Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛУБА НА РЫНКЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Алешин В.А. 1 Калашников А.Ф. 1 Лукьянчикова Т.Л. 1
1 ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – учебно-научно-производственный комплекс»
Авторами в статье проведен теоретический анализ условий, определяющих эффективность оказания физкультурно-оздоровительных услуг, включает широкий круг факторов, способствующих повышению уровня жизни населения, экономической, социальной и экологической безопасности страны. Рассмотрены роль и причины развития рынка спортивно-оздоровительных услуг для населения в условиях клуба. Раскрыты функции клуба спортивно-оздоровительной направленности, указаны объекты и субъекты рынка спортивно-оздоровительных услуг. В педагогическом аспекте дано обоснование позитивного влияния оздоровительной технологии применения физических упражнений с отягощениями на показатели физической и функциональной компонент морфофункционального статуса женщин второго зрелого возраста.
субъекты и объекты рынка спортивно-оздоровительных услуг
рынок
здоровье
спортивно-оздоровительные услуги
1. Золотов М. Н. Формирование адекватной спросу населения сети физкультурно-спортивных сооружений на основе маркетинговых исследований // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 6. – С. 58–61.
2. Кандаурова Н. В. Маркетинг как способ организации физкультурно-оздоровительных услуг: Учебное пособие. – Самара: Изд-во СГАУ, 2002. – 64 с.
3. Сапожникова О. В. Оздоровительная технология применения физических упражнений с отягощениями для женщин второго зрелого возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2010. – 24 с.
4. Смирнов С. И. Разработка модели качества фитнес услуг // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 9 (79). – С. 130–134.
5. Толкачев С. Г. Организационно-педагогические основы создания и управления функционированием спортивного клуба по восточным единоборствам: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 24 с.
Одним из древнейших, стабильных и уникальных социальных институтов культуры является клуб.  Клубы в различных формах проявления   связывают  людей общими целями и интересами, являются способом их самоорганизации,  эффективным средством организации коммуникативной деятельности, направленной на достижение поставленных целей. В клубах и сообществах для людей различного возраста  наряду со спортивными и развлекательными мероприятиями, обучением практическим навыкам, посвящением в ремесло всегда проходила работа по осмыслению и пониманию текущей ситуации и самоопределения, выработки стратегий, общих ценностей и целей, принятия решений.

 Спортивно-оздоровительные клубы на современном этапе экономических отношений  играют значительную роль в сохранении и восполнении физического и душевного здоровья  нации. А это, в свою очередь,  является чрезвычайно важным элементом экономической и политической жизни общества, значимым компонентом мировоззренческой и идеологической позиций, приоритетов и поведения людей. Здоровье нации сказывается на культуре, образовании, здравоохранении, науке. В мировоззрении и ментальности здоровой нации превалирует энтузиазм и оптимизм, вера в собственную значимость и благоприятные перспективы. Нарушения в общественном здоровье порождают пессимизм и безысходность, они деструктивно воздействуют на дух народа.

На современном рынке значительную часть спортивно-оздоровительных услуг составляют услуги, связанные с двигательной активностью населения  и  косметические услуги (SPA, массаж и пр.). Участниками рынка спортивно-оздоровительных услуг являются:

- тренеры, преподаватели, инструкторы, работники оздоровительной сферы и индустрии красоты, результатом деятельности которых является услуга;

- производители,  которые охватывают как спортсменов, тренеров и т.п., так и организаторов шоу-бизнеса и средств массовой информации, т.к. производимый ими продукт - спортивно-зрелищные мероприятия - массовый, направлен на широкий круг потребителей;

- работники научной и образовательной сфер, целью деятельности которых является производство методик занятий, технологий тренировок, новых косметических и оздоровительных средств и т.п., т.е. производимый ими продукт - интеллектуальный;

- производители спортивного оборудования, производители инвентаря, производители одежды и обуви и т.д., деятельность которых направлена на юридических так и на физических лиц;

- участники рынка спортивно-оздоровительных услуг, которые формируют, преобразуют, хранят, представляют информацию о рынке.

Рыночные отношения оказывают влияние на все стороны эффективной работы клуба как части жизни всего современного общества, обусловливая реализацию основных функций рынка: посреднической; ценообразующей; информационной; регулирующей; стимулирующей; санирующей.

Посредническая функция рынка спортивно-оздоровительных услуг соединяет организации этой сферы с  потребителями, людьми, занимающимися спортом, физической культурой и пользующимися оздоровительными процедурами как индивидуально, так и в группе.  Они общаются между собой посредством цен с помощью процесса купли-продажи, формируя предложение и спрос на спортивно-оздоровительные услуги.

Ценообразующая функция рынка спортивно-оздоровительных услуг реализуется в процессе удовлетворения спроса на товары и услуги, предлагаемые организациями спортивно-оздоровительного бизнеса.  В процессе конкуренции организаций за своего потребителя, определяются цены, удовлетворяющие требованиям и возможностям потребителей при их приобретении (большее качество при как можно меньшей стоимости) и желаниям производителей при их оказании (получение как можно большей прибыли).

Конъюнктура рынка цены способствует реализации информирующей и стимулирующей функций рынка услуг. Рост или падение рыночной цены информирует участников рынка о состоянии и тенденциях его развития. Снижение цены свидетельствует о насыщенности рынка определенными видами услуг и товаров, внимание предпринимателей при этом обращается на перспективные направления спортивно-оздоровительной деятельности, развитие которых обеспечивает быстрый возврат вложенных средств и приносит большую прибыль. Так реализуется регулирующая функция рынка спортивно-оздоровительных услуг.

В современных условиях развития спортивно-оздоровительной индустрии и экономики в целом в качестве объекта купли-продажи на данном рынке, кроме товаров и услуг,  также выступает информация о спортивных мероприятиях, событиях, оборудовании, одежде и т.п., освещаемая средствами массовой информации.

Совокупность указанных факторов, определяющих потребности в оказании данных услуг, формирование ее рыночной цены,  конкуренция между их производителями регулируют рынок и стимулируют производителей использовать новые технологии, технику, методы и приемы производства продуктов (услуг) и осуществления деятельности. Используя инновации, производители стремятся улучшить качество продуктов и услуг и снизить издержки на их производство.

Стимулирующая функция проявляется через ориентирование производителей на востребованные потребителями товары и услуги.

Однако сфера оказания спортивно-оздоровительных услуг является социально-значимой, следовательно, в процессе ее регулирования, кроме непосредственных участников рынка, активное участие принимает (или должно принимать) государство, способное  изменять приоритеты отдельных направлений спортивно-оздоровительной деятельности, удовлетворяя государственные (общественные) потребности. Деятельность государства в значительной степени должна найти свое место в санирующей функции оказания услуг населению.

Санирующая функция выступает в противоположность  стимулирующей, ее реализация позволяет выводить из экономики невостребованную потребителями деятельность и недобросовестных производителей, неумеющих или нежелающих удовлетворять требования потребителей, повышать технико-технологический уровень, использовать прогрессивные способы производства продуктов (оказание услуг, выполнение работ).

В спортивно-оздоровительной индустрии научно-техническому прогрессу следует уделять особое внимание научным разработкам, т.к. спорт, медицина, биология, химия, физиология - это те научные сферы, в рамках которых научные разработки никогда не прекращаются. К  объектам рынка спортивно-оздоровительных услуг относятся:

- уроки физической культуры; занятия в спортивных секциях и школах; занятия в фитнес-клубах; оздоровительные процедуры; тренировки и т.д.;

- спортивно-зрелищные мероприятия, в частности, соревнования;

- спортивные шоу и праздники и т.п.;-

- интеллектуальный продукт, в том числе методики занятий, технологии тренировок, комплексы упражнений и занятий, технологии оздоровительных процедур, системы и программы физической подготовки и воспитания;

- товар, необходимый для оказания услуг, проведения спортивно-зрелищных мероприятий, занятий физической культурой и спортом, а также оборудование (тренажеры, спортивные снаряды и т.д.), инвентарь (мячи, гири, штанги и т.п.), покрытия (футбольные, беговые и т.п.), одежда, обувь;

У каждого из перечисленных продуктов рынка спортивно-оздоровительных услуг есть потребители, которые как существенно отличаются друг от друга, так и имеют общие черты. Потребителями услуг являются лица, занимающиеся спортом, клиенты фитнес-центров, spa-салонов и т.п.

Особым объектом рынка спортивно-оздоровительных услуг является интеллектуальный продукт, потребителями которого будут: тренеры, преподаватели, инструкторы, работники оздоровительной сферы и индустрии красоты, а также лица, самостоятельно занимающиеся физкультурой и спортом.

Потребителями товара - объекта рынка спортивно-оздоровительных услуг являются: юридические лица (спортивные школы, секции, клубы, фитнеc-центры, spa-салоны, спортивно-оздоровительные комплексы и т.п.); физические лица (занимающиеся самостоятельно, тренеры, инструкторы, преподаватели, спортсмены и др.).

Основными направлениями совершенствования работы спортивных клубов  также является  увеличение разнообразия форм спортивной активности, ориентация на свободное самовыражение занимающихся, культурно-просветительную работу, усиление внимания к процессам  населения.

Специфика организации и деятельности физкультурно-оздоровительных центров заключается в следующем:

- плата за оказываемые услуги в физкультурно-оздоровительном центре должна быть доступной для членов клуба;

- время и содержание занятий должны учитывать возможности каждого занимающегося (желание похудеть, поправиться, внести коррективы в свое телосложение, улучшить функциональные возможности организма и т.п.);

- место проведения занятий должно быть недалеко от места проживания занимающихся;

- максимальное число занимающихся в центрах отмечается с декабря по май, в то время как в июне - августе посещаемость снижается до показателей минимального количество занимающихся.

Повышение интереса у граждан к регулярным занятиям физическими упражнениями повлекло резкое увеличение количества клубов, в которых они могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности. В результате повысилась конкуренция между физкультурно-оздоровительными центрами и спортивными клубами. Это привело к тому, что руководители физкультурно-оздоровительных центров в острой конкурентной борьбе за выживание на рынке услуг в сфере физической культуры и спорта были вынуждены:

-  улучшить санитарно-гигиенические условия в местах проведения занятий;

- качественно улучшить освещение в помещениях центров;

- установить в местах занятий кондиционеры, фрамуги для проветривания помещений;

-  оснастить спортивные залы современными тренажерами со средствами срочной информации о функциональных изменениях систем организма занимающихся на них;

- оборудовать душевые кабины для приема душа после окончания занятий физическими упражнениями;

 - оборудовать парную или сауну;

- установить специальное оборудование для приема сеанса солярия по рекомендации медицинского работника от 10 до 20-25 минут в течение 10 дней или ежедневно по рекомендации врача.

- оборудовать плавательный бассейн и предоставлять его клиентам для плавания после основной тренировки 1-2 раза в неделю.

Таким образом, теоретический анализ условий,  определяющих эффективность оказания физкультурно-оздоровительных услуг, включает широкий  круг  факторов, способствующих повышению уровня жизни населения, экономической, социальной и экологической безопасности страны.

В педагогическом аспекте  дано обоснование позитивного влияния оздоровительной технологии применения физических упражнений с отягощениями на показатели физической и функциональной компонент морфофункционального статуса женщин второго зрелого возраста.

В условиях острой конкуренции на рынке труда, целью клуба спортивно-оздоровительной направленности является создание благоприятных условий  для формирования здорового образа жизни той части населения, которая в большей мере материально обеспечена,  профессионально определена и может позволить себе  дополнительные траты с целью двигательной рекреации и  профилактики здоровья.   Вызывает определенный интерес контингент занимающихся в этих организациях, их отношение к занятиям, динамика показателей физической подготовленности и здоровья.

Рецензенты:

Скоблякова Ирина Васильевна,  доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория и управление персоналом» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»,   г. Орел.

Старостенко Анна Михайловна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и отечественной   истории Орловского  филиала РАНХиГС при президенте РФ, г. Орел.


Библиографическая ссылка

Алешин В.А., Калашников А.Ф., Лукьянчикова Т.Л. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛУБА НА РЫНКЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8351 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674