Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Сибирская Е.В. 1 Петрухина Е.В. 1 Строева О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Орловский государственный университет"
Научная проблема, рассмотренная в статье, заключается в исследовании теоретических, методологических и научно-прикладных аспектов формирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства, что создает научные предпосылки для разработки концептуальных и программно-плановых документов, обеспечивающих перспективное социально-экономическое развитие малых инновационных предприятий и территорий в целом. В статье автор анализирует проблемы инновационного развития на мезоуровне; выделяет основные структурные элементы, взаимосвязи и механизмы системы поддержки малого инновационного предпринимательства. Концептуальная модель иллюстрирует регулятивно-контентный механизм данной системы, который может быть сгруппирован в четыре содержательных механизма: структурный, интегрально-параметрический, инструментальный и связующий. Методологическими принципами формирования системы инновационного развития региона должны стать: принципы целостности, синергии, разнообразия, комплексности, согласованности и принцип развития общественной инициативы.
инновационная инфраструктура
экономический рост
инновационное предпринимательство
региональная система поддержки
1. Александрин Ю. Н. Новые институты развития малого предпринимательства в инновационно-ориентированной экономике // Экономические и гуманитарные науки. – 2011. – № 3 (230). – С. 14-21.
2. Егорова М. В., Авилова В. В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект // Инновации. – 2007. – № 6. – С. 66-69.
3. Колпакиди Д. В. Использование потенциала системы государственной поддержки инновационной деятельности для развития малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере // Экономика и управление. – 2011. – № 12-2. – С. 57-61.
4. Петрухина Е. В. Основные подходы к формированию региональной инновационной системы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 3. – С. 127-146.
5. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. /Росстат. – M., 2011. – 581 с.
6. Сумина Е. В., Дергнунов В. Н., Толстихин Г. В. Инновационная модульная программа развития предпринимательской деятельности на территориях Красноярского края // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 27. – С. 11-17.
7. Фияксель Э. А., Бутрюмова Н. Н. Взаимодействие малых инновационных предприятий ранних стадий развития и элементов инфраструктуры региональной инновационной системы // Регионология. – 2010. – № 1. – С. 92-98.
8. Ross D. Doug Ross Talks about Structured Analysis // IEEE Computer. - 1985, July. URL: http: // bpm.siteedit.ru / page40. (дата обращения: 10.10.2012).
Введение

Формирование в России федеративных отношений сопровождается ориентацией на экономическую самостоятельность и самодостаточность регионов. Это предполагает создание в каждом субъекте федерации своей собственной региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства, учитывающей экономические особенности региона. Благодаря такому подходу становится возможным обнаружить нестыковки внутри системы, которые препятствуют технологическому развитию и внедрению инноваций. В данном случае наиболее ценной станет поддержка со стороны региональной власти, которая сможет улучшить взаимодействие между различными участниками инновационной деятельности и повысить активность малых инновационных предприятий, направленную на внедрение новых технологий.

Проведенный анализ работ отечественных специалистов показал наличие некоторой фрагментарности исследований в области развития инновационных процессов на мезоуровне, особенно в вопросах обеспечения условий их развития в рамках региональных систем поддержки малого инновационного предпринимательства. Методология формирования данных систем предполагает выявление и формулировку целей, задач и принципов данного процесса, декларацию методов его организации, выявление структурно-содержательных и функциональных особенностей, а также регулирующих инструментов и механизмов функционирования самого объекта преобразования.

Цель формирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства состоит в интеграции разрозненных субъектов и объектов инновационной деятельности в единую систему на мезоуровне, удовлетворяющую принципам логистической оптимальности протекающих в ней процессов и позволяющую достичь синергетических эффектов. В связи с этим возникает необходимость решения ряда задач:

-   принятие решения о необходимости формирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства руководством региона;

-   разработка методологии анализа, оценки и мониторинга региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства;

  • - организация комплексного исследования условий функционирования формируемой системы;
  • - проведение масштабной систематизации и разработка «карты эффективности» инновационной структуры и инновационной инфраструктуры региона;
  • - проведение анализа существующих и формирование недостающих институтов инновационного развития (особенно в части законодательства) с применением кластерных технологий [1];
  • - формирование инновационной и инвестиционной политики поддержки малого инновационного предпринимательства, соответствующей целям инновационного развития региона.

В соответствии с перечисленными задачами оптимальным является формирование моделей, отражающих различные стороны процесса инновационного развития региона [4]. Предлагаемая концептуальная модель иллюстрирует регулятивно-контентный механизм региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства. В состав модели включены элементы, относящиеся к различным срезам системы и несущие соответственно различную функционально-смысловую нагрузку. Весь регулятивно-контентный механизм может быть сгруппирован в четыре содержательных механизма: структурный, интегрально-параметрический, инструментальный и связующий.

  • 1. Структурный механизм представлен инновационной структурой и инновационной инфраструктурой региона и составляет основу как формирования, так и дальнейшего функционирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства. В инновационной структуре представлены все основные экономические агенты, производящие и реализующие инновации на практике в том или ином виде. В своей основной массе это промышленные, научные и образовательные объекты.

Научные организации и образовательные учреждения обеспечивают начальные (идейно-поисковые и исследовательские) стадии инновационного процесса, а также выпуск кадров необходимой квалификации для научной и производственной деятельности малых инновационных предприятий. Промышленные предприятия могут также принимать участие или даже быть инициаторами ранних стадий инновационных процессов, но, как правило, в большей степени себя проявляют уже на стадии разработки опытных образцов или даже готовых технологий с целью их скорейшего внедрения и получения прибыли. Они осуществляют апробацию инноваций на рынке, тиражируя их в случае успеха и неся на себе все риски в случае возможной неудачи. Роль малых инновационных предприятий проявляется практически на всех этапах инновационного процесса. Они могут быть активными участниками НИОКР: обычно либо в виде самостоятельных венчурных фирм, либо в форме так называемых спин-офф крупных промышленных компаний. В рамках деятельности малых инновационных предприятий могут отрабатываться опытные модели и образцы, выпускаться опытные партии. И, наконец, они могут производить продукцию малыми сериями с целью апробации ее на рынке. Значение финансово-промышленных групп состоит в консолидации финансовых и материальных средств для более эффективного их использования, в том числе в сфере инновационной деятельности. Особые экономические зоны обязаны своим включением в инновационную структуру тем, что они, как правило, создаются под определенное инновационное направление с целью ускоренной его разработки в режиме максимального благоприятствования [7].

Инновационная инфраструктура является неотъемлемым элементом в обеспечении эффективного протекания инновационных процессов и представляет собой систему поддержи инновационной деятельности во всевозможных организационных формах и широком спектре услуг. Именно она материализует взаимодействие структурных объектов региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства и служит трансферным механизмом в процессе этого взаимодействия, позволяя инновациям получать импульс для своего распространения и развития. Инновационная инфраструктура России в настоящее время насчитывает более 120 активно действующих технопарков и инновационно-технологических центров. В них работает 1200 малых предприятий с общим числом сотрудников около 20 000 человек и объемом производства свыше 30 млрд руб. в год. Создано 86 центров трансферта технологий, которые оказывают содействие более чем 2000 организаций (ВУЗам, институтам РАН, отраслевым НИИ), а также 10 национальных информационно-аналитических центров для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала [5].

2. Интегрально-параметрический механизм включает инновационную восприимчивость и инновационный потенциал региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства. Это два наиболее важных интегральных индикатора, позволяющих охарактеризовать состояние данной системы, возможности и направления ее дальнейшего развития.

Инновационный потенциал является общепринятой, иногда практически единственной рассматриваемой характеристикой в области инновационной деятельности экономической системы любого уровня. Несмотря на это, до сих пор отсутствует единый подход к составу его показателей. Инновационный потенциал объединяет в себе характеристики всех видов ресурсов, непосредственно участвующих в реализации инновационного процесса.

Инновационная восприимчивость региона играет двоякую роль. С одной стороны, она несет в себе потенциал использования нововведений, начиная от промышленного и заканчивая потребительским уровнями экономики, а с другой, дает импульс развитию инновационного потенциала и всех остальных элементов региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства.

3. К инструментальному механизму относятся инновационная политика и инвестиционная политика как основные регуляторы в сфере организации и управления инновационным развитием на региональном уровне, представляющие собой наиболее явное проявление действия административного ресурса.

Инновационная политика, как правило, реализуется в виде конкретных направлений, стратегий и программ, обозначая приоритеты развития тех или иных технологических направлений, организационных форм и видов взаимодействия в области инновационной деятельности и являясь включенной частью других видов региональной политики (например, в области промышленного развития, образования, кадров и т.д.).

4. Связующий механизм образуют инновационные институты и инновационные кластеры. Это соединительная ткань региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства, основной механизм действия которой определяется рынком и человеческим фактором и реализуется в процессе применения законов, заключения и выполнения договоров, соглашений, договоренностей и пр.

Инновационные институты, представляя, по сути, набор формальных и неформальных правил взаимодействия между организациями, людьми и т.д., в процессе осуществления инновационной деятельности, в основе своего функционирования содержат так называемый трансакционный механизм, проявляющийся в виде совокупности договоров между людьми, касающихся способов осуществления кооперации и ведения конкурентной борьбы. Последний, в свою очередь, приводит к возникновению трансакционных издержек, в которых заложен потенциал снижения затрат на инновационную деятельность  [1].

Во многом сходен механизм воздействия и инновационных кластеров, позволяющих, в первую очередь, значительно облегчить и ускорить процессы обмена научной информацией и технологиями между малыми инновационными предприятиями кластера, тем самым повышая конкурентоспособность не только предприятий-членов кластера, но и всего региона в целом.

Методологическими принципами формирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства должны стать следующие:

  • принцип целостности - элементы системы, обладая определенной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны друг с другом, и успешное развитие каждого из них не может осуществляться без согласованного развития других;
  • принцип синергии - генерация и использование дополнительного эффекта за счет взаимосвязей и взаимодействий;
  • принцип разнообразия - адекватность модели соответствующим условиям и определенным стратегическим целям;
  • принцип развития общественной инициативы - участие в данном процессе региональных органов власти и общественных структур; такое взаимодействие позволяет мобилизовать общественную инициативу на решение важных региональных задач;
  • принцип комплексности - вовлечение в сферу инновационной деятельности всех участников инновационного процесса при активизирующей и направляющей роли представительных органов власти, общественных организаций и трудовых коллективов в выборе наилучших форм участия и воздействия на принятие глобальных и локальных решений;
  • принцип согласованности, означающий, что взаимодействия между относительно автономными элементами модели должны быть в целом согласованы с основными целями регионального развития.

Развитие элементов рассматриваемой региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства происходит на основе принципа комплексности, достижение которого означает переход региона в новое качественное состояние, позволяющее обеспечивать наилучшие показатели взаимодействия основных участников инновационного процесса при определенных исходных финансовых, материальных и трудовых ресурсах. Особенностью результатов инновационной деятельности в рассматриваемой инновационной системе является целевая установка показателей и критериев инновационной деятельности: не количество исследовательских подразделений, а результат, имеющий инновационную составляющую; новые технологии, имеющие научное и прикладное значение; патенты и т. п.

В этой связи специалисты предлагают придерживаться определенной схемы поддержки малого инновационного предпринимательства, разработанной на основе методологии SADT. Технология структурного анализа и проектирования (SADT - Structured Analyses and Design Technique) является одной из самых известных и широко используемых сегодня в мире методологий (её автор Дуглас Т. Росс) [8]. Стандартизованная часть SADT известна в коммерческом мире в виде аббревиатуры IDEFO. Главная идея методологии состоит в следующем: ресурс (вход) при наличии мотивации (управления) преобразуется в продукт (выход) с помощью исполнителя («механизма»). Вторая центральная идея SADT - концепция «декомпозиции», отражающая иерархическую многоуровневую модульную систему. SADT является единственной методологией, которая легко отражает такие характеристики системы, как управление, обратная связь и исполнители. Кроме того, широкое использование SADT показало, что ее можно сочетать с другими структурными методами, каковой, например, является методология кластерного анализа, которая центральное внимание уделяет комплексу взаимосвязей между участниками инновационной деятельности.

В современных российских условиях императивы формирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства должны включать следующие обязательные элементы:

  • - внедрение механизма воздействия региональных органов власти, направленного на повышение инновационной активности малых инновационных предприятий на основе реструктуризации системы приоритетов научно-технологического развития и разработки инновационно-ориентированных программ;
  • - внедрение институциональных механизмов отбора проектов малых инновационных предприятий, комплексной оценки их эффективности и организация их прямого финансирования через систему конкурсных программ;
  • - обеспечение информационной поддержки деятельности всех участников региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства посредством организации частичного или полного финансирования мероприятий по представлению перспективных разработок на выставках и ярмарках новых технологий;
  • - обеспечение нормативно-правового регулирования инновационной деятельности, в том числе разработка комплексной системы правовой охраны и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • - создание регионального научно-исследовательского центра с целью научного обоснования и развития теории инновационного предпринимательства и коммерциализации интеллектуального продукта;
  • - создание гибкой и разнообразной системы подготовки кадров для высокотехнологичной сферы;
  • - встраивание региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства в общероссийскую и международную инновационные системы;
  • - внедрение системы «паблик рилейшнз» по созданию истории экономического успеха инновационных менеджеров, а также формированию благоприятного общественного мнения об инновационной деятельности.

Таким образом, в России, хотя и признана национальным приоритетом поддержка инновационного развития, в настоящее время разработка региональных инновационных стратегий и программ сталкивается с различными проблемами методологического характера, поскольку в отличие от западных стран экономика России находится в состоянии серьезных структурных и культурных трансформаций, формирования новой институциональной среды. Поэтому проблемы формирования целостной региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства должны найти свое отражение в целом ряде теоретических и прикладных исследований. В этом процессе полезным опытом может стать разработка и построение систем поддержки малого инновационного предпринимательства в нескольких пилотных регионах с целью выработки методологии формирования соответствующих структур и механизмов, отвечающих специфике российских условий с дальнейшей её апробацией в регионах.

Статья подготовлена по результатам госзадания ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» на 2009-2013 годы, регистрационный номер: 8.1445.2011.

Рецензенты:

Шманёв Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орёл.

Ляпина Иннара Рафаильевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального обучения и бизнеса ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.


Библиографическая ссылка

Сибирская Е.В., Петрухина Е.В., Строева О.А. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7406 (дата обращения: 17.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074