Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Галакова М.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Московский государственный педагогический университет "
Статья посвящена решению проблемы формирования позитивных коммуникативных установок с целью повышения качества профессионального взаимодействия. Коммуникативная установка выступает как профессиональная характеристика специалиста, определяющая его профессиональное восприятие, мышление и поведение и определяется как готовность к активности определенной направленности в процессе коммуникативного взаимодействия, соединяющая в систему элементы ситуации общения с прошлым опытом человека, инициирующая при этом определенный ход рассуждения и действий. Формирование коммуникативной установки обусловлено потребностью в эффективном общении и условиями удовлетворения данной потребности, поэтому в статье рассматриваются особенности формирования и проявления потребности в позитивных отношениях и те особенности организации и управления педагогическим процессом, которые могли бы способствовать формированию коммуникативных установок. Рассматриваются также уровни, компоненты, стратегии, технологии, характер организации деятельности в процессе формирования позитивной коммуникативной установки.
технологии формирования.
стратегии
коммуникативная установка; коммуникативное взаимодействие; профессиональная подготовка; условия
1. Ахмерова Д. Ф. Проблема формирования готовности студентов педагогического колледжа к педагогическому общению // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 299 (I). - С. 150-153
2. Бондаренко С. А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практ. конф. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. - Ч. 1. - 188 с.
3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
4. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2011. - 800 с.
5. Подымова Л. С., Подымов Н. А., Кондратьев И. А. Особенности отношения учителя к участникам инновационной деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2006. - № 2.- С. 60-71.
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
7. Слепцова И. Ф. Стратегия формирования профессиональной готовности как фактора гуманизации педагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 12. - С. 8-18.
8. Фишман Б. Е. Гуманитарные технологии педагогической поддержки становления педагога // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 11. - С. 4-8.
9. Фишман Б. Е. Педагогическая под­держка саморазвития педагогов в профес­сиональной деятельности: концептуальная модель. - Биробиджан: БГПИ, 2004. - 368 с.
10. Шумилова Е. А. К проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Образование и наука. - 2009. - № 3 (60). - С. 42-49.

Введение

Закономерным итогом модернизации системы высшего и среднего профессионального образования стало предъявление к выпускникам вузов новых требований относительно их уровня, характера и качества развития профессиональных компетентностей. Необходимость повысить качество подготовки будущих специалистов педагогических вузов в области профессиональной коммуникации как одной из составляющих профессиональных компетентностей мотивирует ученых исследовать процесс коммуникативного взаимодействия, рассматривать его с многочисленных сторон, выделять различные аспекты данного вопроса, изучать механизмы и разрабатывать модели эффективного коммуникативного взаимодействия.

Актуальной проблемой для профессиональной деятельности педагога, а именно - для его профессионального восприятия, мышления и поведения и, прежде всего, для понимания и изменения процессов коммуникативной деятельности, по нашему мнению, является изучение вопроса о формировании коммуникативной установки.

Коммуникативная установка выступает одним из социально-психологических аспектов процесса коммуникации, изучение которого позволит лучше понимать закономерности коммуникативного поведения человека и будет способствовать организованному управлению личностью собственным поведением в межличностном общении.

Коммуникативная установка педагога является профессиональной характеристикой, результатом сформировавшейся общей и коммуникативной культуры педагога. Внимание к установке в педагогике обусловлено отношением к ней как к составляющей профессиональной готовности (Т. А. Аржакаева, В. А. Кан-Калик, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, М. Т. Ногерова, З. А. Нолиу, Л. А. Поварницина, Т. С. Полякова, В. В. Рыжов, В. А. Сластенин, Л. Н. Стахеева, Э. Б. Стрелкова, Е. В. Цуканова, Н. Е. Щуркова) и связано с появлением таких терминов, как «педагогическая установка», «общая педагогическая установка».

Педагог, являясь организатором учебного процесса, должен, прежде всего, быть готовым нести ответственность за коммуникативное взаимодействие. Как отмечает В. А. Сластенин, профессиональная готовность учителя является, широким понятием, которое включает в себя различного рода установки на осознание педагогической задачи, модели вероятного поведения, оценку своих возможностей и т.д. [4].

Коммуникативная установка предполагает также некоторую готовность, активность определенной направленности в процессе коммуникативного взаимодействия, соединяя в систему элементы ситуации общения с прошлым опытом человека, инициируя при этом определенный ход рассуждения и действий.

Формирование коммуникативных установок обеспечит педагога способностью должным образом реагировать на ситуацию и участников общения, позволит закрепить умения и навыки эффективного общения.
Несмотря на интерес исследователей к изучению педагогических, социальных установок, проблема формирования коммуникативных установок остается малоизученной, а зачастую и вовсе неисследованной. В истории социальной психологии известен опыт исследования установок в общении Р. Вудвортсом, Ф. Грином, Р. Ла Пьером, К. Ховландом. В современных исследованиях, посвященных изучению различных профессиональных установок (М. Г. Бобкова (2003), Т. Г. Варфоломеева (2007), А. В. Резепин (2005) и др.), установок в процессе общения (А. С. Евдокимова (2010), С. Г. Крылова (2007) и др.), коммуникативных установок в тексте (И. Н. Чистяков (2010), Т. Д. Шуверова (2009)) и других различных аспектов социальной установки, исследователи используют понятие коммуникативной установки, но на сегодняшний день нами не были обнаружены исследования, рассматривающие проблему целенаправленного формирования коммуникативной установки как самостоятельную проблему. Отсутствие данных о необходимых условиях, механизмах и методиках эффективного изменения и формирования позитивных коммуникативных установок препятствует достижению высокого уровня профессионального общения.

Рассматривая процесс формирования позитивных коммуникативных установок у будущих учителей, а также, учитывая своеобразие механизмов формирования и изменения установки, определяемых потребностью в эффективном общении и условиями удовлетворения данной потребности, считаем необходимым рассмотреть особенности формирования и проявления потребности в позитивных отношениях и те особенности организации и управления педагогическим процессом, которые могли бы способствовать формированию коммуникативных установок.

При всей актуальности проблемы формирования позитивного отношения в педагогической деятельности Л. С. Подымова справедливо отмечает, что, несмотря на достаточную изученность проблем межличностного общения (К. А. Альбуханова-Славская, Б. П. Ананьев, А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев Н. А. Березовин, В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, Л. А. Петровская и др.), вопросы положительного отношения рассмотрены в большей степени между учителем и учащимся (Н. А. Березовин, В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев и др., В. Г. Маралов, В. А. Ситаров), во-первых, а во-вторых, интерес исследователей к проблемам позитивного отношения значительно ниже, нежели к проявлениям деструктивного поведения [5].

Способность реагировать определенным образом на различные изменения, по мнению Л. С. Подымовой, Н. А. Подымова, И. А. Кондратьева, «определяется возможностью учителя проникать и воспринимать иную точку зрения, иной "мир"». Авторы выделили критерии развития позитивного отношения к деятельности: потребность в развитии и самоактуализации, стремление к самопознанию, творческая активность, позиция субъекта деятельности, стремление к осмысленности отношений, ориентация на конструирование позитивных отношений с коллегами и доверие к ним [5].

Позиция авторов, по нашему мнению, актуальна и в сфере межличностного взаимодействия, поскольку потребность в саморазвитии, самопознании, проявлении творческой активности, принятии партнера по общению и его позиции, ориентация на конструктивное взаимодействие также является проявлением готовности к позитивному общению, т.е. позитивной коммуникативной установки. Актуализация потребности к позитивным отношениям позволит сформировать, например, такие позитивные коммуникативные установки как: установка на творчество в общении, установка на понимание и уважение партнера, установка на достижение позитивного результата и т.д.

Большое значение в процессе изменения и формирования установок ученые придают различным условиям: наличию мотивации (Ф. Зимбардо, Ляйпе, А. Уикер), ценностям (В. А. Ядов), наличию личного опыта (У. Мак-Гайр, Ф. Бартлетт, М. Рокич, С. Аш, Й. Лингарт и другие), социальной ситуации и социальному окружению (Р. Чалдини, Ч. Инско), активности человека (Ш. А. Надирашвили), а также было замечено влияние на установки через используемые методы исследования (М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова).

Изучение работ (Г. Олпорта, Г. Спенсера, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, Ш. А. Надирашвили, А. В. Петровского, А. С. Прангишвили, А. Е. Шихирева и многих других), посвященных различным аспектам проблемы социальных установок личности как особого социально-психологического феномена, позволило сделать вывод о том, что формирование позитивных коммуникативных установок происходит как в результате действия внутренних факторов (когнитивных процессов, эмоциональных состояний личности), так и под воздействием внешних социальных факторов (процессов социального познания, взаимодействия и взаимного влияния людей), при соблюдении ряда психолого-педагогических условий, принципов, опоре на знания о структуре, свойствах, функциях, закономерностях и механизмах формирования установок.

Исследователи, занимающиеся изучением методологических основ организации образования, в проблеме подготовки будущих специалистов выделяют три уровня: философский, общенаучный, частно-научный или педагогический (М. Е. Дуранов). Каждому уровню соответствуют принципы и функции, согласно которым осуществляется процесс подготовки будущих педагогов. Такой подход позволяет определить философскую основу организации и построения теоретической и практической подготовки, исследовать закономерности подготовки профессионала и выбрать стратегию, технологии, определить условия по организации конкретной деятельности, и, наконец, осуществлять непосредственное управление процессом профессиональной подготовки.
Е. А. Шумилова выделяет следующие особенности организации педагогического процесса, способствующие, на наш взгляд, формированию коммуникативных установок: 1) диалогизация взаимодействия - организация такого межличностного общения во время занятий, которое обеспечивает уважение чужого мнения, доверие участников друг к другу, позволяет выйти за рамки привычного статусного общения; 2) активность - создание таких условий работы на занятиях, которые способствуют формированию и развитию исследовательской позиции участников и включению каждого в интенсивное групповое взаимодействие; 3) соотнесение учебных ситуаций с реальной профессиональной деятельностью и личным опытом; 4) взаимодополнение и взаиморазвитие - обеспечение участникам возможности обогатить свой личный опыт знаниями и умениями других участников группы; 5) психологическое событие - использование специальных приемов, создающих эмоционально насыщенную среду обучения участников; 6) пролонгированность - обучение происходит без отрыва от профессиональной деятельности, что позволяет на практике применять приобретенные знания и умения [10].

В формировании готовности к педагогическому общению различные авторы выделяют: мотивационно-личностный и содержательный компоненты (Д. Ф. Ахмерова), потребностно-мотивационный, коммуникативно-технологический, операционально-действенный, интеллектуально-познавательный, эмоционально-волевой и оценочно-атрибутивный (И. Ф. Слепцова), каждый из которых характеризуется совокупностью необходимых профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, личностных качеств, мотивов, ценностей и установок. С. А. Бондаренко определяет профессиональную готовность как сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере [2].

Любые проблемы профессионального становления Б. Е. Фишман видит возможным рассматривать с позиций выбора педагогической стратегии, разработки педагогических технологий и их реализации в педагогическом взаимодействии. Согласно Б. Е. Фишману, становится допустимым рассматривать возможности педагогической подготовки в формировании позитивных коммуникативных установках, в том числе, относительно стратегии, технологии, деятельности [8].

Относительно стратегии педагогической поддержки в вопросе формирования коммуникативных установок мы будем понимать создание педагогом условий для осознания каждым студентом своей индивидуальной сущности и роли (активного творца) большинства жизненных обстоятельств; а также условий для формирования умений выбирать эффективные стратегии взаимодействия.

Так, среди условий готовности педагога к педагогическому общению (готовности выбирать эффективную коммуникативную стратегию) Д. Ф. Ахмерова отмечает профессиональную направленность, представленную профессиональными целями, интересами, потребностями, установками и ценностями, факторами формирования которой являются: потребность субъектов педагогического процесса в коммуникативной деятельности; установка на гуманистическое отношение субъектов педагогического процесса; недистанционный характер общения; принятие студентами значимости коммуникативного компонента в педагогической деятельности; субъект-субъектные отношения студентов и преподавателей (партнерство, сотрудничество); общность ценностных ориентаций субъектов педагогического процесса, выступающая в виде единства взглядов, отношений, позиций относительно значимых для них объектов, одобрения целей выполняемой ими деятельности [1].

По мнению Слепцовой И. Ф., выбор стратегии зависит, в том числе, и от уровня общей профессиональной готовности, что определяет необходимость активного использования форм, методов и средств обучения и ориентацию будущих педагогов на системное видение педагогического процесса при самостоятельном проектировании процесса взаимодействия. Значимым фактором является специальное обучение студентов технологии субъект-субъектного взаимодействия [7].

Технология педагогической поддержки в процессе формирования коммуникативных установок заключается в использовании педагогом разнообразных педагогических технологий, направленных на преодоление различных трудностей общения, предоставление возможности студенту в накоплении личного опыта эффективного взаимодействия, отработки умения позитивно мыслить, способствовать раскрытию потенциала студента; обеспечение направленности всех методических средств на формирование когнитивной, аффективной и поведенческой составляющих коммуникативной установки.

Профессиональному становлению, по мнению Б. Е. Фишмана, способствуют «культурные образцы деятельности», поэтому он предлагает организовать системную педагогическую поддержку за счет предъявления разнообразных культурных образцов деятельности через использование гуманитарных технологий: антропной, задачной, проблемной, игровой, проектной, диалогической. Данные технологии должны циклически сменять друг друга [9]. Деятельностная составляющая процесса формирования позитивных коммуникативных установок предполагает не только содействие со стороны педагога развитию умений эффективного общения студента, но, прежде всего, самостоятельность и активность студента по осознанию своих жизненных позиций; препятствий (трудностей, проблем) в коммуникации; определение своих интересов, целей саморазвития; готовность к поиску воз­можностей и путей преодоления жизненных препятствий.

Экспериментальные исследования ученых разных стран о социальных установках человека позволили обнаружить и учитывать ряд особенностей формирования коммуникативных установок, например, утверждения, сделанные человеком в отсутствие внешнего давления, становится личным убеждением (Тетлук, Тессер, Петерс) [3; 390]; чувство личной ответственности и возможность выбора действия укрепляет установку [4; 393, 450]; необходимость играть роль или соответствовать определенному образу формирует установки, соответствующие образу (Ф. Зимбардо) [3]; если установки являются следствием опыта, вероятность их влияния на поведение и устойчивости повышается (Р. Фазио, М.Занна, Р. Шаффера, Р. Миллера). Эти и многие другие эксперименты в работе над коммуникативными установками оправдывают использование методов психодрамы, элементов ролевого тренинга с последующим анализом полученного опыта, метода написания отзывов, эссе, самоанализов.

Таким образом, для формирования позитивных коммуникативных установок необходима теоретическая и практическая подготовка, которые обеспечат педагога способностью должным образом реагировать на ситуацию и участников общения, позволит закрепить умения и навыки эффективного общения. Выбор содержания, форм, техник работы по формированию коммуникативных установок определяется характером мотивации, ценностей личности, особенностями и эффектами проявления закономерностей формирования установок.
Анализ процесса общения как сложного социально-психологического феномена, а также изучение педагогического аспекта общения как компонента образовательного процесса позволили вычленить некоторые условия формирования коммуникативных установок, к ним относятся:

1) наличие потребности к позитивно направленному общению, наличие готовности к самосовершенствованию и саморазвитию;

2) сформированность понятийного аппарата, необходимого для эффективного коммуникативного взаимодействия; 3)использование активных форм и методов обучения (ролевые игры, педагогические ситуации, работа с текстами и т.п.); 4) развитие эмпатии, умения рефлексировать;

5) возможности приобретения и анализа личного опыта коммуникативного взаимодействия;

6) создание эмоционально положительного настроя на восприятие своего ученика;

7) ориентация на осуществление гуманистических принципов психологии и педагогики, актуализация установок на позитивное мышление;

8) учет особенностей формирования установки; формирование потребности во взаимной эмпатии с учащимися.

Таким образом, работа по изменению и формированию коммуникативных установок возможна также при учете структуры коммуникативной установки, механизмов и условий формирования установок и должна включать следующие уровни работы:
- мотивационный уровень, на котором осуществляется формирование у педагога осознанной потребности и стремления к эффективной позитивно направленной коммуникации, работа с ценностными ориентациями будущего педагога, первичная диагностика, осуществление поэтапного контроля динамики изменений;
- информационный уровень, на котором осуществляется формирование базовых знаний и навыков коммуникативного взаимодействия на базе профессионального учреждения;
- практически-действенный уровень, на котором осуществляется проведение различных практических занятий с применением коммуникативных методов и техник работы, организация занятий осуществляется на основе психолого-педагогических принципов, с учетом закономерностей и условий формирования коммуникативных установок и создавая условия.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что формирование коммуникативных установок в период профессиональной подготовки может быть эффективным за счет формирования потребности к позитивному взаимодействию и саморазвитию, целенаправленной подготовки студентов в ходе изучения различных дисциплин гуманитарного цикла или введения спецкурса по мастерству педагогического общения или тренинга; за счет использования активных методов и технологий обучения, специальных теоретических и практических, устных и письменных заданий, способствующих формированию или актуализации и фиксации позитивных коммуникативных установок.

Рецензенты:

Леванова. Е. А., доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО Московского педагогического государственного университета, г. Москва.

Серякова С. Б., доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО Московского педагогического государственного университета, г. Москва. .


Библиографическая ссылка

Галакова М.В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8158 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674