Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ЮФО

Клименко М.С.
Проанализированы инструменты государственного регулирования инвестиционной активности в регионах ЮФО как основные факторы, оказывающие влияние на создание благоприятного инвестиционного климата. Анализ включил выделение основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность инвесторов в регионах, в комплексе с основными показателями экономической деятельности в исследуемых регионах. Полученные результаты указывают на развитие государственных инструментов стимулирования инвестиционной активности в регионах ЮФО, а также на комплексный подход, применяемый инвестором при выборе объектов вложения инвестиционных средств. В сложившихся условиях целесообразна консолидация усилий федерального и регионального уровней по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Особенности инвестиционных процессов в регионах ЮФО определяются сложившейся отраслевой структурой экономики, где преобладают агропромышленный, топливно-энергетический, машиностроительный и транспортный комплексы. Объективно и исторически сложившийся приоритет сельского хозяйства, дотационность бюджетов и дефицит собственных инвестиционных ресурсов обусловили большую зависимость от внешних факторов направления и масштабов инвестиционной деятельности в Южном федеральном округе.

На уровне предприятий инвестиционные процессы идут более быстрыми темпами, чем на уровне регионов. Многие российские предприятия и компании совершенствуют систему управления инвестициями. При этом менеджеры и консультанты обычно опираются на традиции и собственный опыт. Каждая компания независимо от других проводит организованные инновации и накапливает знания об их эффективности. Для регионов России опыт стимулирования инвестиционной активности развитых стран имеет ограниченное применение. Это обусловлено радикальными различиями экономических институтов в России и за рубежом. [5]

Экономические преобразования в России требуют интенсивного развития производственного и научного потенциала каждого предприятия, отрасли, субъекта Федерации на базе сочетания общегосударственных и региональных интересов, создания действенного механизма финансового регулирования инвестиционной деятельности предприятий различных форм собственности. [8]

В таких условиях обобщение опыта развития систем управления инвестициями крупнейших российских и зарубежных компаний, отдельных регионов и его теоретическая интерпретация весьма актуальны. Они позволяют сделать инвестиционный процесс развития регионов и корпораций планомерным, последовательным и эффективным. Анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта в сфере инвестирования позволяет выработать единые принципы, методы и инструменты регулирования инвестиционной деятельности, которые будут регламентировать совокупность правовых норм и правил осуществления данной деятельности на территории РФ.

Применение налоговых льгот как инструмента поддержки инвесторов на региональном уровне приобретает особый смысл в условиях переходных региональных экономик в связи с дефицитом долгосрочных финансово-кредитных ресурсов, недостаточным уровнем развития инфраструктуры внутренних финансовых рынков, высокими административными барьерами входа и функционирования на региональных рынках и т.д. Налоговые льготы представляют собой достаточно распространенный и эффективный региональный инструмент стимулирования инвестиционных процессов, отличающийся наряду со своим основным назначением высокой фискальной эффективностью. Например, в Волгоградской области в результате целевого предоставления инвесторам налоговых льгот в сравнении с 1995 г. (в сопоставимых ценах) инвестиции в основной капитал возросли в 2002 году на 11%, в 2003 году на 12%, в 2004 году на 33%, в 2005 году на 58%. [17] Введение в действие первой части Налогового кодекса РФ лишило российские регионы права предоставления налоговых льгот инвесторам, которым они обладали до 1 января 1999 г. Принятие второй части Налогового кодекса РФ наряду с отменой инвестиционной льготы вернуло региональным властям полномочия по установлению для инвесторов льгот по федеральному налогу на прибыль в части, идущей в региональные бюджеты.

В настоящее время использования налоговых льгот региональными властями в качестве инвестиционного инструмента регулируется Налоговым кодексом РФ (Часть II Ст. 284, Ст. 380, Ст. 394). Причем поскольку инвестиционные льготы, как таковые, отменены, льготирование заключается в снижении ставок федеральных, региональных и местных налогов в пределах компетенции региональных и местных властей.

Правовые основы использования налоговых инструментов для регулирования инвестиций, как правило, закрепляются в законах субъектов РФ об общих принципах организации инвестиционной деятельности (в таких разделах как формы государственной поддержки инвестиционной деятельности; налоговые льготы, предоставляемые инвесторам; условия налогового стимулирования и др.). [13, 19]

Содержательно региональное законодательство, регламентирующее использование налоговых льгот в качестве инвестиционного инструмента, в большинстве случаев ориентировано на принятые на федеральном уровне нормативные акты, такие как Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а также Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», которые отражают основные положения применения этого инвестиционного инструмента. Вместе с тем следует отметить, что многие принятые на региональном уровне нормативно-правовые акты крайне ориентированы на федеральное законодательство, зачастую не отражая в достаточной мере принципиальные требования к условиям предоставления инвесторам налоговых льгот с учетом конкретных условий региона. Это снижает эффективность применения льгот по отдельным налогам. Кроме того, наблюдается неодинаковая прозрачность применения налоговых льгот в качестве инвестиционного инструмента в различных регионах Российской Федерации. [19]

Наиболее распространенными налоговыми льготами для поддержки инвесторов, устанавливаемыми большинством регионов, является снижение ставки налога на прибыль в части зачисляемой в региональные бюджеты до 13,5%, освобождение от уплаты налогов на имущество и на землю. Широк диапазон детализации оснований, правил и норм для налоговых послаблений инвесторам по регионам. [15] Так, в Калмыкии введен принцип пропорциональности предоставляемых льгот объему осуществленных инвестиций. В проекте новой редакции закона о налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику этой республики заложена норма о минимальном 25-процентном размере инвестиций от суммы предоставляемых налоговых льгот.

В Астраханской области введена дифференциация снижения ставки по налогу на прибыль, в части зачисляемой в региональный бюджет. Снижение указанной ставки до 13,5% предусмотрено для предприятий, реализующих проекты имеющие статус «особо важных инвестиционных проектов» согласно местного законодательства. Снижение ставки до 15,5% предусмотрено для предприятий реализующих проекты, получившие статус «инвестиционных проектов, одобренных Администрацией Астраханской области». [2]

В Ростовской области ставка налога на прибыль также может быть снижена до 13,5% в части уплаты в региональный бюджет для предприятий, осуществляющих вложения средств в реализацию инвестиционных проектов, фондам поддержки малого предпринимательства, а также организаций, производящих подакцизную продукцию поэтапно вкладывающим финансовые средства в реконструкцию отдельных звеньев единого технологического процесса, объем инвестиций которых в предыдущем финансовом году превысил 10 млн. долларов США.

В Волгоградской области инвестиционные проекты реализация которых позволяет рассчитывать на предоставление налоговых льгот делятся на 3 категории: крупные (проекты с объемом инвестиций свыше 300 млн. руб.), средние (50-300 млн. руб.), и малые (до 50 млн. руб.). Для включение проекта в реестр инвестиционных. Перечень инвестиционных проектов, представляющих значимость для социально-экономического развития Волгоградской области, формируется в виде областного реестра инвестиционных проектов администрацией Волгоградской области. После включения инвестиционного проекта в Реестр субъектам инвестиционной деятельности (инвестору и пользователю инвестиций) выдается документ, подтверждающий их право на получение льгот.

Интересна практика предоставления налоговых льгот в Саратовской области, предусматривающая оценки направления использования средств, высвобождающихся у инвестора в связи с их получением, и степени достижения цели предоставления льгот. Колеблются по регионам сроки предоставления налоговых льгот: от одного года до пяти лет. Для современной российской практики, по экспертным оценкам, оптимальный период действия налоговой льготы составляет три года. За меньший отрезок времени льгота (особенно предоставленная на инновационные цели) просто не срабатывает, а за больший - возникают возможности злоупотреблений и потери ее эффективности. [16]

Государственная поддержка инвестиционной деятельности в форме субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемыми предприятиями на осуществление инвестиционных проектов. В настоящее время частичное субсидирование кредитных процентных ставок является одним из инструментов стимулирования инвестиционной активности в регионах.

Практически все субъекты Федерации, обладающие сегодня развитым инвестиционным законодательством, в разной степени осуществляют компенсацию инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов. Таким образом, за счёт средств регионального бюджета организуется встречное финансирование предприятий, привлекающих кредиты с целью осуществления инвестиционных проектов. При этом объём бюджетного субсидирования привязан к сумме процентов, которую предприятие должно уплатить в течение года за пользование банковским кредитом. В результате, инвестор дополнительно получает средства для компенсации затрат по выплате процентов за пользование кредитом. Помощь предоставляется на конкурсной основе и является особенно значимой в период освоения инвестиций и выхода на проектную мощность. [10]

Размер компенсации зависит от объема и срочности кредита, срока окупаемости проекта (как правило, от года до трех лет), а также ожидаемой экономической отдачи от инвестиций.

В Ставропольском крае, одном из первых в Российской Федерации, был разработан и освоен механизм субсидирования процентной ставки по краткосрочным банковским кредитам, привлекаемым на реализацию быстро окупаемых инвестиционных проектов. В отличие от федерального механизма субсидирования 2/3 процентной ставки по кредитам, уже по факту использованным на пополнение оборотных средств предприятий АПК, Минэкономразвития края принимает решение о субсидировании в начальном периоде - перед размещением кредитов или в процессе размещения кредита. А управление остатком основного долга по кредиту со стороны предприятий в зависимости от графиков освоения инвестиционных затрат и получения дополнительной прибыли приводит к фактическому сокращению суммы выплат по процентам и, соответственно, по субсидиям.

Субсидирование процентных ставок по банковским кредитам является пока единственным действующим в крае механизмом поддержки малых предприятий. Около 39% всех организаций, получивших государственную поддержку относится к малым. На них израсходована пятая часть средств, предусмотренных на субсидирование.

Потребность в привлечении льготных кредитов и получении положительного решения кредитного комитета банка заставляет часть предприятий выводить из «тени» выручку от реализации продукции и имущество. Становится выгодным платить налоги и получать поддержку со стороны правительства края.

Субсидирование процентных ставок по банковским кредитам осуществляется ежемесячно, причем средства направляются не на счета предприятий, а по договору об исполнении обязательства третьим лицом, перечисляются непосредственно банку - кредитору. Это исключает нецелевое использование бюджетных средств. Особенностью данного механизма является то, что период субсидирования по каждому предприятию не совпадает с бюджетным годом. Поэтому структура расходов каждого года состоит из обязательств по решениям прошлого года и расходов по решениям текущего года. Для того, чтобы бюджетные расходы на субсидирование не росли из года в год, а оставались на примерно одном уровне, который соответствует спросу со стороны предприятий, планируется выйти на стабильный уровень ежемесячно принимаемых решений.

Субсидии предоставляются организациям на невозвратной и бесплатной основе. Однако приобретаемое за счёт льготных кредитов оборудование сразу монтируется и включается в производственно - технологический цикл, что, как правило, приводит к увеличению физических объёмов выпуска продукции, росту массы прибыли и стоимости имущества. Увеличивается налогооблагаемая база, а, следовательно, растут налоговые платежи в бюджет. Таким образом, возврат бюджетных средств обеспечивается косвенно - через прирост налоговых платежей предприятий, получивших государственную поддержку. [1]

Практика подтверждает высокий уровень бюджетной эффективности используемого механизма субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов.

Активное совершенствование системы активизации инвестиций в форме субсидирования кредитных выплат проводит администрация Саратовской области. В настоящее время здесь отменено ранее установленное 10 процентное ограничение в объеме средств областного бюджета, направляемых на финансирование одного инвестиционного проекта в форме субсидии на компенсацию 2/3 ставки банковского кредита (лизинговых платежей), но не более 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это обусловлено тем, что предприятие реализует инвестиционный проект, используя собственные и привлеченные источники финансирования. Государственная областная поддержка обеспечивает предприятию снижение стоимости использования этих средств. Поскольку Правительство области заинтересовано в реализации крупных проектов, направленных на увеличение капитализации предприятий, нецелесообразно ограничивать средства, направляемые на эту форму поддержки.

Использование льготных тарифов для инвесторов реального сектора экономики в качестве инструмента региональной инвестиционной политики в настоящее время практически не применяется. Поскольку РАО ЕЭС является естественной монополией, тарифы жестко регулируются государством, причем их рост сегодня даже не покрывает темпов инфляции. В соответствии с действующим законодательством, Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) может устанавливать льготные тарифы только для оптовых покупателей, а не для инвесторов.

Регионы активно используют финансовые инструменты инвестиционной политики. Несмотря на то, что все хозяйствующие субъекты наделены одинаковыми полномочиями в сфере предоставления налоговых льгот предприятиям осуществляющим инвестиционную деятельность, наблюдается дифференциация инструментов и степени их использования при реализации инвестиционной политики регионов. [4]

На инвестиционную активность в условиях структурной перестройки экономики оказывает влияние сохранение естественных монополий в экспортноориентированных отраслях. Извлекая прибыли, благодаря высоким экспортным ценам, естественные монополии стремятся подтянуть к мировому уровню и внутренние цены на свою продукцию. Подобная политика делает неконкурентоспособными и неспособными к инвестициям производителей тех отраслей российской экономики, которые не ориентированы на экспорт.

Сдерживают инвестиционную активность предприятий недостаточный объем государственных гарантий предприятиям-инвесторам под заемные средства для реализации инвестиционных проектов, а также сравнительно высокая доходность государственных долговых обязательств, которая отвлекает капитал от реального сектора экономики.

Эффект от государственного стимулирования инвестиционной активности зависит как от набора инструментов так и от экономического положения, а также инвестиционной привлекательности региона. Таким образом, для стабильного притока инвестиций в хозяйствующие субъекты необходима консолидация усилий федерального и регионального уровней власти, а также создание развитой функциональной инвестиционной инфраструктуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Андреев В. Государственная поддержка малого предпринимательства// Российская юстиция. - 2000. - № 12. - С. 13-14.

2.      Анисимов П. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Астраханской области / П. Анисимов// Рынок ценных бумаг. - 2004. - № 21. - С. 61-64.

3.      Большой экономический словарь/ Под. ред А.Н. Азрилияна. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.

4.      Веселов Ф.В. Инвестиции в электроэнергетике: проблемы и перспективы // Энергия: экономика, техника, экология. - 2003. - № 6. - С. 16-23.

5.      Грибков А.Б. Инвестиционная привлекательность региона: Автореф.дис. канд. экон .наук // РГСУ; Науч. рук. В.А. Шаховой - М:., 2006. - 24с.

6.      Инвестиции в России: тенденции, проблемы, пути решения с учетом зарубежной практики / РАН; Науч. рук. А.А. Дынкин. - М.: ООД ИМЭМО РАН, 2000. - 124 с.

7.      Инвестиции в экономику России // Вопросы статистики. - 1999. - № 2. - С. 48-53.

8.      Инвестиции и конкурентоспособность в национальной экономике / Ахматукаев М.А. [и др.]// Актуальные проблемы современной науки. - 2006. - № 3. - С. 33-41.

9.      Кещян В.Г. Государственная поддержка социально-экономического развития депрессивных регионов в зарубежных странах / В.Г. Кещян, А.С. Чернышев // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 1. - С. 49-58.

10.  Ковалев П.В. Государственная поддержка в современной России: (общеправовые и прикладные аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ковалев Павел Владленович; науч. рук. В.М. Баранов; оппоненты: В.Н. Карташов, И.Н. Сенякин. - Нижний Новгород, 2004. - 28 с. - Б. ц.

11.  Кравченко Н.А., Балдина Н.П. Инвестиции и экономический рост // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 1998. - № 4. - С. 37-48.

12.  Лугачева Л.И. Государственная поддержка лизинговой деятельности: региональный аспект // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2002. - № 9.-С.108-117.

13.  Налоговый кодекс РФ. Части 1,2.

14.  Огарков С. Инвестиции в воспроизводство основных фондов: взаимосвязи и прогноз // АПК: экономика, управление. - 2002. - № 7.-С.28-33.

15.  Орлова Е. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность // Власть. - 2003. - № 3. - С. 20-25.

16.  Преференции для развития // Промышленность Юга России Газета СПП ВО - 2005 - №6. - С. 7-8.

17.  Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2006 - М.: Статистика России, 2006

18.  Российская академия наук. Отделение общественных наук. Инвестиции: Организация, регулирование, финансирование: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Г. Ф. Крафт, Н. М. Ульяницкой. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУПС, 2003. - 406 с.

19.  Слипенчук М. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности // Финансовое право. - 2002. - № 3. - С. 14-16.


Библиографическая ссылка

Клименко М.С. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ЮФО // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=677 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674