Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ

Салахова Р.И. 1
1 ФГОУВПО «Казанский (Поволжский) государственный университет»
В данной статье рассматривается образовательный потенциал формирования у молодежи ценностного отношения к Родине, представляющего собой целенаправленный процесс развития личности посред-ством усвоения ею общечеловеческих культурных ценностей общества. В качестве приоритетной задачи при формировании ценностного отношения к Родине рассматриваются аксиологические категории и компоненты педагогического процесса. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи позволяет определить педагогические условия формирования граждански активной личности, которой предстоит решать многие социально важные проблемы. Прочный ценностно-ориентационный потенци-ал молодежи в контексте ценностного отношения к Родине определяет процветание нашей страны. С нравственной позицией сегодняшней молодежи, выражающей искреннюю любовь к своей Родине, связа-на, в конечном счете, историческая преемственность поколений, а отсюда и будущее государства в целом.
цен-ностное отношение к Родине.
ценностные ориентации
молодежь
педагогический потенциал
1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / П. Я. Гальперин. - 5-е изд. - М.: Книжный дом Университет, 2010. - 397 с.
2. Емельянова И. Е. Динамика жизненно-образовательных ценностей студентов педагогического вуза в условиях социально-экономического изменения [Текст] / И. Е. Емельянова // Современные проблемы воспитания и образования: психолого-педагогический сб. научных трудов. - М.: РИЦ, 2006. - Вып.5. - С.10-18.
3. Коломиец Г. Г. Ценностные ориентации студентов музыкальных учебных заведений/ Г. Г. Коломиец [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t30_394.htm
4. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. - 1996. - № 5. - С.3-23.
5. Наливайченко И. В. Специфика патриотизма в условиях глобализации культуры / И. В. Наливайченко // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 2; [электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.science-education.ru/96-4632.
6. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века \ Н. Д. Никандров. - М.: МИРОС, 1997. - 144 с.
7. Ушинский К. Д. Избранные труды Кн. 3. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - Н. Новгород, 2005. - 557с.
8. Савкина Г. П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей: Автореф. дис... канд. пед. наук / Г. П. Савкина. - М., 1993. - 17 с.

Введение

Современная социально-политическая действительность в России характеризуется изменением различных сфер общественной жизни, в каждой из которой и на любом ее уровне всегда будет актуальной проблема формирования системы ценностей. Это объясняется тем, что отмечается  падение уровня нравственности молодежи, изменение ее ценностных ориентаций под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности [2, 4, 6]. Именно это делает проблему формирования ценностного отношения к Родине подрастающего поколения не просто актуальной задачей, но и социально-значимой потребностью российского общества. Формирование гражданского сознания и патриотических чувств является сложной задачей, потому что это, с одной стороны, отношение к той земле, месту, где  человек рос, переживал события, общался с людьми,  с которыми его что-либо связывало, а с другой, уважение к другим землям, где живут другие люди. Воспитание патриотических чувств  не всегда  поддается четкому алгоритму.

Молодежь представляет собой активный творческий потенциал всевозможных изменений общества, а, значит, определенный коллективный субъект, играющий важную роль в общей системе социального воспроизводства и способного решать многие социально важные проблемы. Таким образом, говоря о способности молодых людей к созиданию и на этой основе усвоении ими общечеловеческих культурных ценностей общества, которые воздействуют на их жизненные цели и определяют их деятельность, личность молодого человека следует рассматривать во взаимодействии его индивидуальных особенностей и условий социальной среды. В связи с этим воспитание молодежи должно быть направлено на обеспечение соответствующих условий для качественной социализации молодых людей для того, чтобы они, преодолевая внешние препятствия (влияния окружающей среды) и внутренние (собственные желания) во имя поставленной цели, своих ценностей,  стали нравственно полноценными членами общества.

Говоря о воспитании современной молодежи, многие отечественные исследователи (Л. И. Божович, Б. С. Братусь, П. Я. Гальперин, Е. И. Исаев, В. С. Мухина, Б. Д. Парыгин, В. И. Слободчиков и др.) связывают формирование личности с усвоением ею социального опыта и общественного сознания при сохранении своей неповторимой индивидуальности. А это значит, что ценностное отношение к Родине должно стать приоритетом воспитания молодежи; при этом развитие данной нравственной ценности должно согласовываться с внутренней логикой развития индивида. Так, например, П. Я. Гальперин считает, что быть личностью - это значит быть сознательным, общественно-ответственным субъектом [1]. При этом ценностное отношение к Родине будет представлять собой определенный уровень действия личности, которая учитывает не только индивидуальный, но и общественный опыт, в рамках которого она, имея свой план действия и ставя конкретные цели, представляет собой нравственный уровень действия личности. На основе принятия общественных средств, образов, способов действия эти механизмы в условиях вуза регулируются, благодаря чему осуществляется организация деятельности, связанной, например, с ценностным отношением к Родине.

В этой связи важно отметить, что юношеский возраст представляет собой тот особый период в жизни индивида, который является, по сути, точкой отсчета (или начальным звеном) в становлении зрелости. Поэтому этот возраст считается самым важным и решающим в нравственном становлении человека и развитии его как личности, как полноценного члена общества. Обращаясь к мыслям К. Д. Ушинского, можно сказать, что именно в это время «довершается период образования отдельных верениц представлений; и если не все они, то значительная часть их группируется в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или иному направлению в образе мыслей человека и его характера» [8].

Отсюда, к наиболее устойчивым образованиям в сознании человека и относятся его ценностные ориентации, которые складываются, по мнению ученых, в возрастной период до 25 лет, не претерпевая обычно серьезных изменений, за исключением тех или иных кризисных ситуаций в его жизни. В этом случае может произойти взаимозаменяемость ценностей, т.е. одни ценности получают более высокий ранг, другие становятся менее значимыми [4]. Вот почему так важно, чтобы ценностное отношение к Родине у молодых людей, восприятие и усвоение ими данного ценностного представления осуществлялось осознанно и критически, поскольку в дальнейшем осмысление и переработка социального опыта в этом направлении позволит им более тщательно отбирать, пересматривать и оценивать те или иные ценности.

Как показывают исследования, формирование у молодежи ценностного отношения к Родине может происходить при определяющем влиянии ценностей социокультурной среды, в процессе учебной или иной деятельности под влиянием разнообразных условий и обстоятельств [2, 3, 7]. Например, ценностное отношение к Родине развивающейся личности может складываться с учетом таких компонентов этого процесса, как:

  • влияние факторов, характеризующих окружающий юношей и девушек социум и являющихся общими условиями их жизнедеятельности (культивирование наиболее важных ценностных представлений, морально-психологический дух, общая культура и т.д.);
  • влияние непосредственного окружения молодых людей, в котором преломляются общие условия, образующие тот комплекс духовных и личностных факторов, которые оказывают влияние на культурную идентификацию каждого человека и принятие им тех или иных ценностей.

Исходя из этого, можно сказать, что в качестве приоритетной задачи при формировании ценностного отношения к Родине можно рассматривать освоение аксиологических категорий, которое характеризуется актуализацией и потреблением ценностей. Сам механизм действия и развития выше названной ценностной ориентации часто бывает связан с разрешением противоречий в мотивационной, потребностной и других сферах личности. В связи с этим, процесс интериоризации (процесс переноса внешних действий во внутренний план) ценностного отношения к Родине можно представить в виде определенного структурного образования. Так, составляющими этого структурного образования исследователь Г. П. Савкина считает следующие:

  • включение ценностных объектов в образовательный процесс;
  • предъявление молодым людям определенных ценностей;
  • вызов у них эмоционально-положительной реакции;
  • фиксация этой реакции;
  • обеспечение субъект-объектной связи;
  • генерализация отношения;
  • осознание ценности;
  • коррекция ценностного отношения на основе имеющихся представлений об идеальном уровне ценности [7].

Таким образом, чтобы ценностное отношение к Родине стало явной побуждающей силой, оно должно быть внутренне принято юношами и девушками. Принятие этой осознанной ценностной ориентации реализуется в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности. Но это обычно происходит в процессе соотнесения ценностной ориентации с иерархией субъективно значимых личностных ценностей, в связи с чем педагогу важно исподволь организовать процесс включения ценностного отношения к Родине в структуру значимых отношений молодого человека. Только в этом случае ценностная ориентация может приобрести смысловую функцию и выступить в качестве основания для организации деятельности, в нашем случае выражения любви и уважения к своей Родине. Отсюда, насыщение данной ценностной ориентации гуманистическим потенциалом и, как результат, удовлетворение личностных интересов молодых людей.

Особого внимания требует качественное закрепление рассматриваемой нами ценностной ориентации. Для того чтобы ценностное отношение к Родине стало свойством личности, оно должно быть многократно им осмыслено, а затем постоянно реализовывалось в непосредственной деятельности и поведении. Как показывает практика, возвращение (в любой вариации) к определенной ценностной ориентации в различных жизненных ситуациях способствует стимулированию ее способности актуализироваться затем в сложившихся социокультурных ситуациях. Отсюда, осознание молодым человеком  важности ценностного отношения к Родине включает в себя не просто постижение сути этой ценностной ориентации, но на основе этого формируется осознанное побуждение, стимул и вызывающие в этой связи необходимые проявления личности. Тем самым мы наблюдаем выбор молодыми людьми приоритетов своей деятельности.

Для этого следует учитывать наиболее общие социально-психологические особенности, присущие молодежи. Так, юношам и девушкам, как известно, свойственны романтические порывы, стремление к возвышенному. Благоприятные возможности для этого может предоставить, например, использование искусства, посредством чего можно формировать такие высокие нравственные качества, как: мужество и стойкость, непримиримость ко лжи и лицемерию, неприятие равнодушия и ханжества. Искусство в этом случае в значительной мере способствует развитию и дальнейшему укреплению идеалов и идеальных устремлений молодых людей, у которых восприимчивость к романтике и правде являются зачастую теми основными чертами, что и отличает их от взрослых.

Более того, рассматривая ценностное отношение к Родине в качестве приоритета воспитания молодежи, необходимо учитывать возможности ускоренного развития самосознания в юношеском возрасте, способствующего целенаправленному регулированию молодым человеком своего отношения к Отечеству и собственной деятельности на его благо. Воспитатели обязательно должны принимать во внимание усиливающееся стремление молодых людей лучше разобраться в себе, найти себя, более четко осознавать свое «Я» через призму активной созидательной деятельности. Любой человек желает и может стать самостоятельным, для чего, выбирая будущую профессию, друзей, занятия для организации своего досуга, он в то же время стремится осуществлять и определенную общественную деятельность. В этой связи ценностное отношение молодого человека к Родине может стать связующим звеном между его практическим и познавательным отношением к своей стране и миру, поскольку содержание действенного аспекта жизнедеятельности молодого человека будет, так или иначе, определяться направленностью на осмысление и признание тех духовных ценностей, что составляет его культуру как человека. В этом смысле в центре ценностного отношения к Родине мы можем назвать понимание молодыми людьми своего высшего предназначения - служение Родине, ее людям и неуклонному развитию общества.

Таким образом, ценностное отношение к Родине как компонент воспитания молодежи помогает им в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций. Важно, чтобы молодое поколение принимало в качестве аксиологических приоритетов не просто ценность страны, в которой он живет, но и ценность человека, уважение его достоинства и прав. Исходя из этого, в своей деятельности и поведении молодые люди могли бы опираться на нравственные ценности и соответствующие им побуждения и мотивы, связанные с соучастием, помощью окружающим, а также в эмоционально-ценностном отношении к явлениям действительности.

В этой связи отметим, что от того, каких ценностей придерживается современная молодежь, от глубины и устойчивости ее ценностно-ориентационного потенциала по отношению к своей Родине во многом зависит конечный результат и предпринимаемых сегодня в стране преобразований. Именно нравственная позиция молодых людей, актуализирующая в себе творческий потенциал своего народа, в значительной мере определяет историческую преемственность поколений и будущее страны в целом.

В условиях глобализации формирование высшей формы ценностного отношения к Родине - патриотизма сопряжено со значительными трудностями  [5]. Процесс формирования такой нравственной ценности, как любовь к Родине, предполагает определенную временную протяженность, а значит, не допускает никакого навязывания. В связи с этим данный процесс всегда будет иметь в своем содержании определенные этапы. Вначале молодой человек должен осознать эту конкретную ценностную ориентацию. Затем он принимает ее как важную и необходимую для себя данность. Далее предполагается реализация этой ценностной ориентации в поведении и деятельности. И наконец, следует закрепление данного сформированного личностного качества в виде направленности личности.

В заключение отметим, что, наследуя важнейшие социальные функции существующего общества, молодежь является в то же время и активным творческим субъектом его изменения. Поэтому ей предстоит решать многие социально важные проблемы. И от того, каких норм и ценностей придерживаются современные юноши и девушки, и насколько прочен их ценностно-ориентационный потенциал в контексте ценностного отношения к Родине, во многом зависит процветание нашей страны. С нравственной позицией сегодняшней молодежи, выражающей искреннюю любовь к своей Родине, связана, в конечном счете, историческая преемственность поколений, а отсюда и будущее государства в целом.

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор Валеева Роза Алексеевна, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанскй (Приволжский) федеральный университет» МО и Н РФ, г. Казань.

Доктор исторических наук,  профессор Абдулхакова Айслу Радифовна, декан факультета информационного сервиса и медиатехнологий Казанского государственного университета культуры и искусств Министерства культуры РФ, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Салахова Р.И. АКТУАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8157 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674