Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ МУЛЬТИМЕДИА

Попова И.Н. 1
1 ГОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева»
В статье представлена технология формирования профессиональной компетентности студентов в обла-сти технологий мультимедиа. Технология включает в себя три части: концептуальную основу, содержа-тельный компонент обучения, процессуальную часть. Методологическими основаниями данной технологии избран системный, компетентностный, контекстный, личностно-деятельностный и модульный подходы. Содержательный компонент обучения включает: определение диагностических целей обучения; обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста; выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости и системы смысловых связей между его элементами. В разработанной технологии используются мультимедийные средства во всех организационных формах обучения: при чтении лекций-визуализаций, проведении лабораторных работ и в самостоятельной работе студентов. В результате внедрения разработанной технологии наблюдается повышение уровня сформированности компетентности студентов в области технологий мультимедиа, состоящей из трех компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и эмоционально-волевого).
студенты инженерных специальностей.
педагогическая технология
технологии мультимедиа
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 191с.
2. Кручинина Г. А. Проектирование компетентностно-ориентированного содержания курса «Мультимедиатехнологии» у бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии» / Г. А. Кручинина, И. Н. Попова // Образование и саморазвитие. – 2012. – № 2. – С. 110-115.
3. Образцов П. И Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе ин-формационных технологий обучения: монография. – Орел: Орловский госуд. технич. ун-т, 2000. – 145 с.
4. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.
5. Попова И. Н. Мультимедиа технологии в профессиональной подготовке студентов ин-женерных специальностей по направлению «Информационные системы» // Вестник РУДН. – 2010. – № 4. – С.31-38.
6. Профессиональные стандарты в области информационных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573 (дата обращения: 17.10.2012).

Вокруг понятия «педагогическая технология» во всем мире ведутся серьезные дискуссии, не позволяющие дать ему однозначное, всеми принимаемое определение. Для нашего исследования представляет интерес определение профессионально-ориентированной технологии обучения, данное П. И. Образцовым, под которой следует понимать технологию, обеспечивающую формирование у студентов значимых для их будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по предназначению [3].

Для повышения эффективности обучения мультимедийным технологиям нами разработана технология формирования профессиональной компетентности студентов в области технологий мультимедиа. При проектировании данной технологии мы опирались на работы авторов [1, 3, 4 и др.]. В работах вышеперечисленных и многих других исследователей структура педагогической технологии включает в себя три части: концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть – технологический процесс. Концептуальная часть педагогической технологии – это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели – общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности студентов; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

При разработке концептуальной основы проектируемой нами технологии формирования профессиональной компетентности студентов в области технологий мультимедиа, с учетом особенностей предмета нашего исследования в качестве методологических оснований технологии формирования данной компетентности мы избрали системный, компетентностный, контекстный, личностно-деятельностный и модульный подходы.

Системный подход позволяет рассматривать формирование профессиональной компетентности будущего инженера в области технологий мультимедиа как педагогическую систему с присущими ей свойствами, особенностями и закономерностями.

В нашем исследовании компетентностный подход к обучению позволяет выявить сущность и структуру профессиональной компетентности студентов в области технологий мультимедиа и в соответствии с этим определить новые методы, средства и формы обучения, а также цель, задачи и содержание данного процесса.

Контекстный подход к обучению реализуется нами через отбор содержания учебных модулей дисциплины «Мультимедиатехнологии» в соответствии с профессиональными функциями ИТ-специалиста и выделенными на их основе компетенциями в области мультимедийных технологий и выбор форм, методов и средств организации учебного процесса. Нами используются проекты по разработке мультимедийных продуктов, которые являются базой для построения образовательного контекста для студентов инженерных специальностей. Помимо предметного контекста в мультимедийных проектах доступен также и социальный контекст.

Учет личностного компонента личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе обучения максимально учитываются индивидуально-психологические особенности студентов. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения со студентами. Нами разработаны и используются учебные задания разных уровней сложности: от простых упражнений по заданному алгоритму, до сложных проектов, требующих от студентов проявления высокой степени активности, самостоятельности и творчества. Модульное построение учебных курсов предоставляет студентам свободу выбора образовательной траектории. Электронные учебные пособия, разработанные и используемые нами в учебном процессе, позволяют студенту работать в индивидуальном темпе, создают положительную мотивацию студентов к учебной деятельности.

При разработке содержательной части технологии формирования компетентности в области технологий мультимедиа, нами решались вопросы: определения диагностических целей обучения; обоснования содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста; выявления структуры содержания учебного материала, его информационной емкости и системы смысловых связей между его элементами.

Общей целью разработанной нами технологии является повышение уровня сформированности компетентности студентов в области технологий мультимедиа, состоящей из трех компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и эмоционально-волевого) [5].

Изучение профессиональных стандартов в области информационных технологий [6] и собственный опыт разработки мультимедийных систем позволили нам реконструировать перечень функций и задач профессиональной деятельности выпускника в области технологий мультимедиа.

В курсе «Мультимедиатехнологии», формирующем компетентность студентов в области технологий мультимедиа, нами были поставлены три группы профессиональных задач: 1) разработка частных элементов информационного содержания мультимедийной системы; 2) сборка мультимедийной системы; 3) внедрение мультимедийной системы. В первую группу задач входят: формирование текстовых информационных ресурсов, разработка пространственных моделей, разработка статических растровых элементов дизайна, разработка статических векторных элементов дизайна, разработка двумерной анимации, разработка анимации 3-М сцены, монтаж динамического содержания (видео, звук). Вторую группу задач можно определить как: составление мультимедиа-сценария, проектирование пользовательского интерфейса и навигации мультимедийной системы, разработка макетов дизайна системы, резка и оптимизация графики, верстка мультимедийной системы. Третья группа задач – тестирование, инсталляция и защита информации мультимедийной системы.

Нами определены знания, умения и опыт творческой деятельности, необходимые для решения вышеперечисленных профессиональных задач [2].

При разработке содержания учебной дисциплины «Мультимедиатехнологии», формирующей компетентность студентов в области технологий мультимедиа, нами учитывались межпредметные связи с другими дисциплинами математического и общепрофессионального цикла, рядом специальных дисциплин. Установление логических и междисциплинарных связей вошло в состав проектируемой технологии формирования компетентности в области технологий мультимедиа.

Профессиональная компетентность в области технологий мультимедиа формируется при изучении студентами дисциплин информационного цикла. Схема интеграции учебных дисциплин, участвующих в формировании данной компетентности, представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема интеграции учебных дисциплин, участвующих в формировании компетентности в области технологий мультимедиа

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 230201 «Информационные системы и технологии» и ее специализациям: «Системы безопасности компьютеров», «Компьютерные технологии в промышленности и производстве», «Сети связи и системы телекоммуникаций», дисциплина «Мультимедиатехнологии» входит в цикл «Специальные дисциплины инженера» и является основной в формировании компетентности студентов в области технологий мультимедиа. Помимо основной учебной дисциплины, формирующей компетентность студентов в области технологий мультимедиа, мы выделили также: базовые дисциплины («Информатика», «Информационные технологии»); используемые в формировании данной компетентности на этапе сборки мультимедийных систем («Программирование на языке высокого уровня», «Информационная безопасность и защита информации») и имеющие смежные области знаний («Компьютерная геометрия и графика», «Цифровые устройства», «Информационные сети», «Архитектура ЭВМ и систем», «Интегрированные программные среды автоматизированного моделирования и проектирования»).

Содержание выделенных нами дисциплин было проанализировано во избежание дублирования отдельных тем, относящихся к технологиям мультимедиа (табл. 1).

Таблица 1

Тематика дисциплин, формирующих профессиональную компетентность инженера в области технологий мультимедиа

Семестр

Дисциплины

Темы, связанные с технологиями мультимедиа

1,2

Информатика

Представление информации в ЭВМ. Виды мультимедийных данных. Информационные технологии, мультимедийные ресурсы

4

Компьютерная геометрия и графика

 

Программное и аппаратное обеспечение графических систем. Методы геометрического моделирования. Визуализация проектных решений

4,5

Программирование на языке высокого уровня

Использование языков программирования для разработки мультимедийной интерактивной системы

5

Информационные технологии

 

Язык разметки документов HTML. Язык каскадных стилей, язык программирования сценариев, как составляющие языка HTML

6

Информационная безопасность и защита информации

Информационная безопасность мультимедийных систем. Установка защиты на содержание системы

7

Цифровые устройства

Цифровой звук и цифровое видео, методы сжатия мультимедийной информации и др.

8

Информационные сети

Потоковая передача мультимедийных данных по сети Интернет, компрессия данных, Требования к ресурсам при передаче мультимедийной информации

8

Архитектура ЭВМ и систем

Архитектура мультимедийных систем и технические особенности ее реализации Модели и структуры мультимедийных систем. Информационные ресурсы и их обработка в мультимедийных комплексах

9

Интегрированные программные среды автоматизированного моделирования и проектирования

Методы и технологии геометрического моделирования пространственных тел. Доработка моделей (текстурирование, освещение, анимация и др.)

Содержание модулей дисциплины «Мультимедиатехнологии» приведено в соответствие с выделенными нами профессиональными задачами и содержанием других дисциплин информационного цикла. В результате в содержание модулей вошли не только технологические вопросы разработки и редактирования различных элементов мультимедиа и сборки интерактивных систем, а также не менее важные в настоящее время вопросы, посвященные пользовательскому интерфейсу мультимедийных систем, касающиеся таких областей знаний, как психология зрительного восприятия, эргономика, дизайн и др.

В разработанной нами технологии формирования профессиональной компетентности студентов в области технологий мультимедиа, учитывая особенности учебного материала, мы используем мультимедийные средства во всех организационных формах обучения: при чтении лекций-визуализаций, проведении лабораторных работ и в самостоятельной работе студентов (как репродуктивного, так и творческого характера) [5].

В самостоятельной работе студенты используют так называемые «кейс»-технологии. Суть «кейс»-технологии состоит в том, что студент получает комплект (портфель) учебно-методических материалов в электронном виде и изучает их самостоятельно, обращаясь по мере необходимости к преподавателю или ориентируясь на прилагаемые методические указания. Учебный материал в «кейсе»  представлен в нескольких видах. Помимо текстов лекций, упражнений и заданий для самостоятельной работы он включает разработанные нами мультимедийные обучающие системы по технологиям мультимедиа: «2D анимация в Macromedia Flash», «Моделирование в Blender», «Видеомонтаж в Adobe Premier», «Обработка звука в Sony Sound Forge», «Мультимедийные презентации» и др.

В разработанной нами технологии по формированию профессиональной компетентности студентов в области технологий мультимедиа особое значение имеет самостоятельная разработка студентами мультимедийного продукта. В качестве мультимедийного продукта студентам предлагается разработать следующие виды проектной продукции: web-сайт, видеофильм, видеоклип, видео-презентации, мультимедийное учебное пособие и т. д.

По мнению многих исследователей, самостоятельное создание мультимедиа-продукта позволяет студентам стать активными участниками учебного процесса (Т. А. Полилова, Т. Г. Пискунова, В. В. Репин, Е. В. Гнатышина, Н. Н. Головина, M. Neo, & K. Neo, и др.). В создаваемом мультимедиа-проекте студенты используют полученные знания и представляют их в иной форме, более креативной, с использованием различных элементов мультимедиа. Цифровые медиа-среды (графика, анимация, видео, звук и т.п.), включенные в проект, воздействуя на различные органы чувств, способствуют повышению мотивации студентов к изучению и усвоению учебной информации. Преподаватель при использовании данного метода выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, в роли консультанта и помощника.

Нами проведен педагогический эксперимент по формированию профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей в области технологий мультимедиа. В результате внедрения разработанной нами технологии повысились мотивация студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, готовность к целенаправленной деятельности по изучению технологий мультимедиа, а также осознание студентами реальных перспектив владения данными технологиями для профессиональной деятельности, самообучения и саморазвития. Это подтверждают данные нашего педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей в области технологий мультимедиа, представленные в таблице.

Эксперимент показал, что в экспериментальной группе студентов (обучающихся по разработанной нами технологии) показатели достоверно выше, чем в контрольной группе студентов (занимающихся по традиционной технологии) по всем трем компонентам профессиональной компетентности в области технологий мультимедиа. Если в процессе обучения по традиционной методике оценки сформированности мотивационно-ценностного и эмоционально-волевого компонентов студентами контрольной группы остались на прежнем уровне (Мк до эксперимента = 3,5 балла, Мк после эксперимента = 3,5 балла; Мк до эксперимента = 3,5 балла, Мк после эксперимента = 3,7 балла соответственно), т.к. традиционный курс обучения технологиям мультимедиа не оправдал ожиданий студентов, то у студентов экспериментальной группы они достоверно возросли (Мэ до эксперимента = 3,6 балла, Мэ после эксперимента = 4,1 балла; Мэ до эксперимента = 3,4 балла, Мэ после эксперимента = 4,1 балла соответственно). У студентов экспериментальной группы средняя оценка сформированности когнитивно-деятельностного компонента профессиональной компетентности в области технологий мультимедиа достоверно возросла до уровня «хорошо» (Мэ после эксперимента = 4,0 балла). У студентов контрольной группы эта оценка значительно ниже (Мк после эксперимента = 3,1 балла) (табл. 2).

Таблица 2

Оценка сформированности профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей в области технологий мультимедиа

Средняя оценка М

Констатир.

этап

эксперимента

Контрольн.

этап

эксперимента

Достоверность

различий

К.гр.

Э.гр.

К.гр.

Э.гр.

К.гр.

Э.гр.

К.-Э.

Мотивационно-ценностный компонент

3,5

3,6

3,5

4,1

 

*

*

Когнитивно-деятельностный
компонент

2,3

2,5

3,1

4,0

*

*

*

Эмоционально-волевой компонент

3,5

3,4

3,7

4,1

 

*

*

Примечание: М – среднее значение оценки сформированности компонентов профессиональной компетентности в области технологий мультимедиа (в баллах по 5-ти балльной шкале). Индексом «к» обозначается контрольная группа, «э» – экспериментальная группа, * – достоверность различий показателей в контрольной и экспериментальной группах p<0,05.

Эти данные позволяют говорить о том, что была достигнута основная цель эксперимента – подтверждена эффективность разработанной нами технологии формирования профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей в области технологий мультимедиа.

Рецензенты:

Самерханова Эльвира Камильевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой математики и информатики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Галина Александровна Кручинина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (национальный исследовательский университет),
г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Попова И.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ МУЛЬТИМЕДИА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8622 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674