Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лялюк А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»
Разработана технология применения систем компьютерной поддержки антинаркотической профи-лактики в педагогической деятельности. Автором проведено формирование учебной информации для антинаркотической профилактики и ее преобразование в компьютерные формы, отбор программных продуктов из арсенала систем компьютерной поддержки образовательного процесса и планирование их использования в образовательном процессе, проведена оценка усвоенных знаний и коррекция ан-тинаркотической профилактической работы. Автором показано, что технология применения анти-наркотической профилактической работы в педагогической деятельности характеризуется тремя ас-пектами: социальным – педагог, проводящий антинаркотическую профилактическую работу в пре-подавании своей учебной дисциплины и обладающей для этого должным уровнем информационной культуры личности и социально-профессиональной компетентности, информационным – модели ан-тинаркотической профилактической работы в структуре учебно-воспитательного процесса, инстру-ментальным – системы компьютерной поддержки антинаркотической профилактической работы в образовательном процессе и инструментарий оценки ее результативности. В статье обозначены новые требования к образовательному процессу обусловливают новые требования к педагогическим работ-никам: педагог должен обладать таким личностно-профессиональным качеством, как готовность к антинаркотической профилактической работе.
антинаркотическая профилактика
квалиметрическая оценка
образовательный процесс
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. : Наука, 1995. - 220 с.
2. Брановский Ю.С. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании : учеб. пособие / Ю.С. Брановский, Т.Л. Шапошникова. - Краснодар : Изд-во КубГТУ, 2001. - 369 с.
3. Лялюк А.В. Проблемы и возможности Интернета в антинаркотической профилактике среди молодежи / А.В. Лялюк, А.Р. Ушаков, Т.Л. Шапошникова // Инновационные технологии в гуманитарных науках : труды международной конференции. - Ульяновск : УлГУ, 2009. - С. 100.
4. Норенков И.П. Информационные технологии в образовании / И.П. Норенков, А.М. Зимин. - М. : Изд-во МГТУ, 2004. - 352 с.
5. Черных А.И. Компьютерные технологии в науке и образовании : учеб. пособие / А.И. Черных [и др.]. - Краснодар : КубГТУ, 2011. - 224 с.
Введение. Напряженная наркогенная ситуация в России обусловила необходимость пересмотра требований к системе образования. В соответствии с новыми требованиями антинаркотическая профилактика (АПР) должна быть неотъемлемой составляющей деятельности образовательного учреждения, в том числе на уровне учебно-воспитательного процесса. Современные специалисты признают, что полноценное использование системы образования как фактора противодействия наркотизации населения возможно только тогда, когда АПР станет обязательным направлением деятельности образовательного учреждения. В настоящее время в структуре АПР наблюдается превалирование сугубо информационного подхода и преимущественная ориентация на медико-биологические аспекты AПP при игнорировании современных педагогиче­ских технологий, в том числе компьютерной дидактики; в предметно-дидактическом компоненте учебного процесса отсутствуют вопросы антинаркотического содержания. Налицо противоречие между социальной потребностью в широком использовании в педагогической деятельности образовательных учреждений мероприятий антинаркотической направленности и отсутствием обоснованной системы наркопрофилактики, аккумулирующей положительный мировой опыт и интегрирующей усилия различных структур, функционирующих в этой сфере. Поэтому проблема исследования состоит в вопросе: какова должна быть система компьютерной поддержки антинаркотической профилактики в структуре учебного процесса образовательного учреждения при использовании технологического инструментария инновационной компьютерной дидактики? Ее решение актуально вследствие ухудшения наркоситуации в стране, возрастающей роли системы образования в АПР, необходимости ориентации учебно-воспитательного процесса на формирование наркоиммунитета обучающихся. Цель исследования - разработка систем компьютерной поддержки АПР как компонента профессиональной деятельности педагогов и составляющей учебно-воспитательного процесса. Объект исследования - деятельность педагогов по АПР учащихся и студентов, предмет исследования - информационно-технологическое обеспечение в системе деятельности педагога по АПР.

Организация исследования. Апробация и внедрение результатов по направлению исследования проводились: в ходе служебной деятельности отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН РФ по Мурманской области; на базе Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, школ Мурманской области, Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования.

Результаты исследования. Интеграция АПР с учебно-воспитательным процессом состоит в том, что антинаркотическая профилактика должна быть обязательной составляющей процесса преподавания конкретных учебных дисциплин, а цели антинаркотического воспитания должны быть подчинены целям преподавания учебной дисциплины (в более широком понимании - педагогической деятельности). Для эффективности АПР в целом в образовательном учреждении необходимо максимально использовать потенциал каждой учебной дисциплины для АПР. Информационные технологии АПР в учебно-воспитательном процессе включают три аспекта: информационный аспект - модели интеграции АПР с образовательным процессом, инструментальный - системы компьютерной поддержки (СКП) АПР, социальный - профессионально компетентный педагог как руководящий фактор АПР в процессе преподавания своих учебных дисциплин.

Рассмотрим информационный аспект технологий АПР - модели интеграции АПР с учебно-воспитательным процессом. Пусть D - множество дидактических единиц учебной дисциплины (разделов, тем, элементарных составляющих учебной информации), D1 и D2 - соответственно множество дидактических единиц, отражающих антинаркотическую направленность предметной области (учебной дисциплины) и не отражающих, Р - мощность множества (число элементов в нем). Тогда , а коэффициент антинаркотической направленности предметной области . С учетом временного фактора (времени, отводимого на освоение обучающимися дидактических единиц) взвешенный коэффициент , где ti - время, отводимое на освоение I-й дидактической единицы.

Вместе с тем не каждая учебная дисциплина предполагает наличие дидактических единиц, содержащих антинаркотическую информацию. Поэтому более значимым и распространенным направлением использования учебных дисциплин для АПР является разработка и применение педагогических заданий, связанных с АПР. Например, в рамках обучения информатики можно дать обучающемуся задание «Найти в ресурсах Интернет информацию о вреде наркотиков». Пусть Q - множество педагогических заданий в рамках преподавания учебной дисциплины, QАПР - подмножество заданий, направленных на антинаркотическую профилактику, тогда коэффициент антинаркотической направленности педагогического контроля . С учетом того, что по дидактической направленности задания подразделяют на информационно-теоретические (информационно-аналитические), конструктивного типа, операционального содержания и на моделирование деятельности, то , а доля заданий каждого типа для АПР соответственно , ,  и .

Следующие индикаторы будут отражать роль научно-методического обеспечения учебной дисциплины (учебной информации) в АПР. Очевидно, что модели учебной информации связаны с моделями предметной области, но не совпадают с ней. Роль педагога - создать учебную и научно-методическую информацию в различных формах и режимах функционирования, соответствующую предметной области. Данные показатели следующие.

К4 - доля текстовой информации антинаркотической направленности: , где V - объем текстовой информации (в п.л. или байтах). К5 - доля статической графической информации (слайдов, рисунков и т.д.) антинаркотической направленности, К6 - доля динамической графической информации (видеоматериала, анимаций, компьютерных игр и т.д.) антинаркотической направленности. К7 - степень адекватности учебной и научно-методической информации антинаркотической направленности целям дидактического процесса, контингенту обучающихся и т.д. Последний показатель определяют методом экспертных оценок по М-балльной шкале.

Обобщенный коэффициент направленности преподавания дисциплины на АПР составит , где в знаменателе - общее число показателей, в числителе - соответственно число показателей в зоне нормы, предупреждения и опасности. Качественный анализ (диагностику состояния АПР в УВП) проводят в соответствии с методикой Шапошниковой Т.Л. и Романова Д.А.

Но учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении включает преподавание множества учебных дисциплин S. Тогда общее множество дидактических единиц и дидактических единиц антинаркотической направленности  и , доля единиц антинаркотической направленности во всем учебно-воспитательном процессе , взвешенный коэффициент (с учетом времени) . Аналогично рассчитывают другие обобщенные коэффициенты.

Автором также разработаны методы оценки и диагностики наркоиммунитета обучающихся, а также программные средства их реализации. Очевидно, что коэффициент продвижения наркоиммунитета обучающегося (различие между степенью наркоиммунитета на начальной и завершающей стадии обучения) - критерий эффективности АПР. Кроме того, автором предложена методика SWOT-анализа АПР на уровне преподавания учебной дисциплины и учебно-воспитательного процесса в целом.

Инструментальным аспектом интеграции АПР с учебно-воспитательным процессом являются системы компьютерной поддержи АПР - совокупность программных продуктов и информации в компьютерных формах. Педагогические программные продукты включают в себя: обучающие и обучающе-контролирующие системы, учебно-информационные комплексы, электронные учебники, системы тестирования, моделирующие среды, дидактические компьютерные игры, виртуальные лаборатории и автоматизированные лабораторные практикумы, моделирующие среды и автоматизированное рабочее место педагога. Учебная информация включает в себя: сайты дистанционного обучения, видеоматериалы, презентации, базы данных тестовых заданий.

Доминирующим (руководящим) аспектом интеграции АПР с учебно-воспитательным процессом является педагог, готовый к ведению АПР в условиях информатизации образования. Нами предложена модель готовности педагога к АПР (табл. 1), которая, как видно, тесно связана с моделью социально-профессиональной компетентности, а по сути является ее неотъемлемой частью. Автором также предложена группа критериев оценки деятельности педагога, отражающая АПР в его деятельности. Из таблицы 1 также видно, что когнитивный и ориентировочный компоненты можно объединить в операционный (владение знаниями и умениями как инструментарием АПР).

Таблица 1 - Компоненты готовности к АПР в УВП

Наимено-вание

Характеристика компонента

Составляющие компонента

1.

Когнитивный

Совокупность знаний и умений, необходимых педагогу для постановки и решения задач АПР в профессиональной деятельности

  1. Понимание роли и значения решения задач АПР в педагогической деятельности, знание методов их решения.
  2. Знание типов дидактических задач АПР и требований к результатам их решения.
  3. Знание требований к АПР и программам антинаркотической профилактики.
  4. Специальные знания своих предметных областей для ведения АПР.

2.

Мотивационный (ценностный)

Смысл, который имеет антинаркотическая профилактическая деятельность для конкретного педагога.

  1. Интерес к освоению методов АПР и активность в их освоении во время повышения квалификации (переподготовка, конференции, семинары и т.д.).
  2. Самостоятельность в постановке исследовательских задач АПР и настойчивость в преодолении трудностей при их решении.
  3. Участие в обсуждении результатов реализации АПР; стремление узнать новое.

3.

Ориентировочный

Совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в знаниях и поиска способов их получения в существующих условиях.

  1. Умение ставить задачи АПР и определять требования к результатам их решения.
  2. Умение планировать АПР в УВП, определять структуру педагогических действий и выбирать адекватные методы их выполнения.
  3. Умение оценивать качество выполнения АПР.

4.

Технологический (деятельностный, поведенческий)

Способность к выполнению действий для решения задач АПР в УВП.

  1. Умение применять на практике (в профессиональной деятельности) методы и средства решения задач АПР.
  2. Активность в повышении знаний и умений, связанных с ведением АПР.

Технология применения СКП (систем компьютерной поддержки) АПР в педагогической деятельности включает в себя формирование учебной информации для АПР и ее преобразование в компьютерные формы, отбор программных продуктов из арсенала систем компьютерной поддержки образовательного процесса и планирование их использования в образовательном процессе, оценка усвоенных знаний и коррекция АПР.

Опытно-экспериментальная работа на базе учреждений повышения квалификации педагогических работников подтвердила эффективность применения СКП АПР в педагогической деятельности. Педагогические эксперименты проводились по классической схеме ROXO, где R - рандомизация (формирование) контрольных и экспериментальных групп, O - контроль в процессе эксперимента (на всех стадиях), X - экспериментальный стимул (применение систем компьютерной поддержки АПР для её интеграции с учебно-воспитательным процессом). Педагогический эксперимент № 1 проводился в Краснодарском крае, № 2 - в Мурманской области. Эксперименты носили параллельный характер, т.е. обследуемые контрольных и экспериментальных групп занимались одновременно. Контингент обследуемых - учащиеся общеобразовательных школ старших классов и педагоги, управляющие их учебной деятельностью. Педагогические эксперименты проводились с 2009 по 2011 год (на начальном этапе экспериментов учащиеся перешли в 10 классы, на завершающем - окончили общеобразовательные учреждения).

При обработке результатов педагогических экспериментов был произведен качественный анализ состояния наркоиммунитета школьников контрольных и экспериментальных групп, а также готовности педагогов к АПР в соответствии с методикой Шапошниковой Т.Л. и Романова Д.А. (описана в [4]). На начальном этапе педагогических экспериментов не было достоверных различий (p>5%) между наркоиммунитетом учащихся контрольных и экспериментальных групп (табл. 2) и между готовностью к АПР педагогов контрольных и экспериментальных групп (табл. 3). В таблице 2 отражена доля обучающихся, у которых наркоиммунитет находился в нормальном, функционально-ограниченном и абнормальном состоянии на начальной и завершающей стадиях экспериментов, в таблице 3 - доля педагогов-предметников, у которых готовность к АПР находилась в соответствующих состояниях. Результаты анализа свидетельствуют о большей степени эффективности образовательного процесса в экспериментальных группах, т.к. в экспериментальных группах достоверно (p<5%) выше доля педагогов, перешедших на более высокие качественные уровни готовности к АПР, и доля обучающихся, перешедших на более высокие качественные уровни наркоиммунитета.

Таблица 2 - Результаты качественного анализа наркоиммунитета обучающихся (К - контрольная группа, Э - экспериментальная, Н - начальный этап, З - завершающий)

Параметр, %

Этап

Эксперимент

№ 1

№ 2

К

Э

К

Э

Wабнормал

Н

55

60

62

65

З

15

0

12

0

Wфункц-огр

Н

25

22

24

27

З

50

42

52

44

Wнормал

Н

20

18

14

8

З

35

58

36

56

Таблица 3 - Результаты качественного анализа готовности к АПР педагогов

Параметр, %

Этап

Эксперимент

№ 1

№ 2

К

Э

К

Э

Wабнормал

Н

50

54

57

61

З

10

0

14

0

Wфункц-огр

Н

25

22

20

21

З

45

34

52

48

Wнормал

Н

25

24

23

18

З

45

66

34

52

В результате педагогических экспериментов выявлена взаимосвязь между направленностью учебно-воспитательного процесса на АПР и приростом социально-профессиональной компетентности педагогов (табл. 7). Например, если направленность образовательного процесса на АПР лежит в диапазоне от 0,64 до 0,8 единиц, то средний прирост социально-профессиональной компетентности педагогов-предметников 1,3 логит (логиты - универсальная единица измерения качественных показателей). Полученные данные можно объяснить тем, что ориентация образовательного процесса на АПР стимулирует педагога на повышение профессиональных знаний и умений (прирост операционного компонента), а также придает большую значимость и смысл педагогическому труду (мотивационный компонент), заставляет искать более эффективные пути педагогического управления (поведенческий компонент).

Подводя итог изложенному выше, следует отметить: применение систем компьютерной поддержки АПР в УВП эффективно как для формирования наркоиммунитета обучающихся, так и для повышения квалификации педагогических работников. Антинаркотическая профилактика становится перманентной и синхронной образовательному процессу, образовательный процесс - интегрированным с АПР, деятельность педагогов - ориентированной на антинаркотическое воспитание обучающихся.

Рецензенты

  • Черных Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар.
  • Шапошникова Татьяна Леонидовна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар.

Библиографическая ссылка

Лялюк А.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7197 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674