Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Алещанова И.В., Фролова Н.А.
Предметом изучения в данной работе является тестирование как вид контроля учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку. Данная статья рассматривает такие теоретические и методические вопросы контроля учебной деятельности студентов в вузе как место и сущность тестирования в общей системе контроля; определение видов тестирования в практике преподавания иностранного языка; основные требования к тестированию.

Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс требует от отечественного высшего образования комплексного решения проблем совершенствования качества обучения, обновления педагогических методик и технологий, а также способов контроля эффективности обучения. К числу наиболее признанных способов контроля результатов обучения в мировой практике относится тестирование. Актуальность проблемы обусловила выбор объекта исследования, в качестве которого выступает процесс контроля учебной деятельности студентов в вузе. Предметом изучения является тестирование как вид контроля учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку. Процесс исследования тестирования с позиций оптимизации контроля качества учебного процесса в вузе обусловливает важность решения таких вопросов как установление места и сущности тестирование в общей системе контроля, определение видов тестирования в практике преподавания иностранного языка, раскрытие основных требований к тестированию.

В теории управления контроль рассматривают как важнейшее, относительно самостоятельное и замыкающее звено в управленческом цикле. Его основное назначение состоит в обеспечении обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов функционирования системы ее конечным целям. Функция обратной связи чрезвычайно важна, так как она позволяет целенаправленно управлять учебным процессом. На основе информации, полученной во время контроля, можно предупредить становление ошибочных навыков, сделать обобщающие выводы о методе обучения, определить уровень подготовки студентов, оценить их работу, изменить приёмы и траекторию обучения. 

Виды и формы контроля, применяемые в практике преподавания иностранного языка в вузе, весьма разнообразны. В последнее время отмечается тенденция актуализации доминирующей позиции письменного контроля в системе проверки. Это обусловлено рядом факторов, в число которых включаются: возможность практически полного охвата всех обучаемых процессом тестирования и доступность его результатов для обработки, большая точность квалификации ошибок в письменных работах, развивающее воздействие этого вида оценки знаний на логическое мышление и ориентированность обучаемых на большую точность в ответах. При этом особую значимость приобретает рейтинговая система оценки результатов тестирования, позволяющая сделать процесс контроля объективным, технологичным и эффективным.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд существенных недостатков тестов. Например, жесткие временные ограничения, применяемые при выполнении тестовых заданий, исключают возможности определить структуру и уровень подготовленности тех испытуемых, которые в силу своих психофизиологических особенностей думают и делают все медленно, но при этом качественно. В силу этого анализ способов решения задач и мыслительных операций, которые использует обучаемый, в большинстве случаев затруднен или вообще невозможен. Кроме того, пассивность речевого аппарата в процессе письменного тестирования устраняет контроль произносительных навыков, а также логики рассуждения обучаемого. Другим недостатком, указывающим на ограниченность возможностей тестирования, являются ситуации случайного выбора ответов наугад или методом исключения. Однако это не отрицает полезности применения тестов для объективной проверки качества обучения в ходе диагностического и обобщающего тестирования. Определяющим условием при этом является использование большого количества продуманных вопросов с таким набором вариантов, которые бы поставили в затруднительное положение обучаемых, рассчитывающих угадать ответ.

Все вышеперечисленные факторы указывают на то, что тестирование не следует рассматривать как идеальный и единственный метод объективного контроля знаний и умений. В первую очередь это касается использования тестов для оценки знаний, умений и навыков, связанных с продуктивной деятельностью студента, поскольку подобное тестирование способно выполнить оценку лишь на уровне узнавания или воспроизведения изученных ранее объектов. Эффективность обучения может быть обеспечена только обязательным сочетанием разнообразных форм и методов контроля.

С другой стороны, тестирование имеет целый ряд преимуществ, обеспечивающих популярность этого инструмента. В частности, сравнение форм экзаменационного контроля в его традиционных моделях с нетрадиционной оценочно-контрольной формой в виде тестов, приводит к заключению о меньшем уровне психического воздействия при тестовом контроле. В рамках существующих ограничений диагностирование уровня и объема знаний обучаемых методом тестирования является наиболее основательным, надёжным и объективным [3].

В системе тестового контроля, представляющего собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, на основе учета стадиальности процесса обучения иностранному языку можно выделить такие формы контроля как пропедевтический, тематический, резюмирующий и резидуальный тестовый контроль.

Пропедевтический контроль позволяет организовать предварительное определение образовательного уровня и объема начальных знаний студентов в количественном и качественном отношениях по дисциплине «иностранный язык» и обеспечивается посредством специально разработанных тестов. Такие тесты должны включать задания, позволяющие выявить ориентацию студентов в лексико-грамматическом минимуме изучаемого языка, распределить обучаемых по уровню владения иностранным языком на учебные группы и подгруппы.

При тематическом контроле тесты используются как в режиме контроля освоения учебного модуля, так и в режиме обучения. В этом случае тестирование позволяет реализовать следующие функции: осуществление обратной связи, наблюдение за ходом дидактического процесса, определение рейтинга студента, измерение результатов учебного процесса. Применение тематического тестового контроля выступает как стимул регулярной учебной работы студента в течение всего периода обучения, а не только на финальном этапе.

Резюмирующий (итоговый) тестовый контроль выступает как элемент общей системы квалификации уровня усвоения знаний и умений студентов, позволяющий систематизировать и обобщить учебный материал. Организованный как личностно-ориентированный процесс на основе пропедевтического диагностирования и прогнозирования деятельности студентов, данный вид контроля предполагает свободу выбора в определении степени сложности тестов.

Резидуальный контроль (тестирование остаточных знаний обучающихся) позволяет выявить объем уровня знаний студентов в области иностранного языка, закрепившийся в долговременной памяти и поддающийся активизации под влиянием воздействия определенных стимулов по истечении определенного срока после завершения изучения учебной дисциплины.

Различия между тестами могут определяться также с точки зрения их профильной ориентированности или целей их применения. На этом основании мы выделяем резюмирующие, психологические и интеллектуальные тесты. Резюмирующие тесты отличаются от тестов второго и третьего типа. Это отличие состоит, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, базовым или элективным курсом иностранного языка. Кроме этого, резюмирующие тесты находят более широкое применение, позволяя диагностировать полученный опыт, определить эффективность программ, учебников и методов обучения, особенности работы отдельных педагогов, целых педагогических коллективов. Резюмирующие тесты могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в дисциплине, поскольку успешное выполнение заданий теста предполагает наличие на момент тестирования определенного уровня знаний, который не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения. Тесты могут проводиться в форме выбора правильного ответа на вопрос из четырех-пяти предложенных вариантов, восстановления пропущенных в задании данных, дополнения незаконченного предложения с целью проверки знания определенной языковой конструкции, исправления ошибок в предложенном тексте и т.д.

В рамках резюмирующих тестов разрабатываются и более широко ориентированные тесты. К их числу относятся как тесты на оценку отдельных навыков, так и тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом аспектов дисциплин, например, навыки работы с учебником, языковыми энциклопедиями и словарями.

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, наблюдать, строить выводы на основе анализа определенного круга языковых явлений с опорой на имеющийся социокультурный опыт. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к интеллектуальным тестам и высоко коррелируют с последними. Поскольку резюмирующие тесты предназначены для оценки эффективности обучения иностранному языку, то обязательным участником формулирования отдельных заданий является преподаватель.

Отдельные резюмирующие тесты можно объединять в тестовые блоки, что позволяет получать профили показателей успешности обучения разным аспектам дисциплины. Обычно тестовые блоки предназначаются для разных образовательно-возрастных уровней и в большинстве случаев дают достаточно достоверные результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от уровня к уровню.

По численности субъектов тестирования тесты могут быть индивидуальными и групповыми. Первый вид тестов проводится с одним испытуемым, наличие нескольких обучающихся превращает тестирование в форму групповой работы. Каждый вид тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сот человек), упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность компьютерной обработки данных.

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться тесного контакта с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за психологическим и эмоциональным состоянием испытуемых. Иногда для того, чтобы понять причины отдельных низких результатов теста, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества отдельно взятого практического задания или целого учебного модуля [1]. Например, по результатам тестирования в нескольких группах по заданному разделу курса иностранного языка можно определить эффективность усвоения материала, учитывая, однако, при этом неравнозначность уровня языковой подготовки тестируемого контингента учащихся.

В настоящее время все чаще практикуемая компьютеризация образовательного процесса допускает использование следующих вариантов тестовых контрольных мероприятий: 1) «автоматический», когда обучаемый выполняет задание в непосредственном диалоге с компьютером, результаты сразу переносятся в блок обработки; 2) «полуавтоматический», когда задания выполняются письменно, а ответы со специальных бланков вводятся в компьютер; 3) «автоматизированный», когда задания выполняются письменно, решения проверяются преподавателем, а в компьютер вводятся результаты проверки [6].

Особенностью первых двух вариантов является отстраненность преподавателя от проверки результатов испытаний. В этом случае при их кажущейся повышенной объективности не исключается утрата значительной части информации, которую можно было бы получить при анализе результатов тестирования с использованием человеческого фактора.

В «автоматическом» режиме такой потери можно избежать. Но при использовании такого метода на сегодняшний день возможно появление некоторых специфических проблем. К числу подобных проблем можно отнести:

  1. отсутствие полноценной оснащенности учебного заведения компьютерным оборудованием;
  2. отсутствие навыков «пользователя компьютером» у обучаемых;
  3. сложность и дороговизна разработки программного обеспечения;
  4. затрудненность распознания ответов произвольной формы в открытых тестовых заданиях.

В «автоматизированном» варианте система тестирования включает в себя испытательный материал в качестве инструмента измерений, преподавателя - проверяющего в качестве независимого эксперта и компьютерную оболочку, выполняющую функции обработки результатов и учета ошибок измерения, выявления статистических закономерностей, сравнения результатов испытаний с прогнозируемыми, среднестатистическими, а также между собой.

Одним из наиболее актуальных направлений развития компьютерных технологий в образовании является разработка специализированных тестовых систем проверки знаний студентов. Их активное использование помогает поддерживать нужный образовательный уровень студентов, предоставляет преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе со студентами [7]. Положительной стороной данного опыта является то, что студенты находятся в одинаковых условиях, исключаются жалобы на необъективность экзаменатора.

Рассмотренная классификация типов тестов предполагает их апробирование, выборочное использование или активное применение в соответствие с профилем, возможностями и целями обучения иностранному языку в каждом отдельно взятом неязыковом вузе. Разработка инструментария для контроля качества обучения требует подробного изучения вопросов теории и методики создания педагогических тестов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алещанова И.В., Бурдоленко Л.М. Тестирование как метод педагогического контроля качества знаний студентов // Известия Волгоградского гос. технического ун-та. Сер. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. Вып. 2. - 2005. - № 4. - С. 64-66.
  2. Денисенко, С. И. Рейтинг как комплексное средство контроля учебной деятельности студентов / С. И. Денисенко // Инновации в образовании. - 2002. - № 1. - С. 86 - 95.
  3. Зайцев, В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения / В. Зайцев // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 85 - 98.
  4. Нохрина, Н. Н. Система тестового контроля // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 106 - 107.
  5. Сиверук, А. И. Тест в педагогических технологиях / А. И. Сиверук // Школьные технологии. - 2005. - № 2. - С. 163 - 169.
  6. Куклин В.Ж. О компьютерной технологии оценки качества знаний / В.Ж. Куклин, В.И. Мешалкин, В.Г. Наводнов, Б.А. Савельев // Высшее образование в России. - 1993. - №3. - С.146-153.
  7. Щапов А. Тестовый контроль в системе рейтинга/А. Щапов, Н. Тихомирова, С. Ершиков, Т. Лобова // Высшее образование в России. - 1995. - №3. - С. 100-102.

Библиографическая ссылка

Алещанова И.В., Фролова Н.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 6-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=815 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674