Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Эмих Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет"
Одной из приоритетных проблем в области высшего российского образования ХХI в. является проблема выработки новой образовательной модели, адекватной современным условиям общественного развития. В центре внимания автора – перспективы развития системы высшего российского образования, утверждающие трансформацию новой образовательной парадигмы. Автор данной статьи сосредотачивает особое внимание на рассмотрении специфики применения парадигмы в современном высшем российском образовании, направленной на формирование культурных ценностей, которые необходимы человеку в его полноценном развитии, становлении целостной личности. Установлено, что новая парадигма стремится выявить механизмы постановки и решения проблем, характерных для системы высшего образования. Образование как подсистема культуры характеризуется с позиции развивающего и воспитывающего фактора в становлении личности, выступает в качестве широкой сферы гуманитарного значения.
информационное общество
специфика применения парадигмы
культура личности
современное высшее российское образование
парадигма
1. Алиева Н. З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания (Образование в эпоху кризиса и перемен): монография. – М.: Изд-во Академия Естествознания, 2008. – 512 с.
2. Герасимов Г. И. Парадигмальные основания типизации образования // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 1.
3. Дуреев С. П. Образование, управление и развитие общества в контексте традиций и новаций // Философия образования. – 2009. – № 3 (28). – С. 48–54.
4. Клюев Ю. В. Философский анализ культурообразующих дефиниций в образовании // Философия образования. – 2009. – № 1 (26). – С. 100–105.
5. Кравцов А. О. Воспитание творческих установок как составляющая становления проектной культуры субъектов образовательного процесса // Инновации и образование: сборник материалов конф. – Вып. 29. – СПб.: Санкт-Петербургское филос. общество, 2003. –С. 324–330.
6. Наливайко А. В., Панарин В. И. О современной специфике развития отечественного образования // Философия образования. – 2009. – № 2 (27). – С. 18–24.
7. Розин В. М. Предмет и статус философии образования // Философия образования: сб. науч. статей; Отв. ред. А. Н. Кочергин. – М.: Фонд Новое тысячелетие, 1996. – С. 7–12.
8. Руденко В. Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования // Педагогика. – 2004. – № 1. – С. 42–48.
9. Тюплина И. А. Ценности образования в дискурсе новой парадигмы // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 3.
10. Урсул А. Д., Романович А. Л. Культура, образование, безопасность в новой парадигме развития // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С. 438.
Перед каждым государством на определенном этапе социально-экономического развития встают вопросы о выборе тех или иных приоритетов. В ХХI в., пожалуй, одним из самых главных приоритетов общественного развития любого государства, в т.ч. и России, должна выступать система образования. Причем это ориентация не столько на профессиональную или информационную части образовательной системы, сколько на ее социокультурный потенциал. Однако в России за последние десятилетия в иерархии приоритетов образование и культура занимают далеко не первые позиции. Как правило, «шок» перед очевидными кризисными процессами, происходящими в культуре российского общества, сменяется растерянностью перед кардинальными изменениями в образовательной системе. Как факт сегодня становится очевидным снижение интеллектуального потенциала российского общества, происходит деградация моральных качеств населения, без наличия которых не может полноценно существовать ни одна страна.

Современные российские философы А. В. Наливайко и В. И. Панарин говорят о том, что, начиная с 90-х гг. ХХ в., проблемам молодежи почти не уделялось внимания со стороны государства и общества: был упразднен Госкомитет по делам молодежи, призванный разрабатывать и координировать осуществление молодежной политики в масштабе всей страны; сократилось финансирование поддерживающих молодежь социальных программ [6, с. 21]. Неэффективность воспитательной деятельности образовательных учреждений связана, с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности, что обусловлено неопределенностью ценностных ориентаций всего общества [6, с. 21].

Становится очевидным, что в период глубоких структурных изменений обществу требуется незамедлительная выработка новой образовательной модели, адекватной условиям развития информационного общества. Сложившаяся традиционная парадигма российского высшего образования уже практически не в состоянии полноценно осуществлять свою деятельность, она себя практически исчерпала. В начале третьего тысячелетия ученые-философы, культурологи, социологи, педагоги настойчиво пытаются обнаружить и сформулировать такие основания, благодаря которым возникнет реальная возможность построения и применения новой образовательной парадигмы.

Задачи всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права и т.д. Важна цель образования, которая включает определенные культурные ценности, необходимые человеку в его социальном развитии [6, с. 18]. В российском высшем образовании должны произойти серьезные изменения, первостепенное значение которых обусловлено трансформацией новой парадигмы как модели, соответствующей тенденциям развития информационного общества.

По словам российского ученого Г. И. Герасимова, сегодня столь важно удерживать культурные рамки парадигмального подхода, который и обеспечивает необходимое единство и целостность любого образовательного проекта во всех его компонентах и на всех уровнях. Отсюда внимание к парадигмальным основаниям типизации образовательной реальности в ее теоретическом и эмпирическом измерениях [2].

В ХХI в. изменяются представления о мире и месте человека в нем, изменяется социокультурная ситуация, которая является следствием необходимости применения новой парадигмы в образовании, поскольку становящаяся парадигма имеет смысл только в том случае, если в нашем знании или в самой действительности произошли принципиальные изменения [9]. Современное высшее российское образование находится в ситуации перехода к парадигме, которая призвана формировать новую культурно-образовательную реальность в высшей школе. Вышесказанное убеждает в необходимости применения в современном высшем российском образовании парадигмы, ориентированной на культуру, способствующей качественному изменению общества на ценностном уровне.

Остановимся на том, что применение парадигмы обнаруживает необходимость обеспечения некоторой относительной самостоятельности сферы образования как особой подсистемы культуры, имеющей потребность в формировании своих собственных внутренних механизмов саморегуляции процессов функционирования и развития этой сферы.

Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является порождающей моделью, идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса [9]. Основными содержательными вопросами при определении специфических черт той или иной образовательной парадигмы являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время. Это были и есть наиболее общие проблемы образования - его цель, содержание, принципы, пути и методы достижения поставленной цели [9].

Специфика применения парадигмы состоит в том, что она стремится выявить механизмы постановки и решения проблем, характерных для системы образования. Сущность парадигмы образования можно определить как сочетание рационального и ценностного аспектов в едином образовательном процессе, что обусловливает изменение взгляда на роль человека в процессе образования, ориентацию образования на самореализацию человека в его личностной и социальной ипостасях [4, с. 102]. По словам философа С. П. Дуреева, главным в содержании современных образовательных реформ должна стать система воспитания личности и система образования как постоянно действующая матрица, на которой воспроизводится каждое новое поколение [3, с. 51]. В качестве такой матрицы, на наш взгляд, и должна выступать парадигма, отвечающая запросам современного российского образования.

Ученый В. М. Розин определяет парадигму образования как ответ на кризис образования, кризис научных форм его осмысления и интеллектуального обеспечения, исчерпанность традиционной образовательной парадигмы [7, с. 12]. Современное высшее российское образование, отвечая на вызов времени, выдвигает новую образовательную парадигму: концепцию личностно-ориентированного и культуроориентированного образования. Приоритетной задачей данной парадигмы должно выступать применение индивидуального подхода к образованию, соответствующего нормам и требованиям информационного общества. И если традиционная парадигма образования выдвигала слоган - «образование на всю жизнь», то новая парадигма выдвигает другой слоган - «образование через всю жизнь»» [6].

Ученые А. Д. Урсул и А. Л. Романович в качестве новой парадигмы образования рассматривают модель, основными характеристиками которой является открытость по отношению к будущему, непрерывность, перспективность развития [10, с. 438]. По мнению ученых, ориентация на устойчивое развитие, положенная в основу парадигмального подхода, дает возможность простроить образование, способное кардинально изменить сознание людей на протяжении нескольких поколений, сформировать новые общецивилизационные ценности, которые во многом опровергают сложившиеся стереотипы мышления людей [10, с. 438].

Специфика парадигмального подхода к образованию заключается в том, что он позволяет удержать целостность всего многоуровневого и полифункционального многообразия образовательного пространства, обеспечивая при этом адекватность теоретического анализа и образовательной практики, способствует определению оптимальных путей преодоления кризиса образования путем смены оснований развития образовательной сферы общества [2].

В условиях применения новой парадигмы в образовании, на наш взгляд, возникает феномен парадигмального образовательного пространства, который становится неотъемлемым атрибутом бытия современного человека. И это пространство должно охватывать все сферы жизни общества, а главное - сферы культуры [1]. Новые формы единой постмодернистской стратегии развития общества, новые формы пересечения различных сфер культуры, новые способы обмена между наукой и образованием дают новое взаимодействие и резонанс, приводящий к новым разработкам в теории образования [1]. Данные условия подкреплены еще и тем, что устаревшие представления оказываются неугодными новым изменениям общества с его институциями, в т.ч. и образования. Осознание этих перемен требует конструирования и применения новой парадигмы развития образования, новых инновационных стратегий, ориентированных на взаимное пересечение областей исследования, на принципиальную междисциплинарность исследований [1].

Специфика применения парадигмы в высшем российском образовании, в первую очередь, должна состоять установлении более тесной непрерываемой связи образования и культуры.

Так, ученый А. О. Кравцов наметил основные концептуальные положения, которые своим источником имеют специфику нового парадигмального перехода в образовании [5, с. 325], а именно:

- в рамках новой парадигмы формируются условия, содействующие рефлексивному освоению субъектами мира культуры и их собственному становлению в образовательном процессе;

- отказ от знаниецентризма в образовательной деятельности, опора на идеи культуро-, природо- и социоориентированности образовательной системы;

- рассмотрение образования как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности;

- ориентация на культуру, которая является сущностным компонентом жизнедеятельности человека, присутствует во всех сферах его деятельности [5, с. 325].

Представленные положения определяют специфику применения новой парадигмы к современному высшему российскому образованию, в соответствии с которыми содержание высшего образования должно, по мнению ученого В. Н. Руденко [8, с. 47]:

- формироваться с учетом исторических закономерностей и особенностей развития цивилизации и культуры, которые детерминируют не только определенный тип человека культурного, но и пути его достижения, воплощаясь, в определенные образовательные проекты и технологии;

- отражать закономерные (причинно-следственные) связи, в соответствии с которыми не только уровень развития культуры и цивилизации определяет уровень развития образования, но и образование становится источником развития культуры и цивилизации, генератором новых культурных и цивилизационных форм, что, в свою очередь, требует от человека высокой степени профессиональной и личностной образованности;

- представлять целостное единство духовных, социальных и технологических компонентов содержания образования, с тем, чтобы и значения, и ценности, и смыслы составляли обновленное ядро модернизированного содержания высшего образования;

- рассматривать процессуальную сторону образования как культурное событие, через которое осуществляется реализация важных социокультурных функций: способов вхождения человека в мир культуры; социализации человека; трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности для достижения творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющемся обществе [8, с. 47].

Таким образом, надо сказать, что новая парадигма образования при грамотном ее развитии и применении должна приобрести статус фундаментальной основы дальнейшего качественного развития российской образовательной системы в условиях информационного общества.

В начале ХХI в. определение специфики применения новой парадигмы в высшем российском образовании продолжается, поскольку по-прежнему актуальны такие проблемы, как: соотношение знания, образования и информации; интернационализация образования, социума и т.д. В условиях формирования демократических государств культура и образование должны быть наделены новым статусом: культура должна служить базисом образования, образование, в свою очередь, должно стать одним из приоритетных факторов модернизации общества. К тому же современное высшее образование, как и прежде должно строиться по принципу целостного философского мировоззрения, в котором человек рассматривается с позиции гармонии духовного и материального, чувственного и рационального, с позиции органического единства его с космосом, природой.

К тому же, именно в рамках применения новой парадигмы наиболее возможно развитие личностных качеств человека, реализации идей личностно-ориентированного образования. Сегодня в научной среде как никогда повышен интерес к исследованиям образовательной парадигмы, интерпретации современного образования как подсистемы культуры, уделяется внимание принципам культуроориентированности образовательной системы. Все это должно поспособствовать реальной возможности установления парадигмальной ориентации современного высшего образования.

Рецензенты:

Фомина М. Н., д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии, теории и истории культуры факультета социально-политических систем ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.

Бернюкевич Т. В., д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры философии, теории и истории культуры факультета социально-политических систем ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.


Библиографическая ссылка

Эмих Н.А. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8155 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674