Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВВ МВД РОССИИ

Андруник А.П. 1 Лымарев В.Н. 1
1 Пермский военный институт внутренних войск МВД России, Пермь
В данной статье рассматриваются значимые для армии, а также подразделений внутренних войск проблемы военно-профессиональной мотивации курсантов вузов; подготовки будущих кадровых офицеров к деятельности по предназначению. Как психическое явление мотивация трактуется по-разному: как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение; как система мотивов; как побуждение, вызывающее активность организма; как процесс психической регуляции конкретной деятельности; как процесс действия мотива; как осознанная потребность. В статье формулируются общие методологические основания сущности и содержания военно-профессиональной мотивации курсантов вузов ВВ МВД России, а также раскрываются основные критерии, позволяющие объективно оценить уровень военно-профессиональной мотивации курсанта.
критерии оценки уровня мотивации курсантов
структура военно-профессиональной мотивации
личности военнослужащего
военно-профессиональная мотивация
1. Андруник А. П. Укрепление позиций гуманистических принципов в превентивно-воспитательной деятельности офицерского состава // Проблемы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов: Сборник научных трудов. Т. 6 (Ч.2). – М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2009. – С. 40-48.
2. Балаховский А. А. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации (Философско-методологический анализ). – М: ВПА, 1988. – 152 с.
3. Илькевич Б. В., Фоминых Ю. Ф. Изменение основных компонентов общей и военно-профессиональной мотивации курсантов в ходе обучения // Военно-инженерное образование: новые педагогические и информационные технологии: Сб. трудов I научно-методич. конференции (Пермь, ПВИ РВ, 3–4 ноября 1999 г.). – Пермь: ПВИ РВ, 2001. – С. 94-97.
4. Кудрявцев Ю. М. Психологическая подготовка курсантов в условиях военного вуза (второе высшее образование) // Обучение и воспитание на пороге XXI века. – Новосибирск, 200С. – С. 121-138.
5. Липский И. А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития. Ч. 2. – СПб.: СПВВИУС, 1994. – 128 с.
В ходе своего исторического развития человечество шло по пути совершенствования учебно-воспитательного процесса, чтобы сделать его планомерным, управляемым, эффективным и универсальным.

Успешное реформирование и дальнейшее развитие Министерства внутренних дел РФ, выполнение священного долга по защите Отечества непосредственно связаны с подготовкой офицерского корпуса, способного  руководить боевой подготовкой подчиненных, воспитывать военнослужащих, постоянно профессионально самосовершенствоваться, повышать свои педагогические знания и культуру, методическое мастерство.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения поведения и деятельности человека. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения, поэтому находит свое отражение как в непрекращающемся росте научных публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий в этой области научного знания [1].

Как психическое явление мотивация трактуется по-разному: как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение; как система мотивов; как побуждение, вызывающее активность организма; как процесс психической регуляции конкретной деятельности; как процесс действия мотива; как осознанная потребность и т.д.

В основе формирования мотивов всегда лежат определенные потребности, которые является главной побудительной силой поведения, источником активности, основания для сложной системы мотивации. Потребности и формирующиеся на их основе мотивы определяют отношение курсанта к деятельности. Мотивы связаны и с направленностью личности, т.е. с совокупностью важнейших целей, которые ставит человек в жизни (рис. 1).

pic 

Рис. 1.  Место мотива в структуре личности

Однако постановка этих целей зависит от возникновения мотивов определенной деятельности. При этом цель не теряет своей самостоятельности, не превращается в мотив. Только становясь мотивом, потребность, наконец, приобретает свою полную психологическую определенность.

Каждый вид человеческой деятельности характеризуется своими специфическими побудительными мотивами, в которых своеобразно трансформируются особенности профессиональной деятельности людей.

Военно-профессиональная мотивация - это процесс субъективного преобразования личностью военнослужащего условий и факторов социальной среды в результате осознания и принятия их содержания и значимости в активные побудительные силы, лежащие в основе мышления, поведения, поступков и воинской деятельности в целом. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установки личности.

В педагогической, психологической, социологической науках общепризнанным является положение об отсутствии единой, удовлетворяющей все области знаний классификации мотивов. Типологии мотивов могут различаться в зависимости от целей исследования, подхода к рассмотрению вопроса и т.д.

В рамках цели нашего исследования представляется, что классификация мотивов может быть сведена к следующим группам:

- в первую группу можно включить мотивы, связанные с важнейшими сферами жизни общества. Здесь могут быть выделены идейные мотивы (связанные с позицией личности по отношению к экономике), политические (связанные с внешней и внутренней политикой), военные, военно-политические, нравственные, эстетические и др.;

- ко второй группе мы отнесли мотивы, связанные с деятельностью. Сюда входят мотивы таких важнейших видов деятельности, как общественно-политическая, профессиональная, учебно-познавательная, профессиональная.

По времени проявления могут быть выделены постоянные, длительные или кратковременно действующие мотивы. Первые действуют на протяжении всей жизни человека (например, связанные с удовлетворением естественных потребностей); вторые - в течение многих лет (определяются познавательной потребностью личности); третьи - в течение ограниченного временного интервала (определяются стремлением к познанию чего-то нового).

По силе проявления мотивы разделяются на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, которые характеризуются средней силой проявления, и слабые, оказывающие на деятельность малозначимое влияние.

По широте воздействия мотивы делятся на широкие социальные (направленные на интересы общества), средние групповые, корпоративные (направленные на интересы определенной социальной группы) и узколичностные (направленные на интересы конкретной личности) [2].

По отношению к личности военнослужащего и его поведению различают мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне личности или вне ее поведения. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация, как правило, основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательные векторы поведения воинов. Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения военнослужащего, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного «я» и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированная деятельность не требует поощрений, а военнослужащие вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, но не для получения каких-либо благ. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения иной цели.

По проявлению в поведении военнослужащего мотивы могут быть реальными (или актуальные) и потенциальными. Под реальными мы понимаем такие мотивы воинской деятельности, которые органически побуждают поведение и саму деятельность. Под потенциальными мотивами - такие, которые сформировались у личности военнослужащего, но пока не проявляются в практической деятельности.

Кроме того, в научной литературе мотивы классифицируют и на основании их функций:

1) реально действующие неосознанные мотивы, выполняющие только побудительную функцию;

2) реально действующие осознанные мотивы, выполняющие побудительную, смыслообразующую и объяснительную функции;

3) «осознанные» мотивы, выполняющие либо объединительную, либо смыслообразующую функции [4].

Под воздействием объективных условий и субъективных факторов у курсантов формируется мотивационная готовность к профессиональной деятельности. Эта готовность представляет собой целостную, относительно устойчивую систему психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают военнослужащего к деятельности, регулируют его поведение. В зависимости от силы и характера проявления мотивационной готовности в ней можно выделить три уровня:

1. Высокий уровень мотивации, который характеризуется ярко выраженной потребностью в военно-профессиональном самосовершенствовании, преобладанием социальной инициативы и творческой деятельности, способствующих эффективному решению учебно-боевых задач, а также твердой установкой на службу в ВВ МВД России.

2. Средний уровень мотивации, отличающийся такой мотивационно-ценностной структурой, в которой военно-корпоративные ценности не являются главными, определяющими в деятельности военнослужащего.

3. Низкий уровень мотивации, который характеризуется весьма слабым проявлением либо отсутствием в системе ценностных ориентаций и установок на  службу в ВВ МВД России.

Социальную включенность личности курсанта как проявление уровня ее мотивационной готовности  определяют мотивационная фиксированность социальных норм и мотивационная фиксированность ролевых требований. Мотивационная фиксированность социальных норм показывает, какая часть социальных норм из всей их совокупности отвечает интересам личности, требованиям военной службы. А мотивационная фиксированность ролевых требований - какую из обязанностей личность выполняет с профессиональным интересом [3].

Курсанты, у которых социальная включенность в профессиональную деятельность реализована полностью, имеют высокий уровень мотивационной готовности. Поэтому те,  у кого социальная включенность реализована частично, имеют средний уровень мотивационной готовности, а у кого социальная включенность не реализована, имеют низкий уровень мотивационной готовности к военно-профессиональной деятельности.

Показателем непосредственного проявления того или иного уровня мотивационной готовности личности выступает ее самореализованность. Именно через согласованность ее интересов с условиями и ролевыми требованиями профессиональной деятельности этот показатель характеризует ту часть структурных элементов мотивационной готовности личности (её интересов), которая реализуется в ролевых требованиях и условиях профессиональной деятельности, а также отражает полноту реализации профессиональных интересов, социальных ожиданий и притязаний личности в существующих условиях воинского труда.

Для более точного выявления уровней военно-профессиональной мотивации курсантов к деятельности необходима система критериев, классификация которых основывается на исследованиях, проводимых в этой области военными педагогами и психологами. Первая группа критериев - внешние. К ним относятся:

- особенности деятельности и поведения личности; результаты деятельности; дисциплинированность; стремление к профессиональному самосовершенствованию и самоутверждению; обладание  профессиональными знаниями, умениями, навыками; стремление к  выполнению обязанностей; работоспособность на службе, адекватность действий в ситуации решения задач военно-служебного плана;

- действия и отношение руководителей, старших, доверие с их стороны; поощрение; повышение в должности и звании;

- отношение офицерского коллектива в целом (уважение, доверие), авторитет среди сослуживцев и подчиненных.

Результатом действия данных критериев может служить достижение высоких результатов деятельности и признание их со стороны окружающих.

Вторая группа критериев - внутренние.  К ним относятся:

- преобладание в иерархическом расположении структуры мотивационной готовности мотивационных образований широкого социально значимого плана;

- степень адекватности самооценки, оценки руководящего состава;

- положительная самооценка хода и результатов деятельности курсанта;

- самооценка отношения к коллективу сослуживцев, ее адекватность коллективной оценке личности молодого офицера;

- оптимальный уровень притязаний личности [2].

Результатом действия внутренних критериев мотивационной готовности выступает удовлетворенность личности результатами своей деятельности и своим положением в офицерском коллективе.

В ходе исследований, проведенных среди курсантов Пермского военного института ВВ МВД России, выделены основные структурные компоненты их мотивационной готовности к профессиональной деятельности, а именно:

- смысловой компонент, включающий те смысловые образования, которые детерминируют общую линию поведения и деятельности;

- ценностный компонент, в состав которого входят мотивационные образования, имеющие ценность, значимость для личности и влияющие в основном на выбор путей, средств и способов реализации деятельности.

Смысловой компонент мотивационной готовности  молодых офицеров проявляется в понимании ими:

- необходимости приобрести твердые знания, умения и навыки;

-  возможности достижения материального достатка в условиях службы;

- целесообразности добиваться авторитета среди коллег и подчиненных;

- высокой общественной значимости службы и необходимости готовить себя и своих подчиненных к обеспечению правопорядка;

- условий успешного продвижения по службе;

- необходимости трансформировать знания и умения, полученные вузе МВД РФ, в практические дела.

Ценностный компонент основывается на стремлении:

- самоутвердиться в профессиональном отношении;

- лидировать среди равных в офицерской среде;

- поддерживать и наращивать уровень профессиональных достижений путем самосовершенствования;

- добиться  высоких результатов в службе;

- иметь высокое самоуважение и самооценку;

- получить моральное и материальное вознаграждение;

- избежать ответственности и наказания [5].

Исследование подтвердило тот факт, что на мотивационную готовность курсантов вузов ВВ МВД России к профессиональной деятельности в определенной степени оказывают влияние испытываемые ими эмоциональные состояния, которые выявляются в ходе комплексного диагностирования. Эмоции, чувства, эмоциональные состояния, как известно, повышают или понижают силу мотивационных образований, входящих в структуру мотивационной готовности [2].

В настоящее время особую значимость приобретают научные разработки целевых моделей формирования мотивационной готовности к службе курсантов в процессе их обучения и воспитания в военном вузе и программы по их реализации. В основе моделирования лежит определенное противоречие - несоответствие между существующей реализованной моделью и требованиями, которые предъявляют к профессиональным качествам выпускника вуза. Кроме того, несоответствие возникает из-за упущений в деятельности субъектов воспитания и проявляется в разнице между существующим и желательным уровнем мотивационной готовности будущих офицеров к службе в МВД РФ.

Таким образом, эффективность формирования военно-профессиональной мотивации курсантов определяется условиями и характером службы, соотношением в ней положительных и негативных явлений, особенностями и формами влияния на сознание личности, а также спецификой общественно-психологических процессов в воинских коллективах.

Рецензенты:

Лурье Л. И., доктор педагогических  наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования ПВИ ВВ МВД России, г. Пермь.

Загоруйко И. Ю., доктор экономических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой управления персоналом и коммерческого права  Пермского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Андруник А.П., Лымарев В.Н. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7244 (дата обращения: 17.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074