Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ АЙКИДО

Миронов А.Г. 1 Апакаев П.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», Йошкар-Ола, Россия, (424000, г.Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1, МарГУ)
В статье рассматривается одна из основных задач физического воспитания студентов юридических специальностей вузов: обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовки, определяющей психофизическую готовность к будущей профессиональной деятельности. Сложившаяся практика физической подготовки студентов юридических специальностей вузов не в полной мере обеспечивает должный уровень физической готовности их к будущей профессиональной деятельности. В статье предложен нетрадиционный подход к построению процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов с использованием потенциала боевого искусства айкидо, заключающегося в возможности формирования профессионально-значимых свойств и качеств личности, необходимых для их будущей профессиональной деятельности. Проблема исследования: Каким должно быть программно-содержательное и технологическое обеспечение физического воспитания студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо, при котором существенно повышается уровень профессионально-прикладной физической подготовки? Цель исследования – разработать экспериментальную программу курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо». В результате исследования нами разработана экспериментальная программа курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо», которая включает цель, задачи, содержание, технологию, обеспечивающие повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов. Областью применения результатов исследования является образовательный процесс высших профессиональных учебных заведений, система повышения квалификации педагогических кадров.
юридические специальности
айкидо
профессионально-прикладная физическая подготовка
1. Дружинин А.В. Совершенствование координационных способностей курсантов вузов МВД России в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04 / А.В. Дружинин. - Екатеринбург, 2003. - 147 c.
2. Кашин Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД): диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Н.И. Кашин. - СПб., 2005. - 219 с.
3. Косяченко В.И. Методика применения сбивающих факторов в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов учебных заведений МВД России: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04 / В.И. Косяченко. - Волгоград, 2000. - 184 c.
4. Махов С.Ю. Формирование стратегии личной безопасности студентов юридических специальностей неспециализированных вузов: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / С.Ю. Махов. - Орел, 2009. - 193 с.
5. Миронов А.Г. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо / А.Г. Миронов // Образование и саморазвитие. - 2011. - №5 (27). - С. 64-69 (0,4 п.л.).
6. Миронов А.Г. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе специальной физической подготовки в вузе / А.Г. Миронов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. - №1 (69). - Ч. 2. - С. 120-123 (0,3 п.л.).
7. Миронов А.Г. Характеристика айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания / А.Г. Миронов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. - № 3 (71). - Ч. 1. - С 126-133 (0,5 п.л.).
8. Рукавишников Д.А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Д.А. Рукавишников. - Чебоксары, 2006. - 193 с.
9. Чергинец В.П. Формирование профессионально важных качеств у студентов юридических факультетов средствами физической культуры: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04 / В.П. Чергинец. - Улан-Удэ, 2004. - 165 c.
Введение

Дисциплина «Физическая культура» в высшем учебном заведении, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования личности студентов, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.

Целью физкультурного образования студентов юридических специальностей вузов является формирование физической культуры личности будущего квалифицированного специалиста. Данная цель осуществляет программирующую функцию и определяет специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

  • понимание роли физической культуры в развитии личности, в подготовке к профессиональной деятельности;
  • освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей;
  • обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов, определяющей психофизическую готовность к успешной профессиональной деятельности;
  • приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.

Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в профессиональный цикл основной образовательной программы, в базовую (обязательную) часть. В результате формирования физической культуры выпускник юридических специальностей вузов обязан понимать роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке, хорошо ориентироваться в вопросах, раскрывающих социально-биологические основы физической культуры и здорового стиля жизни, владеть системой практических умений и навыков профессионально-прикладной физической подготовки.

Стратегической целью современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности как совокупности разносторонних компетенций выпускников вузов, дающих возможность успешно действовать в многочисленных ситуациях профессиональной деятельности, эффективно реализовывать приобретенные знания, умения и навыки, профессионально значимые качества при творческом решении нестандартных профессиональных задач [5]. Это в полной мере относится и к студентам юридических специальностей вузов [6]. Поэтому в основу содержания профессионального образования студентов при компетентностном подходе должна быть положена ориентация на формирование ключевых компетенций во всех сферах их профессиональной деятельности.

Существенный вклад в достижение этой цели вносит профессионально-прикладная физическая подготовка, которая является обязательной составляющей профессионального образования в вузе и строится на основе реализации одного из важнейших принципов педагогической системы - принципа органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности [5]. В соответствии с концептуальными положениями синергетического подхода решение задач формирования и развития профессионально-значимых свойств и качеств личности может быть осуществлено и осуществляется на практике через применение различных средств профессионально-прикладной физической подготовки.

Одним из эффективных средств является целостное применение японского боевого искусства айкидо [7]. Применение боевого искусства айкидо в профессионально-прикладной физической подготовке студентов наилучшим образом решает задачи формирования и развития профессионально значимых свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для их будущей профессиональной деятельности. Решающими факторами при выработке силы духа в боевом искусстве айкидо является концентрация внимания и медитация, нацеленные на выполнение предельно точных движений, и на воспитание способности человека к мгновенной реакции на любое движение соперника. Воспитание самообладания, трезвости мысли и хладнокровия в айкидо сопровождается физической подготовкой.

Сложившаяся практика физической подготовки студентов юридических специальностей вузов не в полной мере обеспечивает должный уровень физической готовности их к будущей профессиональной деятельности. Вопросы применения боевого искусства айкидо в профессионально-прикладной физической подготовке студентов юридических специальностей вузов до настоящего времени не были предметом научных исследований. Это определяет актуальность выбранной нами темы исследования: «Программно-содержательное и технологическое обеспечение физического воспитания студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо».

Проблема исследования: Каким должно быть программно-содержательное и технологическое обеспечение физического воспитания студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо, при котором существенно повышается уровень профессионально-прикладной физической подготовки.

Цель исследования - разработать экспериментальную программу курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо».

Материал и методы исследования. Традиционный подход к профессионально-прикладной физической подготовке студентов юридических специальностей вузов не в полной мере обеспечивает должный уровень физической готовности их для выполнения в будущем служебных и боевых задач. Большинство студентов не могут выполнить нормативы по физической подготовке, не в полной мере владеют приемами самозащиты. В экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности большинство выпускников юридических специальностей вузов проявляют растерянность и беспомощность, уступают в силе и ловкости.

Для преодоления сложившейся ситуации рекомендуется нацеливать профессионально-прикладную физическую подготовку на развитие таких способностей, как оперативность, логическое мышление, внимательность, эмоциональная устойчивость [9]. Эти качества усилит развитие базовых физических способностей через обучение основам техники рукопашного боя и преодоления препятствий [2]; развитие физических качеств и профессиональных двигательных навыков; повышение стрессоустойчивости в критических ситуациях профессиональной деятельности [1]; обеспечение готовности к действиям по схеме: поиск - преследование - силовое задержание - огневое поражение [3]; формирование физической и психической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий. Обеспечению высокой работоспособности будущих юристов в процессе служебной деятельности [8] призвано способствовать развитие волевых качеств и формирование стратегии личной безопасности [4], которая рассматривается как процесс управления совокупностью адекватных действий, способов физического и психического воздействия, методов интеллектуального противодействия агрессивным нападениям на личность в целях создания условий нейтрализации будущим юристом проблемных ситуаций.

В качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки предлагается использовать комплекс специальных ситуационных игровых заданий, программу ситуативных уроков, включающую базовые средства и методы военно-прикладных видов спорта, учебные задания в моделируемых условиях и ситуациях задержания правонарушителей, боевой и профессиональной деятельности в условиях действия сбивающих факторов. Качество профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов рекомендуется определять по эмоционально-волевым, ценностно-мотивационным, когнитивным, операционно-технологическим, функциональным и деятельностным критериями. Степень их сформированности определяет уровень их психической и физической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Для решения проблемы исследования и достижения цели нами использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, психологической, специальной, научно-методической литературы и программно-нормативных документов.

Результаты исследования и их обсуждение.

На основании анализа и обобщения педагогической, психологической, специальной, научно-методической литературы и программно-нормативных документов нами была разработана экспериментальная программа курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо». Программа составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе.

Цель курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо» - психофизическая готовность студентов юридических специальностей вузов к будущей профессиональной деятельности. Чтобы достичь цели, необходимо создать у студентов психофизические предпосылки для проявления устойчивой и высокой работоспособности, профессиональной надежности, способности организма адаптироваться к неблагоприятным воздействиям предметных условий профессиональной деятельности, для снижения заболеваемости и повышения профессионального долголетия; готовности к быстрому овладению и более качественному выполнению трудовых действий.

Задачи курса: 1) сообщить специальные знания о месте и роли профессионально-прикладной физической подготовки в содержании профессиональной компетентности студентов юридических специальностей вузов; о педагогическом потенциале айкидо как средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов; 2) сформировать и развить такие профессионально-значимые свойства и качества личности, как смелость и решительность, выдержка и самообладание, нервно-психическую устойчивость; а также физические качества: быстроту, проявляющуюся во всех ее элементарных формах (скорость реакции, скорость одиночного движения, частота движений) в условиях силового противоборства с правонарушителем; скорость бега и выносливость, проявляющуюся в погоне за правонарушителем; силовые и скоростно-силовые качества, проявляющиеся в условиях силового противоборства с правонарушителем; ловкость, проявляющуюся в способности действовать в вариативных ситуациях в условиях дефицита пространства и времени; профессионально-прикладные двигательные умения и навыки обезвреживания и задержания «правонарушителя».

Курс реализуется в процессе физического воспитания при очной форме обучения. Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения - 4 часа в неделю; на третьем и четвертом курсах - по 2 часа.

Программа курса включает в своё содержание - в качестве обязательного минимума - теоретический, практический и контрольный разделы. Содержание теоретического раздела способствует овладению студентами теоретическим материалом, реализация которого осуществляется сообщением специальных знаний для создания мотивации и успешного усвоения обучаемыми практического раздела программы курса.

Содержание практического раздела представлено учебно-тренировочными занятиями. Формой учебно-тренировочных занятий у студентов являются комплексные академические учебные занятия, которые включают средства общей и профессионально-прикладной физической подготовки в единстве и взаимосвязи с практикой будущей профессиональной деятельности. Структурной единицей учебно-тренировочного процесса выступает учебный семестр, который, в свою очередь, разделяется для первого и второго учебного года на три этапа подготовки, для третьего и четвёртого - на два этапа подготовки.

Учебно-тренировочные занятия проводятся с использованием деловых игр, в рамках которых на основе игрового замысла моделируются ситуации и отношения, приближённые к будущей профессиональной деятельности, требующие выбора оптимальных вариантов решения задач с последующей их практической реализацией.

Содержание учебно-тренировочных занятий представлено тремя разделами, усвоение которых способствует формированию и развитию профессионально значимых свойств и качеств личности, необходимых студентам юридических специальностей вузов для их будущей профессиональной деятельности:

  • раздел №1 - «Боевые приёмы обезвреживания и задержания «правонарушителя» на основе применения айкидо»;
  • раздел №2 - «Преследование, обезвреживание и задержание «правонарушителя» в различных условиях и ситуациях на основе применения айкидо»;
  • раздел №3 - «Учебно-боевая практика».

Все разделы обеспечиваются различными комплексами упражнений: разминочный комплекс упражнений, комплекс упражнений на гибкость, силовой комплекс упражнений, акробатический комплекс упражнений. Для повышения качества выполнения студентами обезвреживания и задержания «правонарушителя» на основе применения айкидо к каждому семестру обучения предъявляются общие и специальные требования.

Содержание контрольного раздела обеспечивает получение информации о качестве освоения теоретического материала и уровне профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. Индивидуальной формой текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является зачёт. Курс осуществляет: 1) контроль качества освоения теоретического материала по окончанию каждого семестра обучения с первого по четвёртый, который предусматривает устный опрос студентов по пройденным темам; 2) контроль качества выполнения обезвреживания и задержания «правонарушителя»; 3) контроль уровня общей физической кондиции (состояния физических качеств).

Заключение.

Разработана экспериментальная программа курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо». Программа составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе. Программа включает цель, задачи, содержание, технологию, обеспечивающие повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов. Областью применения результатов исследования является образовательный процесс высших профессиональных учебных заведений, система повышения квалификации педагогических кадров.

Рецензенты:

  • Фёдорова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Драндров Герольд Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Миронов А.Г., Апакаев П.А. ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ АЙКИДО // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6688 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674