Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ К РАЗВИТИЮ АЛКОГОЛЬНОЙ АДДИКЦИИ

Кушнерова Ю.Ю. 1
1 ФГОУ ВПО «Сибирский институт – филиал РАНХиГС»
Проблема адаптации к обучению в вузе обретает актуальность именно в юношеском возрасте, поскольку этот период жизни человека относится к начальному этапу профессионализации, в то же время, в нем наиболее активно проявляется нормативный кризис «становления Эго-идентичности или спутанность ролей», центральным новообразованием которого является сформированность Эго-идентичности. Несформированность этого личностного образования влечет за собой формирование кризисной Эго-идентичности, которая подталкивает человека к поиску и использованию псевдоадаптационных форм поведения, одной из которых, зачастую, является употребление алкоголя, как способа ухода от проблем в «иллюзорно-компенсаторную реальность». Проведен теоретический анализ подходов к социально-психологической адаптации, идентичности личности, рассмотрены особенности алкогольной аддикции. С использованием метода тестирования и статистических методов обработки данных получены результаты по следующим методикам: тест Эго-идентичности Е. Л. Солдатовой, тест М. Куна – Т. Макпартленда К. Роджерса-Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации», тесту Л. В. Янковского «Адаптация личности к социокультурной среде», позволившие определить взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и структурных элементов Эго-идентичности студентов в двух группах: без признаков аддиктивного поведения (первая группа); с выявленной склонностью к аддикции (вторая группа). Всего принимало в исследовании 156 человек. Полученные результаты могут быть использованы работниками сферы образования и психологами для составления программ социально-психологической адаптации студентов, профилактики аддиктивного поведения и формирования Эго-идентичности.
адаптация
Эго-идентичность
алкоголь
аддикция
1. Дмитриева Н. В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук: 19.00.01; защищена в 1999 г./ Дмитриева Наталья Витальевна.- Новосибирск, 1999. - 359 с.
2. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: моногр./ М. В. Заковоротная. - Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавк. науч. центра высш. шк., 1999. - 200 с.
3. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозр. психиатр. и мед. психол. - 1991. - №1. - С. 8-15.
4. Солдатова Е. Л. Психология нормативных кризисов взрослости: монография / Е. Л. Солдатова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 281 с.
5. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А.Налчаджян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
6. Marcia J. E. Development and Validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology., 551-558 р.

Введение

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях особую роль играет процесс формирования личности будущего специалиста, особенно важен этот процесс на начальном этапе обучения в вузе. Студенты представляют собой важнейший ресурс социального преобразования современного российского общества, от мобилизации которого зависит здоровье и жизнеспособность социума.

Именно Эго-идентичность как динамичная структура позволяет развиваться, изменяться на протяжении всего жизненного пути человека, но при этом сохранять целостность личности, что особенно важно в период юности. Трансформация социальной роли школьника и абитуриента на роль студента вуза сопровождается рядом трудностей, связанных с процессом адаптации к обучению в вузе: осваиваются новые способы познавательной деятельности, формируются определенные типы межличностных отношений [2].

Для отдельной категории студентов адаптация к обучению в вузе происходит без потерь внутренних и внешних ориентиров: ценностно-смысловых и мотивационных, а у некоторых данный процесс сопровождается размытостью или спутанностью Эго-идентичности, непереносимым психологическим дискомфортом. Такие люди прибегают к различным химическим веществам, например, к алкоголю, который гарантирует быструю защиту от суровой действительности путем создания ощущения мнимого решения трудностей, ухода от действительности. Простота решения проблем именно таким способом очень быстро закрепляется, и формируется аддиктивное поведение [3].

Мы в своей работе исследовали взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и структурных элементов Эго-идентичности, опираясь на исследования Н. В. Дмитриевой, Е. Л. Солдатовой, J. E. Marcia [1, 4, 6].

Цель исследования: изучить взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации и структурных элементов Эго-идентичности студентов имеющих и не имеющих склонность к алкогольной аддикции.

Материалы и методы: эмпирической базой исследования явились 80 респондентов без признаков аддиктивного поведения (первая группа); 76 испытуемых с выявленной склонностью к аддикции (вторая группа), обучающихся в вузах г. Новосибирска. Всего принимало в исследовании 156 респондентов.

Для достижения поставленной цели использовался общенаучный поисковый метод, диагностический метод тестирования, методы математической статистики (Н-критерий Крускала-Уолиса, угловое преобразования Фишера) с применением компьютерной программы SPSS 11.0.

Нами были проведены расчеты по следующим методикам: тест «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса-Р. Даймонда, тест «Адаптация личности к социокультурной среде» Л. В. Янковского, тест М. Куна - Т. Макпартленда «Кто Я?», методика «Структура Эго-идентичности» Е. Л. Солдатовой.

Результаты и обсуждение. Для изучения взаимосвязи показателей процесса социально-психологической адаптации и структурных элементов Эго-идентичности студентов необходимо выявить различия в показателях процесса адаптации в исследуемых группах.

Именно Эго-идентичность как динамичная структура позволяет развиваться, изменяться на протяжении всего жизненного пути человека, но при этом сохранять целостность личности, что особенно важно в период юности. Трансформация социальной роли школьника и абитуриента на роль студента вуза сопровождается рядом трудностей, связанных с процессом адаптации к обучению в вузе: осваиваются новые способы познавательной деятельности, формируются определенные типы межличностных отношений/

В ходе теоретического исследования особенностей Эго-идентичности лиц с аддиктивным поведением обнаружена связь процессов алкоголизации с различными нарушениями процесса социально-психологической адаптации [5]. В связи с этим в ходе исследования были определены различия в показателях процесса социально-психологической адаптации в двух группах испытуемых - респондентов без признаков аддиктивного поведения (первая группа); испытуемых с выявленной склонностью к аддикции (вторая группа). Для решения этой задачи в двух группах проведен расчет средних значений по интегральным показателям методики К. Роджерса-Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации», тесту Л. В. Янковского «Адаптация личности к социокультурной среде», а также выявлены различия по основным показателям адаптации с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса (таблица 1).

Таблица 1 - Различия в показателях процесса социально-психологической адаптации в исследуемых группах (тест «Диагностика социально-психологической адаптации» и тест «Адаптация личности к социокультурной среде»)

Показатели процесса социально-психологической адаптации

1 группа

2 группа

Н-критерий Крускала-Уолиса

Адаптация

70,6

52,7

10,340**

Принятие других

62,1

57,6

6,835*

Самопринятие

69,1

54,2

6,417*

Эмоциональная комфортность

67,5

51,5

9,348**

Интернальность

67,8

51,6

6,025*

Стремление к доминированию

55,2

51,4

2,722

Шкала конформности

3,5

5,8

4,967

Шкала интерактивности

13,8

5,9

3,691

Шкала депрессивности

6,0

7,6

3,537

Шкала отчужденности

4,3

6,3

6,091*

Примечания к таблице 1: * - 5% уровень значимости; ** - 1% уровень значимости

Таким образом, по результатам исследования особенностей процесса социально-психологической адаптации в группах испытуемых выявлено, что общий уровень социально-психологической адаптации снижается по мере увеличения частоты и количества употребления аддиктивного агента. Гибкость, способность изменять свое поведение в зависимости от условий социальной среды, принятие оптимальных решений в динамических условиях деятельности, адекватная самооценка и положительное самовосприятие, готовность принимать ответственность на себя в ситуации принятия значимых решений наиболее характерны для испытуемых без признаков аддикции. В меньшей степени эти показатели эффективного адаптационного процесса проявляют респонденты из группы «склонных к аддикции». Кроме того, важно отметить, что по шкале отчужденности методики «Адаптация личности к социокультурной среде» выявлено значительное снижение уровня показателя во второй группе, что может свидетельствовать об использовании алкоголя как средства вхождения в референтную группу, попытки таким образом повысить свой статус или снять напряжение по поводу не устраивающего респондента положения в группе.

Еще одним проблемным полем в рамках исследования являются вопросы, связанные с различиями в содержательных элементах Эго-идентичности в группах испытуемых и их структурных взаимосвязях. Для решения данной задачи проведен анализ результатов методик, направленных на изучение содержания Эго-идентичности: тест М. Куна - Т. Макпартленда, методика «Структура Эго-идентичности» Е. Л. Солдатовой (таблица 2).

Таблица 2 - Различия в содержательных элементах Эго-идентичности в исследуемых группах

Элементы Эго-идентичности (тест СЭИ Е. Л. Солдатовой)

Статусы Эго-идентичности

Кол-во респондентов (в %)

Без признаков аддикции

Склонные к аддикции

Ответственность за выбор

автономия

68

12

сомнение

15

30

фиксация

17

58

Самодостаточность

автономия

71

12

сомнение

20

36

фиксация

9

52

Осознанность жизненного пути

автономия

63

22

сомнение

21

32

фиксация

16

46

Эмоциональная зрелость

автономия

65

18

сомнение

15

34

фиксация

20

48

Принятие настоящего

автономия

70

12

сомнение

21

38

фиксация

9

50

Осознанность собственных ценностей

автономия

66

10

сомнение

24

32

фиксация

10

58

Соответствие себе

автономия

62

8

сомнение

18

48

фиксация

20

44

Процентное соотношение различных элементов в группах испытуемых показывает, что по всем шкалам теста группа респондентов без признаков алкогольной аддикции гораздо чаще демонстрирует автономию (достигнутую Эго-идентичность). В группе респондентов, склонных к алкогольной аддикции, по шкалам ответственности и самодостаточности преобладает фиксация (предрешение). Представим анализ полученных данных с помощью углового преобразования Фишера (таблица 3).

Таблица 3 - Различия в уровне развития элементов Эго-идентичности (угловое преобразование Фишера)

Элементы Эго-идентичности

Статусы Эго-идентичности

Критерий Фишера

1 и 2 группа

Ответственность за выбор

автономия

7,113**

сомнение

2,102*

фиксация

5,052**

Самодостаточность

автономия

7,488**

сомнение

2,078*

фиксация

5,785**

Осознанность жизненного пути

автономия

4,953**

сомнение

1,449

фиксация

3,857**

Эмоциональная зрелость

автономия

5,768**

сомнение

2,599**

фиксация

3,487**

Принятие настоящего

автономия

7,361**

сомнение

2,171*

фиксация

5,554**

Осознанность собственных ценностей

автономия

7,234**

сомнение

1,033

фиксация

6,276**

Соответствие себе

автономия

7,153**

сомнение

3,782**

фиксация

3,025**

Примечания к таблице 3: * - 5% уровень значимости; ** - 1% уровень значимости

Исходя из полученных результатов, испытуемые без признаков алкогольной аддикции могут быть охарактеризованы как доверяющие себе и другим в принятии решения, признающие ответственность за сделанный выбор; независимые, самодостаточные в реализации жизненных целей, собственной линии жизни; осознающие непрерывность личностного развития и собственную ответственность за него; принимающих и доверяющих своим эмоциям, в том числе, отрицательным; ориентированные на ценность каждого жизненного момента, каждого этапа; имеющие рационально-реалистический взгляд на систему собственных ценностей, обладающих качествами гибкости и адаптированностью; принимающие себя как уникальную систему, способную к изменениям без потери самотождественности.

Испытуемые со склонностью к алкогольной аддикции отличаются статусом фиксации в большинстве выделенных автором теста элементах Эго-идентичности. Эта группа характеризуется нежеланием брать на себя ответственность при принятии решений, опорой на мнения значимых людей; быстрой сменой системы ценностных ориентаций под влиянием внешнего окружения.

Таким образом, в описании основных элементов Эго-идентичности также наблюдаются следующие тенденции: в структуре Эго-идентичности респондентов без признаков аддикции преобладает статус автономии (достигнутой Эго-идентичности), у респондентов со склонностью к аддикции - фиксация (предрешение).

Выявлена взаимосвязь между выраженностью показателей социально-психологической адаптации студентов и выраженностью показателей сформированности алкогольной аддикции, выявлена необходимость разработки психолого-педагогических программ, направленных на улучшение показателей социально-психологической адаптации, формирование Эго-идентичности студентов и профилактику алкогольной аддикции молодежи.

Выводы:

  • 1. экспериментальные группы отличаются между собой структурными элементами Эго-идентичности и показателями социально-психологической адаптации: для первой группы испытуемых без признаков алкогольной аддикции более свойственна достигнутая Эго-идентичность, для второй группы респондентов, склонных к алкогольной аддикции - предрешенная или мораторий Эго-идентичности;
  • 2. с усилением аддиктивного агента наблюдается снижение таких показателей социально-психологической адаптации, как гибкость, способность изменять свое поведение в зависимости от условий социальной среды, принятие оптимальных решений в динамических условиях деятельности, адекватная самооценка и положительное самовосприятие. В студенческой группе использование алкоголя является средством социализации и снятия напряжения, связанного с межличностными внутригрупповыми отношениями;
  • 3. большую роль в формировании достигнутой Эго-идентичности у студентов должен играть вуз, формируя программы социально-психологической адаптации, способствующие профилактике алкогольной аддикции и формированию достигнутой Эго-идентичности.

Рецензенты:

Агавелян Рубен Оганесович, д-р психол. н., профессор, директор Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета», г.Новосибирск.

Меньшикова Лариса Владимировна, д-р психол. н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г.Новосибирск.


Библиографическая ссылка

Кушнерова Ю.Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ К РАЗВИТИЮ АЛКОГОЛЬНОЙ АДДИКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7856 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674