Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Вострикова Н.М. 1
1 Институт Фундаментальной подготовки Сибирского федерального университета, Красноярск
На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы, рассматривается сущность, структура, функции критического мышления как одного из умений в структуре профессиональной компетентности. Показано, что феноменальность критического мышления выражается через интеллектуальную активность, умения и навыки мышления. Обосновывается необходимость формирования и развития критического мышления как средства становления профессиональной компетентности у студентов высшей профессиональной школы. Формирование и развитие критического мышления студентов возможно через активную познавательную деятельность на основе систематического включения студентов в анализ и оценку информации, поиск и анализ причин возникновения ошибок, неточностей, формулирование и разрешение противоречий через выдвижение и всестороннюю проверку гипотез, поиск альтернативных способов аргументированных решений, оценку и проверку степени обоснованности суждений, выводов.
рефлексия
продуктивность
решение проблем
познавательная деятельность
критическое мышление
1. Вострикова Н. М. О современном понимании и развитии понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 5.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд.центр «Академия», 2003.  176 с .
3. Король С. А. К классификации особенностей критичности мышления. – http://www.voppsy.ru/issues/1981/814/814108.htm
4. Кожуковская И. И. Критичность психически больных. – http://www.ramaloka.org/3-0-hrestomati-00048.htm
5. Кукушкина Ю. А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности (на примере программистов): дисс… канд. психол. наук. - М., 2008. −147 с.
6. Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1993. -145 с.
7. Минкина Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: дис... канд. педаг. наук. – Казань, 2000. − 166 c.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
9. Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. - 4 е изд. – М.: Академия, 2008. - 288 с.
10. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
Целью высшего профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, способного решать профессиональные задачи. В ФГОС ВПО третьего поколения с позиции компетентностного подхода  результаты обучения определяются как способность и готовность человека эффективно работать  на основании знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности. С нашей точки зрения ценным является развитие профессиональной компетентности, механизмом  которого  выступает критическое мышление, необходимость развития которого для формирования компетенций отмечают И. А. Федотовская, Д. А. Шаров, Ю. А. Кукушкина. В нашей статье будет уделено внимание развитию критического мышления как компонента профессиональной компетентности. Для развития данного вида мышления в образовательном процессе вуза необходимо осмыслить содержание понятия «критическое мышление» в современной науке, выявить его компоненты, признаки, критерии оценки.

С позиции деятельностного подхода, в рамках психологической теории мышления, под мышлением будем понимать активную познавательную деятельность субъекта, направленную на целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание объективной действительности, открытие новых знаний, прогнозирование событий, действий в ходе решения задач, проблем, на основе переработки и преобразования информации, при подсознательном использовании прошлого опыта и исходного минимума знаний, ориентируемого на предмет исследования с использованием рефлексии [1].

Философский смысл критики как искусства суждения, оценки проявляется в способности к оценке, к проверке, предохраняющей человека от последствий, заблуждений и ошибок, в частности, по отношению к собственной персоне (самокритика). В других определениях (БСЭ, С. И. Ожегов) критика - это: 1) процесс анализа, обсуждение чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки; 2) отрицательное суждение о чем-нибудь, указание на недостатки. Сущность критики и самокритики состоит в познании, в раскрытии в той или иной форме противоречий, ошибок и недостатков, возникающих по объективным и субъективным причинам в ходе общества, практики с целью их преодоления. На наш взгляд, ценным является позитивная сторона критики (поиск, разбор, заключение о достоинстве чего-либо),  её  продуктивность (продуцирование нового знания, путей решения проблем) и конструктивный характер  (поиск предложений о конкретных путях исправления ошибок, противоречий), которые и составляют деятельностную основу профессиональной компетентности.

Отечественные психологи (А. С. Байрамов, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн,      Б. М. Теплов, С. И. Векслер, А. В. Брушлинский) рассматривают критичность как одно из качеств мышления или личное свойство, влияющее на протекание умственных процессов.

Критичность как качество мышления определяется ими с позиции продуктивности мышления, как элемент мыслительного процесса, возникающая в проблемной ситуации и являющаяся пусковым механизмом, запускающим мышление. Согласно С. Л. Рубинштейну, критичность - существенный признак зрелого ума, многократно проявляется в процессе мышления на всех этапах решения проблемы: постановка цели, определение противоречия, выдвижение и всесторонняя проверка гипотезы, нахождение альтернативных путей и оптимального способа её решения [8]. При этом  под критичностью мышления А. С. Байрамов понимает «умственную способность, направленную на нахождение оптимального способа решения задачи», которая проявляется в нахождении ошибок в тексте, в определении причин таких ошибок; Ф. Керимов - фиксированную установку (готовность к обнаружению противоречий); О. К. Тихомиров, М. И. Махмутов - «чувствительность к проблемам»; С. И. Векслер - «процесс решение проблем, включающий обсуждение самого процесса и его результата» [9]; Л. А. Мальц - интеллектуальную активность, имеющую свою структуру.

Большинство психологов выделяют в критичности мышления умение оценивать, результаты мыслительной деятельности (М. И. Еникеев, С. И. Векслер, С. Л. Рубинштейн), работу мысли (Б. М.Теплов), а также «умение не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать то ценное, что в них имеется, и те ошибки, которые допущены в них» (А. А. Смирнов, Н. А. Менчинская) [9]. Поэтому для формирования критичности мышления С. И. Векслер, А. С. Байрамов, Д. Джумалиева, А. В. Брушлинский, М. М. Махмутов, Ф. И. Минкина, Е. И. Федотовская рекомендуют вовлекать студентов в процесс обнаружения, исправления и опровержения ошибок в ходе решения логических задач, учебных проблемных ситуаций. Еще С. Л. Рубинштейн отмечал, что показателем функционирования критичности мышления является «умение видеть проблему».

В других определениях критичности мышления авторы выделяют умение действовать в условиях выбора и принятия альтернативных решений, умение опровергать заведомо ложные решения (Л. Д. Столбникова), умение найти неординарный способ решения задач  (Б. И. Беспалов), определяющее творческую фазу критичности. Д. Торранс выделил в структуре творческой деятельности «чувствительность к проблеме» как проявление критичности. Критичность ума и самостоятельность определены А. А. Смирновым в качестве необходимых предпосылок для творческой деятельности [5, с.63]. Поэтому развитие критичности мышления студентов в учебном процессе психологи связывают с развитием их творческого мышления путем включения их в частично-поисковую, исследовательскую деятельность [7].

В контексте психологии мышления критичность понимается как осознанный контроль  за ходом интеллектуальной деятельности человека. Б. В. Зейгарник характеризует его как умение обдуманно действовать, сличать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с ожидаемыми результатами; В. А. Шамис, Е. А. Ходос, А. В. Бутенко - как сознательное сопоставление контролируемого с эталоном. Не связывая критичность с умственной деятельностью, Б. В. Зейгарник называет её показателем сохранности личностно-мотивационной сферы человека, а И. И. Кожуховская - «вершиной личностных качеств человека» [4,9].

Критичность как свойство личности, по мнению психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. И. Щербаков, А. И. Липкина, Л. А. Рыбак, Б. И. Беспалов, О. К. Тихомиров), находит свое выражении в «потребности личности оценивать свои и чужие поступки, находить пути устранения ошибок, а также быть убежденным в степени достоверности, обоснованности, доказательства знаний, фактов, суждений, утверждений, действий» [5,7]. Например, И. А. Мороченкова выделяет «способность оценивать степень обоснованности суждений, утверждений, действий»; Б. И. Беспалов умение подвергать сомнению суждения, доказывать и опровергать их», выделяя критичность мышления в один из основных признаков научности мышления.

В аспекте оценки своей личности, согласно А. И. Липкиной и Л. А. Рыбак, критичность является одной из составляющих самооценки, которую рассматривают как «важнейший способ отношения к своей деятельности», проявляющийся в самоконтроле своих поступков и действий, контролируемых мышлением. Поэтому развитие критичности мышления обучающихся в учебной деятельности психологи связывают с процессом их адекватной самооценки, путем вовлечения их в процесс оценки своих и чужих результатов, через взаимное рецензирование, саморецензирование, написание отзывов на рецензию, дискуссии [6].

Оценивание  как выражение критичности мышления проявляется через проверку, в отбрасывании неправильного решения, в отказе от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Механизм критичности, согласно Дж. Дьюи, Д. Джонсону, Д. Халперн, М.А.Холодной, Е.А. Ходос, А.В. Бутенко, И.О. Загашеву, С. И. Заир-Беку, состоит в последовательности умственных действий, направленных как на сравнение промежуточных, текущих результатов какого-либо действия, хода решения проблем с их конечным общим результатом, так и на проверку высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям с последующим исправлением своих действий [10].

В общем, И. И. Кожуховская выделяет три аспекта направленности критичности мышления: 1) к своим суждениям, интеллектуальным действиям и высказываниям; 2) в оценке своей личности, своих возможностей, достижений, т.е. самооценка; 3) к своим психопатологическим переживаниям [4].

Анализ научной литературы показал наличие большого количества определений критического мышления. В большинстве случаев сущность данного вида мышления рассматривается учеными как синоним критичности мышления. В отечественной психологии (О. К. Тихомиров, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н. А. Менчинская, Б. В. Зейгарник, И. И. Кожуховская, О. Ф. Керимов) критическое и некритическое мышление выделяют по действенности контроля (по степени критичности ума), трактуя его как осознанный контроль за выполнением интеллектуальной деятельности [9]. В других определениях критическое мышление понимается как «вид умственной деятельности по обнаружению логико-причинных ошибок в рассуждениях» (П. П. Блонский), как «умение аргументировано опровергать страдающие недочётами доказательства и контролировать правильность выдвигаемых собственных суждений» (О. К.Тихомиров, А. А. Смирнов, А. В. Брушлинский, А. И. Липкина,       Л. А. Рыбак, Ф. Ф. Минкина).

В зарубежной литературе встречается большое количество определений. Современные специалисты А. У. Бидл, Д. Х. Кларк под критическим мышлением понимают «процесс, при помощи которого разум перерабатывает информацию, чтобы понять установившиеся идеи, создать новые или решать проблемы»; Д. Дьюи, Дж. Курфис, Дж. Баррел - «процесс мышления, направленный на принятие решений, на  представление своей позиции в контексте исследования, решения проблем, в форме определенного суждения, при рассмотрении возможных других вариантов решений проблем, задач»; Д. Брукфилд  - «процесс, направленный на оценку, проверку допущений оснований мысли, действий, на создание альтернативных способов принятия решений»; Б. Рассел - «процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний ... оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления. Его можно представить в виде равенства: Установка + Знания + Навыки мышления = Интеллектуальное мышление» [10].

Определяя критическое мышление как рассудительное, рациональное, Р. Эннис, Э. Норрис, Э. Глассер, Д. Халперн под мышлением понимают сумму умений и навыков по использованию логических процедур, позволяющих мыслить рационально, рефлексируя, контролируя сам процесс мышления. При этом Р. Поул, Д. Чеффи необходимость рефлексии  видят с «целью улучшения мышления», «придания ему большей ясности», критерием которого выступают интеллектуальные стандарты (ясность, правильность, точность, полнота, оригинальность, доказательность, аргументированность).

Все ученые признают, что цель такого мышления - строгое (объективное) оценивание высказывания, мнения, действия, своих и чужих мыслей, поступков, всех выдвигаемых положений и выводов, предметов и явлений (А. В. Коржуев, В. А. Попков); суждений (А. И. Липкина, Л. А. Рыбак, Ф. Ф. Минкина), информации, гипотез (С. Л. Рубинштейн), а также работы мысли (Б. М. Теплов), способов добывания знаний (Н. А. Менчинская, Ф. Ф. Минкина) на основании рациональности и анализ заключений, которых можно сделать. В этом отмечается ценность критического мышления.

В работах В. Штерна, Р. Питерса, П. П. Вахтерова, Д. Дьюи, Дж. Курфиса, Дж. Баррела критическое мышление определяется как высшая ступень понимания, приобретения и усвоения знаний в процессе познания. Anthony Manzo называет его как мышление «более высокого порядка» (Higher-Order Thinkihg), «на уровне анализа, синтеза и оценки». Поэтому более развернуто критическое мышление определяется как критический анализ, способность интерпретировать, объяснять, делать выводы, заключения, с целью вынести объективное аргументированное суждение.

В основе критического мышления ученые выделяют интеллектуальные умения, навыки, способности, перечень которых на сегодняшний день неоднозначен. Более широкий спектр навыков и умений приводят Дж. Брауз и Д. Вуд, среди которых многие относятся к процессу мышления в целом. Чаще всего ученые выделяют навыки рефлексивного мониторинга познания, умение исследовать основания знания и применять его на практике; способность находить альтернативные пути решения проблем; умение оценивать корректность, достоверность, основательность суждений; умения и навыки диалогового общения.

В педагогической литературе «критическое мышление - это «способность анализировать информацию с позиции логики и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам» [4, с.199].

В работах современных отечественных ученых критическое мышление имеет разные определения. Так, Н. И. Мерзликина под критическим мышлением понимает «познавательную стратегию и одновременно характеристику стиля познавательной деятельности личности» (2007); И. А. Мороченкова - «интегративное качество личности» (2007); И. А. Бердникова - «особый способ организации учения» (2009). При этом авторы выделяют следующие его признаки: критическую оценку и осмысление информации, всего происходящего вокруг; выработку своей точки зрения; осознание и сопоставление множества точек зрения; выдвижение тезиса и его аргументирование.

В других определениях критическое мышление рассматривается как «активная целенаправленная самостоятельная деятельность индивида» (О. В. Андронова, 2010); «процесс доказательного решения проблемной задачи» (О. М.Андреева, 2010); «вид оценочной мыслительной деятельности» (Л. А. Жидова, 2009), «комплекс когнитивных, метакогнитивных навыков и стратегий» (Ю. А. Кукушкина, 2008); «система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности» (И. О. Загашев), позволяющих эффективно  работать с информацией, решать профессиональные проблемные ситуации.

 Понимая критическое мышление как критическое рассуждение, Ф. Ф. Минкина выделяет три его элемента [7, с.129]. Первый - это отношение критикующего к данному явлению, отраженное в общем суждении «хорошо» или «плохо», определение отрицательного или положительного, истинного или ложного в работе, умение сделать выводы. Второй - обоснование оценки с выбором аргумента, путем анализа доводов, истинности суждений, причин ошибок или достижений, опираясь на закономерности природы и общества, на достижения науки, техники. Третий - предположения по совершенствованию предмета, явления, которое оценивается.  Тогда механизм критического мышления, как отмечает Е. И. Федотовская, включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотезы, приведение аргументов и их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения.

Несмотря на разнообразие определений, критическое мышление понимается как оценочно-рефлексивная деятельность, направленная на оценку результатов и процесса мыслительной деятельности через рефлексию; на обоснование истинности выдвигаемых предположений, выводов, заключений, в соответствии с законами и правилами логики и как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности, суть которого в соотнесении контролируемого с эталоном. Результат этой деятельности - усвоение учебного материала (И. А.Бердникова), приобретение знания, способов деятельности, формирование высокого уровня исследовательской культуры (Л. А. Жидова), мыслительных компетенций, составляющих основу профессиональной компетентности (Д. М.Шакирова, Н. Ф. Плотникова, Ф. Ф.Минкина, О. М. Андреева, Ю. А. Кукушкина).

К основным составляющим критического мышления Д. Клустер относит самостоятельность; информацию, как отправной пункт критического мышления; постановку и уяснение проблем; широкую аргументированность; социальность [5]. Рефлексивность, прагматичность, субъектность  И. А. Федотовская выделяет как свойства критического мышления, позволяют осознать его как личностное достижение индивидуума.

Критическое мышление в познавательной деятельности студента проявляется чрез следующие взаимосвязанные функции: стимулирующая (формирование потребности в новых предположениях, идеях, решениях); интерпретационная (интуитивно наметить пути, этапы решения проблемы без их объяснения); прогнозирующая (предвосхищение результатов деятельности); корректирующая (уточнение зоны поиска новой информации, в результате критического анализа имеющейся информации); оценочно-рефлексивная (контроль познавательной деятельности, проверка достоверности знаний) [3], позволяющих стать субъектом образовательного процесса и обладать качествами критически мыслящего человека (Д. Халперн): готовность к планированию; гибкость; настойчивость; готовность исправлять свои ошибки; осознание и анализ собственных рассуждений; поиск компромиссных решений [10].

Критериями развития критического мышления в структуре профессиональной компетентности выпускника вуза, на наш взгляд, можно считать виды критики, выделенные Ф. Ф. Минкиной: критика обывателя, критика интеллигента, критика профессионала. Формированию компетентного специалиста, способного подвергнуть сомнению неэффективные решения и выбрать рациональное решение, аргументировано опровергнуть ошибочные суждения, задавать конкретные вопросы, делать выводы из конкретных фактов соответствует третий (высший) уровень, что и составляет деятельностную основу любой компетентности [7, с.50 ].

Учитывая позиции отечественных и зарубежных ученых, считаем, что современное понимание критического мышления должно быть комплексным представлением, включающих как сущность, так и его функции. Под критическим мышлением будем понимать  самостоятельную познавательную деятельность субъекта, направленную на целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание объективной действительности, открытие новых знаний, прогнозирование и оценку результатов деятельности в ходе решения проблем, на основе анализа и оценки информации, обоснованности суждений, достоверности знаний, при подсознательном использовании исходного минимума знаний и прошлого опыта, ориентируемого на предмет исследования с использованием рефлексии.

Многоаспектность критического мышления, его феноменальность позволяют развивать профессиональную компетентность будущего выпускника, вызывающую модернизацию образовательного процесса.

Рецензенты:

Гафурова Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, зав. каф. «Педагогика профессионального обучения» ФГАО ВПО «СФУ», г. Красноярск.

Скибицкий Эдуард Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, зав каф. «Философия, педагогика и психология» Сибирская академия финансов и банковского дела, г. Новосибирск.


Библиографическая ссылка

Вострикова Н.М. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6723 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674