Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-КИНОЛОГОВ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

Дорофеев В.С. 1 Киселев Д.С. 1
1 ФГКОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск МВД России»
В статье проведён анализ профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов во внутренних войсках МВД России. Изучение состояния процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов показало, что оно не в полной мере соответствует современным потребностям подразделений (частей) внутренних войск, не может обеспечить достаточно эффективное и качественное выполнение ими своих профессиональных обязанностей в войсках и требует оптимизации процесса профессиональной подготовки в период их обучения в вузе. Показано, что наиболее эффективным решением для оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России является необходимость обосновать сущность и содержание оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, внедрить в образовательный процесс программу профессиональной подготовки курсантов-кинологов, позволяющую организовывать его как целенаправленный, последовательный и поэтапный процесс, и выявить педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов.
образовательная деятельность
специалист-кинолог
кинологическая деятельность
оптимизация профессиональной подготовки
служебное собаководство
профессиональная подготовка будущих офицеров-кинологов
1. Барабанщиков А. В., Ефремов О. Ю. О закономерностях военно-педагогического процес-са. – М.: Просвещение, 1968. – 418с.
2. Блохин Г. И. Кинология. – Можайск: ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2001. – 432 с.
3. Давыдов В. П., Слепов В. Я и др. Педагогика высшей школы МВД России: Учебник. – СПб., 2003. – 306 с.
4. Об утверждении Наставления по кинологической службе внутренних войск: приказ ГКВВ № 292 от 14 августа 2009. – 152 с.
5. Плотников Ю. И., Черемушкин А. М. Проблемы перехода на новую систему высшего во-енного образования. – М.: Военная мысль, 1993. – №7. – С. 72-75.
6. Сикерин В. Г.и др. Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ. – Пермь: РИА «МГ Стиль», 2000. – 204 с.
7. Сидоренков С. В. Формирование военно-профессиональной готовности курсантов-кинологов в условиях повседневной деятельности военного вуза: Автореф. дис… канд. пед. наук. – СПб.: ВПА, 2004.

Введение. Кинологическая служба занимает важное место в системе обеспечения национальной безопасности. Значимость этого направления деятельности в XXI веке не уменьшилась, а напротив, значительно возросла.

Современное состояние борьбы с терроризмом, выполнение задач охраны общественного порядка и общественной безопасности требует всестороннего и эффективного применения служебных собак специалистами-кинологами. Это вызвано тем, что сферы применения служебных собак разноплановы и многообразны и требуют участия исключительно грамотного и подготовленного к профессиональной деятельности специалиста.

Как показывают практика внутренних войск МВД России, отзывы командиров воинских частей и проведенное исследование, у многих выпускников-кинологов уровень знаний, навыков и умений в области профессиональной деятельности не соответствует требуемому. Отмечается недостаток специальных знаний, консервативные методы и способы дрессировки служебных собак, слабая эффективность работы офицера-кинолога по организации и подготовке специалистов-кинологов к выполнению служебно-боевых задач. Все это диктует необходимость пересмотра многих теоретических и практических взглядов на качество и характер профессиональной подготовки специалиста-кинолога, необходимый уровень подготовки которых зависит и от эффективности функционирования всей системы обучения в военном институте.

В условиях реформирования военного образования, с переходом его на многоуровневую систему обучения особенно возрастает актуальность диагностики профессиональной подготовки специалистов-кинологов для формирования у них профессиональных компетенций в интересах решения задач по предназначению как в боевых условиях, так и в ходе повседневной жизнедеятельности. По мнению известных учёных А. В. Барабанщикова, О. Ю. Ефремова и др., педагогическая диагностика необходима для поиска путей оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов [1].

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России.

Задачи исследования:

  1. Осуществить историко-педагогический анализ развития и становления кинологических школ в отечественной и зарубежной научной литературе, обосновать сущность и содержание оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России.
  2. Определить критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовленности будущих офицеров-кинологов.
  3. Разработать и экспериментально проверить в образовательном процессе вуза МВД России педагогическую программу профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов.
  4. Обосновать основные педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России.

Выбор методов исследования определялся многоплановым характером исследуемых задач и включал в себя применение как общетеоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация), так и эмпирических методов (педагогический эксперимент, анкетирование, опрос,  анализ изучения результатов деятельности и др.). Количественный анализ эмпирических данных производился с помощью математических и статистических методов.

Результаты исследования. В рамках решения первой задачи произведён историко-педагогический анализ развития и становления кинологических школ, раскрыты проблемы подготовки кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях, уточнены сущность, задачи и содержание процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России.

Существующая система профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов не в полной мере соответствует предъявляемым к ней требованиям, по-прежнему остается громоздкой и недостаточно эффективной, а уровень готовности офицерских кадров продолжает оставаться низким [7].

Анализ результатов, оценки качества подготовки будущих офицеров-кинологов, полученных на основании отзывов из войск и итоговой успеваемости выпускников, показал, что качество профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов не имеет тенденции к увеличению, а в некоторых аспектах даже уменьшается.

Наиболее типичными недостатками в подготовке будущих офицеров-кинологов в военном вузе являются: слабая профильная подготовка, неумение применять полученные знания на практике, недостаточная эффективность принятия решений при организации кинологической службы.

Кроме того, как показывает практика, отсутствие профильной ориентации  у будущих офицеров-кинологов не позволяет организовывать и проводить целенаправленную, системную работу по их профессиональной подготовке, адекватно определять ее содержание, выбирать эффективные методы, формы и средства ее реализации. Это, в свою очередь, определяет недостаточную эффективность и качество профессиональной подготовки специалистов-кинологов.

Данный вывод подтверждается и результатами проведенного нами констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 80 курсантов-кинологов Пермского военного института внутренних войск МВД России и Пермского института ФСИН России, обучающихся по профилю  «Кинология».

Результаты эксперимента показали, что в период с 2008 по 2011 годы устойчивая профессиональная мотивация выявилась в среднем у 45 % будущих офицеров-кинологов, а у 55 % преобладающими мотивами обучения являются личностные: получение диплома, хорошее распределение по окончании вуза и  т.п. При этом с каждым годом у будущих офицеров-кинологов наблюдалась тенденция к уменьшению профессиональной направленности с 65 до 25 %.

Представленные результаты позволяют сделать вывод о том, что более половины будущих офицеров-кинологов связывают свою учебную деятельность в вузе не с приобретением профессиональных знаний, навыков и умений и их дальнейшим использованием в военно-профессиональной сфере, а с получением различных личностных выгод, преимуществ и т.п.

В рамках решения второй и третьей задачи исследования автором разработана экспериментальная педагогическая программа для проверки выдвинутой гипотезы; определены критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовленности будущих офицеров-кинологов; обоснованы инновационные технологии кинологической подготовки; проведён анализ динамики формирования основных профессиональных качеств будущего офицера-кинолога в вузе внутренних войск МВД России.

Реализация экспериментальной педагогической программы профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД предусматривала: изучение и анализ состояния профессиональной подготовки курсантов; уточнение целей и задач профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов; разработку учебных программ по дисциплинам профильной подготовки; мероприятия по развитию у будущих офицеров-кинологов профессиональных навыков и умений; организацию совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений в ходе войсковой стажировки; контроль, анализ и оценку эффективности реализации разработанной педагогической программы.

Важным элементом разработки и реализации педагогической программы профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе являлась проблема обоснования критериев и показателей их оценки.

Авторами были выделены мотивационный, когнитивный, операциональный критерии и показатели, которые представлены в таблице 1 [3,7].

Таблица 1

Критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов

Критерий

Показатели

 

Мотивационный

Доминирующие мотивы учебной деятельности:

профессиональные, личностные, познавательные и т.д.

 

Когнитивный

Академическая успеваемость по дисциплинам специализации:

служебная кинология, методика и техника дрессировки собак, физиологические основы поведения, кинология.

 

Операциональный

Сформированность навыков по практике дрессировки собак.

Качество выполнения курсантами должностных обязанностей в роли командира взвода, роты.

Оценка уровня профессиональной подготовки будущего офицера-кинолога рассматривалась как динамическая, изменяющаяся по мере прохождения им этапов профессионального становления.

Исходя из этого, оценка проводилась в четыре этапа: исходный уровень подготовленности - в начале первого курса обучения, промежуточные уровни - после второго и третьего курса, итоговый уровень - в период сдачи итоговой аттестации.

Результаты эксперимента, заключавшегося в апробации разработанной педагогической программы, позволили констатировать наличие значимых позитивных изменений. К окончанию опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе количество курсантов, у которых в мотивации к учебной деятельности доминировали профессиональные побуждения,  увеличилось до 70,1 %, тогда как в контрольной группе -только до 49,8 %. В экспериментальной группе высокий уровень успешности в учебной деятельности имели на 21 % курсантов больше, чем в контрольной группе. На заключительном этапе формирующего эксперимента в экспериментальной группе 55,3 % будущих офицеров-кинологов демонстрировали высокий уровень сформированности профессиональных навыков по дрессировке собак, 39,5 % - средний уровень, 5,2 % - низкий. В контрольной группе аналогичные показатели составили соответственно 37,4 %, 45,1 % и 17,5 %. В экспериментальной группе количество курсантов, выполняющих должностные обязанности в роли командира взвода в ходе практических занятий и в период прохождения войсковой стажировки, возросло с 12,3 % до 50,1 %, в контрольной - только до 35,1 %.

Представленные значения критериев оценки уровня профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов свидетельствуют о том, что проведенная в соответствии с разработанной педагогической программой согласованная, взаимосвязанная работа преподавателей и командиров курсантских подразделений позволила уже к окончанию четвертого курса обучения сформировать у курсантов экспериментальной группы достаточно высокий общий уровень профессиональной подготовки.

В процессе эксперимента реализовывалась разработанная нами интерактивная обучающая компьютерная программа по освоению многообразия пород собак.

Необходимость внедрения в учебный процесс интерактивных обучающих программ определяется тем, что используемые до настоящего времени технологии не обеспечивали эффективное становление курсантов как специалистов в области кинологической профессиональной деятельности внутренних войск.

Анализ полученных экспериментальных результатов позволил убедиться в эффективности применения педагогической программы профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов и подтвердил выдвинутую автором гипотезу.

В рамках решения четвертой задачи раскрываются основные педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в условиях военного учебного заведения.

В качестве педагогических условий оптимизации процесса профессиональной подготовки в современных условиях являются: профессиональный отбор в вуз внутренних войск на кинологический факультет и его специфика; совершенствование технологий обучения будущих офицеров-кинологов; управление процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у будущих офицеров-кинологов в период войсковой стажировки.

Профессиональный отбор является одним из условий повышения эффективности профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов.

Анализ показал, что призывными комиссиями военных комиссариатов районов и комиссией профотбора военного института накоплен необходимый опыт организации и проведения мероприятий профессиональной ориентации молодежи и профессионально-психологического отбора кандидатов с использованием достаточно эффективных современных методов (методик) изучения и психологического обследования курсантов

Вместе с тем эти методы не находят широкого применения для изучения профориентации гражданской молодежи, поступающей на кинологический факультет, вследствие чего производится непродуктивный профотбор поступающих, что в дальнейшем оказывает влияние на образовательный процесс.

Опыт показывает, что большинство абитуриентов выбирают ту профессию, которую они лучше знают, в том случае, когда располагают большими возможностями для ее овладения. Однако не все юноши, поступая в вуз, имеют полное представление о трудностях военной службы и избранной специальности.

Нами был проведён анализ профотбора будущих офицеров-кинологов первого курса набора 2008 года, который выделил три группы курсантов. Первая группа - с высокой профориентацией, в которую вошли два курсанта, занимавшиеся в кинологических школах и клубах служебного собаководства. Вторая группа - 17курсантов, у которых была собака и есть заинтересованность в кинологической деятельности. Третья группа - 19 курсантов, которые не имели никакого отношения к кинологической деятельности. Таким образом, из общего количества курсантов процентный показатель в первой составил - 5,2 %, во второй группе - 44,6 %, в третьей - 50,2 %.

Для определения влияния профориентации на процесс профессиональной подготовки, проведен анализ текущей успеваемости будущих офицеров-кинологов в вышеуказанных группах по итогам экзаменационных сессий за весь период обучения.

Результаты эксперимента констатировали, что показатели качества знаний, навыков и умений у будущих офицеров-кинологов первой и второй групп  находятся на достаточно высоком уровне, и с каждым годом прослеживается тенденция к их увеличению. Показатели третей группы находятся на недостаточно высоком уровне, кроме того, наблюдается тенденция к уменьшению показателей профессиональной направленности.

Проведенный анализ учебной деятельности будущих офицеров-кинологов позволил сделать вывод о том, что формирование профессионально важных качеств на всех этапах обучения у будущих офицеров-кинологов непосредственно зависит от наличия профориентации.

Одним из важных условий оптимизации процесса профессиональной подготовки является совершенствование технологий обучения за счет использования новых информационных, интерактивных компьютерных технологий. Автором была разработана и внедрена в образовательный процесс интерактивная компьютерная обучающая программа «Породы собак в интерактивном режиме», позволяющая достичь оптимизации освоения многообразия пород собак и за короткие сроки реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических принципов. Данная программа делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

Важным условием совершенствования профессиональных навыков и умений у будущих офицеров-кинологов в период прохождения войсковой стажировки является эффективное управление процессом самосовершенствования.

Исследования показывают, что целенаправленная работа по управлению процессом самосовершенствования профессиональных навыков и умений у будущих офицеров-кинологов в период войсковой стажировки позитивно влияет на их профессиональный рост и способствует формированию профессиональных компетенций в кинологической деятельности.

Таким образом, подтверждена гипотеза о том, что для оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе МВД России необходимо обосновать сущность и содержание оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, внедрить в образовательный процесс программу профессиональной подготовки курсантов-кинологов, позволяющую организовывать его как целенаправленный, последовательный и поэтапный процесс, и выявить педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов.

Рецензенты:

Лурье Л. И., д.п.н., профессор кафедры педагогики Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь.

Слепов В. Я., д.п.н., профессор,  профессор кафедры педагогики, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Дорофеев В.С., Киселев Д.С. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-КИНОЛОГОВ В ВУЗЕ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8087 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674