Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ, ОРИЕНТИРУЮЩИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА СЕМЬЮ КАК ЦЕННОСТЬ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Маслов Е.И. 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет
В статье описываются и сопоставляются принципы конструирования воспитательных стратегий «Мир семьи» и «Мир в семье», используемых в средней школе в качестве программы воспитательной работы, направленной на ориентирование старших подростков на семью как ценность средствами проектной деятельности. Конструирование воспитательных стратегий средствами проектной деятельности основывается на сочетании этапов проектирования и компонентов ориентации, а также видов проектных действий и механизмов ориентирования. Приведена типология проектных задач, используемых для ориентирования старших подростков на семью как ценность. Чередование типов этих задач в ходе воспитательного процесса и актуализация различных компонентов ориентации составляют качественное своеобразие конструируемых воспитательных стратегий. Использование описанных в статье воспитательных стратегий в школьной практике внесет существенный вклад в решение важных проблем сохранения и укрепления ценностей семьи в российском обществе.
семейные отношения
теория ориентирования
проектная деятельность
принципы воспитания
Воспитательная стратегия
1. БаллГ. А. Понятие задачи в исследовании и проектировании педагогического процесса / Г. А.Балл // Советская педагогика. - 1984. - № 11. - С. 54-59.
2. БарановаЕ. В. Особенности и проблемы современной семьи / Е. В.Баранова // Современная российская семья: материалы Российской конференции. -2005. - С.84.
3. БордовскаяН. В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н. В.Бордовская, С. И.Розум. - СПб.: Питер, 2011. - 620 с.
4. КирьяковаА. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А. В.Кирьякова. - Оренбург: [б.и.], 1996. - 187 с.
5. КолесниковаИ. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов / И. А.Колесникова, М. П.Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
6. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации10 мая 2006 года // Президент России [официальный сайт] - М.: Кремль, 2000-2012. - URL http://archive.kremlin.ru/ (20.09.12).
7. Практикум по социологии молодежи: учеб. пособие / Ю. Р.Вишневский [и др.] - М.: Социум, 2000. - 296 с.
8. Социология семьи: учебник для вузов / А. И.Антонов [и др.]; под ред. А. И. Антонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФА-М, 2009. - 640 с.

Характеристика современного состояния проблемы

Конструирование воспитательного процесса, ориентирующего старших подростков на семью как ценность - это потребность современного российского общества. Выразителем такого общественного мнения является Президент России. Выступая перед Федеральным собранием РФ в 2006 году, В. В. Путин назвал проблемы семьи и связанные с ними вопросы демографии самыми острыми в России. [6] Эту же точку зрения поддерживает и наука. Внимание социологов фиксируется на выпадении семейных ценностей из системы ценностей личности, разрушении семейного «Мы» и подмене его внесемейным «Я» [2]. В социальной психологии выделяются негативные тенденции в отношениях между членами семьи (плюрализм в оценке сексуального поведения супругов, рост конфликтности в семейной среде, нигилизм в отношении молодежи к старшим и т.п.) [7].

Поэтому концентрация сил различных социальных институтов (церкви, СМИ, массовой культуры, системы образования) позволяет решать задачи пропаганды ценностей семейной жизни. Особое место в этом отводится школе с её огромными образовательными возможностями популяризации основ российской семьи и её ценностей.

Педагоги (Е. И. Зритнева, Л. Н. Урбанович, Л. Б. Шнейдер, другие) формулируют задачу создания такой воспитательной системы, которая могла бы максимально ориентировать выпускников средней школы на семью как ценность современного общества.

Цель исследования - определение оснований и конструирование на их основе воспитательных стратегий, ориентирующих старших подростков на семью как ценность средствами проектной деятельности.

Объект исследования - личностно ориентированное воспитание ценностного отношения старших подростков к семье.

Предмет исследования - ориентирование старших подростков на семью как ценность с помощью различных воспитательных стратегий с опорой на возможности проектной деятельности.

Обсуждение

Проведенный теоретико-методологический анализ обозначенной проблемы указывает на то, что описываемый воспитательный процесс в исследовании понимается как личностно ориентированный, главная цель которого - формирование ценностного отношения у старших школьников к семье и семейному образу жизни. Он является составляющей целостного процесса социализации и воспитания личности.

Достижение поставленной цели рассматривается нами в соответствии с концепцией личностно ориентированного воспитания (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков).

Проектную деятельность старших подростков в исследовании мы будем рассматривать как совокупность её этапов, включенных в воспитательные внеурочные мероприятия, реализуемые классным руководителем в старших классах. Все проводимые занятия преследовали общую цель: приобщение подростков к проблемам семьи, к значимости её в жизни и духовно-нравственному насыщению её ценностных составляющих.

Такая постановка проблемы потребовала разработать концепцию стратегий личностно ориентированного воспитания, которое ориентирует старших подростков на семью и семейный образ жизни как ценность. В основе моделирования данного воспитательного процесса находится ориентационный подход (научная школа А. В. Кирьяковой) и одно из его положений о единстве и взаимосвязи трех компонентов ориентации на семью как ценность - эмоционально-мотивационного, когнитивно-оценочного и поведенческого [4].

Первый компонент ориентации старших подростков на семью как ценность - эмоционально-мотивационный. Он проявляется в эмоционально-чувственной окраске отношения человека к семье и семейным отношениям. Когнитивный компонент реализуется в осознании специфики семейных отношений. Поведенческий компонент в структуре ориентации на семью как ценность выражается в рефлексии старшими подростками своего поведения в родительской семье.

Для программного насыщения конструируемой воспитательной деятельности необходимо уточнить понимание семьи как социального института.

Феномен «семья» и «образ семейной жизни» находится на пересечении интересов большого круга гуманитарных наук. Поэтому в нашем исследовании в понимании семьи будем руководствоваться социологической моделью А. И. Антонова. [8, с. 43-45]. Она представляет семью как систему отношений между людьми, связанными родственными, родительскими и супружескими связями.

Принятие нами этой трехмерной системы семейных отношений для воспитания личностного отношения не может быть отделено от самой личности школьника. Поэтому мы дополняем модель А. И. Антонова таким слагаемым, как «Я - член семьи», и теми семейными отношениями личности старшего подростка, которые есть у него сейчас и появятся в будущем.

Названные типы семейных отношений и слагаемые семейного образа жизни являются содержанием воспитательного процесса, процессуально представленного в виде последовательно решаемых его участниками проектных задач.

Понимание проектной задачи проводим, опираясь на задачный подход, описанный в исследованиях Г. А. Балла, В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, В. А. Сластёнина. В общем случае, задача - это действия, которые предъявляются участникам процесса в направлении достижения поставленных целей [1]. Поэтому мы считаем, что проектная задача в личностно ориентированном воспитании должна содержать описание запрограммированных проектных действий, которые надлежит выполнить воспитаннику и которые должны изменить его взгляды на семью.

Используя такое понимание, мы систематизировали содержание воспитательных внеклассных мероприятий, выделив 4 блока проектных задач. В таблице 1 предлагается их типология и процессуально-содержательная характеристика задач.

Таблица 1

Типология проектных задач, используемых для ориентации старших подростков на семью как ценность

Типы проектных задач

Процессуальные характеристики

Содержание

Аналитические действия

Рефлексивно-оценочные действия

Проектно-прогности-ческие

Я - член семьи

Поиск и описание подростками ценностей семьи как её участников

Отбор из найденного ценностей духовно-нравственного порядка и определение степени их сформированности у себя

Намерение улучшить свои личностные проявления этих ценностей

Проблемы духовного единения членов семьи, сохранение семейных традиций, преемственности поколений

Родительство

Анализ ценностных ориентиров детско-родительских отношений

Оценка описываемых ценностей сферы родительства

Установление и формулировка ценностных регулятивов в отношениях детей и родителей

Ценностные ориентиры детско-родительских отношений

Родство

Анализ проблем взаимоотношений с дальними и близкими родственниками

Отбор моральных и этических норм в отношениях с родственниками

Проектирование правил поведения с родственниками в различных ситуациях

Моральные и этические нормы взаимодействия с близкими и дальними родственниками

Супружес-тво

Выявление особенностей отношений между супругами

Определение различных поло-ролевых ценностных установок

Воображаемое применение к себе роли супруга

Ценности отношений между полами, определение условий, влияющих на благополучное развитие супружеских отношений

Для проверки эффективности проектной деятельности в решении поставленных воспитательных задач нами отбираются 2 вида воспитательных стратегий, отличающиеся последовательностью решения различных проектных задач.

Поскольку «воспитательная стратегия отражает логику построения и практической реализации воспитательной системы» [3, с. 242], в нашем исследовании этим понятием мы будем называть программу целенаправленных воспитательных действий воспитателя и воспитанников, необходимых для решения задач определённого типа.

Разрабатывая теоретически принципы воспитательных стратегий, способствующих ориентированию старшего подростка на семью как ценность, мы опирались на педагогические аспекты социализации, выделенные Н. В. Бордовской. [3, с. 205-206]. Ею определено, что на развитие человека на этапе взросления влияет 2 группы условий - объективная окружающая среда и субъективный внутренний мир человека.

Исходя из этих теоретических положений, мы сконструировали две воспитательные стратегии. Первая стратегия, названная нами «Мир семьи», представляет собой программу проектной деятельности старших подростков, организационно основанную на раскрытии последовательности их действий от информационного осознания проблем семейного образа жизни в контексте достижений социальной практики, психологии и социологии до выражения своей позиции в отношении своего будущего. Вторая стратегия - это программа воспитания, которая описывает проектные действия в логике от осознания смысла и ценностей семьи и семейных отношений к формированию широких представлений (в науке, истории и культуре) о семье, её типах, моделях, традициях и пр. Данная стратегия получила название «Мир в семье».

Краткое описание проектных действий участников воспитательного процесса в рамках двух этих стратегий приведено в таблице 2.

Таблица 2

Организация проектных действий участников воспитательных стратегий «Мир семьи» и «Мир в семье»

Проектные действия

«Мир семьи»

«Мир в семье»

Действия воспитателя

Действия воспитанников

Действия воспитателя

Действия воспитанников

Аналитические действия

Предлагает к решению проектные задачи, иллюстрированные различными примерами образа семьи из литературы, истории, культуры, религии

Рассматривает ситуации, содержащие идеализированные желания и представления о семейных отношениях

Конструирует проектные задачи, которые содержат примеры семьи из реальной повседневной жизни

Анализирует условие задачи, содержащей реальные представления о семейном образе жизни

Рефлексивно-оценочные действия

Строит условие задачи, опираясь на когнитивно-оценочные понятия подростка о семейных отношениях

Выбирает и ищет пути решения проблем, возникающих в его родительской семье

Базирует условие задачи с опорой на эмоционально-мотивационную сферу подростка

Наблюдает и оценивает образ семьи своих родителей, формируя образ будущей семьи

Проектно-прогностические действия

Предлагает создать проекты мультимедийного характера

Выпускают Веб-сайты, мультимедийные презентации, видеофильмы

Предлагает создать интерактивные проекты

Участвуют в проектах ролевых и деловых игр, дебатов. Создают интерактивные презентации

Реализация воспитательных стратегий идет в соответствии с моделью организации проектной деятельности, описанной И. А. Колесниковой и адаптированной к проблематике нашего исследования [5, с. 142]. Процессуально конструирование стратегий представляем в логике реализации следующих этапов: мотивационный - информационный - операциональный - презентационный - оценочный этапы.

Опишем разделение задач между её субъектами при организации воспитательно-проектной работы на разных её этапах.

Первый этап - мотивационный.

В рамках воспитательных стратегий этот этап проектной деятельности реализуется при прохождении содержательного блока проектных задач «Я - член семьи». Воспитатель инициирует проектную деятельность, с привлечением различных методов активизирует перед подростками проблемы семейных взаимоотношений.

Таким образом, одним из таких методов было привлечение, либо когнитивного компонента личностного опыта воспитанников (для стратегии «Мир семьи»), либо эмоционально-оценочного компонента (для стратегии «Мир в семье»). Так воспитанники сумеют личностно осознать и оценить содержание проблемы.

Прохождение всех следующих блоков проектных задач воспитательной программы позволяет реализовывать второй этап проектной деятельности, названный И. А. Колесниковой информационным. Воспитатель распределяет различные проектные задания и планирует работу воспитанников по созданию проектных продуктов.

На операциональном, третьем этапе проектной деятельности воспитатель проявляет активность только в консультировании воспитанников при их подготовке к итоговому, презентационному этапу воспитательной программы, на котором подростки будут представлять результаты своей работы.

В ходе решения проектных задач перед воспитанниками ставится цель не только реализации проектов, но также отбора наиболее удачных проектных заданий и продуктов, которые будут включены в заключительное презентационно-оценочное мероприятие разрабатываемой воспитательной программы. Например, оно может быть включено в общешкольное воспитательное коллективное дело, посвященное Дню самоуправления.

Таким образом, все проекты, созданные подростками, носили социально направленный характер, что дополнительно стимулировало их на познавательную активность. Именно оценка и акцентирование социальной значимости проектных заданий определяют цель заключительного, оценочного этапа организуемой нами проектной деятельности.

Выводы

1. Воспитательная стратегия - это логически определённая по структуре программа целенаправленных воспитательных действий воспитателя и воспитанников, необходимых для решения задач определённого типа.

2. Конструирование воспитательных стратегий средствами проектной деятельности основывается на сочетании этапов проектирования и компонентов ориентации, а также видов проектных действий и механизмов ориентирования.

3. Основания конструирования воспитательных стратегий, ориентирующих старших подростков на семью как ценность, детерминированы условиями, влияющими на социализацию подростков. В зависимости от них выделены два принципа, имеющие ключевое значение при конструировании стратегий:

а) доминирующие в ценностном поле воспитанника компоненты (эмоционально-оценочный, либо когнитивный);

б) доминирующий тип семейных отношений в представлении подростком семейного образа жизни (родительство - родство - супружество).

4. Описанные принципы детерминируют стиль проектной деятельности, включающий в себя её способы организации, степени самостоятельности в решении и формы представления результатов проектных задач.

5. Использование описанных в статье воспитательных стратегий - «Мир семьи» и «Мир в семье» в практике общеобразовательной школе внесет существенный вклад в решение важных проблем сохранения и укрепления ценностей семьи в российском обществе.

Рецензенты:

Бордовская Н. В., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии личностного и профессионального развития Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.

Симонова Г. И., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Маслов Е.И. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ, ОРИЕНТИРУЮЩИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА СЕМЬЮ КАК ЦЕННОСТЬ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8504 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674