Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В АВИАЦИОННОМ ПРИБОРОСТРОЕНИИ

Тюлин А.Е. 1 Белый Е.М. 1
1 Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия
Проведен стратегический анализ для крупнейшего отечественного оператора на рынке авионики – концерна «Авиаприборостроение», входящего в государственную корпорацию «Ростехнологии». На основе STEP-анализа глобального окружения выявлены социальные, технологические, экономические и политические факторы, оказывающие доминирующее влияние на деятельность концерна. Для оценки конкурентной позиции концерна использован инструментарий SWOT-анализа, позволивший выявить сильные и слабые стороны концерна, его возможности и угрозы со стороны внешней среды. В результате проведенного анализа сформулированы стратегические цели концерна: превращение концерна в компанию мирового уровня; развитие в отечественном авиаприборостроении инновационных технологий до конкурентоспособного на глобальном рынке уровня; выход на глобальный рынок с конкурентоспособной продукцией; повышение капитализации концерна; развитие инновационной инфраструктуры.
стратегические цели.
SWOT- анализ
STEP-анализ
стратегический анализ
авиационное приборостроение
1. Ансофф И. Стратегическое управление : пер. с англ. - М. : Экономика, 1989. - 519 с.
2. Баринов В.А. Стратегический менеджмент : учебник / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 237 с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление : учебник. - М. : Гардарика, 1998. - 296 с.
4. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией. - 2-е изд. - М. : ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006. - 288 с.
5. Суханов С. Стратегический анализ - практическая методология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//hr-portal.ru/article (дата обращения: 20.04.2012).
Как показывает зарубежный опыт функционирования отраслевых компаний, для получения доминирующих конкурентных преимуществ отраслевой компании необходимо проводить регулярный стратегический анализ с целью выявления собственных сильных и слабых сторон, возникающих проблем и угроз, повышения барьеров входа в отрасль конкурирующим компаниям. Стратегический анализ позволяет провести оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию и потребностям внешней среды, в которой работает компания [5]. По нашему мнению, основными элементами подобного стратегического анализа являются:
  • выявление факторов внешней среды, оказывающих существенное влияние на отрасль и деятельность предприятий, работающих в данной отрасли;
  • оценка конкурентной позиции компании на отраслевом рынке;
  • формирование долгосрочных и среднесрочных задач компании на основе результатов проведенного анализа.

В настоящей работе стратегический анализ проводится для ОАО «Концерн «Авиаприборостроение», который входит в структуру Государственной корпорации «Ростехнологии», занимается разработкой, производством и реализацией авиационных приборов и комплексов радиоэлектронного оборудования и является крупнейшим отечественным оператором на рынке авионики. В состав концерна входят 38 предприятий, которые производят продукцию для военной и гражданской авиационной техники, а также продукцию неавиационного назначения.

Для целей стратегического анализа внешнюю среду корпорации обычно разделяют на две составляющие [4]:

  • глобальное окружение;
  • конкурентная среда.

Каждая из этих двух составляющих включает, в свою очередь, определенные компоненты. При этом следует иметь в виду, что глобальное окружение является внешней средой не только для исследуемой корпорации, но и для отрасли, в которой функционирует корпорация, т.е. для ее конкурентной среды.

Исследование глобального окружения, оценка социальных, технологических, экономических и политических факторов, которые могут оказывать существенное влияние на условия ведения бизнеса, получило в управленческой литературе название STEP-анализа [1].

Среди политических факторов представляется необходимым выделить следующие:

  • направленность государственной политики России на развитие инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса (ОПК);
  • проведение на государственном уровне идеологии расширения военно-гражданской интеграции ОПК, и авиационного авиаприборостроения в частности;
  • практически полное отсутствие государственного регулирования на рынке коммерческой авиации.

Важнейшими социальными факторами, влияющими на развитие отрасли авиационного приборостроения являются:

  • проведение правительством РФ курса на повышение престижа инженерных специальностей;
  • существенное отставание уровня материального обеспечения работников отечественного авиаприборостроения от многих других отраслей промышленности;
  • высокий средний возраст квалифицированных специалистов, занятых на предприятиях авиационного приборостроения.

К ведущим экономическим факторам, по нашему мнению, следует отнести:

  • улучшение инвестиционного климата в отечественном авиаприборостроении;
  • создание механизма целевого финансирования Минпромторгом России отечественных инновационных разработок в сфере авионики;
  • повышение доступности кредитов для предприятий отрасли как результат тенденции к снижению ставки рефинансирования.

Среди основных технологических факторов отметим следующие:

  • опережающее внедрение зарубежными приборостроительными фирмами технологий интегрированной модульной авионики;
  • готовность авиаприборостроительных предприятий России к переходу на новый технологический уклад;
  • несовершенство международных механизмов защиты интеллектуальной собственности;
  • чрезвычайно быстрая смена поколений авиационной техники.

Для оценки конкурентной позиции концерна «Авиаприборостроение» нами использован нашедший широкое применение в стратегическом управлении SWOT-анализ, который позволяет определить и интерпретировать для компании ее сильные стороны (strength), слабые стороны (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats) [2; 3].

Сильные стороны:

  • концентрация основных технологических компетенций по разработке и производству бортового оборудования в рамках концерна;
  • высокий уровень унификации продукции;
  • наличие научно-технического задела;
  • участие концерна в реализации государственной политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности;
  • наличие в концерне полного цикла разработки, производства и послепродажного обслуживания авиационного радиоэлектронного оборудования.

Слабые стороны:

  • высокая степень зависимости концерна от государственного финансирования;
  • ограниченность собственных ресурсов;
  • низкая загрузка производственных мощностей;
  • высокая себестоимость выпускаемой продукции;
  • неудовлетворительный доступ на международные рынки;
  • незначительный уровень присутствия концерна на рынках приборостроительной продукции неавиационного назначения;
  • низкий уровень диверсификации производства;
  • критическое состояние основных фондов;
  • серьезная утрата кадрового потенциала, высокий средний возраст кадровой элиты.

Возможности:

  • динамичный рост рынков гражданской и военной авиации;
  • признание концерна в качестве центра ответственности за развитие авиационного приборостроения в стране;
  • большая потенциальная емкость рынков продукции неавиационного назначения;
  • реализация программ государственной поддержки авиационной промышленности.

Угрозы:

  • появление на отечественном рынке конкурентов с более низкой стоимостью продуктов и услуг;
  • активизация политики ведущих зарубежных авиастроительных компаний на блокирование трансфера собственных технологий.

Результаты проведенного SWOT-анализа позволили сформулировать долгосрочные цели концерна «Авиаприборостроение» и задачи, которые необходимо решить в среднесрочной перспективе для достижения этих целей. В качестве основных стратегических целей концерна, по нашему мнению, следует выделить следующие.

  1. Превращение концерна «Авиаприборостроение» в компанию мирового уровня.
  2. Развитие в отечественном авиаприборостроении инновационных технологий до конкурентоспособного на мировом рынке уровня.
  3. Выход на глобальный рынок с конкурентоспособной продукцией.
  4. Повышение капитализации концерна.
  5. Развитие инновационной инфраструктуры. Обеспечение стабильной мотивации работы в концерне.

Указанные стратегические цели обуславливают необходимость решения следующих среднесрочных задач:

  • в корпоративной сфере - консолидация в рамках концерна разрозненных предприятий, специализирующихся в области проектирования, производства и технического обслуживания авионики;
  • в технологической сфере - создание современной технологической платформы авиаприборостроения, модернизация производственной базы;
  • в рыночной сфере - консолидация рынка интегрированного бортового оборудования;
  • в финансовой сфере - обеспечение финансовой устойчивости предприятий, входящих в концерн;
  • в социальной сфере - формирование эффективной системы подбора персонала, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Рецензенты

  • Лапин А.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
  • Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Тюлин А.Е., Белый Е.М. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В АВИАЦИОННОМ ПРИБОРОСТРОЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6370 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674