Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ

Плешаков В.А. 1 Угольков Н.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
В педагогической теории заложены конкретные предпосылки научной разработки вопросов реализации в системах дошкольного, школьного, дополнительного и профессионального образования развивающих, обучающих и воспитательных, а также социализирующих возможностей Интернета как социокультурного феномена и современного социального института. На рубеже XX-XXI вв. возрастает влияние социальных процессов сети Интернет на жизнедеятельность человека при недостаточном отражении и поддержке этой ситуации в системе образования. В образовательной практике Интернет воспринимается до сих пор часто как просто сеть компьютеров и каналов связи, обеспечивающих доступ к информации и удаленные коммуникации, а не как социальный институт, имеющий безусловный и перспективный развивающий и воспитательный (а не только обучающий) потенциал. С точки зрения В. А. Плешакова и О. И. Воиновой, обогащение образования возможностями ИКТ, цифровых, компьютерных и интернет-технологий, киберсредств, а также трансформация многих элементов педагогического процесса в киберпространстве, приводит к созданию определенной новой системы, специфического подхода, позволяющего систематизировать и описать образовательную деятельность педагога и обучаемого в категориях киберонтологической концепции.
проблема педагогики.
старшие школьники
Социализация в интернет-среде
1. Плешаков В.А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования : межвуз. сб. науч. тр. - Калининград : Изд-во РГУ им. И.Канта. - Вып. 25. - 2009. - С.129-133.
2. Плешаков В.А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2010. - Т. 16. - № 2. - С. 15-18.
3. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека : монография / под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. - М. : МПГУ ; Homo Cyberus, 2011. - 400 с.
4. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Роль социального педагога в профилактике компьютерной зависимости старших подростков // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст. - Вып. 33. / под ред. В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. - М. : МПГУ-МОСПИ, 2009. - С. 15-17.
5. Угольков Н.В. Социально-психологические стороны киберсоциализации школьников // Сборник докладов V Межвузовской конференции молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии / ред.-сост. А.С. Обухов. - М. : Изд. отдел Центра исслед. технологий REDU, 2010. - С. 408-410.
В настоящее время есть все основания утверждать, что в педагогической теории заложены конкретные предпосылки научной разработки вопросов реализации в системах дошкольного, школьного, дополнительного и профессионального образования развивающих, обучающих и воспитательных, а также социализирующих возможностей Интернета как социокультурного феномена и современного социального института.

Целью данной статьи является обоснование социализации старших школьников в Интернете как проблемы педагогики.

Новые способы построения образования, с учетом многофункциональных возможностей использования сети Интернет, должны определяться не столько прогрессивными возможностями современной техники, сколько особыми педагогическими технологиями, специфика применения которых зависит, в первую очередь, от личности и профессиональной компетентности педагога. Вместе с тем специальных и фундаментальных работ, посвященных указанным направлениям, пока еще явно недостаточно, должного теоретического осмысления вопросы организации и реализации образования с использованием целостных возможностей Интернета как института социализации, а также соответствующей подготовки педагога, к сожалению, не получили.

Тем временем на рубеже XX-XXI вв. возрастает влияние социальных процессов сети Интернет на жизнедеятельность человека при недостаточном отражении и поддержке этой ситуации в системе образования. В образовательной практике Интернет воспринимается до сих пор часто как просто сеть компьютеров и каналов связи, обеспечивающих доступ к информации и удаленные коммуникации, а не как социальный институт, имеющий безусловный и перспективный развивающий и воспитательный (а не только обучающий) потенциал [4; 5]. В молодежной среде (особенно среди старших подростков) интернет-пространство стало популярной площадкой реализации многочисленных витальных, познавательных, коммуникативных, творческих, личностных и других потребностей, вместе с тем со стороны педагогов и системы образования в целом, к сожалению, слабо осуществляется психолого-педагогическое сопровождение освоения молодежью существующей социализирующей среды Интернета и практически мало уделяется внимания созданию особых условий социализации для детей, подростков, молодежи (а также представителей старших поколений) в Сети. Старшие школьники, находясь на рубеже выбора профессионального пути и карьеры, самостоятельно социализируются в Интернете, каждый день сталкиваясь с опасностями, которые таит в себе Сеть. При этом современная как общеобразовательная, так и высшая школа - готовая принять старших школьников в статусе студентов - пытаются и стараются реализовать педагогические технологии на основе использования возможностей Интернета, однако еще не сложились целостные взгляды как на сами эти возможности, так и на содержательные, а также процессуальные характеристики соответствующей подготовки педагога.

Анализ проведенных в этой области профильных и междисциплинарных исследований в сферах философии, социологии, истории, педагогики и психологии позволил определить, что как в ранних концепциях информатизации образования, так и в настоящие дни основная цель использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ, в том числе интернет-технологий) в образовательном процессе определяется общими тенденциями информатизации общества, процессами становления и развития информационного общества, растущим несоответствием способов жизнедеятельности человека в информационной среде, в том числе в процессе усвоения и трансляции национальной и мировой культуры в киберпространстве Интернета, и существующим содержанием, формами и методами классического традиционного образования. Вместе с тем, высказывая в целом единую общую цель информатизации образования, разные авторы видят существенно различающиеся пути внедрения подобных технологий в образовательный процесс. Общее направление развития этих представлений идет от идей обучения программированию и использования программных средств учебного назначения (Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, В.С. Леднев, Е.И. Машбиц и др.) к более общим идеям обучения в условиях специально организованных информационных образовательных сред (А.А. Андреев, А.М. Коротков, А.В. Петров, В.И. Солдаткин и др.), где существенным образом меняются не только формы и методы, но также цели и содержание обучения с использованием компьютеров, его предметная система. Значительное внимание при этом уделяется системам компьютерных коммуникаций, сети Интернет, обеспечивающим качественно иной уровень связи субъектов обучения, реализующим новые возможности доступа и использования самой разной информации.

С точки зрения В.А. Плешакова и О.И. Воиновой, обогащение образования возможностями ИКТ, цифровых, компьютерных и интернет-технологий, киберсредств, а также трансформация многих элементов педагогического процесса в киберпространстве приводит к созданию определенной новой системы, специфического подхода, позволяющего систематизировать и описать образовательную деятельность педагога и обучаемого в категориях киберонтологической концепции. В основу теории киберпедагогики [1; 2] предлагается киберонтологический подход, согласно которому процесс образования человека определяется условиями его существования, жизнедеятельности и взаимодействия с собой, другими людьми и миром в целом как в условиях реальной жизнедеятельности, так и в киберреальности.

Развитие личности современного старшего школьника существенного детерминировано мега-, макро-, мезо- и микрофакторами киберсоциализации [3], посредством взаимодействия с субъектами и агентами киберпространства, осуществляясь в процессе и результате: 1) обмена, трансляции и ретрансляции информации, личного опыта, эмоциональных и поведенческих установок и т.п. в контексте взаимодействия в киберпространстве и киберкоммуникации; 2) обучения и воспитания (а также самообучения и самовоспитания) средствами компьютерной техники (программных средств, цифровых, электронных и интернет-ресурсов, информационных и образовательных порталов и др.); 3) освоения методов и технологий современного мира, обеспечивающих равные возможности каждому члену общества, позволяющих вести полноценный образ жизни и получать желаемое образование, независимо от социального положения, общественного статуса, местоположения, состояния здоровья и др.; 4) формирования общей и начала становления профессиональной культуры, которые развиваются под влиянием совокупности различных факторов киберсоциализации, через осознание старшим школьником себя субъектом Интернета, использующего его ресурсы, влияющего тем или иным способом на его развитие, и, как следствие, 5) формирование универсальной киберкультуры - культуры киберсоциализации.

Наше исследование показало, что использование социально-педагогического потенциала Интернета как фактора позитивной социализации старших школьников будет более эффективно, если: системно применяется специальное знание о киберонтологии личности, феноменологии процесса киберсоциализации человека, киберпедагогике; изучены социализирующие возможности Интернета как социокультурного феномена и социального института; целенаправленно создаются социально-педагогические условия повышения эффективности позитивной социализации старших школьников в Интернете; используются превентивные меры в части профилактической психолого-педагогической работы со школьниками, их родителями, а также педагогами по предотвращению негативных последствий киберсоциализации.

Позитивной социализации старших школьников в Сети должно и будет способствовать соблюдение ряда социально-педагогических условий, при которых Интернет становится одним из ведущих институтов социализации современной молодёжи, а именно: 1) постоянный мониторинг и повышение социальных и воспитательно-образовательных потенций интернет-среды; 2) использование Интернета для воспитательно-образовательных целей, реализуемых учреждениями образования; 3) построение эффективной школьной системы социального воспитания на основе возможностей и ресурсов интернет-среды; 4) повышение ценностной значимости социального воспитания и инициирование должного внимания к проблемам социализации молодёжи в Интернете со стороны классических социальных институтов, в первую очередь государства, общества, семьи.

Рецензенты

  • Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», г. Москва.
  • Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Плешаков В.А., Угольков Н.В. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7018 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674