Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ – ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВЕРУЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ

Сучкова О.В.
Рассматривается психологическая функция религии – обеспечение безопасности. Социально-психологическое свойство личности «религиозность» способствует повышению психологической защищенности для верующей молодежи. Для психологической защищенности и субъективного благополучия верующих важны когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты религиозности.

В настоящее время возросла религиозная активность населения России, в частности молодежи, увеличилось количество религиозных организаций. Жизнедеятельность современной молодежи, как социальной группы, разворачивается в условиях отсутствия атеистической пропаганды, мировоззренческого плюрализма, большого количества разнородной информации религиозного плана.

Проблемы безопасности являются актуальными как для России, так и для мирового сообщества в связи с угрозами политического, военного, экономического, криминального и др. характера. Условия жизни предполагают широкий спектр угроз и опасностей не столько природного, сколько социального происхождения.

Возникает необходимость в психологических ресурсах, обеспечивающих защищенность личности. Таким ресурсом для многих становится религия, как система норм и правил, дающая гарантию защиты, воплощенная в религиозности. Нас интересует: для чего и вследствие чего человек обращается к религии, как это связано с безопасностью для собственной личности, с защищенностью?

Безопасность вообще предполагает: отсутствие опасности, угрозы, защиту от опасности, непричинение вреда. Защита – охрану, оборону, предохранение. Психологические аспекты безопасности подразумевают психические явления (состояния и свойства), отражающие безопасность (имеется ввиду психическое отражение), проявляющиеся по отношению к своей личности. Одно из них – «психологическая защищенность – устойчивое эмоциональное положительное состояние, основанное на осознании личностью стабильной возможности удовлетворения своих базовых потребностей; обеспечивается чувством принадлежности к устойчивой социальной группе, личностными возможностями, реалистичным уровнем притязаний [2, c. 368]». При анализе этого состояния следует учитывать, что важно субъективное восприятие личностью безопасности, переживание своей защищенности (И.А. Баева, Б.А. Еремеев, Т. С. Кабаченко, С.К. Рощин).

Религия отражается в психике принявшего ее человека в виде религиозности. Под религиозностью понимаем социально-психологическое свойство личности, субъективное отражение, степень принятия элементов религии, проявляющиеся в сознании и поведении личности (В.П. Баранников, В.И. Веремчук, А.И. Демьянов, М.Ф. Калашников, В.Г. Пивоваров, Д.М. Угринович, Л.Н. Ульянов, И.Н. Яблоков). Это многоплановое свойство, оно включает 5 компонентов: когнитивный компонент, как наиболее значимый, (знания, верования, убеждения); эмоциональный (чувства и эмоции, связанные с верой); поведенческий (культовое и внекультовое поведение: обряды, ритуалы); идентификационный (осознание человеком своей принадлежности к определённой конфессии и вере) и нормативно-ценностный (Е. А. Ходжаева, Е.А. Шумилова) [7].

Исследователи различных областей научного знания выделяют социальные и психологические функции религии, связанные с безопасностью для личности, опираясь не на содержательные определения религии («Что есть религия?»), а на функциональные («Как она действует?»).

Компенсаторная функция выражается в поддержке людей, испытывающих трудности (Д.Е. Мануйлова), в надежде на помощь Бога в разрешении жизненных проблем, в снятии ежедневных стрессов, сохранении покоя, в утешении (Д.В. Ольшанский Е.С. Широкалова, И.Н. Яблоков). Компенсация рассматривается в негативном ключе [3, 4, 5, 9].

В американской социальной психологии традиционно исследуется религия и благополучие, психическое здоровье и влияние религии на личность давно не сводится к простому механизму психологической защиты. В связи с этим предложена предохранительная функция религии: выявлен широкий спектр позитивного влияния религии в разрешении личностных и социальных проблем. Реабилитационная функция религии заключается в восстановлении психики после перенесения стрессогенных влияний [см. по 6]. Здесь подход более психологизирован, но действие последней осуществляется не для всех верующих; проявление функций наблюдается применительно к другому социокультурному контексту.

Содержание психологических функций религии, связанных с безопасностью и благополучием может быть раскрыто через анализ религиозного обращения. Религиозное обращение представляет собой поведенческий акт, повышение уровня религиозности, изменение идентичности, трансформацию личности в целом (P.Johnson, J.Ellens, M.Baird и др.). Причины обращения к религии в рассматриваемом аспекте следующие: преодоление страха смерти, потребность в эмоциональном успокоении, психотравма, неудовлетворенность условиями жизни [1, 4, 5, 8].

Обнаружены научные данные, отражающие связь религиозности (и других религиозно-психологических явлений) с различными психологическими аспектами безопасности. С помощью религии личность может удовлетворить потребность в безопасности (Г. Оллпорт, Решетина С.Ю., Смолян Г.Л., Г. Воббермин , J. Banerji, R. Thouless), снизить тревогу (М. Аргайл, G. Jackson и др.), устранить страхи, в том числе страх смерти (М. Аргайл, R. Thouless, G. Jackson, T. Rogers, А. Фенем, Р.М. Грановская) и т.д. Достаточное внимание уделено влиянию религиозности на субъективное благополучие, выявленное в ряде исследований (М. Аргайл, Р. Эммонс, C.Ellison, Р.А. Ахмеров и др.)

Представляется актуальным и обоснованным выделить психологическую функцию религии – обеспечение безопасности личности, исходя из семантических и психологических предпосылок. Она выводится из рассмотренных выше функций (но не сводится к ним), с опорой на данные о связи религиозности с психологическими аспектами безопасности, из причин религиозного обращения.

Цель исследования – изучить, каким образом религия, отражаясь в религиозности личности, выполняет для верующей молодежи психологическую функцию – обеспечение безопасности.

Предметом исследования являются: религиозность (и ее компоненты), психологические аспекты безопасности молодежи, выражающиеся в защищенности своей личности (психологическая защищенность и субъективное благополучие). В качестве объекта выступает – учащаяся молодежь.

МЕТОДИКА

Объем выборки составил 300 человек в возрасте от 16 до 25 лет, 137 мужчин и 163 женщины. Эмпирическая база исследования: студенты Тверского государственного университета разных факультетов; учащиеся колледжей, в том числе члены организации «Православная молодежь» г. Твери. Априорно уровень религиозности и религиозной принадлежности респондентов был неизвестен.

Процедура исследования представляла собой письменный опрос респондентов в одинаковых условиях. В качестве метода сбора данных использованы опросные методы: психологическое тестирование, анкетирование.

Методики

1. Авторская методика «Религиозность», для респондентов она названа «Отношение к религии и сверхъестественному» (имеется в виду Христианство). Содержит две субшкалы: «Конфессиональные верования» и «Нравственные нормы». Методика выявляет уровень религиозности в целом (от низкого до высокого), выраженность пяти компонентов религиозности, мотивационные аспекты. Состоит из закрытых количественных вопросов (шкала измерения – стенайны) и открытых.

2. Авторская методика «Психологическая защищенность». Методика выявляет: уровень психологической защищенности от низкого до высокого, уровень осознания личностью своих возможностей, выраженность чувств и ожиданий от малых групп (2 субшкалы соответственно). Шкала измерения – стандартная шкала стенайнов.

3. «Шкала субъективного благополучия». Автор русскоязычной адаптации Соколова В.М. Это устойчивое эмоциональное состояние, выступающее как мониторинг психологической безопасности. Методика состоит из 17 пунктов, выявляет различный уровень эмоционального комфорта. Шкала измерения – стены.

Гипотезы

1. У молодежи с большей выраженностью компонентов религиозности выше психологическая защищенность и ее составляющие (осознание своих возможностей, чувства и ожидания от малых групп, в которые включен индивид), субъективное благополучие. (Чем выше уровень религиозности, тем теснее взаимосвязь).

2. Когнитивный и поведенческий компоненты религиозности в большей степени детерминируют психологическую защищенность верующей молодежи, чем идентификационный компонент (осознание своей принадлежности к христианам).

3. Включенность в религиозную организацию является социально-психологи-ческим фактором, обуславливающим выраженность психологических аспектов безопасности по отношению к своей личности (психологическую защищенность, субъективное благополучие).

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы SPSS Версия 13.0. Проверка распределения всех переменных на нормальность осуществлялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова и показала достоверное его отличие от нормального. Применялись непараметрические критерии, корреляционный анализ по критерию Спирмена, выявление достоверности различий в уровне признаков с применением критерия Крускала-Уоллиса. Для обработки качественных данных использован контент-анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Молодежь, которая верит в существование Бога, в сотворение им мира, в его влияние на все происходящее, в существование рая, наконец, испытывающая специфические эмоции в храме, чувствует себя более психологически защищенной, переживает больший эмоциональный комфорт. Об этом говорят положительные статистически значимые взаимосвязи между компонентами религиозности и психологическими аспектами безопасности. В группе верующих (высокий уровень религиозности) обнаружены более ярковыраженные результаты: более тесные взаимосвязи (сильные и умеренные), чем во всей выборке. В группе молодежи с низким уровнем религиозности достоверных взаимосвязей не обнаружено.

Чем больше у личности молодого человека выражены конфессиональные верования, тем больше он чувствует себя защищенным, выше оценивает свои возможности, чувствует больший эмоциональный комфорт, у него не выражены страхи. Особенно сильны позитивные чувства к семье, друзьям, учебной группе: симпатия, доверие, в то же время от вышеназванных малых групп верующая молодежь в большей степени ожидает помощи, защиты и уважения. Данные подтверждают, что когнитивный и эмоциональный компоненты религиозности, интегрированные в конфессиональных верованиях, способствуют большей выраженности психологических аспектов безопасности.

Интенсивность религиозного поведения, как поведенческий компонент религиозности, способствует психологической защищенности верующей молодежи. Чем чаще человек посещает церковь, молится тем выше у него уровень психологической защищенности. Верующие, читающие религиозную литературу, в больше степени верят в свои возможности. Эти факты установлены с помощью выявления достоверных различий (p=0,000) в психологических аспектах безопасности в группах верующей молодежи с различной выраженностью религиозного поведения. Значимость интенсивности религиозного поведения можно объяснить позитивным влиянием ритуала, в данном случае религиозного, на нормализацию психических состояний.

Таблица 1. Взаимосвязи религиозности молодежи с психологическими аспектами безопасности.

 

Группа с высоким уровнем религиозности N=56

 

 

религиозность

психологические аспекты безопасности

r

р

конфессиональные верования

психологическая защищенность

0,33

0,05

осознание своих возможностей

0,34

0,05

чувства и ожидания от малых групп

0,7

0,01

субъективное благополучие

0,27

0,05

 

 

Вся выборка N=300

r

р

религиозность

психологическая защищенность

0,27

0,05

чувства и ожидания от малых групп

0,23

0,05

конфессиональные верования

психологическая защищенность

0,24

0,05

чувства и ожидания от малых групп

0,19

0,05

Идентификационный компонент религиозности менее значим для психологической защищенности верующей молодежи. Не обнаружено достоверных различий в психологических аспектах безопасности между теми, кто причисляет себя к верующим (N=215) и к неверующим. Различия в психологической защищенности «верующих» и «атеистов» на уровне тенденции (при р=0,076). Отсутствуют различия в субъективном благополучии, в субшкалах психологической защищенности «осознание своих возможностей» и «чувства и ожидания от малых групп».

Подтвердилась гипотеза о том, что включенность в религиозную организацию (социальную религиозную группу) детерминирует психологическую защищенность верующей российской молодежи. Достоверны различия в психологической защищенности членов организации «Православная молодежь» (N=28) и верующих, не состоящих в религиозной группе, она выше у первых (средний ранг 143, у остальных – средний ранг 102, р=0,001). Но в то же время члены организации ниже оценивают свои возможности осуществить потребности, исполнить желания (средние ранги: 80 и 111, р=0,001). Данные объяснимы принадлежностью к группе единомышленников, но более низкий уровень осознания своих возможностей членами организации, возможно, обусловлен влиянием групповых норм.

Данные подтверждают гипотезу о том, что различные компоненты религиозности верующей молодежи в разной степени детерминируют психологические аспекты безопасности. Когнитивный и эмоциональный компоненты, интегрированные в конфессиональных верованиях и поведенческий компонент наиболее важны. Идентификационный имеет меньшее значение, поскольку недостаточно одного отождествления себя с верующими, нужно еще разделять верования, испытывать религиозные переживания, реализовывать в поведении ценности и нормы религии.

Изучены представления обыденного сознания, т.е. самой молодежи о назначении религии вообще и о ее роли для них лично. Проанализированы качественные данные и представленность в них суждений, связанных с безопасностью и защищенностью. Предлагалось закончить предложение: «Религия нужна людям, чтобы…». Наибольший вес у категории «Безопасность» 32,6%, она включает подкатегории: «Защищенность», «Помощь, поддержка», «Преодоление страха». (Веса других категорий для сравнения: «Вера» 26,7,%, «Регулятор» 18,3%, «Объяснение» 6%, и т.д.)

Вопрос «Какие возможности дает Вам религия?» предназначался для верующих согласно самоидентификации, N=215. Возможности охарактеризованы респондентами позитивно, в ответах много общего. Наибольший вес также у категории «Безопасность» 22,9%, она включает подкатегории: «Защищенность», «Спокойствие», «Помощь, возможность совладать». (Другие категории следующие: «Духовность» 14,4%, «Вера» 19%, остальные составляют меньше процентов). Качественные данные косвенно подтверждают гипотезы исследования. В представлениях респондентов с различным уровнем религиозности присутствуют представления о том, что религия служит защите и безопасности.

Таким образом, эмпирически изучено содержание психологической функции обеспечения безопасности с помощью религии. Верующий человек чувствует себя защищенным, выше оценивает свои возможности, чувствует больший эмоциональный комфорт. Верующая молодежь испытывает позитивные чувства по отношению к малым группы, к которым принадлежит (к семье, друзьям, учебной группе), они чувствуют свою включенность в них, доверие, симпатию. Имеют место позитивные ожидания от группы, связанные с защитой и позитивным отношением к индивиду членов группы. Результаты исследования отражают специфику российской выборки.

Религиозность является для молодежи психологическим ресурсом, обеспечивающим безопасность, но это свойство личности является таковым только для верующей молодежи, лиц с высоким и средним уровнем религиозности.

Было бы ошибкой, как этической, так и психологической, и линейным упрощением рекомендовать всем осуществлять религиозное обращение, делать из атеиста верующего. Не стоит абсолютизировать значение религиозности для безопасности молодежи, его могут обусловить другие факторы и статистически это подтверждается небольшой силой корреляционных взаимосвязей. Речь идет о повышении религиозности уже верующих, причем не только о повышении уровня, но и формировании религиозности нормативной, согласованной.

ВЫВОДЫ

1. Психологическая функция религии – обеспечение безопасности верующей личности – пересекается с компенсаторной, предохранительной, реабилитационной функциями религии, но не сводится к ним. Она заключается в проявлении психологических аспектов безопасности по отношению к личности, обусловленных религией: состояний, свойств.

2. Эмпирически изучено, что социально-психологическое свойство личности «религиозность» способствует повышению безопасности для верующей молодежи. Религиозность взаимосвязана с психологической защищенностью (устойчивое позитивное состояние, где важно субъективное восприятие своей защищенности, принадлежность к группе) и с субъективным благополучием.

3. Наиболее важны для психологической защищенности и субъективного благополучия верующих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты религиозности, идентификационный менее значим. Чем выше уровень религиозности, тем выше психологическая защищенность у молодежи.

4. Принадлежность к религиозной организации является социально-психологическим фактором, детерминирующим психологическую защищенность верующей молодежи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.

2.  Еникеев М. И., Кочетков О. Л., Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 1997.

3.  Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. М.: Знание, 1975.

4.  Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001.

5.  Основы религиоведения: Учеб./Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никифоров и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Высшая школа, 2001. 480 с.

6.  Соснин В.А. Психология религии: американский опыт//Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 2.

7.  Толерантность в обществе различий: коллективная монография/Под ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова, А. Ю. Зенковой Вып. 15. Екатеринбург: Полиграфист, 2005.

8.  Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат. 1986.

9.  Широкалова Г.С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев //СоцИс. 2001, № 7. С.80-88.


Библиографическая ссылка

Сучкова О.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ – ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВЕРУЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=745 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674