Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ У КАДЕТ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОМУ ДОЛГУ

Жукова Е.Ю. 1
1 ГОУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
В статье показывается, что ценностное отношение к воинскому долгу является субъективной стороной взаимодействия человека с силовыми структурами своего государства. Предполагается, что формирование ценностного отношения к воинскому долгу обеспечивает юношам – учащимся кадетских корпусов и кадетских классов возможность проявления патриотических, гражданских, нравственных качеств в соответствии с системой устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе. Становление ценностного отношения учащихся кадетских классов к воинскому долгу происходит в процессе их социализации и воспитания. С целью образования и подготовки учащихся кадетских классов к государственной (преимущественно военной) службе в России сложилась система кадетских корпусов, кадетских школ и школ с кадетскими классами, которая сегодня ориентирована на личностный подход. Изучение состояния проблемы становления ценностного отношения учащихся к воинскому долгу в условиях кадетского корпуса или кадетского класса доказало актуальность её исследования и необходимость организации в образовательном процессе современных образовательных учреждений с элементами кадетского образования целенаправленной работы по формированию ценностного отношения кадет к Вооруженным силам Российской Федерации, к выполнению воинского долга.
кадет
ценностное отношение
воинский долг
кадетское образование кадет
ценностное отношение
воинский долг
кадетское образование
1. Андрушкевич И. Н. Воспитание русской военной молодежи // Электронное кадетское письмо. - Буэнос-Айрес, 2009.
2. Бабурова И. В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений современных школьников // Научное наследие Г. И. Щукиной и современность. - СПб.: Астерион, 2008. - С. 38-45.
3. Гурковский В. Н. Кадетские корпуса Российской Империи. - М.: Республика, 2005. - 225 с.
4. Военная энциклопедия: в 8 т. - М.: Институт военной истории, 1994. - Т. 2. - С.34-35.
5. Жукова Е. Ю. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для кадетских образовательных учреждений в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - 3(5). - С. 44-48.
6. Ясенский Б. Заговор равнодушных. - М.: Политиздат, 1986. - 178 с.
Человек как личность в большей степени определяется системой его отношений с миром. Ключевая роль в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта. Необратимые изменения, произошедшие в конце XX - начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным изменениям аксиологической сферы российского общества и его граждан.

Многие исследователи фиксируют тенденции ослабления российской идентичности, постепенного отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, экономический расчет и потребление.

Сложившуюся ситуацию ученые обозначили как духовный кризис, опасность которого видят в том, что лишенное духовности общество теряет способность поддерживать себя как целостность. Единство образования и духовных ценностей, соответствующее традиционной для российского общества культурной модели, в которой всегда был характерен пристальный интерес к идеалам и духовным проблемам личности, уступило место их взаимному отчуждению. Между тем вызовы современной цивилизации предполагают активное духовное развитие тех, кому предстоит жить и работать в условиях информационного общества. В условиях глобализации и «открытости» общества иным системам ценностей актуализируется проблема воспитания человека, способного нести ответственность за собственный ценностный выбор. Система ценностей, определяющая действия западного мира и имеющая тенденцию к распространению в России, при возрастающей мощи цивилизации становится крайне опасной. В связи с этим формирование совокупности ценностных основ жизни вырастает в основную проблему современности, которую предстоит решать в первую очередь системе образования.

Разработанный российскими учеными (А. Г. Асмолов, М. В. Богуславский, А. Я. Данилюк, В. П. Дронов, Л. С. Илюшин, В. В. Козлов, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов, В. Р. Кучма, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков, Л. Н. Феденко) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (2009 г.), который включает в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), открывает перспективы решения данной проблемы. Воспитание школьников обозначено в этом документе как приоритетная задача и рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, себе, другим.

Базисное понятие нашего исследования - ценностное отношение личности - стало активно использоваться в педагогической литературе с начала 1990-х годов. С развитием аксиологии данное понятие «потеснило» понятие «ценностные ориентации», поскольку, по мнению философов, оно точнее отражает суть описываемого феномена. Особенность периода 1990-х годов состояла в том, что в педагогических исследованиях изучалось формирование ценностного отношения к какому-то отдельному объекту (природе, труду, искусству, здоровью, семье, учению, воинскому долгу). Анализ современных работ по теории воспитания показывает, что наряду с понятием «ценностные отношения» используется (часто как синоним) понятие «ценностные ориентации». В нашем исследовании отстаивается позиция, согласно которой ценностные ориентации личности формируются на основе выработанных ценностных отношений и являются их актуальным выражением. Понятие «ценностные ориентации» впервые было использовано классиком социологической науки М. Вебером (20-е годы XX века). В отечественной социологии данный термин впервые использовал социолог В. А. Ядов, проводя изучение мотивации поведения личности. Сегодня это понятие широко используется в различных областях знания отечественной науки (социологии, психологии, педагогике и др.), однако в англоязычной литературе чаще всего используется термин personalvalue (персональные ценности). Именно потому, что в ценностном отношении взгляд субъекта на объект порождается значением объекта в жизни субъекта, ценности имеют биполярную структуру. Каждой позитивной ценности (нравственной, религиозной, политической, эстетической, художественной) противостоит соответствующая ей анти-ценность. Добру - зло, благородству - низость, красоте - уродство, смелости - трусость, стремлению выполнить свой воинский долг перед Родиной - желание любой ценой уклониться от службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и т. д. Но биполярности эти - только обозначения действительных полюсов каждого оценочного спектра, образуемого постепенным нарастанием силы одного потенциала и ослаблением другого. Ч. Моррис, например, выстраивал такие аксиологические шкалы:

Ориентируясь на данную аксиологическую шкалу, предпримем попытку создать аналогичную шкалу для изучения ценностного отношения к воинскому долгу воспитанников кадетских классов и кадетских корпусов современной России (рис.1).

Зарождаясь в обыденном практическом сознании, ценностное отношение к воинскому долгу остается достоянием кадета и выполняет свои ориентационные функции в управлении его поведением благодаря именно тому, что заключенная в нем оценка содержательна - она выражает позицию кадета в системе общественных отношений и в культуре, характер его потребностей, интересов, идеалов, выявляет то, к чему он стремится, что он отвергает и к чему безразличен, нейтрален, равнодушен.

На наш взгляд, правы те исследователи, которые считают, что отсутствие положительной или отрицательной оценки тоже является оценкой - нулевой, и свидетельствует о позиции субъекта не меньше, чем приятие или неприятие того, что оценивается.

Рис. 1

Показателен в этой связи эпиграф к популярному в довоенные годы роману Бруно Ясенского "Заговор равнодушных": «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить; не бойся друзей, в худшем случае они могут тебя предать; бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия совершаются все преступления на земле"[6]. Сегодня одним из главных социальных институтов, не допускающих в своей среде воспитания «равнодушных» к судьбе Отечества и не воспринимающих судьбу Отечества как свою личную, являются кадетские корпуса - учебные заведения среднего (полного) общего образования для подготовки юношей к государственной (преимущественно военной) службе, а также средние общеобразовательные учреждения с кадетскими классами. Процесс развития современной России характеризуется потребностью в качественном совершенствовании армии, которая является важнейшим инструментом становления российского государства и орудием международной политики. Армия (совокупность вооруженных сил государства) в современных условиях глобальной коммуникации и развития информатизации общества нуждается в хорошо подготовленных кадрах. Это повышает требования к личностным и профессиональным качествам офицеров, их физическому и психическому здоровью. В сложный период реформирования Вооруженных Сил новой России даже при неудовлетворенности большей части офицерского состава своим материальным положением, низким уровнем социальной защищенности возрастает необходимость подготовки и воспитания нового поколения защитников Отечества, которым присуще чувство гордости за свою принадлежность к армии России.

Одна из актуальных проблем современного общества - воспитание личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и быть патриотом, сознательно посвятить свою жизнь защите Отечества, выполнить воинский долг. Изменения, произошедшие в социально-экономической жизни Российской Федерации, повлекли за собой изменение общественной морали, оказали влияние на отношение гражданского населения к военнослужащим. В современных условиях армия комплектуется по смешанному принципу (по призыву и по контракту). Но в российской армии никогда не было распространено наемничество, поскольку профессионал, служащий только за материальное вознаграждение, не обязан быть патриотом, готовым выполнять приказ ценой собственной жизни, служить своему Отечеству «верой и правдой», выполнять свой воинский долг.

Воспитанию офицерского корпуса российской армии много внимания уделяют педагоги высших военных учебных заведений, между тем, известно, что наибольшая сензитивность к развитию профессионально важных качеств (например, таких, как преданность долгу, верность своим убеждениям) проявляется в подростковом возрасте и ранней юности. Здесь закладывается фундамент личности; интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения; привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Поэтому воспитанники кадетских корпусов, учащиеся кадетских классов представляют собой уникальную группу резерва российской армии. Современные кадетские корпуса и школы с кадетскими классами используют успешный исторический опыт закрытых учебных заведений по воспитанию «государственных людей» с детства. Но, тем не менее, вся деятельность данных современных образовательных учреждений не упорядочена относительно единой цели - становления ценностного отношения подростка к выполнению воинского долга. С одной стороны, подготовка подростков в этих учебных заведениях к самоопределению в пользу профессии военнослужащего игнорируется при формировании образовательных стандартов, учебных программ и планов. С другой стороны, жизненный опыт, полученный подростком в кадетском корпусе или кадетском классе, недостаточен для успешной социализации в современном мире и становлению его ценностных отношений. Таким образом, возникают противоречия между:

  • потребностью общества в создании контрактной армии и необходимостью воспитания будущих защитников Отечества, проникнувшихся чувством любви к своему Отечеству, готовых подчинять свои личные интересы общим интересам страны, выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину;
  • возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом, к профессиональной подготовке выпускников кадетских корпусов и учащихся кадетских классов и отсутствием системы педагогического сопровождения профессионального самоопределении учащихся и становления их ценностного отношения к армии в условиях кадетского корпуса или кадетского класса;
  • необходимостью развития творческой, активной, социально ответственной, самостоятельной, внутренне свободной, гуманной личности учащихся кадетских классов и возможностями традиционной организации образовательного процесса в этих учебных заведениях;
  • ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой в кадетских корпусах.

Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование позволяет прийти к следующим выводам:

1. Ценностное отношение учащихся кадетских классов и воспитанников кадетских корпусов к воинскому долгу - это субъективное отражение их взаимодействия с военной действительностью, которое складывается как единство трёх компонентов его структуры.

Когнитивно-мотивационный компонент отношения проявляется как степень потребности в познании, как представление об идеальном профессиональном образе и ценностях военнослужащих. Показателем оценочно-ориентационного компонента ценностного отношения служит субъективная оценка учащимся-кадетом его межличностных отношений. Рефлексивно-результативный компонент ценностного отношения проявляется в самоактуализации подростка в кадетском корпусе или кадетском классе.

2. Результатом становления ценностного отношения учащихся кадетских классов к воинскому долгу выступает уровень его развития: сформированность личностных идеалов подростка, учащегося кадетского класса, представления об идеальном профессиональном образе солдата и офицера и значимых для него ценностях, осознанность социального поведения, гармоничность межличностных отношений, социальная адаптация, восприятие временной перспективы, межличностная чувствительность. Исследование выявило у учащихся кадетских классов (юноши 13-14 лет) преобладание низкого уровня развития ценностного отношения к воинскому долгу. Процесс становления ценностного отношения к воинскому долгу интенсивен в период обучения в кадетском корпусе или кадетском классе, когда выбор будущей профессии и социальной роли для учащихся являются средствами жизненного самоопределения, выбора образа жизни.

3. Показано, что педагогическое сопровождение становления ценностного отношения учащихся кадетских классов и кадетских корпусов к воинскому долгу представляет собой совокупность целей педагогической деятельности кадетского корпуса или школы с кадетскими классами по преобразованию воспитательной среды. Упорядочение жизнедеятельности образовательного учреждения (интеграция многочисленных целей различных видов деятельности, определенных разнообразными руководящими документами) относительно единой цели - становления ценностного учащихся к воинскому долгу, способствует организации и освоению ценностно-направленного воспитательного пространства.

4. Определено, что становлению стабильно положительного ценностного отношения учащихся кадетских классов к представителям специфической профессиональной группы военнослужащих способствует открытость образовательного пространства кадетского корпуса или школы с кадетскими классами. Расширение системы межличностных отношений и включение в образовательный процесс малого социума подростка открывает дополнительные возможности для формирования представлений подростка о своей социальной ценности.

5. Особую роль в становлении ценностного отношения учащихся кадетских классов к воинскому долгу играет система их межличностных отношений в малом социуме. Дисгармоничность системы межличностных отношений выпускников кадетских корпусов и кадетских классов определяется противоречием между осознанием подростком своей принадлежности к специфической профессиональной группе военнослужащих, овладением ценностями и стереотипами поведения и мышления, характерными для этой группы (что выделяет его в социальном пространстве), и фактическим отсутствием статуса военнослужащего. Это противоречие служит стимулом для самоопределения в пользу выбора профессии офицера или в пользу службы в вооруженных силах Российской Федерации.

Ценностное отношение к воинскому долгу является субъективной стороной взаимодействия человека с силовыми структурами своего государства. Становление ценностного отношения к воинскому долгу обеспечивает юношам - учащимся кадетских корпусов и кадетских классов - возможность проявления патриотических, гражданских, нравственных качеств в соответствии с системой устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе. Становление ценностного отношения учащихся кадетских классов к воинскому долгу происходит в процессе их социализации и воспитания. Для образования и подготовки учащихся кадетских классов к государственной (преимущественно военной) службе в России сложилась система кадетских корпусов, кадетских школ и школ с кадетскими классами, которая сегодня ориентирована на личностный подход. Изучение состояния проблемы становления ценностного отношения учащихся к воинскому долгу в условиях кадетского корпуса или кадетского класса доказало актуальность её исследования и необходимость организации в образовательном процессе современных образовательных учреждений с элементами кадетского образования, целенаправленной работы по формированию ценностного отношения воспитанников к армии, к выполнению воинского долга. Полагаем, что дальнейший научный поиск приведет к совершенствованию системы формирования ценностного отношения к воинскому долгу в общеобразовательных учреждениях с кадетскими классами, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению и развитию нашего государства.

Рецензенты:

  • Ильясов Дмитрий Федрович, д.п.н, профессор, зав.кав. педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск.
  • Кеспиков Вадей Николаевич, д.пед.н., Заслуженный учитель РФ, ректор ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Жукова Е.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ У КАДЕТ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОМУ ДОЛГУ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6403 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674