Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЫКОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Кулапина О.И. 1
1 Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова
В связи с переходом на новый учебно-образовательный стандарт третьего поколения изменяется образовательный контекст методологического учения, направленный на обучение студентов-музыковедов музыкальных вузов России. Предложено понимание методологии в двух аспектах В узком смысле – это изучение конкретных категорий, принципов, методов, используемых в музыкознании. В широком смысле – выявление сущности, смысловой константы музыкальной науки, её самопознание. Термины и понятия, применяемые в музыковедческой науке, в статье предлагается соотнести с герменевтическим подходом. Рассматривается то, как на учебном процессе сказывается отсутствие единого учебного плана и программы. Сопоставлены различные подходы, практикуемые в музыкальных вузах России. Многолетний педагогический опыт позволяет автору высказать суждения по организации и планированию данного процесса, способствующие его оптимизации.
курсы методологии музыкознания и методологии музыковедческого исследования
вузовское образование музыковедов
авторская программа
1. Буцкой А. Структура музыкального произведения. - М.;Л.: Музгиз, 1948. ─ С. 6.
2. Гуляницкая Н. Методы науки о музыке. Исследование. - М.: Музыка, 2009. ─ 256 с.
3. Жабинский К., Зенкин К. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. - Ростов-н/Д: МП «Книга», 2010. - Вып. 4. - С. 3-26.
4. Медушевский В. Потребности музыкальной культуры и воспитание музыковедов // Сов. музыка. ─ 1979. ─ № 5. - С. 23.
5. Медушевский В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания: Сб. ст. - М.: Музыка, 1987. ─ С. 230.
6. Назайкинский Е. Искусство и наука в деятельности музыковеда // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. - М.: Музыка, 1973. - Вып. 2. - С. 3-16.
7. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке // Вопросы социологии и эстетики музыки / Статьи и исследования: В 3 т. - Т. 2. - Л.: Сов. композитор, 1978. ─ С. 8.
Методологию музыкознания можно рассматривать в узком и широком аспектах. В узком аспекте - это изучение конкретных путей, категорий, принципов, методов, используемых в познании музыковедческих объектов и предметов. В широком - это выявление сущности, смысловой константы музыкальной науки, её самопознание. Сюда относится исследование закономерностей, направлений, тенденций, процессов, происходящих в пространственно-временном развитии музыковедческого знания. Вместе с тем, рефлексивный самоанализ сложной системной организации знаний о музыкальной науке может быть направлен на исследование её собственного методологического аппарата, включающего наряду с музыковедческими, общенаучные категории, принципы, методы развития. Раскрытие терминов и понятий, применяемых в музыковедческой науке, непосредственно соотносится с герменевтическим подходом, который тоже напрямую связан с методологическим аспектом науки о музыкальном искусстве. Сама дисциплина «Методология музыкознания» внесена в учебные планы музыкальных вузов страны сравнительно недавно, отсюда - отсутствие специальной литературы, учебных пособий, программ курса, напрямую посвященных его изучению. В настоящее время, несмотря на долгожданное возникновение новых публикаций по методологической тематике [см., к примеру: 1-3, 4-7], появление таковых явно не систематизировано.

На учебном процессе сказывается отсутствие единого учебного плана и программы по данному предмету. Например, в Санкт-Петербургской консерватории он рассчитан на два семестра (36 + 34 часа), адресован студентам-музыковедам первого курса, читается педагогами одной кафедры - музыкальной критики. В первом семестре «проводятся индивидуальные практические занятия по развитию самостоятельных профессиональных навыков будущих музыковедов», а во втором - «лекции и семинары, цель которых - изучение наиболее значительных образцов многожанровой иерархии музыковедческих трудов панорамного, источниковедческого и монографического планов, ... необходимых на разных этапах профессиональной деятельности» [см. 2, 54]. В Саратовской консерватории - иная картина. Методологический курс тоже рассчитан на два семестра, но изучается он студентами-музыковедами старших курсов в 8 и 9 семестрах (34 + 36 часов).

В настоящее время в связи с переходом на новый учебно-образовательный стандарт третьего поколения данная дисциплина переименовывается из методологии музыкознания в методологию музыковедческого исследования, что, кстати, не только исключает, но, наоборот, делает необходимым овладение содержанием предыдущего (по наименованию) предмета. Кроме того, вдвое (!) увеличиваются отводимые на данный курс учебные часы: в сумме 8 зачетных единиц составляют 288 часов, из них 138 часов приходится на аудиторные групповые занятия и 150 часов - на самостоятельную работу студентов.

Прохождение самой дисциплины становится пролонгированным, двухгодичным, обязательным для изучения студентами-музыковедами старших курсов (7-10 семестры). Видимо, на таких новшествах сказывается междисциплинарная интеграция. Имеется в виду непосредственное соотнесение содержания данной дисциплины с другими предметами учебного плана. Прежде всего, - с вновь вводимым для первокурсников курсом введения в специальность, с ёмким, но непродолжительным (всего один семестр) спецкурсом музыкально-теоретических систем и отчасти с философией, читаемыми для музыковедов второго курса.

Думается, что автор этих строк, не один год читавший курсы методологии музыкознания и музыкально-теоретических систем у студентов-музыковедов Саратовской консерватории и подготовивший учебные программы по данным дисциплинам, может поделиться определенными соображениями по оптимизации процесса обучения.

Согласно авторской программе содержание курса включает четыре раздела. В 7-8 семестрах (четвертый год обучения) проходятся три раздела, состоящие в сумме из 18 тем, и в 9-10 семестрах (пятый год обучения) - четвертый раздел из 6 тем. На первый - вводный раздел (из двух тем) - приходится 8 учебных часов. В нем определяются цель и задачи курса, её объекты и предметы, дается дефиниция методологии музыкознания, раскрываются понятия: науковедения, методологии науки, метанауки; рассматривается сущность методологического подхода к исследованию музыковедческих проблем и обнаруживается различие между методологией и методикой музыкальной науки. Здесь же анализируются основные параметры методологического знания (объекты, предметы, структура, его виды, уровни, направленность изучения), вскрываются факторы развития методологического направления в музыковедении.

На второй раздел (из четырех тем) приходится 20 часов, на протяжении которых студенты знакомятся с основами общенаучной методологии. Под эгидой соотношения трех компонентов (философия - методология - наука) контурно изучается исторический аспект методологического учения, начиная с древних греков и заканчивая современностью. При этом обзор философских работ методологической направленности направлен на познание методологического аппарата науки, общенаучных и специально-научных методов исследования, а также общефилософских проблем методологии научного познания.

В третьем разделе (из 12 тем) на протяжении 46 часов, включая зачет в конце восьмого семестра, изучается музыкознание как гуманитарная, социальная наука, её специфика. Сюда входит анализ художественного и научного аспектов музыковедческой науки, определение родственных понятий (музыкознание, музыковедение, музыкология), ведущих научных отраслей и их соотношений. Здесь же исследуется структура музыкальной науки, принципы её организации, основные направления, предметные науки (дисциплины), объекты и предметы их изучения. Рассматриваются разновидности, функции, особенности музыковедческой деятельности, строение методологического аппарата музыкальной науки, его категории, принципы, методы, способы, приемы, частные методики. Определяются методы познания и их классификация в музыкознании, исследуется функционирование в науке исторического, теоретического (аналитического), системно-структурного, комплексного, синергетического подходов, герменевтического, компаративистского, семиотического (семиологического) методов [см. 1]. Отдельная тема посвящена одному из ведущих методов музыкально-теоретического познания - целостному анализу, его истории, теории, практике, что глубоко изучено в докторской диссертации Г. Консона [3]. На конкретном музыковедческом материале изучаются:

  • уровни метанаучной деятельности в плане соотношения теории и практики, эмпирического и теоретического уровней познания, претворяемых в музыкальной науке;
  • функции методологии музыкознания (аналитическая и аксиологическая, управленческая и прогностическая), при этом выявляется критерий методологической ценности музыковедческой теории, рассматривается проблема прогнозирования и управления в системе музыкальной культуры, искусства и науки;
  • закономерности развития музыковедения как системы знаний, включающей исторический контекст такого процесса, его эволюцию, основанную на преемственном развитии научных теорий.

Заключает раздел тема, раскрывающая перспективы дальнейшего развития методологического направления в музыковедении.

Зачет в конце 8 семестр содержит, главным образом, анализ предложенной педагогом музыковедческой литературы методологического профиля с использованием (в качестве метода) критерия методологической ценности музыковедческой теории [см. 4].

Четвертый раздел (из 6 тем) самый крупный, на него падает 68 учебных часов, включая экзамен в конце обучения. Здесь познанию подвергается методология музыковедческого исследования. Понятийный аппарат музыкознания, включающий научную концепцию, теорию, аннотацию, реферат, курсовой трактат, дипломную работу, а также другие разновидности и жанры научных музыковедческих исследований, различает эти виды, прежде всего, по их сущности - методологическому ориентиру (вспомним А. Герцена, утверждающего, что метóда в науке и есть развитие её содержания). Сюда  входят вопросы, раскрывающие проблематику, цели и задачи, вопросы структурирования, терминологии, языка, техники оформления музыковедческого исследования. Тема крупного семинара, из 20 часов, посвящена методологическому анализу наиболее ценных музыковедческих трудов теоретического и исторического музыкознания.

Десятый семестр открывает новый семинар, состоящий из 12 часов и включающий изучение работ по проблемам этномузыкологии, музыкальной критики, социологии, образования, психологии, эстетики, журналистики, менеджмента. На смену семинару приходят 10-ти часовые практические занятия, на которых студенты анализируют вводные части монографий, диссертаций и авторефератов. Заключительный семинар (6 часов) посвящен книге У. Эко «Как написать дипломную работу» [8], где студентам предстоит разобраться в вопросах, связанных с выбором темы, составлением плана, структуры диплома, работой с литературными источниками, оформлением библиографии, ссылок, сносок, примечаний, приложений. Завершает методологический курс четырехчасовой практикум по дипломной работе каждого студента, в котором главный акцент падает на оформление методологического раздела работы.

Наряду с обязательным методологическим анализом конкретной музыковедческой работы из области теоретического или исторического музыкознания экзамен содержит анализ вводной части какого-либо автореферата или диссертационного исследования, а также предоставляемый письменно методологический раздел дипломного реферата, составленный музыковедом-выпускником. Вместо устного ответа, предполагающего свободное владение дипломником материалом пройденного курса, студентом может быть написан и представлен реферат на одну из методологических тем, избранных по согласованию с педагогом. При оценке знаний студентов педагог учитывает не только уровень ответа, но и работу в году: успеваемость, отсутствие задолженностей по устным ответам и письменным заданиям, посещаемость занятий, активное участие в учебном процессе, преимущественно в семинарах и практикумах.

Таким образом, достаточно сложная для освоения тематика методологического курса завершает вузовское обучение музыковеда, позволяющая осмыслить и обобщить «конгломерат» знаний выпускника. Конечно, предложенные в данной статье соображения по ведению методологического курса нельзя расценивать однозначно. Однако они во многом говорят об обновлении курса и работают на перспективу, повышая профессиональный статус музыковедческой деятельности в культурном пространстве социума.

Рецензенты:

  • Трембовельский Евгения Борисович, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории и теории музыки Воронежского государственного института искусств,  г. Воронеж.
  • Сладков Павел Порфирьевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Астраханской государственной консерватории, г. Астрахань.

Библиографическая ссылка

Кулапина О.И. МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЫКОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6264 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674