Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ-ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАМКАХ СТРУКТУРЫ ООП

Софронова Т.В. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», Институт физической культуры, спорта и здоровья
В статье рассмотрены направления развития информационно-коммуникационной компетентности студентов – будущих педагогов по физической культуре. Информационно-коммуникационная компетентность предполагает наличие умений по работе с различной информацией, умение создавать и использовать готовые информационно-образовательные и электронно-образовательные ресурсы в учебной и будущей профессиональной деятельности. Включение студентов во все виды образовательной деятельности, предусмотренные основной образовательной программой обучения педагогов-бакалавров по физической культуре, способствует формированию профессиональных компетенций, в том числе и ИКТ-компетентности. В статье выделены компоненты информационно-коммуникационной компетентности, которыми овладевает студент в процессе изучения предметов математического и естественнонаучного, гуманитарного, социального и экономического циклов, а также специальных предметов профессионального цикла, во время педагогической практики, в процессе научно-исследовательской деятельности, при подготовке к итоговой государственной аттестации.
компоненты информационно-коммуникационной компетентности
информационно-коммуникационная компетентность
1. Воронов А. П. Имитационное биомеханическое моделирование как метод изучения двигательных действий человека // Теор. и практ. физ. культ. – 2004. – № 2. – С. 35-42.
2. Дикарева И. Г. Структура информационной компетентности учителя биологии // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2011. – Вып. 2. – Сер.: Инновационное образование: методология и практика. – С. 79–82.
3. Лапчик М. П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. –
URL: www.science-education.ru/101-5515 (дата обращения: 13.10.2012).
4. Петров П. К. Современные информационные технологии в системе повышения квалификации и непрерывном образовании специалистов по физической культуре и спорту // Теор. и практ. физ. культ. – 2001. – № 12. – С. 6 – 9.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») / URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения: 20.10.2012).

Активное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу высшего образования привело к глобальным изменениям условий функционирования вузов, которые вызывают необходимость пересмотра многих традиционных подходов к организации их работы и используемых образовательных технологий. Переход на ФГОС требует обновления профессионально-педагогической подготовки бакалавров – будущих учителей физкультуры в институтах и на факультетах физической культуры, в особенности в области информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью обеспечения формирования профессиональных компетентностей и ИКТ-компетентности как части профессиональных компетентностей [3].

Под ИКТ-компетентностью будущего учителя физической культуры будем понимать качество личности, проявляющееся в способности организации, осуществлении и управлении учебно-воспитательным процессом по физической культуре, профессиональном самообразовании на основе знаний и умений в области ИКТ, способов работы с информацией и выполнения информационных процедур. Сегодняшний студент института физической культуры (ИФК) осознает потребность в использовании информационно- коммуникационных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности, и важно сформировать у него умения находить нужную информацию, осмысливать ее, внедрять в свою практическую деятельность, откликаться на инновационный опыт, а также создавать, апробировать современные обучающие электронные ресурсы на основе мультимедиа, уметь их распространять в целях повышения эффективности обучающего, воспитательного и тренировочного процесса.

Основой комплексного подхода к формированию ИКТ-компетентности будущих педагогов по физической культуре является ООП, определяющая виды профессиональной деятельности. В результате освоения ООП бакалавриата должен быть сформирован всем известный список компетенций, который, на наш взгляд, не в полной мере отражает требования к формированию ИКТ-компетентности современного педагога. Этот недостаток может быть скорректирован в институте с помощью предметного и методического наполнения структуры ООП. При изучении предметов всех циклов ООП и разделов возможно достичь необходимого уровня сформированности ИКТ-компетентности будущих педагогов с учетом профиля обучения.

ИКТ-компетентность будущего учителя физической культуры формируется не только при изучении дисциплин, связанных с информатикой, расширению и углублению ИКТ-компетенции способствует изучение всех дисциплин, включенных в ООП, участие студентов во всех видах образовательной деятельности. Студент оказывается в условиях, когда ему необходимо самому владеть различными способам работы с информацией и организовывать деятельность по выполнению различных информационных процедур, уметь находить и использовать ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы – информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. Таким образом, спектр компонентов ИКТ-компетентности в процессе освоения ООП, учебной, педагогической и научно-исследовательской деятельности студента постоянно расширяется, отражая непрерывность процесса информатизации образования и общества [2].

Рассмотрим компоненты ИКТ-компетентности студентов-бакалавров, будущих педагогов по физической культуре, которые формируются при освоении ООП в процессе предметного обучения по всем циклам ООП, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации [5] и в комплексе обеспечат эффективное формирование ИКТ-компетентности.

Таблица 1

Компоненты ИКТ-компетентности в структуре ООП

Учебный цикл/раздел

Компоненты ИКТ-компетентности

Математический и естественно-научный, гуманитарный, социальный и экономический циклы

Изучение предметов математического и естественнонаучного цикла

Предметы «Основы математической обработки информации», «Информатика» и «Информационные технологии» становятся источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании. Здесь формируются умения, связанные с поиском, структурированием и систематизацией, хранением, переработкой, применением и представлением полученной информации, т. е. с выполнением технологических действий с различными видами информации, представлением информации с использованием персонального компьютера. Например, на занятиях по информатике студенты учатся работать в средах Word, Excel, Access, делать презентации, пользоваться электронной почтой, создают несложные ЭОР по изучаемым предметам, на занятиях по компьютерной обработке экспериментальных данных они получают знания и умения по основам статистической обработке данных в программах Excel, SPSS, узнают области применения статистических методов, интерпретацию результатов статистической обработки, строят графики и диаграммы. На занятиях по предмету Информационные технологии студенты учатся работать со средствами коммуникации, учатся создавать интерактивные ЭОР, которые можно использовать в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные предметы способствуют усвоению технологических умений в области применения ИКТ, что позволяет студентам чувствовать себя уверенными пользователями при использовании ИОР и ЭОР на других занятиях. Таким образом, прочие предметы этого цикла являются потребителями вышеперечисленных умений.

Кроме того, существует множество ИОР и ЭОР (программно-педагогических средств, мультимедийных контролирующих и обучающих программ, систем многоцелевого назначения, демонстрационных материалов, баз данных и справочно-информационные систем, Web-страниц), методических ресурсов, коммуникаций, информационных процессов и информационных взаимодействий внутри любого предмета любого цикла, которым должен уметь пользоваться студент. В современном образовании они стали атрибутом каждого предметного учебного процесса.

Профессио-нальный цикл и раздел физической культуры

Изучение предметов профессионального цикла

Из потребностей самих этих предметов вытекает наличие межпредметной связи с вышеперечисленными. Однако использование средств ИКТ в процессе освоения базовых и физкультурно-спортивных дисциплин на факультетах и институтах физической культуры остается крайне низким. Часто бывает, что преподаватель-предметник замкнут в своем предмете, знает его содержание, методы и специфику, но методическая система образовательного предмета замкнута в своей области, сосредоточена на своих целях, методах, содержании, поэтому не реализуются межпредметные связи. В таких случаях необходима разработка и поиск информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов по предметам профессионального цикла, модернизации учебных курсов с использованием новых информационных технологий, знаний о ресурсном потенциале других предметов. ИКТ-компетентность студентов будет формироваться в процессе работы с:

- мультимедийными обучающими системами по специальным предметам;

- контролирующими программами и тестами;

- базами данных образовательного и специального назначения;

- мультимедийными лекциями;

- цифровыми видеофильмами;

- использованием интерактивной доски, проектора и другого оборудования;

- специализированными информационно-тематическими комплексами по различным дисциплинам (аэробика, гимнастика, легкая атлетика и др.).

Приведем несколько примеров. На занятиях по спортивным дисциплинам студенты могут работать с видеоматериалами, базами данных, демонстрационными программами, контролирующими и обучающими программами, могут готовить собственные ЭОР по предметам. На предмете «Технические и аудиовизуальные средства обучения» студенты знакомятся с технологиями обучения и дидактическими возможностями программно-педагогических средств, мультимедийным оборудованием и его возможностями в физкультурно-педагогической деятельности. В курсе по спортивной метрологии подробно рассматриваются вопросы математико-статистической обработки результатов спортивно-педагогической работы на компьютере, изучаются требования к оформлению студенческих работ (контрольных, курсовых, квалификационных). Занятия по основам научно-методической деятельности позволяют расширить знания студентов по использованию ИКТ в процессе поиска научно-методической информации. На занятиях по биомеханике студенты знакомятся с технологией биомеханического анализа двигательных действий с помощью компьютера, оцифровке видеозаписей. В сети Интернет студенты могут ознакомиться с такими специализированными информационными комплексами, как «Атлетическая подготовка», «Техника метания гранаты», «Аэробика, шейпинг...», «Гибкость» и другими ресурсами.

Наиболее распространенными являются следующие ресурсы: прикладные программные продукты и автоматизированные системы, позволяющие оптимизировать управление тренировочным процессом и улучшить качество технической подготовленности спортсменов, обучающие системы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, спортивно-педагогическим дисциплинам, математической статистике, спортивной метрологии, биомеханике, восточным единоборствам, программы, позволяющие проводить имитационное моделирование адаптационных процессов, протекающих в организме спортсменов. Разработчики предполагают, что использование этих ресурсов позволит повысить эффективность учебного процесса при проведении занятий по биохимии, физиологии и биомеханике и другим предметам, восполнит недостаток необходимого спортивного, технического оборудования, в том числе и дорогостоящего. Например, метод имитационного моделирования применительно к биомеханическим задачам позволяет, не регистрируя кинематику и динамику двигательного действия, только по кинетограмме, созданной на компьютере, оценить максимальные усилия мышц, определить суставы, на которые больше всего падает нагрузка с целью предотвращения травм, рассчитать механические энергозатраты и разработать эффективные варианты двигательных действий [1].

Учебная и производст-венная практика (педагогическая)

Этот вид деятельности в первую очередь предполагает поиск и переработку ИОР и ЭОР, применительно к конкретной педагогической ситуации, умение построения педагогической деятельности с помощью новых технологий согласно дидактическим требованиям. Студент знакомится с методикой преподавания физической культуры, педагогическими и психологическими требованиями, планированием, документацией, планированием учебных материалов, организацией и проведением внеклассных мероприятий, выполняет оформление отчетов, разработок, обработку собранного материала, в том числе и статическую.

Итоговая государственная аттестация

При подготовке курсовых и квалификационных работ в зависимости от тематики студенты углубляют свои знания и умения по использованию ИКТ. Студенты должны иметь возможность и уметь свободно пользоваться базами данных и знаний, ресурсами, подготовленными в других институтах и на факультетах физической культуры. Формированию ИКТ-компетенции будущего педагога по физической культуре будет способствовать работа с такими ресурсами, как сайты библиотек и ВУЗов, спортивных федераций и союзов, базы данных по защищенным диссертациям в области педагогики и методики физической культуры, новым учебникам, статьям научных журналов и сборников докладов конференций [4], подготовленным и используемым в учебно-тренировочном процессе мультимедийным изданиям, сайты по различным видам спорта.

Кроме того, участвуя в научно-исследовательской работе, студент ИФК проявляет умение работать с исследовательскими программно-аппаратными комплексами, имеющимися в институте, проводить статистическую обработку результатов на компьютере и описывать полученные результаты, производить поиск и систематизацию информации в сетях и не только, разрабатывать Web-страницы. Часть наиболее подготовленных студентов привлекается к созданию мультимедийных контролирующих и обучающих программ, созданию мультимедийных обучающих моделей по различным предметам, новостных web-страниц, справочно-информационных систем.

Таким образом, освоение студентами ООП бакалавров-педагогов по профилю «физическая культура» в полной мере может обеспечить подготовку будущих учителей не только к работе с профессионально-ориентированными программными продуктами, но и сформировать у них целостное представление о современных информационных технологиях и возможностях их применения в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.

Как видно из таблицы 1, формирование ИКТ-компетентности студентов, будущих учителей физической культуры, в первую очередь зависит от ИКТ-компетентности кадрового состава ИФК, учета последствий воздействия информационных и коммуникационных технологий на содержание образовательной деятельности преподавателей, тренеров, сотрудников и директората ИФК, а также наличия в институте современного компьютерного и научного оборудования.

Рецензенты:

Дуркин П. К., д.п.н, профессор, профессор кафедры физической культуры Института физической культуры, спорта и здоровья, ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск.

Шабанова М. В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой методики преподавания математики, Института математики, информационных и космических технологий, ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск.


Библиографическая ссылка

Софронова Т.В. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ-ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАМКАХ СТРУКТУРЫ ООП // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7764 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674