех группах (до 5 лет, 11–15 лет и 16–20 лет), затем снижались. Выявлено преобладание вклада когнитивно-аффективного компонента в суммарный показатель депрессии во всех стажевых группах педагогов.
депрессия
тревога
аффективная сфера
адаптация
Педагоги
1. Кожевникова О. А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №7 (19). – С.273-277.
2. Лобова В. А., Буганов А. А. Клинико-эпидемиологическая оценка аффективной сферы у северян разных этнических групп в Ямальском регионе // Экология человека. – 2007. – № 07. – С. 43-47.
3. Онищенко Г. Г. Состояние условий труда и профессиональная заболеваемость работников в Российской Федерации // Гигиена и санитария. – 2009. – № 3. – С.66-71.
4. Ульев А. В. Проблемы роста депрессивных расстройств в условиях социально-экономической нестабильности и пути их минимизации // Управление общественными и экономическими системами. – 2009. – № 1. – С. 5-10.
5. Федотова А. В. Тревожно-депрессивные расстройства в общеклинической практике // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. – 2008. – № 3. – С. 83-88.
6. Чухрова М. Г., Хорошилова Л. С. Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией // Бюллетень СО РАМН. – 2006. – № 4 (122). – С. 232-134.

Введение

Проблема здоровья жителей Северных регионов является актуальной на протяжении уже нескольких десятилетий, поскольку требования, которые Север предъявляет к человеку, часто являются чрезмерными не только для его соматических функций, но и для психики.

В экстремальных климато-географических условиях психопатологические особенности проявляются и обостряются, что провоцирует социально-психологическую дезадаптацию [2, 6]. Аффективная патология, особенно тревожные и депрессивные состояния привлекают внимание ученых в связи со значительным их увеличением в последние годы во всей популяции. По официальным данным Всемирной организации здравоохранения депрессиями в мире страдают около 5-8 % населения [4].

Проявления тревожных и депрессивных расстройств во многом схожи. Коморбидность тревоги и депрессии составляет 40-80 %. Тревожно-депрессивные расстройства оказывают негативное влияние на качество жизни пациентов, ухудшая физическую, психологическую и социальную адаптацию [5].

В процессе выполнения практически любой профессиональной деятельности люди испытывают нервно-психические нагрузки. Особенности профессиональной деятельности педагогов имеют особое значение для характеристики психологического благополучия личности. Деятельность педагога связана с интенсивными информационными потоками, высоким уровнем интеллектульной деятельности и хроническими психоэмоциональными перегрузками [1,3].

Учитывая данные обстоятельства, остается не до конца изученной проблема влияния экстремальных климато-экологических факторов на психологические показатели педагогов в зависимости от северного стажа и возраста.

Методы

Исследование проводилось в ГОУ ВПО ХМАО-Югры Сургутском государственном педагогическом университете на базе научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» в период с 2010 по 2012 гг. Всего проанкетированы 245 педагогов женского пола различных образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района (среднее, средне-специальное, высшее и дополнительное образование). Все респонденты были разделены: 1) по северному стажу: до 5 лет; 6-10 лет; 11-15 лет; 16-20 лет; 21-25 лет; 26-30 лет; 31-35 лет; 2) по возрастным группам: 21-35 лет; 36-55 лет; 56-70 лет.

Тревожность. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. В качестве метода изучения уровня тревожности выбрана шкала самооценки, созданная Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптированная в СССР Ю. Л. Ханиным. Данный метод является достаточно надежным, информативным и удобным в использовании инструментом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как текущее состояние) и тревожности как устойчивой особенности человека (личностная тревожность).

Шкала самооценки стояла из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность по предложенным формулам:

РТ=∑1-∑2+50,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18;

∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).

ЛТ=∑1-∑2+35,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40;

∑2 - сумма остальных цифр по пунктам 21,26,27,30,33,36,39.

При интерпретации нами были получены следующие ориентировочные оценки: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Депрессия. Депрессия является психопатологическим состоянием, характеризующимся сочетанием подавленного настроения и снижением психической и двигательной активности с соматическими вегетативными симптомами [5]. Одним из наиболее информативных методов оценки депрессивного расстройства является шкала депрессии А. Бека (BDI). Предложенная в 1961 г. А. Беком шкала предназначена для количественной и качественной оценки депрессии и позволяет не только выявить наличие депрессивных симптомов, но и определять степень их выраженности.

Анкета состояла из 21 вопроса (1-13 - когнитивно-аффективная субшкала (C-A); 14-21 - субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)). Результаты оценивались по следующей шкале: 0-9 - отсутствие депрессивных симптомов; 10-15 - легкая депрессия (субдепрессия); 16-19 - умеренная депрессия; 20-29 - выраженная депрессия (средней тяжести); 30-63 - тяжелая депрессия.

Полученные данные анализировали с помощью пакета статистической программы «Statistica 6.0». Для оценки межгрупповых различий использовали критерий t-Стьюдента. Изучаемые параметры были оценены и представлены медианой (Ме) и процентильным интервалом 25-75 (Q1-Q2).

Результаты

При длительном воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды на организм человека происходит интенсивное истощение его адаптационных возможностей. Это проявляется на всех уровнях организации организма человека, в том числе и на психологическом состоянии. Оценка уровня тревожности является важным критерием психологического здоровья человека. Уровень личностной и реактивной тревожности педагогов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Уровень личностной и реактивной тревожности педагогов в зависимости от продолжительности проживания на Севере, M±m

Северный стаж, лет

Возраст, лет

Личностная

тревожность

Реактивная

тревожность

0-5 (n=35)

36,2±1,4

42,1±1,2

48,0±1,9

6-10 (n=44)

43,5±1,1

Р1-2=0,000

49,1±1,9

Р1-2=0,003

51,5±2,5

11-15 (n=30)

48,8±1,5

Р1-3=0,000

Р2-3=0,003

49,6±2,2

Р1-3=0,002

52,2±2,3

16-20 (n=45)

42,8±1,5

Р1-4=0,000

Р3-4=0,006

45,1±1,3

Р1-4=0,032

Р3-4=0,047

46,0±1,2

Р2-4=0,015

Р3-4=0,004

21-25(n=30)

38,3±2,0

Р2-5=0,014

Р3-5=0,000

Р4-5=0,013

46,8±1,6

Р1-5=0,011

45,3±1,2

Р2-5=0,049

Р3-5=0,015

26-30(n=29)

35,6±2,1

Р2-6=0,000

Р3-6=0,000

Р4-6=0,000

45,6±1,1

46,5±2,1

Р3-6=0,049

31-35(n=32)

38,1±1,6

Р2-7=0,005

Р3-7=0,000

Р4-7=0,058

40,7±1,7

Р2-7=0,004

Р3-7=0,002

Р4-7=0,008

Р5-7=0,006

Р6-7=0,021

48,8±2,5

Примечание: Р - достоверность различий по критерию Стьюдента.

Установлено, что педагоги, проживающие на Севере от 5 до 15 лет и от 21 до 25 лет, характеризовались высокими средними показателями личностной тревожности (более 46 баллов).

При увеличении северного стажа личностная тревожность снижалась, и в группе педагогов с северным стажем более 35 лет составила 39,4±0,2 балла.

Реактивная тревожность была высокой во всех «стажевых» группах педагогов, незначительно снижаясь в группе преподавателей, проживающих на Севере от 21 до 25 и более 35 лет.

Поскольку обследованные группы педагогов отличались по возрасту, мы проанализировали показатели тревожности в группах в соответствии с возрастной физиологической периодизацией.

Установлено достоверное увеличение показателей личностной тревожности с возрастом (табл. 2).

Таблица 2

Уровень личностной и реактивной тревожности педагогов разных возрастных групп, проживающих на Севере, M±m

 

Показатель

Возрастные группы

 

Р

1-2

 

Р

2-3

 

Р

1-3

21-35 лет

(n=89)

36-55 лет

(n=151)

56-70 лет

(n=47)

Реактивная

тревожность

48,2±1,6

47,5±1,0

51,2±3,1

нд

нд

нд

Личностная

тревожность

42,8±1,6

47,6±0,6

54,4±3,0

0,000

0,000

0,000

Примечание: Р - достоверность различий по критерию t-Стьюдента.

Уровень депрессии педагогов с различным стажем проживания на Севере представлен в таблице 3. Установлено, что максимальной величиной суммарного показателя депрессии характеризовались педагоги, чей северный стаж составил менее 5 и от 11 до 20 лет. Наименьшим суммарным показателем депрессии отличались педагоги, проживающие на Севере от 30 до 35 лет.

Таблица 3

Уровень депрессии педагогов в зависимости от продолжительности проживания на Севере, M±m

Северный стаж, лет

Возраст, лет

С-А

S-P

Σ

0-5 (n=35)

36,2±1,4

6,8±0,5

4,1±0,4

10,9±0,9

6-10 (n=44)

43,5±1,1

Р1-2=0,000

4,1±0,6

Р1-2=0,030

3,1±0,3

 

7,3±0,8

Р1-2=0,050

11-15 (n=30)

48,8±1,5

Р1-3=0,000

Р2-3=0,003

5,9±0,4

4,2±0,5

10,1±0,8

16-20 (n=45)

42,8±1,5

Р1-4=0,000

Р3-4=0,006

6,3±0,7

Р2-4=0,019

3,8±0,4

10,3±1,0

Р2-4=0,017

21-25 (n=30)

38,3±2,0

Р2-5=0,014

Р3-5=0,000

Р4-5=0,013

5,7±0,8

3,0±0,4

8,9±1,2

26-30 (n=29)

35,6±2,1

Р2-6=0,000

Р3-6=0,000

Р4-6=0,000

4,3±0,4

Р1-6=0,000

Р3-6=0,007

Р4-6=0,000

3,4±0,4

7,8±0,7

Р1-6=0,007

Р3-6=0,021

Р4-6=0,002

31-35 (n=32)

38,1±1,6

Р2-7=0,005

Р3-7=0,000

Р4-7=0,058

3,1±0,5

Р1-7=0,000

Р3-7=0,000

Р4-7=0,000

Р5-7=0,010

2,4±0,4

Р1-7=0,006

Р3-7=0,010

Р4-7=0,002

5,4±0,7

Р1-7=0,000

Р3-7=0,000

Р4-7=0,000

Р5-7=0,020

Р6-7=0,035

Примечание: С-А - когнитивно-аффективная субшкала депрессии, S-P - субшкала соматических проявлений депрессии; Σ - суммарный показатель депрессии, Р - достоверность различий по критерию t-Стьюдента.

Проанализировав зависимость психологических характеристик от возраста, мы установили тенденцию к увеличению уровня депрессии с возрастом (табл. 4), однако между группами не было установлено статистически значимых отличий.

Для статистической обработки результатов исследования особенностей адаптации выполнена проверка распределения психологических признаков на подчинение закону нормального распределения. В связи с тем, что не во всех выборках обнаружено нормальное распределение показателей, параметры по группам были оценены и представлены медианой (Ме) и процентильным интервалом 25-75 (Q1-Q2).

Таблица 4

Уровень депрессии педагогов разного возраста, проживающих в условиях Севера, М±m

 

Показатель

Возрастные группы

21-35 лет (n=89)

36-55 лет (n=151)

56-70 лет (n=47)

С-А

5,5±0,9

5,2±0,3

5,5±0,6

S-P

3,1±0,4

3,5±0,2

4,1±0,4

Σ

8,6±1,3

8,7±0,4

9,6±0,9

Примечание: С-А - когнитивно-аффективная субшкала депрессии, S-P - субшкала соматических проявлений депрессии; Σ - суммарный показатель депрессии.

Ранжирование показателей позволило установить, что высокий уровень личностной и реактивной тревожности установлен у 50 % педагогов, проживающих на Севере от 6 до 15 лет, от 21 до 30 лет (табл. 5).

Таблица 5

Распределение психологических показателей педагогов с разной продолжительностью проживания на Севере, M±m

Северный стаж

Личностная

тревожность

Me (Q1 - Q2)

Реактивная

тревожность

Me (Q1 - Q2)

Уровень

депрессии

Me (Q1 - Q2)

0-5 (n=35)

46 (43 - 60)

46 (43 - 56,5)

8 (8 - 15,5)

6-10 (n=44)

51 (38 - 56)

Р1-2=0,003

49 (33 - 69)

8 (4 - 9)

Р1-2=0,050

11-15 (n=30)

48 (42 - 56)

Р1-3=0,002

49 (47 - 56)

8 (9 - 11)

16-20 (n=45)

42 (40 - 51)

Р1-4=0,032

Р3-4=0,047

46 (41 - 51)

Р2-4=0,015

Р3-4=0,004

8 (9 - 16)

Р2-4=0,017

21-25(n=30)

46 (40 - 51)

Р1-5=0,011

47,5 (42 - 49)

Р2-5=0,049

Р3-5=0,015

7 (5 - 10)

26-30(n=29)

48 (42 - 48)

 

49 (46 - 50)

Р3-6=0,049

8 (4 - 11)

Р1-6=0,007

Р3-6=0,021

Р4-6=0,002

31-35(n=32)

42 (34 - 44)

Р2-7=0,004

Р3-7=0,002

Р4-7=0,008

Р5-7=0,006

Р6-7=0,021

46,5 (41 - 56)

6 (4 - 8)

Р1-7=0,000

Р3-7=0,000

Р4-7=0,000

Р5-7=0,020

Р6-7=0,035

Примечание: Р - достоверность различий по критерию t-Стьюдента.

Таким образом, установлено, что при адаптации к неблагоприятным климато-экологическим условиям Севера возрастает психо-эмоциональное напряжение: у обследованных педагогов достоверно увеличивается депрессия в первые годы проживания на Севере (до 5 лет), возрастает уровень личностной и реактивной тревожности при проживании в условиях высоких широт от 6 до 15 лет по сравнению с другими стажевыми группами. Кроме того, установлено повышение уровня тревожности с возрастом.

Рецензенты:

Гагай Валентина Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии СурГПУ, г. Сургут.

Нифонтова Оксана Львовна, доктор биологических наук, доцент, зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ, г. Сургут


Библиографическая ссылка

Говорухина А. А., Щербакова А. Э., Попова М. А. ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА ПЕДАГОГОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8662 (дата обращения: 30.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674