Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗА

Игнатович Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
Статья посвящена вопросам проектирования моделей повышения квалификации научно-педагогических кадров вуза с учётом формального, неформального и информального образования. Дано определение формального образования в контексте теории и практики дополнительного профессионального образования, выделены и описаны основные действующие и потенциальные модели повышения квалификации НПР с учётом элементов неформального образования: традиционное повышение квалификации в форме 72-часовых курсов; индивидуальные и коллективные стажировки на базе ведущих российских образовательных площадок; повышение квалификации с включением элементов электронного обучения и институционализацией участия в научно-методических мероприятиях; корпоративные программы повышения квалификации, включая методические семинары, научно-методические мероприятия кафедр, факультетов; индивидуальные образовательные программы на основе модульного обучения. Выделены основные формы неформального, информального образования НПР, которые могут быть встроены в традиционную систему повышения квалификации кадров вузов.
дополнительные профессиональные образовательные программы
профессиональное развитие
научно-педагогические работники
информальное повышение квалификации
неформальное
формальное
1. Волков А. Доклад «Модель для инновационной экономики: российское образование – 2020» / А. Волков [и др.] ; под ред. Я. Кузьмина, И. Фрумина. – URL: http://www.hse.ru/data/714/734/1235/education-2020.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
2. Павлова О.В. Включение информального образовании в жизненные стратегии взрослых // Академический вестник института образования взрослых РАО. – 2011. – № 4. – С. 64-67.
3. Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ : приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18.06.1997 г. № 1221.
4. Смирнов Д.В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода : автореф. дис. … докт. педаг. наук. – Шуя, 2012.
5. European guidelines for validating non formal and informal learning. Luxemburg: European Centre for the Development of Vocational Training. – 2009.
Ориентация России на инновационную экономику, инициируемые государством изменения в системе профессионального образования (уровневая модель высшего образования, ФГОСы, участие работодателя в разработке и реализации программ и др.) требуют нового качества научно-педагогической деятельности, а соответственно, и способов подготовки и профессионального развития кадров для высшей школы.

Одним из традиционных механизмов развития научно-педагогических работников (далее НПР) вуза остаётся система повышения квалификации, представленная как внутривузовскими, так и выездными дополнительными профессиональными образовательными программами.

К сожалению, в новых изменяющихся условиях данная образовательная подсистема не справляется с решением всех стоящих перед ней задач и, как и уровневые подсистемы образования, испытывает серьезные трудности, связанные с ресурсным, в том числе кадровым, обеспечением, отсутствием отработанных механизмов проектирования актуальных программ ДПО и др.

С другой стороны, структуры повышения квалификации вузов накопили достаточно большой многоплановый опыт реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, который может стать основой для создания обновленной системы развития научно-педагогических кадров вузов на базе соответствующих структур.

Профессиональное развитие - это сложный, многомерный, многофакторный процесс, который включает в себя этапы, формы становления и развития научно-педагогического работника как профессионала, его личностные особенности и др. Профессиональное развитие шире, чем повышение квалификации (формальное образование), и сопоставимо с неформальным и информальным образованием. В этой связи решение проблемы модернизации системы дополнительного профессионального образования НПР может лежать в плоскости институционализации процессов профессионального развития НПР на основе интеграции образовательных возможностей продуктивных традиционных форм повышения квалификации и неформальных форм профессионального развития, информального образования научно-педагогических работников.

Формальное, неформальное, информальное образование - термины, которые в последние годы всё чаще используются в теории и практике образования взрослых.

Формальное образование (институциональная, официальная форма) в системе дополнительного профессионального образования (далее ДПО) связано с освоением слушателями специально разработанных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Реализация программ осуществляется в «организованной и структурированной среде» [5], результаты обучения подтверждаются соответствующим документом, чему предшествует обязательная итоговая аттестация в форме зачета, экзамена, защиты реферата (краткосрочные программы) или аттестационной работы. Программы состоят из формализованных элементов, соответствующих логике и структуре учебного процесса (цель - деятельность (формы, методы, средства) - результат), и включают в себя необходимую учебно-методическую документацию (учебный, учебно-тематический план, учебная программа модулей/курса/дисциплин).

Под термином «неформальное образование» (реже - неформатное образование, внутрифирменное образование) понимается частично планируемое обучение, не всегда воспринимаемое в категориях образования, но сохраняющее его черты [5]; курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры [1].

«Информальное образование» (внеформальное [4], спонтанное, самостоятельное [2]) - термин, описывающий процесс повседневной познавательной деятельности человека, результатом которого являются знания, умения, навыки, компетенции, опыт деятельности. Информальное образование «не является организованным и спланированным» [5]; не структурировано; осуществляется за пределами стандартной образовательной среды за счёт собственной активности индивидов, не обязательно носит целенаправленный характер [3]; обучающийся ставит перед собой цели и задачи сам [4], превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития [3].

Выход за рамки привычного формального образования и учёт образовательных возможностей широкой социально-культурной среды позволяет проектировать новые образовательные маршруты научно-педагогических кадров как основу их профессионального развития. В 2010-2012 гг. на базе Образовательно-инновационного центра Факультета повышения квалификации Петрозаводского государственного университета изучались модели и формы повышения квалификации НПР в формализованной и неформальной, информальной образовательной среде. Исследовался массовый опыт организации повышения квалификации на базе вузов, анализировались предложения образовательных учреждений повышения квалификации, изучались неформальные, информальные формы профессионального развития научно-педагогических кадров. Ведущая идея исследования заключается в выходе на современные образовательные программы повышения квалификации НПР на основе учета всех возможных форм профессионального развития.

В рамках данной статьи выделены и описаны современные реальные и потенциальные модели реализации программ повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов, формы неформального и информального дополнительного профессионального образования НПР вузов, которые могут быть встроены в реализацию формальных программ. Исследование выполнено на материале российских вузов. Основные методы исследования: изучение массового опыта, анализ дополнительных образовательных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов, профессиональной деятельности НПР в контексте профессионального развития, обобщение результатов; изучение нормативно-правовой базы, документов в области повышения квалификации НПР.

Анализ реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в академической среде вузов, форм профессионального развития НПР позволяет выделить основные вариативные модели формального образования (повышения квалификации) научно-педагогических кадров.

Модель 1. Повышение квалификации в форме традиционных 72-часовых программ дополнительного профессионального образования на базе факультетов повышения квалификации и учебных центров вузов. Заказчиком программ выступает Министерство образования и науки Российской Федерации, выделяющее федеральную субсидию на реализацию программ с учётом предложений вузов.

В данной форме в 2009-2011 годах реализовывалась следующая тематика: актуальные вопросы реализации ФГОС; современные технологии образовательного процесса, информатизация образования; инновационная деятельность в образовании; вопросы повышения квалификации педагогических кадров по приоритетным направлениям науки, техники, критическим технологиям, в т.ч. по энергосберегающим и энергоэффективным технологиям, а также вопросы повышения квалификации педагогических кадров по инженерным специальностям; ядерным технологиям; информационным технологиям; биоинформационным и биотехнологиям; современным производственным технологиям туризма и сервиса; по приоритетным направлениям науки, техники, критическим технологиям, в т.ч. связанным с организацией сервиса по предоставлению образовательных, медицинских и других услуг инвалидам; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров в области правовых аспектов профессиональной деятельности, включая вопросы интеллектуальной собственности; в области экологии и природопользования, а также по вопросам профилактики здорового образа жизни; в области теологии; по программам «Комплексная безопасность», «Безопасность жизнедеятельности», включая вопросы противодействия терроризму; опыт вузов и учреждений дополнительного профессионального образования по реализации инновационных образовательных программ дополнительного профессионального образования; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров, включая вопросы по организации и проведению повышения квалификации и переподготовки взрослого населения.

В 2012 году выделено три приоритетных направления разработки программ в рамках указанной модели, что существенно ограничивает их образовательную ценность в профессиональном развитии НПР: 1) современные образовательные технологии, в т.ч. дистанционного и электронного обучения; 2) новые формы управления образовательным процессом; проектный подход к управлению качеством образования; 3) совершенствование образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС, разработка самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов, создание междисциплинарных образовательных программ с учётом требований работодателя.

Предполагается, что через эту модель повышения квалификации ежегодно проходит до 20% НПР вуза. Сильная сторона модели: возможность прохождения обучения без отрыва от работы в течение четырех месяцев (обязательное требование к реализации программ); слабые стороны связаны с «доморощенностью» курсов, их низкой вариативностью, повторяемостью отработанных программ в течение длительного периода времени, отсутствием кадров для создания инновационных образовательных программ и др.

Модель 2. Повышение квалификации в форме традиционных 72-часовых программ дополнительного профессионального образования на базе ведущих вузов Российской Федерации осуществляется также при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, выступающего заказчиком данного типа программ.

Тематика программ дублирует приоритетные направления первой модели, но отличие программ заключается в том, что они проектируются на базе ведущих образовательных площадок, и предполагается, что в содержании программ интегрируется лучший российский и международный опыт. К слабым организационным сторонам можно отнести ограниченность доступа к данным программам - около 10-20 НПР от вуза в год.

Модель 3. Индивидуальные и коллективные стажировки на российских и зарубежных инновационных образовательных площадках.

Стажировки являются одной из официальных форм повышения квалификации кадров [3], но имеют небольшое распространение в сравнении с другими институциональными формами. В последние годы эта форма повышения квалификации научно-педагогических кадров активно распространяется в широкой академической образовательной среде.

Особенность и ценность программ стажировок для НПР заключается в 1) участии отправляющей стороны в проектировании и/или согласовании образовательной программы стажировки; 2) высокой мотивации обучающихся на освоение программы; 3) формировании и развитии основных компетенций обучающихся на основе деятельностного подхода с выходом на конкретные востребованные вузом и НПР результаты, например освоение нового оборудования, готовность развивать инновационную инфраструктуру «своего» вуза, применять полученный в процессе стажировки опыт на практике, осуществлять научно-исследовательскую деятельность с использованием новых методов, в новых направлениях и др.

Стажировки могут рассматриваться и как механизм накопления долгосрочного социального капитала принимающего и направляющего вузов, развивающих контакты в академической научной и образовательной среде, что повышает их ценность.

Модель индивидуальных и коллективных стажировок вписывается в современные тенденции развития академической мобильности кадров вузов и будет иметь дальнейшее распространение.

Модель 4. Дополнительные образовательные программы повышения квалификации с включением электронного обучения и институционализацией участия в научно-методических мероприятиях.

Научные и научно-методические мероприятия обладают серьезным образовательным и развивающим потенциалом при условии высокой мотивации и активной вовлеченности участников. В последние пять лет ряд вузов предлагает 72-часовые программы повышения квалификации, ядром которых выступает участие в научно-методических, научно-практических конференциях, семинарах-конференциях и т.п. Научно-методическое событие встраивается в качестве стажировочного или практического модуля в дополнительную профессиональную образовательную программу и дополняется другими, как правило, теоретическими модулями, изучение которых происходит самостоятельно на базе электронных форм обучения (электронные материалы). С формальной точки зрения такие программы могут считаться состоявшимися при наличии итоговой аттестации в форме зачёта, экзамена, защиты реферата или аттестационной работы и организации изучения теоретических модулей с выполнением всех требований к электронному обучению.

Выделенная модель это наглядный пример институциональных процессов в системе ДПО НПР, свидетельствующих о необходимости развития вариативных форм повышения квалификации НПР, выхода за рамки научно-образовательной тематики в сферу академической науки и предметного содержания основных образовательных программ.

Модель 5. Корпоративные программы повышения квалификации, образовательные модули, кафедральные, факультетские научно-методические мероприятия находятся на границе между формальным и неформальным обучением, так как их освоение происходит без организации итоговой аттестации и выдачи соответствующего документа по окончании программы или модуля.

Вместе с тем данная модель представляет интерес, так как является продуктивной формой удовлетворения коллективных и индивидуальных потребностей и запросов в профессиональном развитии и развитии структурных подразделений вуза, вуза в целом.

Ценность данных программ заключается в самостоятельном формировании их тематики на базе вуза с участием непосредственных участников, свободном отборе лекторов (тренеров, тьюторов и др.) исходя из задач программы, в согласовании ценностей и направлений дальнейшего развития по заявленной тематике всеми участниками программы, возможности реализовать результаты на практике.

Модель 6. Индивидуальные образовательные программы повышения квалификации в виде набора образовательных модулей и научно-методических мероприятий.

Индивидуальные дополнительные профессиональные образовательные программы это востребованный, но пока мало развитый продукт системы ДПО НПР вузов. Решение этой перспективной задачи связано как с преобразованием существующей формализованной системы ДПО, формальных дополнительных профессиональных образовательных программ, так и с институционализацией форм профессионального развития НПР, обладающих высоким образовательным потенциалом (неформальное, информальное образование).

В первом случае в качестве обязательного условия проектировании программ ДПО выступает реализация модульного подхода и индивидуальных образовательных маршрутов. Наличие достаточного количества образовательных модулей (теоретических, практических, стажировочных и др.) в академической образовательной и научной среде вуза (вузов) позволит НПР формировать свой личный маршрут профессионального развития при поддержке системы ДПО. Эта задача уже продуктивно решается в среде повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений, опыт может быть частично перенесен в систему высшего образования.

Во втором случае речь идёт о внутреннем аудите всех форм неформального и формального образования и развития НПР, выстраивании вариативных моделей повышения квалификации с учётом логики и формальных требований образовательного процесса, включая формы промежуточного и итогового контроля.

Если в формальном секторе образования взрослых можно говорить о моделях, лежащих в основе реализации программ ДПО, то в ситуации неформального и информального образования речь идёт лишь об элементах потенциальных моделей; формах, часто не учитываемых в академической среде вуза.

Нами были выделены следующие мероприятия, виды деятельности научно-педагогических работников, которые могут быть отнесены к формам неформального образования, т.к. выполняют образовательные функции, выстраиваются, как правило, в логике организации познавательной деятельности; результатом включенности НПР является новое знание, формирование и развитие компетенций, анализ профессионального опыта, постановка задач саморазвития и самоорганизации и др.:

  • - проблемные, информационные, инструктивные семинары,
  • - инструктивные совещания,
  • - тренинги, учебные, образовательные семинары;
  • - научные, научно-методические мероприятия;
  • - изучение нормативно-методических документов, в т.ч. инструкций, рекомендаций идр.;
  • - проектирование ООП, рабочих программ, УМКД, других документов;
  • - чтение статей и интервью в области предметной деятельности, методики, педагогики и образования;
  • - культурно-образовательные выезды за рубеж с целью обмена опытом (не стажировки);
  • - руководство выпускными работами обучающихся, слушателей; подготовка отзывов, рецензий на научные и учебно-исследовательские работы;
  • - подготовка научных, методических статей;
  • - подготовка учебников, учебных, учебно-методических пособий;
  • - выполнение проектов (научных, социально-образовательных), в т.ч. подготовка отчётов по их результатам;
  • - исполнение обязанностей, замещение;
  • - научный, образовательный, методический, «предметный» консалтинг;
  • - коучинг;
  • - менторинг;
  • - разбор кейсов или кейсовых ситуаций вне рамок учебной среды и др.

Практически все выделенные элементы профессиональной деятельности НПР обладают высоким образовательным потенциалом, могут быть включены в дополнительные профессиональные образовательные программы или учитываться при валидации результатов профессионального развития.

Анализ информальной среды профессионального развития НПР, практической деятельности научно-педагогических кадров позволил сформировать перечень основных форм информального образования, которые в той или иной степени могут быть учтены при проектировании программ повышения квалификации:

  • - работа в составе советов (ученых, учебно-методических, воспитательных и др.);
  • - подготовка к учебным занятиям, разработка заданий для самостоятельной работы студентов;
  • - поиск в сети Интернет;
  • - чтение информационных писем (приглашения на конференции, курсы и т.п.);
  • - спонтанное обсуждение темы, вопроса в профессиональном сообществе;
  • - взаимодействие с обучающимися в интернет-среде (электронная почта, социальная сеть);
  • - вопросы, комментарии обучающихся и мн. др.

Трудность учёта информального образования как формы повышения квалификации, его институционализации заключается в том, что оно не структурировано, часто носит ситуационный характер, отсутствует специально сформулированная цель обучения, ожидаемый результат. Вместе с тем в условиях интенсификации, усложнения профессиональной деятельности НПР вузов, наблюдаемое в последние годы, учёт образовательных возможностей информального образования позволит выйти на формирование более гибких образовательных маршрутов научно-педагогических кадров вузов, в т.ч. с учётом эргономического и синергетического эффектов. Для встраивания информальных и неформальных форм профессионального развития кадров необходимо создать соответствующие условия, связанные с развитием «культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию» [1]. Перечень таких условий находим в «Модели для инновационной экономики: российское образование - 2020». В указанном документе предлагается решать эту задачу через:

  • - создание общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов;
  • - модернизацию работы библиотек;
  • - государственную поддержку услуг дистанционного самообразования через формирование общедоступных сервисов самообразования через Интернет на основе новых технологий работы со знаниями и с сознанием;
  • - развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая будет включать центры консультирования по получению дополнительного образования при службах занятости и организации, предоставляющие услуги карьерного консультирования (профессиональной и образовательной ориентации) в школах и других учебных заведениях [1].

Очевидно, что в контексте профессионального развития научно-педагогических кадров этот перечень может быть дополнен и расширен. Помимо инструментального, технологического обеспечения инновационной системы профессионального развития с учётом всех форм и видов образования, необходима разработка вопросов валидации результатов самостоятельного неформального, информального обучения и сертификации современных программ дополнительного профессионального образования.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Программы стратегического развития ПетрГУ в рамках реализации комплекса мероприятий по развитию образовательной деятельности.

Рецензенты:

Бабакова Татьяна Анатольевна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск.

Назаров Алексей Иванович, д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей физики ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск.


Библиографическая ссылка

Игнатович Е.В. ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7541 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674