Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИМПЕРАТИВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Дюжкова О.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
Проведен анализ состояния модернизационной среды современной экономики России по отношению к ключевому подразделению и уровню народного хозяйства – предприятию. Предприятие выступает стартовой площадкой для коренных преобразований в институциональной и технологической сфере, в связи с чем рассмотрение основных аспектов усовершенствования организаций приобретает особую актуальность. В статье рассматриваются предпосылки и проблемы для успешной интеграции предприятия в системную модернизацию государства. Приводятся их основные показатели, результаты и барьеры, релевантные концепции единой стратегии модернизации государства. В дополнение к этому уточняется типологизация совокупности факторов, влияющих на исход процессов экономической модернизации в зависимости от пути её осуществления и характера производства. Важным представляется укрепление роли субъектности предприятия, которая может стать решающим звеном в русле модернизационного преобразования.
уровень субъектности.
конкурентоспособность
инновационная активность
Модернизация предприятия
1. Балабанова Е.С. Модернизация предприятий: факторы и направления // Социологические исследования. – 2002. – № 6. – С. 24-27.
2. Каллагов Э.Х. Модернизация промышленных предприятий в российской экономике : автореф. дис. … канд. эк. наук. – М., 2003. – 141 с.
3. Клейнер Г.Б. Модернизация и предприятие // Коренная модернизация экономики – основа движения вперед : тезисы докл. Всерос. эк. общ. (Москва, 2 нояб. 2010 г.). – М., 2010. – С. 7-8.
4. Малое и среднее предпринимательство в России: федеральная служба государственной статистики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_47/IssWWW.exe/Stg/01-46.htm (дата обращения: 29.08.12).
5. Медведев Д.А. Россия, вперед [Электронный ресурс] // Администрация Президента РФ : сайт. – URL: http://президент.рф/news/5413 (дата обращения: 20.08.2012).
6. Small and medium entrepreneurship in Russia: Federal service of state statistics of the Russian [electronic resource]. – Mode of access: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_47/IssWWW.exe/Stg/01-46.htm (date of treatment 29.08.12).

Тема модернизация являлась актуальной во все периоды развития российской экономики, начиная с момента появления самого понятия в 60-е годы ХХ столетия и заканчивая статьей Д. Медведева «Россия, вперед!», в которой звучал призыв к переходу к новой, «умной» экономике [5]. Однако особую роль в структуре системного усовершенствования экономики России играет микроэкономическая модернизация, ядром которой является модернизация российских предприятий [3]. Предприятие в России было и остается основной ячейкой, своеобразной структурной единицей в масштабной системе народного хозяйства. Это связано с тем, что, во-первых, на уровне предприятия взаимодействуют и реализуются все виды модернизации на основе разнообразной ресурсной базы. Во-вторых, деятельность и структура предприятия тесным образом переплетаются с функционированием предприятия, и все изменения, которые имеют место в обществе, параллельно воздействуют на предприятия.

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении основных аспектов процессов модернизации на уровне предприятия и дальнейшей разработке практических рекомендаций по их интеграции в систему экономических связей. Исследование производилось посредством метода анализа и синтеза, графического, описательного методов с опорой на труды отечественных авторов, посвященные изучению вопросов модернизации в контексте микроэкономики.

Прежде чем составить ясную картину о склонности предприятий к процессам обновления, протекающих в русле модернизационных преобразований, стоит обратиться к статистическим материалам исследования.

Все большее количество предприятий не закупают оборудование более двух месяцев подряд. С учетом сохраняющейся недостаточной уверенности руководства предприятий в будущем ожидать начала активизации их инвестиционной деятельности и реструктуризации производства не приходится (табл. 1).

Таблица 1 – Доля промышленных предприятий, не закупавших оборудование два и более месяцев подряд, % [4]

Годы

2007

2008

2009

2010

Значения

30

33

48

45

Технологические инновации осуществляют менее десяти процентов предприятий [4]. Это объясняется отсутствием адекватной поставленным задачам институциональной и технической базы, высококвалифицированных специалистов с техническим образованием, а также рядом причин, среди которых фигурируют: недостаток собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита и сложность его получения для реализации инновационных проектов, неопределенность экономической ситуации в стране, а также инновационные риски (табл. 2).

Таблица 2 – Основные показатели инновационной деятельности предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды [4]

Го-ды 

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство

и распределение электроэнергии,

газа и воды

 

Уд. вес предпри-ятий, осущест-вляющих технологи-ческие инновации, в общем числе обследо-ванных предпри-ятий, %

Уд. вес инноваци-онных товаров, работ, услуг в общем объеме отгружен-ных товаров, выполнен-ных работ, услуг, %

Уд. вес предпри-ятий, осущест-вляющих технологи-ческие инновации, в общем числе обследо-ванных предпри-ятий, %

Уд. вес инноваци-онных товаров, работ, услуг в общем объеме отгружен-ных товаров, выполнен-ных работ, услуг, %

Уд. вес предпри-ятий, осущест-вляющих технологи-ческие инновации, в общем числе обследо-ванных предпри-ятий, %

Уд. вес инноваци-онных товаров, работ, услуг в общем объеме отгружен-ных товаров, выполнен-ных работ, услуг, %

2003

1,3

0,2

1,6

1,5

0,8

1

2005

1,2

5

1,7

3,1

0,6

-

2007

3,5

3,2

4,5

6,4

1,6

3,6

2009

3,1

0,4

4,3

1,5

1,8

0,2

Из всех предприятий, действующих на территории Российской Федерации, практически 30% считаются убыточными [3]. Если в половине случаев причиной является пошатнувшееся в ходе мирового кризиса финансовое положение российских предприятий, то в оставшейся своей части сказывается неконкурентность производимой продукции в связи с высокими издержками по энергетике и заработной плате.

Помимо прочего, оказывает влияние убыточность производств, которая логически связана со сложившейся преимущественно сырьевой ориентацией российской экономики. Данные о количестве убыточных предприятий представлены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Доля убыточных предприятий в общей структуре организаций Российской Федерации, % [4].

В условиях повышения открытости российской экономики и усиления международной конкуренции на склонность предприятия к модернизации влияют различные факторы. Их можно подразделить на следующие.

Макроэкономические и институциональные факторы, которые включает меры государственного регулирования, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности, совершенствование инвестиционного климата и снижение административных барьеров.

Также выделяют группу факторов ресурсного обеспечения, которые традиционно оказывают влияние на рост производительности труда, повышения качества и развития способности к созданию и внедрению инноваций. В дополнение к этому можно рассматривать факторы производственного управления, связанные с применением специфических принципов и подходов к организации производства.

В обобщенном варианте классификация всех факторов, влияющих на модернизационные процессы в границах предприятий, представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на модернизацию предприятий [1]

Объективные - факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта (экономические законы)

Субъективные - факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений

Глобальные - определяются макроэкономикой и обществом в целом

Локальные - определяются на микроуровне предприятий

Внешние - способствуют модернизации деятельности предприятия

Внутренние - направлены на налаживание и управление модернизационной деятельностью предприятия

1. Закон получения и присвоения прибыли - его можно назвать законом движения рыночной экономики, т.к. прибыль является движущей силой производства

1. Инновационная политика государства как важнейшая составляющая государственной экономической политики

1. Политическая ситуация внутри страны и на международном уровне

1. Стратегия руководства

1. Использование внешних источников для поддержки всех фаз процесса модернизации

1. Мотивированное руководство

2. Закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок

2. Денежно-кредитная политика организаций, выступающих в роли инвесторов.

2. Конкуренция на внешнем рынке

2. Техническая оснащенность

2. Коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами

2. Интеграция технологических и организационно-управленческих технологий

3. Законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением

3. Стратегии конкурирующих фирм - возможность других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, получение материальных ресурсов

3. Взаимо-отношение

с властями

3. Наличие финансовых средств (собственных или привлеченных)

3. Лоббирование интересов в государственных институциональ-ных структурах

3. Эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в процесс модернизации

4. Закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы

4. Поведение потребителей - наличие спроса на конечную продукцию предприятия

4. Налоговая политика

 

 

4. Непрерывное организационное обучение

5. Закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности, и соответствующей фазы «цикла»

 

 

 

 

5. Эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями

 

 

 

 

 

6. Управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием

Указанные выше факторы релевантны трудностям осуществления модернизации, возникающим в условиях рынка. В самом агрегированном варианте возможные на пути обновления предприятий барьеры состоят в следующем. Во-первых, финансовое положение компании. Оно дает представление о финансовой устойчивости, степени зависимости от внешних источников финансирования инноваций, платежеспособности компании и ее возможности получения кредита для реализации. Во-вторых, научно-технический потенциал, который характеризует возможностью организации в области НИОКР. В-третьих, производственный потенциал, подразумевающий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность. И, наконец, в-четвертых, кадровый потенциал как уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления модернизации [2].

Из всего вышесказанного вытекает содержание целевой функции модернизации применительно к уровню предприятия и основные направления его развития. В первую очередь, это техническая модернизация посредством смены оборудования. Обновление может осуществляться посредством использования либо российского оборудования, что является самым дешевым, но и в то же время низкокачественным способом, либо при использовании зарубежного оборудования. Также это разработка продуктных инноваций – модернизация производственных технологий от их фундаментальных и прикладных исследований до внедрения в жизнь. В данном случае речь идет о «вертикальном» трансфере технологий с центра НИОКР до коммерциализации результатов научных разработок. Помимо прочего, необходимо обновить маркетинго-сбытовую систему предприятий. Поиск нетрадиционных решений в этой сфере включает, во-первых, активизацию продвижения своей продукции, во-вторых, поиск новых ниш на рынке с упором на государственные организации и «госзаказы» как основные институциональные звенья в цепочке расширения сбыта. И, наконец, требуется усовершенствование технологии работы с персоналом, что требует инвестирования в повышение квалификации молодых специалистов достаточно высокого уровня [1].

Вышеуказанные направления должны происходить в условиях последовательного и полномасштабного уровня ответственности и самостоятельности, т.е. субъектности предприятия. Это предусматривает защиту суверенитета функционирующего предприятия, учрежденного в установленном порядке, от посягательств лиц, заинтересованных в лишении организации права самостоятельно распоряжаться своим имуществом и результатами деятельности. Это предполагает практику осуществления представительства предприятий в органах законодательной власти страны, создания сбалансированной системы управления предприятиями на основе партнерства всех основных групп социальных субъектов – участников производства (владельцев капитала, полномочий, труда, знаний), суверенитета и целостности предприятия [3]. Не лишним будет систематизация порядка действий по созданию и ликвидации предприятий с дальнейшим уровнем контроля за ходом данных мероприятий.

Таким образом, системная модернизация экономики, охватывающая все уровни и подразделения народного хозяйства: от макро- до микроэкономики, – базируется на выявлении узловых структурных единиц стратегии модернизации предприятий России как главных звеньев экономики страны. Именно предприятие должно стать основным полигоном системной модернизации, поскольку в границах предприятия разнообразные аспекты модернизации: технологические, социальные, организационно-управленческие – находятся в тесном взаимодействии, оказывая влияние на изменение всей рыночной системы экономики.

Рецензенты:

Степанова Татьяна Евгеньевна, д.э.н, профессор зам. директора по научной работе Самарского института (филиала) РГТУ, г. Самара.

Коновалова Мария Евгеньевна, д.э.н., профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета АМОУ ВПО «САГМУ», г. Самара.


Библиографическая ссылка

Дюжкова О.М. МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИМПЕРАТИВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8127 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674