Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ильина А.В. 1
1 ГБОУ ДПО «Челябинкий институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Одним из принципиально новых и практически значимых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, является основная образовательная программа школы, разработанная для соответствующей ступени образования. Следовательно, проблема управления реализацией основной образовательной программы школы приобретает особое значение и позволяет акцентировать внимание на теоретических и практических аспектах моделирования рассматриваемого процесса. Тем более в педагогических исследованиях последнего времени все чаще обращаются к методу построения моделей, так как он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое знание. Кроме того, в статье рассмотрен опыт организации данного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, что позволяет акцентировать внимание на обновлении содержания деятельности руководителя школы и его управленческой команды.
моделирование процессов управления
управление реализацией основной образовательной программы школы
нормативно-правовая база школы
основная образовательная программа школы
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
1. Асадулина Е. Ю. Интеграция общепрофессиональных дисциплин как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов военно-инженерного вуза (на примере интегративного курса «Механика») [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Асадулина. - Челябинск, 2005. - 174 с.
2. Берулава М. Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах: Теоретический и методологический аспект [Текст] / М. Н. Берулава. - Томск: Изд-во ТГУ, 1988. - 221 с.
3. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 221 с.
4. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская //Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская //Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17-24.
6. Братко А. А. Моделирование психической деятельности [Текст] /А. А. Братко, П. П. Волков, А. Н. Кочергин и др. - М.: Мысль, 1969. - 348 с.
7. Вавилов В. А. Психологические принципы моделирования деятельности в технологических и экономических системах [Текст] /В.А. Вавилов // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. - М.: Наука, 1981. - С. 177-192
8. Вавилов В. А. Уровни экспериментального моделирования деятельности [Текст] / В.А. Вавилов // Проблемы инженерной психологии: Матер. V Всесоюз. конф. - М.: Наука, 1979. - Вып. 1. - С.81-83.
9. Готт В. С. Категории современной науки [Текст] / В. С. Готт, Э.П.Семенюк, А. Д. Урсул. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.
10. Давыдов В. В. Виды обобщений в учении [Текст] / В. А. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
11. Дуранов М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся [Текст] / М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. - Магнитогорск: МГПИ, 2000. - 362 с.
12. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160с.
13. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьников [Текст] / А. З. Зак. - М.: Знание, 1982. - 95 с.
14. Корчагин Е. А. Для чего нужны личностно-ориентированные технологии обучения [Текст] / Е. А. Корчагин // Специалист. - 1998. - № 3. - С. 26-29.
15. Леонтьев А. Н. К вопросу о моделировании и математизации в психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев, Э. Н. Джафаров // Вопросы психологии. - 1973. - № 3. - С.3-14.
16. Моисеев Н. Н. Математика ставит эксперимент [Текст] /Н.Н.Моисеев. - М.: Наука, 1979. - 97 с.
17. Новиков А. М. Методологические особенности и принципы учебной деятельности [Текст] / А. М. Новиков // Специалист. - 2005. - № 4. - С. 3-10.
18. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М.Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. - 528 с.
19. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс [Текст] : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 574 с.
20. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация [Текст] : Словарь-справочник. / В. М. Полонский. - М.: Новая школа, 1995. - 255с.
21. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности [Текст] / Г. В. Суходольский. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 168с.
22. Философия и методология науки [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В. И. Купцова. - М.: Аспект Пресс,1996. - 551 с.
23. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
24. Чапаев Н. К. Органическая парадигма интеграции и профессионально-педагогическая подготовка [Текст] / Н. К. Чапаев //Профессионально-педагогическое образование: Сб. науч. тр.: В 2 ч. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. - Ч. 1. - 191 с.
25. Штоф В. А. Роль модели в познании [Текст] / В. А. Штофф. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. - 128 с.
26. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С.31-41.
Достижение современного качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, - главная задача современной государственной политики в области образования. Соответственно образовательная система, обеспечивающая современное качество образования, рассматривается как образовательная система общеобразовательного учреждения, характеризующаяся высокой степенью соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека. Одним из ведущих нормативно-правовых документов новых образовательных стандартов является основная образовательная программа соответствующей ступени обучения. В этой ситуации перед образовательным учреждением стоит первоочередная задача, заключающаяся в создании организационно-управленческих условий, обеспечивающих эффективность деятельности школы, а именно в части регулирования процесса реализации данных программ.

Проблемно-ориентированный анализ образовательной среды МБОУ СОШ № 125 г.Снежинска с углубленным изучением математики, являющейся площадкой реализации совместного с ГБОУ ДПО ЧИППКРО научно-прикладного проекта и базовой площадкой реализации проекта ФЦПРО «Распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования», позволил выделить ряд проблем управленческого характера, имеющих место в данном учреждении, что и послужило основанием для разработки управленческого механизма реализации основной образовательной программы школы. Для достижения данной цели перед педагогическим коллективом школы были поставлены следующие задачи:

  • - определить уровень готовности школы к реализации федеральных государственных образовательных стандартов и, исходя из этого, определить проблемное поле;
  • - разработать и внедрить модель управления реализацией основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

В педагогике построение моделей приобретает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки. Это обусловлено тем, что моделирование неразрывно связано с абстрагированием и идеализацией, на основе которых происходит выделение существенных сторон моделируемых объектов или процессов, отображаемых в модели. Таким образом, говоря о модели управления реализацией основной образовательной программы, предварительно необходимо определить, что мы подразумеваем под понятием «модель».

В философской и научно-педагогической литературе данное понятие рассматривается с нескольких позиций. Число истолкований понятия «модель» насчитывает несколько десятков. В философии «модель» рассматривается как метод исследования объектов на их моделях - аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности [22]; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов, а также как метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется непосредственно не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная естественная или искусственная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать ее на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [22].

Для нас наиболее полным и приемлемым является понятие модели В. А. Штоффа, который определяет ее как такую мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте [25].

Слово моделирование производно от слова модель и означает разработку, создание модели. Как отмечает И. П. Подласый [19], главное преимущество моделирования - целостность представления информации. Разделяя точку зрения А. Н. Леонтьева, Э. Н. Джафарова, под моделированием мы понимаем «систему преобразований, производимых над некоторой... концептуальной схемой и приводящих к построению новой концептуальной схемы, стоящей в определенных (модельных) отношениях к исходной; при этом вопрос о степени адекватности моделируемой концептуальной системы ее реальной фактологии не затрагивает вовсе» [15]. В педагогической науке моделирование используется для решения таких задач, как: а) оптимизация структуры учебного материала; б) улучшение планирования учебного процесса; в) управление познавательной деятельностью; г) управление учебно-воспитательным процессом; д) диагностика, прогнозирование, проектирование обучения [19].

Процесс моделирования носит этапный характер и включает в себя:

1 этап - поисковый, связанный с созданием общих представлений о модели того или иного объекта или процесса, разработкой исходной модели, являющейся наиболее общей схемой и носящей гипотетический характер;

2 этап - познавательный, представляющий собой единство практической деятельности, направленной на работу с моделями;

3 этап - теоретический анализ результатов мысленного и реального исследования моделей, их включение в общую систему знаний, разработку путей практической реализации для решения задач управления, возникающих при использовании данной модели.

Таким образом, построение модели представляет собой установление определенных отношений - аналогий между явлениями (процессами) на основе превращения более простого по структуре и содержанию явления (процесса) в модель более сложного. В этом случае осуществляется воспроизведение наиболее значимых для исследования характеристик некоторого объекта на специально созданном объекте - модели.

Проанализировав существующие типы моделей, мы пришли к выводу, что целям нашей работы наиболее отвечает модель структурно-функционального типа, что позволяет отразить системный состав элементов процесса; воспроизводящие элементы системы; характер связей между элементами системы; функции, выполняемые элементами и моделью в целом.

При конструировании модели управления реализацией основной образовательной программы школы мы опирались на комплекс научно-исследовательских подходов, доминирующих в современной науке. Отметим, что наряду с понятием принцип, в научных исследованиях широко используется понятие «подход», рассматриваемое в качестве способа познания и принципа изучения и организации процессов, которое выполняет интегративную функцию.

В нашем исследовании подход представляет собой комплекс принципов и методов, систему понятий, выполняющих, прежде всего, методологическую функцию. То есть принципы являются основополагающими требованиями, определяющими общее направление учебно-воспитательного процесса, его цели, содержание и методику организации. Следовательно, так как подход не имеет четких границ применения, он может выступать как принцип познания.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что рассмотрение проблемы управления реализацией основной образовательной программы можно осуществлять с позиций следующих научных принципов: личностно ориентированного, деятельностного, рефлексивного и интегративного подходов.

Реализация положения о достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы на всех этапах учебной деятельности с учетом индивидуальных личностных особенностей школьников осуществляется на основе личностно ориентированного подхода. Личностный аспект в данном подходе позволяет акцентировать внимание на достижении личностных результатов освоения ООП, что обеспечит возможность формирования самореализации познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. На основе личностно ориентированного подхода осуществляется развитие личностно-смысловой сферы школьника, проявляющееся в отношении к самостоятельной познавательной деятельности. В нашем исследовании данный подход рассматривается как принцип организации образовательного процесса. Основной процессуальной характеристикой обучения на основе личностно ориентированного подхода становится учебная ситуация и учебная задача, способствующие актуализации личностных функций школьников.

Универсальные учебные действия - качества, формируемые в деятельности. Исходя из этого, в работе одним из принципов их формирования является деятельностный подход. В основе данного подхода лежит утверждение о том, что усвоение личностью специального опыта осуществляется в процессе собственной деятельности. При этом школьник становится подлинным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Потребности и цели деятельности выступают источником развития различных видов человеческой деятельности. Учебно-познавательная деятельность выступает как часть общечеловеческой деятельности, имеющей познавательную направленность и включающей овладение знаниями и умениями, ориентацию обучающихся в терминальных и инструментальных ценностях.

Предметом моделирования послужила управленческая деятельность педагогических работников по реализации основной образовательной программы. Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме управления образовательным процессом дал возможность определить дидактические принципы субъектной деятельности при формировании универсальных учебных действий:

  • - принцип восхождения к новому знанию в процессе самостоятельного поиска, посредством которого раскрывается логика учения, то есть учение превращается в процесс развития и углубления личностного опыта обучающегося;
  • - принцип активности и самостоятельности школьников в учении, в основе которого лежит двухфазная деятельность: его познавательная самостоятельность поднимается до уровня перехода познаваемого объекта из усвоенной системы связей в другую совокупность отношений, на основе чего выявляются скрытые свойства;
  • - принцип рефлексии, обеспечивающий анализ и уточнение целей самостоятельной деятельности, расчленение знания на инварианты и осознание роли каждого элемента.

Существенным моментом деятельностного аспекта обучения является рефлексия обучающихся по поводу имеющихся у них знаний, условий их функционирования и применения на основе самоанализа. Данный момент послужил необходимым условием для рассмотрения рефлексивного подхода. При этом рефлексивный подход в управлении проявляется в: а) самоопределении целей данной деятельности; б) выборе форм и методов достижения целей моделирования; в) самоанализе деятельности; г) сравнении полученных результатов с предварительно принятой целью деятельности; д) самооценке результатов деятельности; е) самокоррекции деятельности на основе самооценки и изменении отношения к управленческому процессу в целом.

Универсальные учебные действия - интегративные качества личности. Одним из аспектов их успешного формирования, на наш взгляд, является организация управления реализации основной образовательной программы на основе интегративного подхода. Интегративный подход рассматривается нами как средство управления реализацией основной образовательной программы начального общего образования. В данном случае понятие «средство» трактуется нами как способ действия для достижения результата. Как отмечает Е. Ю. Асадулина [1], интеграция возможна в случае, если выбран ведущий компонент интеграции, вокруг которого происходит интегративное содержание. В нашем случае таким компонентом является содержание основной образовательной программы.

Рассмотренные личностно ориентированный, деятельностный, рефлексивный и интегративный подходы как принципы моделирования управления реализацией основной образовательной программой в разработанной структурно-функциональной модели способствуют:

  • - осуществлению интеграции как различных блоков ООП, так и учебно-познавательной, исследовательской деятельности, ориентированной на освоение инвариант знаний и способов учебной деятельности;
  • - использованию интегративных форм организации образовательного процесса, познавательной деятельности, раскрывающих целостность педагогического процесса и обеспечивающих развитие положительной мотивации и познавательного интереса к учению в целом;
  • - ориентации младших школьников в личностном развитии; личностному целеполаганию в учебной деятельности;
  • - прогнозированию и самопрогнозированию обучающимися в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Рассмотренные теоретико-методологические основания позволили педагогическому коллективу МБОУ СОШ № 125 г. Снежинска с углубленным изучением математики разработать и внедрить модель управления реализацией основной образовательной программой, которая состоит из четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целеполагающего; организационно-содержательного; диагностико-результативного; функционального.

Целевой компонент модели определяет цель и задачи работы администрации и педагогического коллектива школы по управлению реализацией ООП, направленные на конечный результат: достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Организационно-содержательный компонент определяет основные этапы деятельности по управлению: подготовительный, экспериментально-практический, рефлексивно - обобщающий.

На подготовительном этапе была проанализирована образовательная среда школы и разработана структура управления реализацией основной образовательной программы, состоящая из трех подсистем (административной; образовательной; обеспечивающей), а также определены задачи на каждом уровне управления. Кроме того, был утверждён учебный план, разработан план реализации ООП на учебный год, в котором определены мероприятия для каждой подсистемы управления, сроки исполнения и ответственные за реализацию этих мероприятий, создан план организации внеурочной деятельности обучающихся.

В ходе экспериментального этапа ведется отбор методов и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП. Большое значение на данном этапе играет служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Целевыми ориентирами деятельности данной службы являются создание условий, способствующих освоению обучающимися основной образовательной программы, и оказание социальной, психолого-педагогической, логопедической помощи обучающимся. Служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса разрабатывает план мероприятий по обеспечению реализации ООП, в котором определяет основные направления по адаптации школьников к условиям школьного обучения при переходе на ФГОС и направления коррекционной работы.

Рефлексивно-обобщающий этап предполагает анализ и обобщение полученных в ходе эксперимента результатов, внесение необходимых изменений как в структуру управления, так и в содержательный компонент основной образовательной программы.

Отметим, что в процессе моделирования нами были проанализированы все имеющиеся в общеобразовательном учреждении ресурсы: кадровые, методические, информационные, материально-технические, что позволило нам сформулировать индикативные показатели развития образовательного учреждения, и определило содержание следующего компонента модели - диагностико-результативного, который представлен критериями и показателями результативности управления реализацией ООП. На основе выделенных критериев и показателей в общеобразовательном учреждении были определены критериально-уровневые шкалы.

Функциональный компонент модели управления представлен комплексом организационно-управленческих условий реализации основной образовательной программы, включающим:

Одним из условий явилась разработка структуры управления реализацией основной образовательной программы, которая включает три взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистемы: административную, образовательную и обслуживающую.

Административная подсистема осуществляет общее руководство процессом управления реализацией ООП, подбор и подготовку кадров, планирование работы, обеспечивает контроль за созданием финансово-экономических, методических, информационных и материально-технических условий реализации ООП.

Образовательная подсистема осуществляет реализацию ООП, используя все имеющиеся ресурсы и условия, применяя современные образовательные технологии и технологии здоровьесбережения, с целью достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Учителя и родители активно участвуют в формировании универсальных учебных действий у обучающихся, организуют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляет адаптационные мероприятия с обучающимися и их родителями, ведёт просветительскую работу с педагогами и родителями и оказывает консультационную помощь.

Обеспечивающая подсистема осуществляет задачу финансового обеспечения и создания условий для реализации ООП: медицинское сопровождение, горячее питание обучающихся, использование ресурсов библиотеки и медиатеки, выполнение санитарно-эпидемиологических требований, материально-техническое оснащение образовательного процесса. 

Все подсистемы структуры управления взаимосвязаны между собой и взаимодействуют с общественно-государственным органом управления школой - Советом школы, который активно участвует в организации образовательного процесса.

Таким образом, разработанная и успешно реализуемая в образовательном процессе МБОУ СОШ № 125 г. Снежинска с углубленным изучением математики модель управления реализацией основной образовательной программы позволяет:

  • - во-первых, установить взаимозависимости между ранее относительно независимыми процессами или явлениями;
  • - во-вторых, установить взаимосвязи, определяющие и изменяющие функционирование интегративных процессов или явлений;
  • - в-третьих, выделить качественно новых аспекты, появляющиеся в результате образования существенных взаимосвязей.

Кроме того, отметим, что данная модель в 2011 году была представлена образовательным учреждением на региональный конкурс «Новой школе - новые стандарты», проводимый Министерством образования и науки Челябинской области, где и заняла 2 место в номинации «Лучшая институциональная модель управления реализацией основной образовательной программы общеобразовательного учреждения». Содержательно-процессуальные аспекты управления реализацией основной образовательной программы активно представляются к распространению в рамках проведения стажировочной части курсов повышения квалификации руководителей образовательных учреждений на базе данного образовательного учреждения в рамках реализации мероприятий ФЦПРО по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования.

Рецензенты:

Кеспиков Вадей Николаевич, д.п.н., ректор ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г.Челябинск.

Киприянова Елена Владимировна., д.п.н., директор МБОУ лицей № 11, г.Челябинск.


Библиографическая ссылка

Ильина А.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8005 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674