Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Захаров А.В. 1
1 ФГАОУВПО НИУ «Белгородский государственный университет»
Отличительной особенностью современности является переход от индустриального общества к информационному, в котором главным ресурсом становится информация. Проникая во все сферы деятельности общества и государства, информация приобретает конкретные политические, материальные и стоимостные выражения. С учетом усиления роли информации на современном этапе, правовое регулирование общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением процесса нормотворчества в Российской Федерации (РФ), одной из целей которого является нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов РФ в сфере информатизации. Выделены вопросы правового закрепления роли и места информационных ресурсов региона в системе управления экономикой и социальными процессами в обществе. Рассмотрена система информирования населения о деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
информатизация
регион
информационная безопасность
информационные технологии
1. Гафнер В. В. Информационная безопасность. - М.: Феникс, 2010. - 336 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2011). VII.
4. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
5. Мельников В. П. Информационная безопасность и защита информации. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
7. Партыка В. Л. Информационная безопасность. - М.: Форум, 2011. - 432 с.
8. Рассолов И. М. Информационное право. - М.: Юрайт, 2011. - 228 с. Санкт-Петербургская межрегиональная конференция.
9. Санкт-Петербург, 26-28 октября 2011 г.: Материалы конференции / СПОИСУ. - СПб., 2011. - 222 с.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. - 1996. - 25 июня.
11. Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

Экономическое развитие регионов и переход к рыночным механизмам регулирования экономики со стороны государства обусловили резкое увеличение роли информационных ресурсов и систем информатизации в жизни общества. Особенно ярко это выражено в регионах, где объективные факторы широкого внедрения новых информационных технологий (резкое увеличение количества средств вычислительной техники, снижение стоимости современных вычислительных систем и т.п.) соответствовали субъективным факторам (наличию значительного числа квалифицированных пользователей, системы подготовки специалистов и технологической базы производства в сфере информатизации) [10].

Сочетание названных факторов привело к тому, что за последние пять - семь лет в регионах созданы значительные информационные ресурсы, представленные в виде, пригодном для автоматизированной обработки (например, в Воронежской области созданы и поддерживаются в актуальном состоянии около 500 баз данных, касающихся различных сфер жизнедеятельности государства, экономики и общества). Появились системы электронных коммуникаций (сеть ИНТЕРНЕТ, и т.п.), разработаны первые отечественные системы автоматизации, получившие признание не только в России, но и за рубежом (СУБД «Линтер»), геоинформационные системы фирмы "Компьютерные технологии" и т. п.) [9]. Неясность их правового статуса обусловила необходимость законодательного и нормативно-правового регулирования деятельности в сфере информатизации не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта Российской Федерации.

Существующая в настоящее время федеральная законодательная и нормативно-правовая база информатизации и информационной безопасности образована в основном следующими законодательными актами:

Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей 71 пункт "и" информация и связь находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что резко сужает правоспособность субъекта Российской Федерации в этой сфере и уже не в полной мере отражает потребности регионов и складывающиеся общественно-экономические реалии [1].

Новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Главой 28 УК введена уголовная ответственность за ряд нарушений в сфере компьютерной информации, однако, практически полностью отсутствует процессуальное и криминалистическое обеспечение процедур выявления и расследования деяний, признаваемых уголовными преступлениями. Слабый уровень специальной подготовки в этой сфере специалистов правоохранительных органов (полиции, прокуратуры и др., имеющих право ведения оперативно-розыскной деятельности) вызывает сомнения в эффективном применении норм УК в повседневной деятельности. Единичны факты расследования уголовных дел, возбужденных по статье 272 УК РФ "Неправомерный доступ к компьютерной информации" [3].

Федеральный Закон Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Данный закон во многом решает задачи введения понятийного аппарата, определения границ объекта регулирования в процессах информатизации и защите информации,  не оставляя в стороне как предыдущий федеральный закон, вопросы реализации установленных положений [4].

Анализ содержания принятых в субъектах Российской Федерации законодательных актов показал, что всем им присущ общий недостаток - полное отсутствие норм, регулирующих процессы создания, распространения и эксплуатации автоматизированных информационных ресурсов (представленных в форме пригодной для обработки средствами вычислительной техники), а также электронных архивов.

Реально сложившееся положение в сфере информатизации и защиты информации ставит перед юридической наукой следующие проблемы:

- Правового закрепления роли и места информационных ресурсов региона в системе управления экономикой и социальными процессами в обществе (реестр собственности, демографические данные, статистические показатели экономического уровня региона и т.п.).

- Возникают большие проблемы с финансовым обеспечением работ в сфере информатизации и защиты информации. В бюджете всех субъектов Российской Федерации должна быть самостоятельная строка, обеспечивающая необходимый уровень работ в области информатизации и защиты информации. Это гарантированное выделение средств на первоочередные задачи информатизации, которые должны решать органы государственной власти субъекта Российской Федерации, экономия на разработке одного и того же средства информатизации для нескольких потребителей, возможность организации конкурсов и привлечения независимой экспертизы предлагаемых проектов, возможность стимулирования и поддержки местных разработчиков средств информатизации.

- Отсутствует правовое закрепление процедуры учета (регистрации) субъектов информатизации региона (лицензирование осуществляется лишь на федеральном уровне). Это, в свою очередь, порождает некачественное выполнение работ в сфере информатизации и защиты информации и невозможность реализации правового механизма ответственности [6].

- Отсутствует действующий правовой механизм унификации и стандартизации информационных ресурсов. За бюджетные деньги создаются информационные ресурсы в различных форматах, на различных платформах, с использованием различных протоколов, что существенно затрудняет интеграцию и их совместное использование в дальнейшем, провоцирует появление каналов несанкционированного доступа (в вынужденных процессах преобразования форматов) [8].

Для устранения возникающих проблем и препятствий в сфере информатизации регионов (субъекта Российской Федерации) предлагается:

1. Внести в Конституцию Российской Федерации поправки, заключающиеся в переносе деятельности в сфере информатизации и связи в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, т.е. из статьи 71 пункта "и" в статью 72 пункта "б".

2. Разработать механизмы создания, эксплуатации и защиты информационных ресурсов, принадлежащих различным юридическим и физическим лицам. Юридически корректным и наиболее целесообразным с практической точки зрения явилось бы создание многоступенчатой региональной системы государственного регулирования (управления) в сфере информатизации, включающей:

а) орган управления информатизацией (скорее всего подразделение в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий управленческую деятельность, формирующий нормативно-правовую основу деятельности всех субъектов в сфере информатизации (региональные стандарты информационных ресурсов, уровни защищенности информации для различных категорий и т.п.), контролирующий процесс информатизации, реализующий меры правового воздействия на субъекты информатизации, а также в случае необходимости использующий право законодательной инициативы;

б) фонд информатизации субъекта Российской Федерации, например, в виде государственной некоммерческой организации, осуществляющей основную производственную деятельность по эксплуатации информационных ресурсов субъекта Российской Федерации, а также выполняющий функции генерального заказчика по разработке средств информатизации и информационных ресурсов за счет средств областного бюджета;

в) многочисленные коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность в сфере информатизации, при условии их обязательной регистрации на уровне субъекта Российской Федерации.

3. Ввести административную ответственность за нарушения в сфере информатизации и защиты информации. Существующий Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает наложение административных взысканий за правонарушения в сфере информатизации. Меры административного взыскания должны быть дифференцированы в виде как денежных штрафов (в условиях рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов они являются одним из наиболее эффективных способов государственного регулирования), так и лишения права осуществлять свою деятельность в информационном пространстве региона.

4. Создать механизм реализации административной ответственности (административный процесс), упрощающий существующий административный процесс, в вопросах, связанных с рассмотрением дел, касающихся правонарушений в сфере информатизации.

Сегодня в федеральных округах активно действуют комиссии, координирующие деятельность территориальных органов исполнительной власти в области обеспечения правового обеспечения информационной безопасности. Развивается система информирования населения о деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Развивается информационная инфраструктура. Шире и эффективнее действуют региональные системы защиты информации.

Таким образом, несмотря на то, что в Российской Федерации за довольно короткое время сформировалась достаточно обширная нормативная правовая база в области информационной безопасности и защиты информации, в настоящее время существует  острая необходимость в ее дальнейшем совершенствовании.

Рецензенты:

Борисов Геннадий Александрович, доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный  исследовательский университет», г. Белгород.

Тычинин Сергей Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный  исследовательский университет», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Захаров А.В. РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8555 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674