Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА

Глазырина Т.Г. 1
1 КОГОБУ СПО «Слободской Государственный колледж педагогики и социальных отношений»
В статье рассматриваются теоретические вопросы инновационной деятельности преподавателей. Определены критерии, позволяющие провести оценку инновационной деятельности; проанализированы ее структурные компоненты: мотивационный, когнитивный, технологический, креативный и рефлексивный. На современном этапе многие педагоги сталкиваются с рядом проблем в ходе реализации ФГОС СПО. Отсутствие у педагогов опыта решения подобных затруднений указывает на необходимость помощи и поддержки со стороны методической службы колледжа. В данной работе сделана попытка научного осмысления содержательной и процессуальной сторон методического сопровождения инновационной деятельности преподавателей. Обозначены критерии результативности методического сопровождения, которые помогут оценить соответствие между целью и результатом. Представлены и раскрыты этапы методического сопровождения инновационной деятельности педагогов; указаны формы работы с педагогами на каждом из перечисленных этапов.
самообразование
методическое сопровождение
сопровождение
инновационная деятельность преподавателей
1. Адольф В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. – Красноярск: Поликом, 2007. – 190 с.
2. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Великий Новгород, 2007. – 44 с.
3. Белотелова Л. Н., Новицкая В. А. Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 7. – С. 41–46.
4. Индивидуальный образовательный маршрут [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/16/36779/.
5. Казакова Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы: системно-ориентационный подход: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 1995. – 34 с.
6. Лаздина Т. И. Технология мотивационного управления инновационной деятельностью учителей // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 2. – С. 1–5.
7. Лямина Г. В. Инновационная деятельность преподавателя как фактор повышения познавательной активности студентов: На примере преподавания математики в среднем специальном учебном заведении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 31 с.
8. Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spbkit.edu.ru.
9. Мурзина Н. П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности педагогов школы // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 4. – С. 1–7.
10. Петрова Л. И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2005. – 21 с.
11. Сабинина Н. Н. Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях инновационной деятельности // Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспект: Сб. ст. – СПб., 2011. – С. 289–292.
12. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2000. – 21 с.
13. Трунцева Т. Н. Учебно-методическое сопровождение самообразования педагогов общеобразовательных учреждений. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 29 с.
14. Управление инновационной деятельностью педагогов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://region.edu.ru/attach.asp?a_no=4893.

Современная цивилизация, находясь на информационной стадии развития, предъявляет новые требования к качеству образования. Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени. Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение придается нововведениям в системе образования.

В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний студентов. В 2011 году учреждения среднего профессионального образования перешли на федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Новые стандарты предполагают изменение профессиональной деятельности педагогов, что обусловлено смещением акцента от «знаниевого» подхода к «деятельностному». Как альтернатива традиционному образованию и как способ решения обозначенной выше проблемы рассматривается компетентностно-ориентированный подход – главная инновация современных стандартов. Однако большинство исследователей отмечают недостаточный уровень подготовленности преподавателей к его внедрению, а, следовательно, нуждаются в методической помощи и поддержке со стороны методической службы колледжа.

Деятельность, направленная на внедрение инноваций, является инновационной. До настоящего времени она была присуща ярким, неординарным личностям, отличающимся от большинства людей новизной взглядов, пытливостью ума и творческим подходом в решении разного рода проблем. В современных условиях инновационная деятельность стала уделом всех педагогов вне зависимости от их желания, стремления и возможностей. Поэтому на данном этапе модернизации среднего профессионального образования этот вопрос является проблемным и требующим дальнейшего изучения.

Существует большое количество научных исследований, посвященных изучению проблемы инновационной педагогической деятельности (В. А. Адольф, В. Л. Аношкина, Н. Ф. Ильина, М. В. Кларин, В. С. Лазарев, В. Я. Ляудис, Л. С. Подымова, С. Д. Поляков, М. М. Поташник, А. И. Пригожин, С. Б. Сатенова К. М. Ушаков, О. Г. Хомерики, А. В. Хуторской, Т. И. Шамова, Н. Р. Юсуфбекова С. Р. Яголковский и др.), отражающих ее состояние в педагогической теории и практике. Отмечая особую актуальность проблемы инновационной деятельности педагогов, необходимо разобраться в ее сущности, выделить основные составляющие.

Проведенный нами анализ научно-методических работ В. А. Адольф, Л. И. Гурье, Н. Ф. Ильиной, Л. О. Кочешковой, Л. А. Сачковой, Л. А. Дьяковой и А. В. Хуторского позволил констатировать тот факт, что в целом под «инновационной деятельностью» понимается система мероприятий, направленных на введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности субъектов образовательного процесса.

Н. И. Пекарских [14] выделяет следующие критерии инновационной деятельности педагога: актуальность, новизна, образовательная значимость, общественная значимость, полезность, реализуемость. Опираясь на данные критерии, можно провести оценку инновационной деятельности педагога, а также использовать их для создания механизмов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении.

Инновационная деятельность, как и любая деятельность человека вообще, имеет свою структуру. Знание основных структурных компонентов позволяет: определить цель, своевременно внести коррективы и получить желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем. Поэтому в рамках нашего исследования важным является вопрос о структуре инновационной деятельности педагогов.

В исследованиях Т. И. Лаздиной, Г. В. Ляминой [6; 7] выделены следующие структурные компоненты инновационной педагогической деятельности:

- мотивационный компонент – отношение преподавателя к инновациям, при этом определяющую роль играет мотив самосовершенствования, а также осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить;

- креативный компонент – творческие способности педагога, которые обеспечивают адаптацию, репродукцию, воспроизведение и преобразование существующего опыта, приспособление к педагогической ситуации;

- технологический компонент – способности и умения педагога разрабатывать программу введения новшества в педагогический процесс; прогнозировать его результат; реализовывать, диагностировать и корректировать инновационные действия;

- рефлексивный компонент – способность педагога критически осмысливать свою деятельность.

Н. П. Мурзина [9] помимо указанных компонентов инновационной деятельности дополнительно выделяет когнитивный компонент – знания педагога о технологиях обучения и уровень его педагогического мышления.

Данные компоненты имеют специфику в современных условиях. Результаты многочисленных исследований показывают низкий уровень сформированности мотивационного компонента. Как правило, это возникает вследствие отсутствия ясного представления о масштабах или целях изменений; распределения ответственности; слабого контроля; убеждения, что перемены ничего хорошего не принесут; перегруженности педагогов и др., что определяет негативное отношение педагогов к инновационной деятельности.

Деятельность без мотива невозможна: низкий уровень мотивации педагогов, как отмечалось ранее, влечет за собой отсутствие у них знаний необходимых для успешной профессиональной деятельности в новых условиях (когнитивный компонент). Компетентность (или некомпетентность) педагога в определенной области знаний сказывается на умении педагога разрабатывать, осваивать, использовать и распространять новшества; предъявлять требования к результатам своей работы (технологический компонент). Недостаточный уровень теоретических знаний и практических навыков, отсутствие опыта деятельности по формированию компетентности будущего специалиста отражаются на креативном компоненте инновационной деятельности.

Отсутствие у педагогов опыта решения подобных затруднений указывает на необходимость организации методической поддержки со стороны специалистов методической службы колледжа. Новая модель методической службы только формируется, но эти первые шаги являются основой повышения эффективности инновационной педагогической деятельности.

Анализ работ Л. Н. Белотеловой, Л. В. Елагиной, О. М. Зайченко, Е. И.Казаковой, В. А. Новицкой, М. Н. Певзнера, В. Г. Рындак, Л. Г. Тариты и др., позволил нам в качестве основной функции обновляющихся методических служб выделить функцию методического сопровождения педагогов, с целью оказания им профессиональной помощи и создания условий для совершенствования, личностного и профессионального роста на этапе внедрения ФГОС СПО.

Впервые понятие «сопровождения» как новой образовательной технологии появилось в работах Е. И. Казаковой и М. Р. Битяновой. Е. И. Казакова [4] дает следующее определение: «Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора.

В исследовании В. А. Адольф и Н. Ф. Ильиной [1] сопровождение рассматривается как педагогическая стратегия, обеспечивающая профессиональное становление педагога ориентированного на инновационную деятельность. С точки зрения исследователей, данная стратегия способствует разрешению противоречия между наличием проблемы в профессиональной деятельности и неосознанностью оснований данной проблемы, а также отсутствием способности у педагога самостоятельно ее разрешить.

В процессе работы с одним педагогом они предлагают использовать индивидуально-ориентированное сопровождение посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ. Сопровождение системно-ориентированного вида, где средством сопровождения является программа образования педагогов образовательного учреждения и индивидуальные образовательные программы, используется в ходе работы с командой педагогов.

По мнению Л. Г. Тариты [12], методическое сопровождение инновационных процессов представляет собой комплексную помощь субъекту профессиональной деятельности в поиске новых решении актуальных проблем.

Мы разделяем точку зрения Л. Н. Белотеловой, В. А. Новицкой, Э. Е. Фейгиной [3; 8] и считаем, что методическое сопровождение инновационной деятельности педагога – это систематическое взаимодействие методической службы колледжа и преподавателя, направленное на оказание помощи педагогу в решении его профессиональных проблем.

К решению вопроса о критериях эффективности методического сопровождения разные авторы подходят неоднозначно.

М. В. Александрова [2] выделяет следующие критерии результативности методического сопровождения преподавателей колледжа, которые помогут оценить соответствие (или его отсутствие) между целью и результатом:

- личностный критерий (динамика показателей уровня подготовленности педагога к инновационной деятельности; уменьшение количества ситуаций профессионального затруднения; приобретение навыков саморегуляции эмоциональных состояний);

- социальный критерий (наличие условий среды для развития инновационной деятельности; динамика достижений коллектива).

Л. И. Петрова, Л. Г. Тарита [10; 12] предлагают следующие критерии эффективности:

- критерии результативности (качества и количества инноваций);

- критерии вовлеченности (востребованность услуг методической службы, развитие педагогической деятельности).

Данные критерии позволяют осуществить мониторинг инновационной деятельности, как отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива.

Организация методического сопровождения инновационной педагогической деятельности происходит поэтапно. Рассматривая динамический аспект методического сопровождения, отраженный в работах В. А. Адольф, Л. Н. Белотеловой, Л. В. Елагиной, О. М. Зайченко, Н. Ф. Ильиной, В. А. Новицкой, М. Н. Певзнера, Л. И. Петровой, Н. Н. Сабининой, Н. М. Чегодаева, мы выделили этапы и соответствующие им направления и формы сопровождения.

На диагностическом этапе благодаря совместной работе методической службы колледжа и преподавателя происходит выявление существующей проблемы (проблем) инновационной деятельности, изучение причин ее возникновения, обобщение и анализ полученной информации. Основными формами методического сопровождения на данном этапе являются диагностика, посещение занятий, изучение образовательных программ, методической продукции педагога, вводные консультации.

Любое образовательное учреждение, заинтересованное в реализации ФГОС СПО на высоком уровне, может использовать различные направления и формы работы с педагогами, позволяющими успешно внедрить инновации в образовательный процесс. Однако без процесса самообразования педагога их роль невелика. Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

Современному педагогу для успешной деятельности необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Успех инновационной деятельности во многом зависит от того, насколько педагог осознает пробелы в своих знаниях и недостаточный уровень владения новыми технологиями.

Проектировочный этап подразумевает совместное планирование индивидуального маршрута инновационной педагогической деятельности: определение содержания работы; выбор целей, форм, методов, технологий и средств обучения. Особое значение на этом этапе играет привлечение методической службой специалистов, готовых оказать помощь педагогу; организация различных форм взаимодействия с людьми, имеющими опыт инновационной деятельности через встречи и консультации, стажировки, семинары, конференции.

Одним из результатов методического сопровождения на данном этапе является готовность педагогов к дальнейшему самообразованию. В исследованиях Л. С. Обласовой, Н. Н. Сабининой, Т. Н. Трунцевой [4; 11; 13] отмечается, что самообразование может реализоваться через работу с научной и методической литературой, аудиовизуальными средствами; посещение и взаимопосещение занятий; участие в педагогических советах, конференциях, семинарах; обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; самодиагностику, самостоятельное освоение новых образовательных технологий, выполнение исследования, разработку проекта; работу творческих лабораторий, школ профессионального мастерства, консультационных пунктов и т. д. В. А. Сластёнин считает, что наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – разработка одной методической проблемы в рамках комплексной темы образовательного учреждения.

При переходе на этап реализации инновационной деятельности в процессе методического сопровождения педагога происходит расширение его профессионального репертуара поведения, актуализация внутренних сил и возможностей. Возможно консультирование по конкретным проблемам и тренировочные консультации, способствующие апробации приобретенных знаний и умений, проверке правильности предположений; оказание помощи в поиске оптимальных технологий и методик. На данном этапе, помимо указанных выше форм, также целесообразным будет являться продолжение систематического обучения педагогов через «круглы столы», мастер-классы, семинары, конференции, встречи со специалистами, работодателями. Не менее важно уделять внимание стимулированию педагогической активности, посредством участия в смотрах и конференциях, проводимых образовательным учреждением.

В ходе практической подготовки педагогов рационально использовать активные и интерактивные методы обучения: проблемные (творческие) задания, интерактивные выступления, «дерево решений», «займи позицию», «мозговой штурм», «ПОПС-формула», деловые игры и т.д. Такой опыт позволяет педагогам оценить достоинства и недостатки данных методов, возможность их использования в рамках преподаваемой учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля применительно к особенностям обучающихся.

На рефлексивном этапе происходит самоанализ и анализ достигнутых результатов; обращение педагога к приобретенным знаниям и умениям и использования их возможностей в дальнейшей профессиональной деятельности. Поиск новых форм и методов организации образовательного процесса, рефлексия профессиональной деятельности педагога позволит определить, каким образом данный курс способствует формированию общих и профессиональных компетенций, какие трудности могут возникнуть на пути их формирования и какие достижения можно предложить вниманию коллег.

Итак, методическое сопровождение самообразования педагогов может осуществляться посредством оказания организационной, диагностической, методической и аналитической помощи со стороны методической службы колледжа. В работе с педагогами необходимо предусматривать методическое сопровождение для тех, кому нужна систематическая и эпизодическая помощь. Реализация комплексного методического сопровождения позволяет достичь повышения эффективности инновационной деятельности педагогов, что способствует реализации ФГОС СПО. Особое значение в современных условиях приобретает использование технологий сопровождения педагогов, стимулирующих профессиональный рост, обеспечивающих овладение инновационным опытом, повышающих уровень адаптации к меняющимся условиям деятельности.

Рецензенты:

Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, начальник отдела науки и аспирантуры Вятского социально-экономического института, г. Киров.

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров.


Библиографическая ссылка

Глазырина Т.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8299 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674