Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТА СТРЕССОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩИХ

Кунделеков А.Г. 1
1 ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, Краснодар
Исследование посвящено комплексному анализу влияния условий труда, длительности пребывания в транспортных заторах при передвижении на работу на качество жизни и здоровье работающих. В исследовании принимали участие 236 рабочих и служащих. Санитарно-гигиенические характеристики условий труда анализировались в соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса (Р 2.2.2009.-05). Длительность пребывания в транспортных заторах анализировалась с помощью разработанной анкеты, качество жизни с помощью опросника SF-36. Наличие синдрома вегетативной дистонии определяли по А. М. Вейну (2000 г.), выраженность депрессии по Зунге в адаптации Т. И. Балашова (1986 г.). Установлено, что в условиях крупного промышленного города при передвижении к месту работы 62,8 % рабочих и служащих в течение месяца проводят в транспортных заторах от 6 часов до 16 часов, а 25,0 % обследованных – более 16 часов. Неблагоприятное влияние пребывания в транспортных заторах перед началом работы на качество жизни работающих более выражено у лиц с оптимальными и допустимыми условиями труда, чем в группе с вредными условиями труда первой и второй степени. Частота встречаемости расстройств вегетативной нервной системы, признаков депрессии по результатам исследования возрастает пропорционально длительности пребывания в транспортных заторах перед началом работы и практически не зависит от условий труда.
здоровье работающих
качество жизни (КЖ)
транспортные заторы
условия труда
1. Волкодаева М. В. Зона влияния выбросов городского транспорта // Экология урбанизированных территорий. М., 2008. № 4. С. 30-33.
2. Волкодаева М. В., Полуэктова М. М. К вопросу о расчетах загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта // Экология урбанизированных территорий. М., 2008. № 3. С. 103-109.
3. Заряева Е. В. Опыт научного обоснования и внедрения методологии оценки риска в России // Здравоохранение Российской Федерации. – 2011. – №4. – С.23-24.
4. Игонин Е. Г., Катаева В. А., Попкова А. М. и др. Факторы риска и структура заболеваемости профессиональных водителей городского наземного транспорта // Сборник материалов VI Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». 2007. С.104-106.
5. Измеров Н. Ф. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008–2017 гг.: пути и перспективы реализации // Материалы Всероссийской конференции, посвященной 85-летию ГУ НИИ МТ РАМН. – Москва, 2008. – С.3-15.
6. Мирзонов В. А., Бережнова Т. А. Гигиеническая оценка неблагоприятных факторов окружающей среды, формирующих нарушение здоровья населения // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. – 2011. – Т.10, №3. – С.660-665.
7. Новик А. А. Оценка качества жизни больного в медицине / А. А. Новик, С. А. Матвеев, Т. И. Ионова // Клиническая медицина. – 2000. – № 2. – С. 10-13.
8. Приоритет здоровья работающего человека / Чернов Е., Щетинин А., Фесенко В., Стрыков П. // Охрана труда и социальное страхование. – 2006. – №5. – С.67-69.
9. Пузин Г. Н., Волынец Г. В. Заболеваемость и инвалидность вследствие профессиональных болезней в Российской Федерации // Материалы Всероссийской конференции, посвященной 85-летию ГУ НИИ МТ РАМН. – Москва, 2008. – С.250-253.
10. Степкин Ю. И., Заряева Е. В. Урбанизированная территория как зона риска для здоровья детского населения // Здоровье населения и среда обитания. – 2011. – №9. – С.4-6.

Введение

Для оценки неблагоприятного влияния условий труда на здоровье работающих используются разнообразные методы. Основным из них служит санитарно-гигиеническое исследование, направленное на анализ степени загрязнения воздуха, запыленности, уровня освещенности, шума, тяжести, напряженности трудового процесса и т.д. [5, 7, 10]. Для изучения патологических изменений в организме в ответ на воздействие неблагоприятных производственных факторов применяются методы физиологических и клинических исследований. Важно отметить, что в современных условиях здоровье человека определяется не только условиями труда, но и неблагоприятными экологическими факторами среды обитания вне трудовой деятельности, к которым относятся загрязнения атмосферного воздуха, продуктов питания, повышенный уровень шума, электромагнитное излучение и т.д. [4, 9, 10]. В данных условиях срабатывает так называемый механизм взаимоотягощения, когда эффект от отрицательного влияния одного фактора на организм человека при наличии другого может многократно усиливаться [1]. Таким образом, без учета экологической обстановки среды обитания человека при санитарно-гигиенических исследованиях может происходить переоценка неблагоприятного воздействия условий труда на организм работающего.

Среди неблагоприятных гигиенических факторов вне трудовой деятельности человека особое место занимают транспортные средства [2, 6]. В настоящее время существенный рост количества транспорта способствует загрязнению воздуха и прилегающих к магистралям территорий, повышению уровня шума в жилых районах, приводит к появлению транспортных заторов. В крупных промышленных городах России участники дорожного движения в течение суток теряют от 30 до 60 минут своего времени из-за низких скоростей движения транспорта и простоев в случае возникновения заторов [3, 8]. Длительное существование транспортных заторов ведет к повышенному потреблению топлива и, как следствие, увеличивается выброс выхлопных газов в атмосферу. Хорошо известно, что мельчайшие частицы углерода, содержащиеся в выхлопных газах, и другие токсические вещества способствуют развитию заболеваний со стороны дыхательной, пищеварительной систем организма. С другой стороны, в период пребывания в транспортных заторах пассажиры испытывают высокое психоэмоциональное напряжение, что способствует формированию депрессии, вегетативной дистонии и т.д. [3, 5, 6, 7].

Важно отметить, что практически 70 % трудоспособного населения крупных городов для того, чтобы попасть на работу, подвергаются стрессогенному воздействию транспортных заторов, в связи с чем данный фактор должен учитываться в ходе санитарно-гигиенических исследований.

Цель исследования

Комплексный анализ влияния условий труда, длительности пребывания в транспортных заторах при передвижении на работу на качество жизни и здоровье работающих.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 236 рабочих и служащих различных предприятий г. Краснодара в возрасте 35–50 лет (средний возраст 41,6±4,2 года), средний стаж работы 8,4±3,2 лет. Санитарно-гигиенические характеристики условий труда оценивались в соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Р 2.2.2009.-05). Критерием исключения из исследования были наличие хронических соматических заболеваний, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков.

Длительность пребывания в транспортных заторах (Р) анализировалась с помощью специально разработанной анкеты, в которой участники исследования отмечали время ожидания транспорта при поездке на работу вследствие транспортного затора (мин), время следования в подвижном составе (мин). На основании полученных данных определялась суммарная длительность пребывания в транспортных заторах Р за анализируемый период времени (в среднем 28-30 дней): , где Р – суммарное время пребывания в транспортных заторах при поездке на работу за n дней; tn – длительность следования в подвижном составе в n дней; tmin – минимальная длительность следования в транспортном средстве за n дней наблюдения; tож – время ожидания транспорта вследствие заторов.

Качество жизни (КЖ) изучали с помощью русской версии опросника SF-36 путем анкетирования по 8 показателям: физическая активность (ФА), роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (РФ), физическая боль (ФБ), общее здоровье (ОЗ), жизнеспособность (ЖС), социальная активность (СА), роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (РЭ), психическое здоровье (ПЗ).

Наличие синдрома вегетативной дистонии определяли с помощью опросника А. М. Вейна (2000 г.), выраженность депрессии – по Зунге в адаптации Т. И. Балашова (1986 г.).

Результаты и обсуждение

Комплексный анализ влияния длительности пребывания в транспортных заторах и условий труда на КЖ рабочих и служащих представлен в табл. 1.

Таблица 1. Влияние условий труда, длительности пребывания в транспортных заторах перед началом работы на КЖ работающих

Длительность пребывания в транспортных заторах

n

Показатели КЖ

ФА

РФ

ФБ

ОЗ

ЖС

СА

РЭ

ПЗ

1 – оптимальный класс условий труда (n=69)

< 6 часов

20

76,2±

±1,8

59,3±

±2,1

61,7±

±1,4

53,3±

±1,8

56,3±

±2,1

66,4±

±1,6

57,7±

±1,2

60,3±

±1,4

6-16 часов

33

64,7±

±1,4

55,1±

±1,6

60,2±

±1,6

48,7±

±2,4

50,4±

±1,6

60,2±

±2,1

50,4±

±1,6

57,2±

±1,8

> 16 часов

16

53,6±

±2,1

50,6±

±1,8

55,7±

±1,6

42,3±

±1,4

43,8±

±1,2

52,3±

±1,4

41,6±

±0,8

49,6±

±1,2

2 – допустимый класс условий труда (n=58)

< 6 часов

16

74,8±

±1,2

56,3±

±1,7

60,2±

±1,8

50,0±

±2,1

53,7±

±1,5

60,1±

±0,8

59,3±

±1,6

55,7±

±1,6

6-16 часов

27

67,3±

±1,6

52,8±

±2,4

55,5±

±2,1

50,9±

±1,7

48,7±

±1,4

49,2±

±1,7

51,6±

±1,4

50,1±

±1,6

> 16 часов

15

54,3±

±1,6

50,8±

±1,2

49,7±

±1,4

36,8±

±1,8

41,7±

±1,2

49,4±

±0,7

56,2±

±1,6

48,9±

±1,1

3.1 – вредный класс условий труда первой степени (n=62)

< 6 часов

17

61,7±

±1,7*

51,6±

±1,0

52,7±

±1,3*

48,4±

±1,6

50,2±

±1,4

59,2±

±2,0

50,4±

±1,6

50,2±

±0,8*

6-16 часов

31

52,6±

±1,2

42,8±

±1,4

46,3±

±1,2

40,4±

±1,4

42,2±

±0,8

48,6±

±1,2

47,4±

±1,6

45,2±

±0,9

> 16 часов

14

47,2±

±1,4

41,6±

±1,8

40,3±

±1,4

36,8±

±1,2

33,7±

±1,0

44,9±

±1,6

43,1±

±0,9

37,6±

±1,0

3.2 – вредный класс условий труда второй степени (n=47)

< 6 часов

11

51,8±

±1,2*

49,3±

±1,4*

50,3±

±1,6

45,3±

±1,6*

41,4±

±0,9

50,2±

±1,1*

43,6±

±1,8*

50,4±

±1,9*

6-16 часов

22

50,1±

±1,3

44.4±

±1,6

48,5±

±1,2

44,4±

±2,1

40,3±

±1,6

47,3±

±1,4

40,2±

±1,6

44,8±

±2,1

> 16 часов

14

47,6±

±1,4

42,3±

±1,6

44,8±

±1,2

42,1±

±1,4

40,3±

±1,1

45,2±

±0,8

37,6±

±0,9

37,4±

±0,6

* – достоверность различий с первым классом условий труда при сопоставимой длительности пребывания в транспортных заторах (Р<0,05).

Анализ представленных в табл.1 данных показывает, что значительное количество работающих (62,8 %) проводит в транспортных заторах более 6 часов в месяц, при этом длительность нахождения в «пробках» более 16 часов отмечена у 25,0 % обследованных. При изучении комплексного влияния транспортных заторов и условий труда на КЖ работающих установлено, что при сопоставимой длительности пребывания «в пробках» КЖ в большей мере снижается у рабочих с оптимальными и допустимыми классами условий труда. Так, у лиц с 1 и 2 классами условий труда при увеличении длительности пребывания в транспортных заторах с 6 часов в месяц до 16 часов и более ФА снижалась с 76,2±1,8 до 53,6±2,1, т.е. на 26,4 %, ОЗ – с 53,3±1,8 до 42,3±1,4, т.е. на 20,7 %, РЭ – с 57,7±1,4 до 41,6±0,8, т.е. на 28,1 %. Аналогичные изменения обнаруживались со стороны ПЗ, РФ, ЖС, СА. В целом, можно говорить о том, что пребывание в транспортных заторах лиц с оптимальными и допустимыми условиями труда в течение 16 часов и более в месяц снижает КЖ работающих на 25–30 %.

Важно отметить тот факт, что у лиц, занятых вредным трудом 1 и 2 степени, при минимальной длительности нахождения в транспортных заторах (<6 часов в месяц) КЖ было значительно ниже, чем у рабочих и служащих, условия труда которых соответствовали оптимальным и допустимым, при сопоставимом времени нахождения «в пробках». Так, при указанных условиях в первой группе (3.1 и 3.2 классы) ФА был равен 56,7±1,8, РФ – 49,1±1,8, ФБ – 50,3±0,9, ОЗ – 45,1±0,8, РЭ – 47,4±0,9, во второй группе (1, 2 классы) ФА – 72,8±1,6, РФ – 59,3±1,4, ОЗ – 49,7±1,3, РЭ – 57,6±1,1 (различия статистически значимы, Р<0,05).

Однако, несмотря на более низкие показатели КЖ у лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях, реакция организма на длительное пребывание в транспортных заторах оказалась менее выраженной. В группе с оптимальными условиями труда при увеличении длительности пребывания в «пробках» с 6 до 16 часов и более в месяц уровень ФА снижался на 20,1 %, ОЗ – на 19,4 %, ЖС – 24,3 %, СА – 22,2 % и ПЗ – 18,4 %, в то время как у лиц с вредным трудом второй степени – на 7,9 %, 6,6 %, 4,2 %, 3,7 % соответственно (Р<0,05). С учетом полученных данных можно констатировать, что лица, работа которых связана с тяжелыми и вредными условиями труда, в большей степени адаптированы к пребыванию в транспортных заторах.

Частота встречаемости признаков синдрома вегетативной дистонии и выраженности депрессии с учетом условий труда и длительности пребывания в транспортных заторах представлена в табл. 2.

Таблица 2. Влияние условий труда, длительности пребывания в транспортных заторах перед началом работы на частоту встречаемости синдрома вегетативной дистонии и выраженности депрессии

Длительность пребывания в транспортных заторах

n

Частота встречаемости (асб/%)

Синдром ВД

Выраженность депрессии

Нет

Легкая

Субдепрессия

Депрессия

1, 2 – оптимальный и допустимый класс условий труда (n=127)

< 6 часов

36

3/8,3

30/83,3

4/11,1

2/5,5

-

6-16 часов

60

12/20,0

45/75,0

9/15,0

5/8,3

1/1,6

> 16 часов

31

9/29,0

15/48,3

6/19,3

10/32,2

-

3.1, 3.2 – вредный класс условий труда первой и второй степени (n=109)

< 6 часов

28

4/14,2

16/57,1

8/28,5

4/14,7

-

6-16 часов

53

18/33,9*

21/39,6

34/64,1

8/15,0

-

> 16 часов

28

11/39,2*

12/42,8

10/35,7

8/28,5

2/7,1

               

* – достоверность различий между группами (Р<0,05).

Анализируя полученные данные (табл. 2), можно отметить, что истинная депрессия зарегистрирована только у одного обследованного из группы с оптимальным и допустимым классом труда и у двух с вредным классом первой и второй степени, что составило 1,2 % от общего числа рабочих и служащих, принимавших участие в исследовании. Частота встречаемости синдрома вегетативной дистонии и субкомпенсированное состояние депрессии достоверно чаще регистрировались в группе лиц с тяжелыми и вредными условиями труда. При первом и втором классе условий труда и минимальной длительности пребывания в «пробках» синдром вегетативной дистонии (СВД) зарегистрирован у 8,3 % обследованных, в то время как у лиц с вредными условиями труда 1,2 степени среди 14,2 % обследованных. При длительности пребывания в «пробках» более 16 часов среди лиц с нормальными и допустимыми условиями труда СВД наблюдался в 29,0 % случаев, при вредных условиях труда частота выявляемости данного синдрома составила 39,2 %. Депрессивное состояние во второй группе также встречалось в среднем в 1,2–1,5 раза чаще, чем в первой группе. Важно отметить, что независимо от условий труда на рабочем месте частота встречаемости СВД и признаков депрессии возрастала пропорционально длительности пребывания работающих в транспортных заторах при продвижении на работу.

В первой группе при увеличении длительности пребывания в заторах с 6 часов до 16 часов и более в месяц количество случаев СВД возрастало с 8,3 % до 29,0 % (Р<0,05), во второй группе с 14,2 % до 39,2 % (Р<0,05). Аналогичная тенденция отмечалась со стороны развития депрессивных состояний. В первой группе с увеличением длительности пребывания в «пробках» количество субдепрессивных состояний увеличивалось с 5,5 % до 32,2 % (Р<0,05), во второй группе – с 14,7 % до 28,5 % (Р<0,05).

Выводы

1. На примере г. Краснодара установлено, что в условиях крупного промышленного города при передвижении к месту работы 62,8 % рабочих и служащих в течение месяца проводят в транспортных заторах от 6 часов до 16 часов, а 25,0 % обследованных более 16 часов.

2. Неблагоприятное влияние длительности пребывания в транспортных заторах перед началом работы на качество жизни работающих более выражено у лиц с оптимальными и допустимыми условиями труда, чем в группе обследованных с вредными условиями труда первой и второй степени.

3. Частота встречаемости расстройств вегетативной нервной системы, признаков депрессии возрастает пропорционально длительности пребывания в транспортных заторах перед началом работы и практически не зависит от условий труда.

Рецензенты:

Редько Андрей Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «КубГМУ» Минздравсоцразвития России, г. Краснодар.

Нефедов Пётр Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены с экологией ГБОУ ВПО «КубГМУ» Минздравсоцразвития России, г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Кунделеков А.Г. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТА СТРЕССОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7366 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674