Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ

Копцева Н.П. 1 Бахова Н.А. 1 Замараева Ю.С. 1 Кирко В.И. 1
1 ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет "
Современные социокультурные исследования выступают предметной областью целого спектра гуманитарных, социальных, культурных наук. Развиваются фундаментальные и прикладные исследования. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем социокультурных исследований в социологии, культурологии, философии, социальной психологии, социальной и культурной антропологии, теории и методологии культурных исследований, педагогике, урбанистике выступает проблема культурных потребностей. Культурные потребности рассматриваются многоаспектно, в том числе в аспекте взаимодействия и взаимообусловленности мониторинга социокультурных потребностей населения и реальной государственной культурной политики. Представляется, что мониторинг социокультурных потребностей различных категорий населения субъектов Российской Федерации должен стать основанием для государственной культурной политики, в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока. Материалы исследования могут использоваться при подготовке студентов по направлениям «культурология», «социально-культурная деятельность».
научные исследования
культурная политика
мониторинг
социокультурные потребности
1. Инглхардт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sociology.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm
2. Кирко В. И., Копцева Н. П., Кеуш А. В. Эвенкийский муниципальный район Красноярского края - экспериментальная площадка по созданию бизнес-инкубатора // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». -2011. - Т.4. - № 8. - С. 1127-1131.
3. Копцева Н. П. Индигенные народы Красноярского края: к вопросу о методологии культурных исследований //Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т. 3. - № 4. - С. 554-562.
4. Копцева Н. П. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/102-5942
5. Копцева Н. П. Материалы экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства» //Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011 - Т. 4. - № 3. - С. 426-465.
6. Копцева Н. П. Теория и практика инновационных образовательных программ по эстетическим дисциплинам в Сибирском федеральном университете //Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2008. - Т.1. - № 4. - С. 492-499.
7. Копцева Н. П., Махонина А. А. Методология Генриха Риккерта и ее применение для решения проблемы культурных ценностей в современной теории культуры //Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - Т.2. - № 2. - С. 247-258.
8. Копцева Н. П., Пименова Н. Н., Резникова К. В. Сохранение и развитие коренных народов циркумполярных территорий: культурно-антропологический анализ // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т.3. - № 5. - С. 649-666.
9. Копцева Н. П., Резникова К. В. Выбор методологических оснований для современных культурных исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - Т.2. - № 4. - С. 491-506.
10. Maslow A. K. Motivation and Personality. - N.Y., 1954. - 411 p.
Научное исследование культурных потребностей ведется с 70-х гг. XX века, когда сменился вектор социокультурных отношений и возникла острая необходимость в осмыслении процессов культуры. В контексте современных глобализационных процессов исследование культурных потребностей стало приоритетным направлением для ученых, а именно в области моделирования культурной политики и переосмысления деятельности культурных учреждений. Российские ученые видят необходимость исследования культурных потребностей в связи с тем, что за последние десятилетия в стране происходят социально-экономические изменения, существенно влияющие на состояние социокультурной ситуации в России [см.: 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].

Научные исследования культурных потребностей идут в двух направлениях: концептуальное определение (разрабатываются понятия «общество потребления», «культурная ценность», создаются концепции, посвященные анализу поведения потребителей и т.д.) и практика исследовательских проектов (социологических, социокультурных, экономических), посвященных анализу реальных процессов формирования культурных потребностей и организации досуга жителей (на мировом и региональном уровне). Оба направления синтезируются на основании необходимости в разработке особых технологий, перестраивающих культурную политику государства и деятельность учреждений культуры, а также в построении долгосрочных сценариев развития социокультурной среды общества. В современный этап науки ученые (социологи, политологи, демократы, культурологи) теоретическими и прикладными путями исследуют специфику социокультурных предпочтений, основными вопросами для этого поиска выступают: как культурные потребности влияют на трансформацию политической, экономической и социальной жизни? Какие технологии позволяют формировать базис ценностей и потребностей социума? Какая перспектива развития ожидает базовых объектов культуры? 

На материале анализа научных диссертационных исследований, посвященных анализу культурных потребностей и сферы культурной политики (за период 2000-2010-х гг.), возможно увидеть основные проблемы и тенденции, возникшие в сфере культурных потребностей.

Основными проблемами в области формирования культурных потребностей являются:

  • однородность культурных потребностей населения, ориентация на массовую культуру, отказ от «высокой» культуры; возрастающая дифференциация услуг по предоставлению культурных продуктов, кризис институтов культуры, созданный нежеланием преобразовывать деятельность традиционных видов культурных учреждений к современным культурным потребностям населения;
  • дезориентация социальных функций культуры, смещение приоритетов и ценностных ориентиров;
  • отсутствие концепции культурной политики как фактора структурирования социокультурного пространства для устойчивого развития общества;
  • отсутствие национально-государственной идеологии как стержня духовного и социального развития конкретного общества.

Основные тенденции в формировании культурных потребностей, возникшие в условиях глобальных трансформаций, согласно мнению ученых, можно разделить на положительные и отрицательные. Положительными тенденциями являются:

  • создание системы социокультурных учреждений для формирования культурных потребностей; организация высококачественной информативной основы для развития социокультурной среды общества и индивида; возникновение культурного плюрализма, основанного на деятельности различных секторов культуры; учет культурных потребностей различных социально-демографических групп;
  • преодоление безого­ворочного государственного патроната; ориентация культуры на реальные потребности населения, не определяемые только государством;
  • устранение социально-культурной и государственной дезинтеграции путем формирования нового комплекса ценностей, адекватные характеру и глубине, происходящих перемен, обеспечивающие «сглаживание социального напряжения и интеграцию разных социальных и территориальных групп как граждан единого государства»;
  • разработка долгосрочных стратегий государственной политики, ориентированной на повышение социальной эффективности всей инфраструктуры отрасли культуры, ее реального влияния на общественную жизнь;
  • последовательная модернизация как прямых, так и косвенных инструментов на основе принципов взаимодопол­няемости, субсидиарности и диверсификации, с учетом специфических особенностей функционирования организаций культуры и бы­тования культуры в целом;
  • выработка механизмов органичного бесконфликтного взаимодействия всех типов культур на территории отдельного региона, целенаправленного регулирования культурной жизни в соответствии с системой общечеловеческих ценностей; фактором устойчивого развития отдельного региона должно стать сохранение и развитие его культурного разнообразия, а также системы культурных коммуникаций как инфраструктуры межрегиональных, межсубъектных и прочих связей.

Отрицательными тенденциями выступают:

  • гигантский прилив низкопробной культуры "на потребу публики";
  • снижение уровня культурной активности, сохранение традиций в новых жизненных условиях и внедрение новых нетрадиционных форм культуры создают реальное возникновение опасного конфликта ценностей между культурой и социальными отношениями;
  • резкое ограничение, стандартизация культурного потребления и досугового поведения большинства населения, утверждение пассивно-потребительского отношения к ценностям культуры;
  • одновременное сосуществование нарождающихся и уходящих ценностей;  утрата единой национальной идеи и традиционных ценностей в связи с нарастающей тенденцией интернационализации культур;
  • отсутствие общей концепции социально-культурной политики; отсутствие гласности; отсутствие новых подходов к финансированию социально-культурной сферы в условиях экономического кризиса и перехода к рыночным отношениям; отсутствие координации деятельности разного рода государственных учреждений, органов местного самоуправления, занимающихся проведением социально-культурной политики;
  • существование двух противоположных позиций в отношении культурной политики: первая - государство и его органы не должны вмешиваться в культурную жизнь, деятельность мастеров культуры, творчество которых мотивируется соб­ственными внутренними законами; вторая - без поддержки и регуляции со стороны государства культура и искусст­во не могут выжить  и обречены на сокращение своих масштабов и функ­ций;
  • отсутствие инновационной культурной политики, основанной на равноправном   сотрудничестве   институтов государства  и  бизнеса  по  решению   социокультурных  задач  в   целях повышения качества жизни и всестороннего развития человека;
  • сложность организации региональной культурной политики, влияющей на развитие региона.

Таким образом, на сегодняшний день обнаруживаются достаточно серьезные проблемы в области анализа культуры потребностей и реального формирования действующей культурной политики. Ученые настоятельно рекомендуют обратить внимание на возрастание тенденций, противоположных по своему содержанию, охватывающих весь спектр проблем культурных потребностей, формирующих одновременное негативное и позитивное переживание социокультурных процессов в сознании общества. Возможным  и единственным решением, по мнению ученых, является проведение социокультурного мониторинга культурных потребностей социума для того, чтобы наиболее корректно и адекватно возможностям государственной культурной политики создать единую базу социокультурных ценностей современного общества. В связи с этим необходимо определить проблематику, вскрытую научными исследовательскими проектами в области анализа культурных потребностей, которая должна прояснить особенности сформированных к началу XXI века ценностей культуры потребностей и досуга.  

Первым серьезным исследованием стал научный проект «Всемирный обзор ценностей», результаты которого выявили сдвиг в направлении от материалистических к постматериальным ценностям, и этим породили жаркую дискуссию между учеными всех областей социального научного знания. Обзор ценностей определил целостные культурные паттерны, тесно связанные с экономическим развитием, и зафиксировал специфику процесса развития индустриального общества: если во второй половине XX века доминировала ориентация на развитие экономики и индивидуальную «достижительную» мотивацию (экономическое накопление), то после наступила эпоха модернизации, произошел сдвиг от традиционных (обычно религиозных) ценностей к «рационально-правовым ценностям в экономической, политической и социальной жизни». Рональд Инглхарт (американский социолог, автор понятия «постматериализм»), взяв за основу результаты WVS («Всемирный обзор ценностей») и на международной конференции «Вызовы теории» (Москва, 1996 г.) представил свой доклад «Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества», в котором обобщил результаты 25-ти летнего эмпирического сравнительно-культурного исследования изменений в ценностях и потребностях в 43 обществах (70 % населения) в период с 1970-х по 1995 г. [см.: 1].

Основной гипотезой данного исследования являлось положение о том, что происходит сильная взаимозависимость между переменными макро- и микроуровня: «системы убеждений на массовом уровне  изменяются таким образом, что характер этих изменений имеет значительные экономические, политические и социальные последствия».

В связи с этим  единственно верным путем выяснения природы этих зависимостей (между социальными ценностями, экономикой и политикой) является эмпирическое исследование данных, альтернативное перед всеми априорными предубеждениями (напр., культурного или экономического детерминизма). Ученый приходит к выводу, что в исследуемый период произошли изменения в базовых ценностях населения развитых и развивающихся стран, что, с одной стороны, объясняется сменой поколений, а, с другой стороны, приводит к новому относительно долговременному становлению новой системы ценностей. Ученый отмечает, что смена эпох привела к целому ряду синдромов культурных перемен. В современный этап развития индустриальных обществ социально-политические траектории выстраиваются в двух кардинальных отношениях: в системе ценностей и институциональной структуре. То есть, система ценностей основана на экономических достижениях, которые дают свободу индивидуального выбора «жизненных стилей и индивидуального самовыражения» и отвечают за качество жизни. Институциональная структура отходит от бюрократического устройства и основывается на высоких технологиях с высокоспециализированной рабочей силой, определенных обществом людей с их изменившимися ценностями в эпоху постмодерна. Рассматривая изменения в иерархии потребностей, согласно теории Абрахама Маслоу [см.: 10], ученый видит причину изменения в индустриальном и постиндустриальном обществах в связи с тем, что произошли «беспрецедентно высокие уровни экзистенциальной безопасности, достигнутые в современном передовом индустриальном обществе, вырастающем из явлений экономического чуда (и западного, и азиатского) последних нескольких десятилетий; а также восхождение государства благосостояния».  Если в основе иерархии первого было заложено достижение экономической и физической безопасности, то в постиндустриальном, рожденное новое поколение людей впадает в социализационный лаг (время, когда должны возникнуть новые ценности и потребности, влекущие к экономическим и политическим изменениям). В связи с этим ценности нового поколения претерпевают генерационные изменения, а возрастные, взращенные  в условиях прежнего поколения, уходят на второй план. То есть, разница в опыте старшего и младшего поколения обнаруживает существенные различия между ценностными приоритетами. В условиях постмодернизма старшее поколение гораздо сложнее и медленнее меняет свои жизненные приоритеты, а младшее поколение, в связи с экономической и физической безопасностью, более высоко развито, политически активно и материально обеспечено. Это совсем не означает, отмечает ученый, что постмодернизм отрицает прежние достижения, скорее наоборот, он сохраняет и использует их во благо новых приоритетов: качества жизни и индивидуального самовыражения, дающие благополучие. Глубокая уверенность в будущем, заложенная в системе ценностей, существенно повлияет на толерантное отношение к другим этническим группам и благоприятным развитием изменений в культуре (и наоборот). Что касается отношениям человека к власти, экономике и научного авторитета, то она изменится в сторону ценностей самого человека: «важной же компонентой сдвига постмодерна является сдвиг, отвращающий и от религиозной, и от бюрократической власти и приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета. Ибо послушание власти сопряжено с высокими издержками: личные цели индивида приходится подчинять целям более широкой субьектности... условия процветания и безопасности способствуют плюрализму вообще и демократии - в частности».  В отношении религии, гендерных ролей и сексуальных норм традиционные для индустриальных обществ ценности также претерпели изменения. Твердые абсолютные правила, которыми руководствуется человек в условиях выживания, обеспечивают его безопасность. Но поколение постматериализма, выросшее в условиях относительной безопасности, более готово к культурным изменениям (новизне и экзотике), способны более терпимо относиться к большей неопределенности, изменять потребности и быть менее зависимыми от абсолютных твердых правил, власти (смена от зависимости к участию) и авторитета.

Основу ценностной системы, изменяющей основные социальные процессы, составляют следующие приоритеты видов ценностей:

  • в политике: меньшая значимость политического авторитета; приоритетность самовыражения, политического участия; экзотика/новизна как стимулирующий фактор;
  • в экономике: высшая приоритетность качества жизни; субъективное благополучие; снижение авторитета как частной, так и государственной собственности;
  • в сексуально-семейной нормативности: сексуальное удовлетворение в соответствии с индивидуальным выбором; индивидуальное самовыражение;
  •  в религии: меньшая значимость религиозного авторитета;  гибкие правила, ситуационная этика; акцент на смысле и назначении жизни.

Культурные изменения, прежде всего, произойдут в экономически развитых странах (от стратегии выживания к стратегии благополучия) и  высокообразованных сообществах, переживших чуть ранее, чем развивающиеся страны,  наибольший подъем благосостояния.

Рецензенты:

  • Викторук Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск.
  • Пфаненштиль Иван Алексеевич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой глобалистики и геополитики историко-философского факультета Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск

Библиографическая ссылка

Копцева Н.П., Бахова Н.А., Замараева Ю.С., Кирко В.И. ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6183 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674