Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рублев А.И. 1
1 АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», Одинцово
В статье Рублёва А.И. «Основные подходы и принципы развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры» выделена значимость физической культуры (ФК) для формирования, сохранения и укрепления физического здоровья, а также опосредованное влияние ФК на другие компоненты индивидуального здоровья человека – психическое (личностное), социальное и духовное (душевное) здоровье, психо-эмоциональное состояние, самочувствие, настроение. Для этих составляющих индивидуального здоровья человека физическое здоровье является базовым, основополагающим для его развития и самореализации. Подчёркнута роль преподавателей-предметников в решении общих с преподавателями ФК задач пропагандирования и формирования у современной молодёжи здорового образа жизни, оптимизации её жизнедеятельности. При этом ведущая (лидирующая) позиция преподавателей (учителей) ФК в продвижении здоровьесберегающих технологий остаётся и многократно усиливается. Методы и средства, методики и технологии, формы организации, применяемые преподавателями ФК, эффективность их деятельности по мотивации подрастающего поколения к овладению им (поколением) рациональными (оптимальными) способами организации своей жизнедеятельности, целиком и полностью зависят от профессиональной подготовки преподавателей ФК, а также от их психолого-педагогической компетентности. Особое место в решении этой образовательной проблемы занимают подходы (концепции), методы и принципы повышения психолого-педагогической квалификации и самообразования специалистов ФК. Базовыми компонентами в становлении и развитии профессиональной и психолого-педагогической компетентности являются концептуальные подходы и основополагающие принципы. Наряду с общедидактическими в особую группу выделены и сформулированы те, которые определяют успех массового развития ФК и спорта именно в образовательных учреждениях. Обозначены условия успешной реализации названных принципов, а также модифицированы (видоизменены или скорректированы) цели, которые необходимо ставить при организации образовательного процесса для повышения его эффективности.
самообразование специалистов
методы повышения психолого-педагогической квалификации
инновационные технологии
оздоровительно-спортивная направленность
профессиональная компетентность
1. Белова И. Ю. Становление профессиональной компетентности специалистов адаптивной физической культуры в системе вузовского образования: Автореф. дис. … канд. – Чита, 2008.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Лукьянова М. И. Развитие компетентности преподавателя в личностно ориентированной педагогической деятельности: учебное пособие / М. И. Лукьянова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
4. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма преподавателя // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 12–15.
5. Фазлеев Н. Ш. Компетентностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту. Монография. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006.
Введение

В ходе организации, проведения и обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях по дисциплине «Физическая культура», при проведении разъяснительной работы и формировании убеждений школьников и студентов  в необходимости и целесообразности ведения здорового образа жизни (здоровьесберегающего стиля жизнедеятельности) ведущая роль принадлежит специалистам и преподавателям физической культуры. От уровня их общей культуры, профессиональной подготовленности и психолого-педагогической компетентности зависит уровень индивидуального развития и здоровья молодого поколения страны.

Физическая культура подрастающего поколения - результат усилий государства и общества, обоюдного влияния общества и личности: «здоровое общество - здоровая личность». Здесь следует подчеркнуть особую и непреходящую, перманентную и судьбоносную значимость решения проблемы развития физической культуры, прежде и больше всего, для детства, хотя она последним не ограничивается. Тем не менее, именно для детства, когда вслед за тем, что заложено генетически, от природы, формируется и тот фундамент здоровья, на котором оно будет (или, что не менее вероятно, при дефиците необходимых условий, не будет) произрастать и реализоваться в дальнейшей жизни, а, значит, и полнота этой жизни.

В самом деле, ведь, во-первых, физическая культура имеет целью развитие не только физического здоровья, но и обогащение позитивного и устойчивого духовно-нравственного состояния, проявления позитивных личностных качеств интенсивно растущего и развивающегося человека, его самореализации в разносторонней активности; во-вторых, при индивидуальном здоровье каждого ребенка физическая культура детей должна быть массовой как культура приходящих поколений: их, как нынешних и завтрашних граждан и тружеников, родителей будущих поколений детей и молодежи, организаторов их физической культуры.

К тому же, если массовая физкультура ничем не скомпрометирована в глазах школьников (кроме разве ее плохой организации на местах или слабой материальной базы), то со спортом сложнее.  Ребята не могут не знать о таких явлениях, как изнурение организма в стремлении достичь рекордных высот (допинг, наркотики) и последующие болезни, не могут не видеть, что люди спорта, особенно столь притягательного, профессионального, порой оказываются жертвой, а то и участниками спекуляций, торговли, коррупции.

Здесь особенно важна позиция преподавателя физкультуры. Он, как и любой другой школьный учитель, решает свои учебно-воспитательные задачи в своих условиях, своими методами. К тому же, более авторитетен как специалист в каком-либо определенном виде спорта, особенно значимом для конкретных детей. Тем более опасен конфликт влияний преподавателя физкультуры, преподавателя-предметника, классного руководителя родителей и, напротив, тем более ценно для ребенка их сотрудничество, при  всей внешней разнице их «корпоративных ценностей», тем более что, в любом случае, одна из главных и общих задач - это здоровый образ жизни ребенка.

Уровень и качество решения поставленных задач определяется содержанием деятельности. Здесь особенно важны не только ее естественная общая оздоровительно-спортивная направленность, но и дифференциация и взаимосвязь деятельности специалистов разных ведомств, когда каждый и каждое из них решает свои проблемы (административные, организационные, финансовые, социально-бытовые) в пределах своих компетенций, однако в общей социальной и педагогической направленности на развитие физической культуры школьников.

То же относится и к технологиям: к тому, как, каким образом реализуются задачи и содержание - оптимальному выбору методов и форм организации физкультуры и спорта детей. На практике чаще всего как раз этот аспект вызывает немало трудностей: его воплощение всегда конкретно, в живом деле, в данных, порой неожиданных или стремительно меняющихся обстоятельствах, со всем многообразием задач, содержания, ситуаций деятельности. Тут и выбор индивидуальных, групповых, массовых форм той или иной работы, но и организация самоуправления, тут и возрастной состав ребят, но и анализ эффективности сделанного и делаемого... Особый (и непростой!) вопрос - методы повышения психолого-педагогической квалификации и самообразования различного рода специалистов.

Выполнение программ любого уровня в значительной мере обусловлено адекватными задачами и содержанием методического обеспечения специалистов-организаторов физкультуры и спорта и педагогов образовательных учреждений, связанных с подготовкой, проведением и анализом длительных, комплексных и отдельных мероприятий, выбором технологий и средств, методов и форм работы ее исполнителей, их постоянных и временных функций.

Такого рода обеспечение ни в коем случае не должно носить административно-нормативный характер, быть обязывающим, строго предписывающим: для этого есть обязательные для исполнения инструктивные документы различных ведомств, вплоть до приказов по соответствующим учреждениям. Методические же материалы имеют, повторимся, рекомендательную направленность, не допускают крайностей («делай как я», «делай как хочешь»), ориентируя не на «только так», но на - «допустимо так или иначе». Главное - стимулирование активности тренера или преподавателя, его личностно-профессиональной самореализации, т.е. стимулирование его творчества в конкретных условиях организации физической культуры и спорта, на основе имеющихся знаний и опыта.

Наконец, отнюдь не претендует на образцовую методическая работа в самих образовательных, а тем более физкультурно-спортивных учреждениях по психолого-педагогическим аспектам организации рассматриваемой нами деятельности. Это притом, что предметом рассмотрения (с перспективой решения) на методических объединениях, секциях, комиссиях и т.п. могли бы стать, например, содержание и приемы изучения и удовлетворения соответствующих потребностей и интересов ребят. Как в аспекте достижения здорового образа жизни взаимосвязаны у подростков досуг и учеба, как в разных видах деятельности реализуются индивидуальный и дифференцированный подходы к школьникам, как определять эффективность развития их физической культуры?..  Есть немало и других вопросов, требующих совместного обсуждения и решения, например, возможности предоставления не только пространства и возможности проведения занятий по физической культуре и спорту, но и обеспечения, сопровождения.

Без всего этого повторим вновь и вновь, сложно актуализировать у ребят потребность, пробудить у них желание регулярно заниматься физкультурой без взаимодействия школы, семьи, социума, которые влияют на соответствующую мотивацию, прежде всего, на интерес к спорту, помогая не только понять личное значение физкультуры, но и стремление быть активным в приобщении к ней.

Общими, например, выступают психолого-педагогические принципы, на которых строится его организация. Среди них, прежде всего, - естественно гуманистическая направленность, ориентация на единство социализации и индивидуализации; физическая и психическая безопасность ребят; взаимосвязь направлений воспитания (умственного, нравственного, физического и т.д.) в процессе формирования здорового образа жизни; системность и комплексность; массовость - с учетом индивидуальных потребностей и возможностей; разностороннее привлечение социального пространства и межведомственных связей и т.д.

Особенными же, значимыми для данного случая, оказываются те «модификации» общих принципов, следование которым определяет успех массового развития физкультуры и спорта в образовательных учреждениях: сочетание возрастного и межвозрастного подхода, постоянство врачебно-медицинского контроля и следования санитарно-гигиеническим требованиям; добровольность участия детей; взаимодействие образовательного учреждения с семьей, учреждениями дополнительного образования и пр.; систематическая диагностика исходных, текущих и итоговых результатов физического развития ребят; их разностороннее личностное развитие в процессе формирования здорового образа жизни; сочетание занятий физической культурой и спортом с другими видами деятельности и т.д.

В свою очередь, успешная реализация названных принципов, т.е. действенное создание и развитие системы физкультуры и спорта образовательными учреждениями, обусловлено ситуацией - от конкретных факторов и обстоятельств (школа, семья, учреждение дополнительного образования и пр.) до материальных и социально-демографических, культурных и этнических условий социума.

Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях до сих пор ориентировано на достижение нор-мативных требований, на реализацию декларированной государственной программы,  а на не на удовлетворение двигательной потребности каждого обучающегося, без учета его интересов  и потребностей. В результате этого с каждым годом увеличивается количество обучающихся, которые считают, что физическое воспитание является скучным, а преподаватели не знают потребностей и ожи-даний молодых людей, либо игнорируют их.

Отсюда, что совсем немаловажно, и ответственность перед взрослыми и детьми тех, кому доверено разрабатывать научно-методические основы и, в свою очередь, программно-методическое обеспечение тех, кто в нем заинтересован.   

Рецензенты:

Новоселова Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе ФГНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, г. Москва.

Мухин Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии МГУТУ,  г. Москва.


Библиографическая ссылка

Рублев А.И. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6474 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674