Введение
Изменения, происходящие в современном обществе, трансформация ценностных ориентаций человека способствуют появлению в сфере образования идей и концепций, в которых отражается понимание радикального характера происходящих перемен. На смену существующей образовательной парадигме приходит личностно ориентированная, что в свою очередь предъявляет новые требования к педагогическому образованию.
В существующей системе образования можно выделить следующий круг проблем: снижение общей и профессиональной культуры педагога; отсутствие научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки педагогических кадров; нарушение механизма преемственности форм и методов обучения в образовательных учреждениях; неразвитость информационной культуры преподавателей в системе педагогического образования и подготовки педагогических кадров.
Современной школе для решения данных проблем нужен педагог, обладающий высоким уровнем профессионально-педагогической культуры. На современном этапе большая часть учителей обладает низким уровнем технологической культуры.
Цель исследования – научное обоснование, проектирование и экспериментальная проверка системы формирования технологической культуры учителя.
Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов теоретического и эмпирического характера с учетом специфики каждого этапа работы: метод системно-структурного анализа; методы педагогического конструирования, моделирования, проектирования; теоретический анализ и обобщение педагогических, психологических, методических трудов по проблеме исследования; изучение научной периодической печати по теме исследования; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта; индивидуальные и групповые беседы; анкетирование учителей и студентов.
Результаты
В современных условиях динамично изменяющейся образовательной системы, стремящейся стать все более и более гуманной, нужен учитель с высоким уровнем технологической культуры, позволяющей ему быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, перестраивать свою технологию с учетом социально значимых целей и ограничений.
Современный педагог - это педагог-профессионал с высоким уровнем развития технологической культуры, обладающий следующими системообразующими, профессионально значимыми и личностными качествами [1–6]:
1) любовь и уважение к детям, уважение к их родителям, к педагогам-коллегам, любовь к своей профессии, предмету;
2) терпимость и открытость инакомыслию, самокритичность, не категоричность;
3) открытость новому; способность видеть новое в повседневной жизни, стремление творчески преобразовывать действительность, создавать новое самостоятельно или в совместной творческой деятельности с учащимися;
4) активная личностная педагогическая позиция, гуманистическая направленность, высокий уровень самостоятельности и самодеятельности;
5) высокий инновационный потенциал, уровень самосознания, самоорганизации, саморефлексии, саморазвития.
В профессиональной педагогической деятельности учителя сочетаются нормативные (действия на основе педагогической нормы, стандарта) и инновационные (создаваемые в ходе собственного педагогического поиска) элементы. Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование участка его практики с целью создания новых педагогических систем, открытия неизвестных закономерностей, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности [5; 7].
Современная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, активное преобразование педагогических условий в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями.
Становление указанной тенденции во многом зависит от способности учителя проектировать собственную профессиональную деятельность на основе новых, гуманистических принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания. Изменились требования, предъявляемые к педагогу, характер его деятельности; существенно обогатился педагогический инструментарий, отражающий достижения современной цивилизации. В связи с этим в педагогической науке был введен термин «технологическая культура учителя».
В.А. Сластенин [4; 7] обобщает данное понятие и дает в своих работах следующее определение: технологическая культура учителя – это интегральное личностное образование, соединяющее в себе гуманистические ценности педагогического процесса, определяющие личностную направленность операционального состава педагогической деятельности и его смыслополагание; инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности и способствующие переводу ее операционального состава на технологический уровень; индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию смысла профессионально-педагогической деятельности и ее творческого воплощения.
Суммируя технологические идеи, изложенные в трудах ведущих ученых, представим схематически модель системы формирования технологической культуры (схемы 1, 2).
Схема 1
Компоненты технологической культуры учителя
Схема 2
Уровни технологической культуры учителя
Система формирования технологической культуры учителя, в соответствии с различными жизненными этапами происходит в ходе [5]:
1) обучения в педагогическом вузе (формирование положительной мотивации к использованию педагогических технологий; технологических знаний и умений);
2) работы в качестве преподавателя (разработка и адаптация педагогических технологий в профессионально-практической деятельности);
3) прохождения курсов повышения квалификации, лекториев и т.д. (овладение новыми педагогическими технологиями с использованием всего инструментария новых средств обучения).
Система формирования технологической культуры учителя, разработанная нами, активно использует весь инструментарий информационных технологий, современные методы обучения, гипермедиаэнциклопедию, систему автоматизированного проектирования работы учителя для достижения положительного результата в обучении (схема 3).
Схема 3. Учебно-методическое обеспечение системы формирования технологической культуры учителя
Проведенный нами анализ педагогической практики обнаруживает низкий уровень технологической культуры учителя.
Результаты обследования студентов и учителей (исследованием было охвачено 150 учителей школ города Смоленска, Смоленского промышленно-экономического колледжа и студентов Смоленского государственного университета) с целью выявления их представления о содержании понятия «технологическая культура» показали, что лишь 4% опрошенных учителей (оказалось, что это учителя со стажем работы чуть больше 10 лет) отметили, что, кроме профессиональных знаний и умений, личностных качеств, учителю необходим профессионализм, творчество, мастерство, а анкетируемые показали низкий уровень информированности в области педагогических технологий (13% не могут назвать авторов технологий, 26% путают методики и технологии, 21% затрудняются назвать технологии, которые они используют в своей работе). Подавляющее большинство опрошенных считают необходимым знакомиться с новыми педагогическими технологиями (опрошено 100 учителей), при этом используя при ознакомлении персональный компьютер [5; 6].
Результаты экспериментальных данных следующие: средний коэффициент уровня готовности к применению современных педагогических технологий всей группы испытуемых составил 76%, то есть оказался достаточным.
Сравнительный анализ результатов приведен на рисунке 1.
Рисунок - 1. Анализ экспериментальных данных
Сложившееся противоречие между степенью профессиональной адаптивности педагога и динамикой социально-педагогической ситуации может разрешить системная организация деятельности учителей по формированию технологической культуры, где современные технологии обучения будут выступать в качестве основного компонента содержания образовательной программы. Использование современных технологий обучения позволит сделать данный процесс более наглядным, интересным, информативным и организовать его, учитывая индивидуальные особенности обучающихся.
Рецензенты:
Сенькина Гульжан Ержановна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики обучения математике, физике и информатике ГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.
Губа Владимир Петрович, д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и физического воспитания НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», г. Смоленск.
Библиографическая ссылка
Максимова Н.А. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8569 (дата обращения: 24.04.2024).