Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СУБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кудермина Е.И. 1
1 Национальная академия внутренних дел
В процессе научного поиска психологических основ рассмотрения категории «субъект правоохранительной деятельности» необходимо учитывать возможности разных уровней методологии: философского, общенаучного, конкретно-научного, уровня методики и техники исследования. Выбор и научное обоснование методологических посылов и приемов определяющим образом влияют на полученные результаты конкретного психологического исследования и их интерпретацию. В результате проведенного исследования охарактеризованы базисные методологические основы, которые позволяют осуществить комплексный и интегративный анализ психологии субъекта правоохранительной деятельности. Методологическими основами психологического анализа являются использование: принципа детерминизма, принципа единства сознания и деятельности, принципа развития, принципа системно-структурного анализа, принципа активности. Онтология и генезис субъекта правоохранительной деятельности могут быть поняты на основе использования положений субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна.
правоохранительная деятельность.
субъект деятельности
принципы
методология
1. Васильев Г. Н., Келасьев В. М. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. - СПб.: СПб ГУ, 2003. - 204 с.
2. Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. /ред.: Лурия А. Р., ЯрошевскийМ.Г. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 488 с.
3. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
4. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969. - С. 118-152.
5. Маланов В. С. Методологические и теоретические основы психологии. - М.; Воронеж: МПСИ; Модэк, 2005. - 336с.
6. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 416с.
8. Шарден П. Т. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 240 с.
9. Лисенко А. Ф. До питання синергетичного підходу в педагогіці // Психологія на перетині тисячоліть. - К., 1998. - Т. 2. - С. 324-327.
10. Рибалка В. В. Методологічні питання наукової психології (Досвід особистістно центрованої систематизації категоріально-поняттєвого апарату). - К.: Ніка-Центр, 2003. - 204с.
Проблема субъекта деятельности является традиционной для психологической науки. Разным ее аспектам были посвящены работы К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, В. М. Бехтерева, Л. И. Божович, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. С. Мерлина, А. В. Петровского, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Г. И. Челпанова и др. Свое отображение психологические аспекты проблемы субъекта профессиональной деятельности нашли в работах  В. А. Бодрова, Ю. М. Забродина, Э. Ф. Зеера, А. П. Ермолаевой, В. Д. Шадрикова и др. В предметном поле юридической психологии некоторые аспекты психологии субъекта правоохранительной деятельности рассматривались В. Г. Андросюком, В. И. Барко, Л. С. Васильевым, М. И. Еникеевым, Л. И. Казмиренко, В. С. Медведевым, В. Н. Синевым, Ю. В. Чуфаровским и др.

В то же время, несмотря на имеющиеся в указанном направлении теоретические и практические исследования, для современной юридической психологии характерно отсутствие комплексных и интегративных исследований, посвященных проблеме субъекта правоохранительной деятельности.  

Реалии сегодняшнего дня позволяют утверждать, что реформаторские усилия, направленные только на изменение правовых и организационных основ правоохранительной деятельности, не приводят к ожидаемым обществом результатам. Вымывание из правоохранительных органов «профессионального ядра», резкое омоложение практических подразделений милиции, ухудшение имиджа сотрудников ОВД в восприятии обычных граждан обуславливают важность и насущность проведения научных исследований, посвященных проблемам правоохранителя как субъекта профессиональной деятельности.

В процессе научного поиска психологических основ анализа категории «субъект правоохранительной деятельности» необходимо учитывать возможности разных уровней методологии: философского, общенаучного, конкретно-научного, уровня методики и техники исследования. «Формулирование 1-3 уровня методологии позволяет не переоценить меру единства знаний более низких уровней (попытки дать им философское или мировоззренческое звучание), а также возможностей непосредственного переноса положений и закономерностей, сформулированных на более высоком уровне обобщения, без преломления, конкретизации их на материале конкретных отраслей знаний» [3, с. 19-21].

Общий методологический каркас избранного подхода к психологическому анализу субъекта правоохранительной деятельности, безусловно, должен опираться на важные для проведения конкретного психологического исследования принципы теории познания, а именно: принцип возможности познания внутреннего мира субъекта, принцип единства субъекта и объекта психологического познания, принцип развития, исторический принцип, принцип отражения, принцип целостности. 

Наши философские убеждения сформировались под влиянием представления о необходимости анализа и понимания человека не только в пространстве, не только во времени, но также в протяженности - в биологическом пространстве - времени, автором которого является  П. Теяр де Шарден [8]. Ключевые позиции его эволюционной теории антропогенеза опираются на предпосылку, что переход от предчеловека к «человеку разумному» - это прыжок в антропогенезе, вызванный внутренними силами самого нашего предка.

Базируясь на тезисах вышеупомянутой теории, мы можем утверждать, что проведение конкретного психологического анализа субъекта правоохранительной деятельности должно основываться на следующих фундаментальных положениях:

- эволюционное развитие побуждает исследователей к проведению научных поисков в направлении комплексного анализа феномена человека;

- в комплексном подходе к исследованию человека психология, как наука о психическом, занимает ведущее место;

- будущее человека - в коллективной форме организации;

- при этом социогенез не противостоит личностному развитию человека.

Указанное предопределяет методологические ориентиры психологического анализа субъекта правоохранительной деятельности: необходимость комплексного и интегративного исследования; анализа психологии субъекта в системе социальных связей правоохранительной деятельности; исследование социальных качеств субъекта как отправной точки его отображения в пространстве социально значимой профессиональной деятельности.

Комплексный подход в психологическом анализе субъекта правоохранительной деятельности, по нашему мнению, должен опираться на результаты фундаментальных исследований Б. Г. Ананьева, отображенные в его основных работах: «О проблемах современного человекознания» и «Человек как предмет познания».

Положения эволюционной теории антропогенеза и комплексного подхода Б. Г. Ананьева предполагают, прежде всего, онтологическое понимание  обсуждаемой проблемы. Полнота ее анализа требует обращения к источникам понимания  динамического аспекта. Наши философские воззрения предполагают наличие гипотезы о тенденции самоорганизации человеческого сообщества согласно синергетической концепции. В то же время  рассмотрение психогенеза человека с позиции обозначенной концепции также, на наш взгляд, имеет определенные перспективы. «Синергетика формирует целостное видение объектов. Для нее характерно понимание, что целое является не сложнее составляющего, оно просто совсем другое. Самоорганизация может рассматриваться как явление, органически связанное с сущностью системы, ее жизнедеятельностью и способностью к самоуправлению, самокоррекции, саморегуляции, с учетом плюрализма внешних и внутренних условий. Самоорганизация является  признаком систем, которые имеют запас развития и движения. Она связана с совершенствованием и саморазвитием систем, способных накапливать и использовать прошлый опыт... происходит переход от внешнего к внутреннему, от количественного критерия к качественному. При этом переосмысливается принцип причинности. Причина перемещается с внешней среды во внутреннюю; ее ищут не во внешнем, механическом воздействии, а в саморазвитии. Таким образом, вместо наблюдения за внешними признаками объекта, предмета, процессу необходима сосредоточенность на его внутреннем мире...» [9, с. 325].

Наличие в ходе психогенеза и профессиогенеза человека стремления к устойчивости путем самоорганизации - идея, которая может быть рассмотрена детальнее при условии использования аппарата теории самоорганизации целостности психогенеза и социогенеза, предложенной Г. М. Васильевым и  В. М. Келасьевым [1]. Основываясь на постулатах упомянутой теории, по нашему мнению, необходимо отметить следующее:

- самоорганизации понимаются нами как совокупность процессов, вызванных вхождением в некоторую целостность и характеризующихся тенденцией к совмещению. Эта тенденция, накладываясь на первоначальные свойства человека, вызывает появление новых качеств как результата собственного отражения ее в окружающем мире с помощью самоотражения и рефлексии. Комплекс новых качеств проявляется в бытии в виде активности субъекта;

- тенденция к совмещению характерна не только для отдельного субъекта правоохранительной деятельности - она имманентна всей совокупности сотрудников и может быть отображена с помощью понятий, присущих социальной психологии (групповые нормы, групповые ценности и т.д.). Эта предпосылка является существенной при анализе факторов процесса становления профессионала - сотрудника правоохранительных органов, в том числе социокультурного происхождения (например, существующий имидж сотрудников милиции в обществе, наличие формальных и неформальных норм и ценностей, присущих сотрудникам как макрокультурному сообществу);

- ключевым моментом возникновения тенденции к самоорганизации в процессе профессиогенеза человека является вхождение его в целостность (правоохранительные органы). При этом самоорганизация, во-первых,  порождается самой тенденцией к совмещению, во-вторых, - ее результатами, новыми возникающими качествами;

- сама целостность (система правоохранительных органов) имеет некоторые свойства самосохранения, саморегуляции своей устойчивости. Это позволяет с нетрадиционных позиций рассмотреть формирование мотивационной составляющей становления субъекта правоохранительных органов в процессе профессиогенеза.

Сказанное обуславливает наше внимание к основным принципам конкретно-научного уровня методологии, позволяющим выявить объяснительные механизмы процесса профессионального становления субъекта правоохранительной деятельности.

К основным принципам указанного уровня относятся: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип системно-структурного анализа, принцип активности.

Первый из упомянутых нами принципов - принцип детерминизма. В свое время С. Л. Рубинштейн назвал проблему причинного детерминирования явлений «центральной узловой проблемой научной методологии» [7, с. 355]. Понимание принципа детерминизма в психологии, согласно его взглядам, возможно только с помощью включения сущности внутреннего источника человека. Полностью соглашаясь с приведенным мнением, мы рассматриваем проблему гнозиса онтогенеза субъекта правоохранительной деятельности как узловую для реализации актуальных заданий реформирования и оптимизации профессиональной деятельности, а также системы органов внутренних дел в целом. 

Эвристичность применения принципа единства сознания и деятельности для анализа психологии субъекта правоохранительной деятельности исчерпывающе позволяет проиллюстрировать мысль С. Л. Рубинштейна: «деятельность и действие не имеют для нас ошеломляющего значения. Любое действие и любая деятельность предполагают действующего индивида, субъекта этой деятельности. Однако сам этот субъект и его психические свойства проявляются и формируются в этой деятельности. Мы изучаем не личность и деятельность, а личность - сознательный субъект практической и теоретической деятельности» [7, с. 100].

«Природа и сущность любых явлений объективной действительности лучше всего познаются, если эти явления рассматриваются в их возникновении, становлении, в их развитии. Это касается и познания психических явлений» [4, с. 118]. Приведенные слова известного украинского психолога Г. С. Костюка обуславливают наш интерес к положениям принципа развития в исследовании психологии субъекта правоохранительной деятельности, тем более, если исследователя интересуют проблемы его профессионального становления. Так как «только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики» [5, с. 100]. Вышесказанное может быть применимо в конкретном экспериментальном исследовании для объяснения нелинейности, неравномерности и зигзагоподобия процесса профессионального становления субъекта правоохранительной деятельности.

Важным тезисом для полноты анализа обсуждаемых проблем, по нашему мнению, выступает следующий: «принцип детерминизма постепенно, через принцип развития, конкретизируется в принципе системности, согласно с которым психика рассматривается как особая открытая система с обратной связью. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляцию взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне индивида), с созданными культурно-историческими ценностями общества и предметного уровня (на уровне личности) [10, с. 31]. Упомянутые размышления В. В. Рыбалки позволяют акцентировать внимание на исследовании личностных детерминант субъекта правоохранительной деятельности как наиболее значимых для протекания процесса его профессионального становления. Сказанное обуславливает значимость использования в конкретном психологическом исследовании принципа системности.

Использование принципа активности обосновано тем, что активность человека предопределена самой его природой, поскольку в процессе жизнедеятельности является основным условием его существования. Наиболее удачную, на наш взгляд, трактовку активности предложил В. А. Петровский [6].  Активность рассматривается им как явление, вплетенное в три последовательных этапа в истории становления деятельности:

  • 1) функционирование или жизнедеятельность человека как простейшие проявления жизни - может быть описана в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования фатально, ибо их способность функционирования недостаточна для преодоления возникающих барьеров;
  • 2) деятельность как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущему уровню развития ограничения. С помощью деятельности субъект получает возможность достигнуть предмета, ранее отдаленного от него, но необходимого для функционирования;
  • 3) активность как высший уровень развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, направленные на обеспечения и поддержку самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются в середине предыдущих деятельностей и перерастают в деятельность самодетерминирующего характера, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

Именно системный характер активности субъекта позволяет установить и объяснить в полной мере все психологические особенности генезиса профессионального развития сотрудника правоохранительных органов в ходе его профессиональной жизни.

В заключение изложения особенностей конкретно-научного уровня исследования субъекта правоохранительной деятельности, мы считаем важным акцентировать внимание на том, что наиболее рациональными методологическими основами для психологического анализа поднятых для обсуждения проблем является субъектно-деятельностный и системный подходы, нашедшие свое развитие в работах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, В. А. Брушлинского, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др. Правоохранительная деятельность - это система целенаправленной активности субъекта. Субъектно-деятельностный подход позволяет определить, что наиболее существенное значение при рассмотрении источников активности следует придавать учету внешних обстоятельств и внутренних возможностей субъектов правоохранительной деятельности. Главными основаниями возникновения и развития профессиональной активности сотрудника выступают разрушительные или конструктивные противоречия, являющиеся результатами столкновения внешних и внутренних условий.

Анализ профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, как проявления субъектной активности и результата соотношения внешних и внутренних условий ее детерминации является производным для определения психологических особенностей субъекта. По нашему мнению, взаимосвязь приведенных конструктов может быть раскрыта путем  осуществления: во-первых, анализа социального контура профессиональной деятельности субъекта; во-вторых, системно-структурного описания правоохранительной деятельности (модель, которая раскрывает сущность и может служить основой и инструментарием для определения основных путей ее усовершенствования);  в-третьих, анализа профессионального общения как эксплицитной сущности большинства форм активности субъекта правоохранительной деятельности; в-четвертых, рассмотрения особенностей функционирования и динамики этой активности в рамках профессиональной жизни, то есть акмеологический аспект.

Практическая реализация охарактеризованных выше принципов, на наш взгляд, наилучшим образом возможна с помощью лонгитюдного метода. Именно его использование позволяет в «чистом» виде проанализировать сущность сложных взаимосвязей внутренних условий субъекта и обуславливающих их проявление внешних воздействий профессиональной деятельности.

Обобщая результаты изложенного, мы считаем уместным вспомнить высказывание   Л. С. Выготского, а именно: «ни в одной научной отрасли результаты конкретного исследования не зависят в такой мере прямо и опосредовано от используемых методологических посылов и приемов, как в психологии» [2, с. 218].  

Рецензенты:

Казмиренко В. П., доктор психологических наук, профессор, заведующий лаборатории фундаментальных и прикладных проблем общения Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев.

Медведев В. С., доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры практической психологии  Национальной академии внутренних дел, г. Киев.


Библиографическая ссылка

Кудермина Е.И. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СУБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7787 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674