Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ НА ОСНОВЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пупышева Л.Н. 1
1 МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова
Современное учебное учреждение – это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя сотрудничество педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. За последние годы в Гимназии накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. На протяжении многих лет в учебном заведении в системе работает Совет Гимназии, Гимназический родительский комитет, просветительский родительский всеобуч, Конференция родительского актива, Клуб отцов и клуб по месту жительства «Матушка», классные родительские комитеты. Разрабатываются и реализуются различные проекты. Представим основные направления из проекта «Семья»: организационно-методическое, экспериментально-конструктивное, педагогическое, попечительско-правовое, психолого-социальное, информационно-воспитательное, итогово-методическое. Организация совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей посредством проектной деятельности является самой эффективной технологией.
сотрудничество.
семья
проект
учебное учреждение
1. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии. - Минск: Сэр-Вит, 2003.
2. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. - 6-е изд., испр. - М.: Флинта, 2006.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6683.
4. Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пособие для учителя. - М.: Ладога - 100, 2002.
5. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 2008.
Одним из требований современного общества становится формирование активного инициативного человека, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Сотрудничество образовательного учреждения с семьёй учащегося - залог успешной воспитательной деятельности с учениками, так как именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребёнка. В связи с этим перед учебным заведением  стоит важная и ответственная задача - сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Разнообразные технологии, методы, формы, приёмы работы помогают создать условия, когда родители и школа - партнёры, единомышленники, союзники. Главным принципом из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является усиление воспитательного потенциала школы,  деятельности родительской общественности в управлении и организации внеурочной занятости. «...школа будет более тесно взаимодействовать с семьёй. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов  превратится из обузы в увлекательное и почётное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центр досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным  местом семейного отдыха... Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы»3.

Семья с образовательным учреждением создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого образовательного учреждения: оно должно стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость образовательного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». Придать образовательному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, технологичным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах. «Открытость образовательного учреждения внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс посредством технологии проектной деятельности. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в образовательном учреждении, внести свой вклад в образовательную и воспитательную  работу.

Современная педагогика считает, что семья по праву является главным фактором и условием развития и воспитания ребенка, и  она  развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего рост количества неполных семей, падение жизненного уровня многих семей, решение проблем экономического характера усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Перед учебным заведением встаёт вопрос: каким образом можно обеспечить эффективное сотрудничество между образовательным учреждением, родителями и другими воспитательными институтами? Гимназия имени Александра Грина определила ответ: посредством технологии совместной проектной деятельности. Кроме проектов «Подросток», «Семья» в Гимназии разработаны и реализуются проекты: «Досуг», «Гражданин», «Здоровье и безопасность», «Грин», «Лидер», «Литература Вятского края», «Интеллект. Развитие. Творчество», «Информатизация», «Сопровождение», «Красивая Гимназия».

Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (учащихся, родителей, педагогов) навык работы с большим объёмом информации; самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и  общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребёнком, родителями и школой. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Перед планированием проекта «Семья» был  проведен большой социологический опрос, диагностика, анкетирование родителей и школьников. Выявлялся социальный заказ на гимназическое обучение, образовательный потенциал родителей, проблемы родителей в воспитании детей, группа риска, неблагополучия и т. д.; дана характеристика социума и образ современной семьи: большой процент неполных семей (34 %); наличие матерей-одиночек (6 %), полусирот (6 %), опекаемых детей (1 %), многодетных семей (4 %), средний образовательный родительский потенциал, семей с высшим образованием (26,4 %). Все итоги исследований доводились до сведения родительской общественности, вместе вырабатываются и утверждаются дальнейшие пути развития Гимназии. Проект «Семья» способствовал созданию организации внеурочной развивающей, творческой, исследовательской, комфортной  среды в образовательном учреждении.

На протяжении многих лет в учебном заведении  в системе работает Совет Гимназии, Гимназический родительский комитет, просветительский родительский всеобуч, Конференция родительского актива, Клуб отцов и клуб по месту жительства «Матушка», классные  родительские комитеты.

Организация сотрудничества образовательного учреждения с семьей осуществлялась поэтапно, соблюдалась технология проектной деятельности: определение проблемы, целеполагание, утверждение задач, выбор основной темы и направлений проекта; выдвижение первоначальных идей; выбор лучшей идеи; планирование конкретной проектной деятельности; диагностика, выдвижение ожидаемого результата, оценка и самооценка проекта, презентация проекта, реализация этапов и направлений проекта.

Первый этап (2002 - 2006) - поисково-теоретический - анализ научной литературы, обобщение опыта работы образовательного учреждения и отдельных классных руководителей, родительских комитетов в аспекте исследования, определение исходных идей и позиций, разработка методологического аппарата исследования (объект, предмет, цель, задачи), формулирование рабочей гипотезы, планирование эксперимента, разработка первой авторской модели в технологии совместной проектной деятельности «Семья».

Второй этап  (2006 - 2012) - экспериментальный - создание второй модели в технологии совместной проектной деятельности «Семья», проведение констатирующего и формирующего экспериментов по апробации моделей, анализ и оценка его результатов, разработка рекомендаций по его оптимальному применению в практике образовательного учреждения.

Третий этап (2012 - 2014) - обобщающий - проведение контрольного эксперимента, его оформление и внедрение результатов в общешкольную практику разных учебных заведений.

За последние годы в Гимназии  накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность Гимназии  происходит через организацию проектной деятельности, общественное самоуправление, познавательные, творческие, спортивные мероприятия, семейные конкурсы: «Семья года», «Самая спортивная семья», «Самая интеллектуальная семья», «Самая читающая семья», «Самая поющая семья», «Самая творческая семья».

Представим основные направления одного из реализуемых нами проектов - «Семья».

Организационно-методическое (2007 - 2008 учебный год):

  • обеспечение защиты прав и законных интересов различных типов семей;
  • продолжение просветительской работы с родителями через всеобуч.

Экспериментально-конструктивное (2008 - 2009 учебный год):

  • оказание адресной помощи семьям;
  • стабилизация количества «нормальных семей», уменьшение количества семей социального риска посредством профилактической работы.

Педагогическое (2009 - 2010 учебный год):

  • выявление семейных династий;
  • введение унифицированных процедур информирования общественности о состоянии, результатах, перспективах развития Гимназии (Совет Гимназии, родительский комитет, конференция родительского актива, Клуб отцов, клуб «Матушка», просветительский родительский всеобуч);
  • воспитание нравственных качеств у гимназистов через педагогический пример;
  • развитие учительского потенциала.

Попечительско-правовое (2010 - 2011 учебный год):

  • обеспечение защиты прав и законных интересов учащихся и различных типов семей;
  • оказание адресной помощи семьям.

Психолого - социальное (2011 - 2012 учебный год):

  • социальная, педагогическая, психологическая, правовая, информационная поддержка и сопровождение семей;
  • продолжение публичной просветительской работы с родителями.

Информационно-воспитательное (2012 - 2013 учебный год):

  • сделать активным достоянием общества лучший опыт воспитания в многодетных семьях;
  • продолжение публичной просветительской работы с родителями;
  • оказание адресной помощи семьям.

Итогово-методическое (2013 - 2014 учебный год):

  • обобщение, стимулирование и публикации передового опыта педагогов Гимназии по работе с семьёй;
  • распространение лучшего семейного опыта по воспитанию детей.

В нашей работе мы применяли следующие формы работы с малообеспеченными семьями:

  • сотрудничество с центром помощи семье, детской поликлиникой, в том числе совместные рейды, постановка учащихся на бесплатное питание за счет средств всеобуча;
  • оказание материальной помощи на уровне классных коллективов, обеспечение одеждой и обувью, при необходимости обращение в Детский Фонд с просьбой об оказании материальной помощи;
  • трудоустройство учащихся, в том числе и в летний период, оказание помощи в организации летнего отдыха;
  • меры профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей.

Особое внимание мы уделили таким формам работы с разными видами семей:

  • индивидуальная работа (ранняя профилактика);
  • совместное консультирование родителей и детей;
  • представления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • новые формы работы Совета профилактики (в форме малого педсовета);
  • посещение семей и составление актов;
  • акции «Милосердие; «Рука помощи», «Подросток», «Вырасти цветок»;
  • адресная помощь семьям;
  • совместные психологические тренинги психологов школы;
  • совместные родительские собрания «Отцы и дети»;
  • совместные мероприятия и дела родителей и детей (походы, вечера, трудовые дела и многое другое);
  • кинолекторий;
  • совместные проекты (создание и реализация) родителей и детей;
  • организация конкурсных работ на тему семьи;
  • анкетирование родителей, детей «Атмосфера в семье»;
  • обмен опытом воспитания детей;
  • показ спектаклей;
  • социально- психологическое сопровождение семей 1 классов, учащихся других классов;
  • обеспечение путёвками в школьный оздоровительный лагерь;
  • «Школа будущего первоклассника»;
  • проведение дней смотров знаний в классах;
  • дни семейных чтений «В среду вечером»;
  • Клуб отцов.

В работе с неблагополучными семьями нами применялись разные формы работы:

  • индивидуальные психологические консультации по вопросам семейного неблагополучия, работа медико-педагогического консилиума;
  • первичное обследование жилищно-бытовых условий асоциальных семей и семей, вновь поставленных на учет, составление актов обследования семей;
  • принятие мер административного характера к родителям, недобросовестно выполняющим или не выполняющим родительские обязанности по воспитанию детей, организация и проведение рейдов в семьи учащихся совместно с отделом по делам несовершеннолетних полиции №1 УМВД России по городу Кирову, поликлиниками;
  • работа школьного Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних, Административного Совета, Родительских комитетов класса и школы, Клуба отцов;
  • обращение в соответствующие инстанции по вопросу изъятия ребенка из семьи или постановка вопроса о лишении родительских прав;
  • стимулирование семейного устройства детей;
  • оформление опекунства родственниками;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, использование примирительных технологий.

Отработаны и выявлены  способы выявления ожидаемых результатов:

  • прогноз в сравнительных таблицах за последние 12 лет (с 1998 года);
  • отслеживание уровня удовлетворения школьной жизнью (по методике Е. А. Степанова);
  • анкетирование; выявления уровня воспитанности;
  • методика изучения особенностей воспитания в семье (автор Иванцова);
  • анкетирование учащихся «Выявление уровня морально-психологического климата в семье» (ученик - родитель), (по Лизинскому В.М.);

Таким образом, проделанная нами работа на протяжении двенадцати лет показывает, что организация совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей посредством  проектной деятельности  на сегодняшний день является самой эффективной технологией в воспитании и образовании детей и подростков. Достигнуто тесное взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского коллективов. Родители принимают активное участие в общественном управлении Гимназии. Система школьного управления стала открытой и понятной для родителей и общества через  унифицированную  процедуру информирования общественности о состоянии, результатах, перспективах развития Гимназии (Совет Гимназии, Гимназический родительский комитет, просветительский родительский всеобуч, Конференция родительского актива, Клуб отцов и клуб по месту жительства «Матушка», классные  родительские комитеты). Все нуждающиеся семьи получили адресную  индивидуальную поддержку, сопровождение и помощь (педагогическую, психологическую, материальную, социальную, правовую, информационную). Не только у учащихся, родителей и законных представителей учеников, но и у жителей  близлежащего микрорайона сформировано положительное отношение к Гимназии. Кроме того, прослеживается динамика поступления в высшие учебные заведения выпускниками 11 классов (94 %). Прослеживается снижение количества учащихся, состоящих на разных профилактических учётах, уровня социализации и воспитанности гимназистов, количества и качества мероприятий, которые проводятся совместными силами, развился образовательный и воспитательный потенциал педагогов и родителей  через публичную  просветительскую деятельность. Своевременно и в системе происходит обобщение, стимулирование  и публикации передового опыта педагогов Гимназии по работе с семьёй и распространение лучшего семейного опыта по воспитанию детей.

Итак, современное образовательное учреждение - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя сотрудничество педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Благодаря технологии проектной деятельности можно добиться сотрудничества и взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Рецензенты:

Александрова Н. С., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт»,  г. Киров.

Помелов В. Б., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет» г. Киров.


Библиографическая ссылка

Пупышева Л.Н. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ НА ОСНОВЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8198 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674